Единство и взаимосвязь тренировочной и соревновательной деятельности с внетренировочными факторами
С развитием спорта и ростом спортивных достижений актуализируется значение факторов, повышающих эффективность функционирования как системы тренировки, так и системы соревнований. Специалисты в области теории спорта считают, что к таким факторам, прежде всего, следует отнести: качественную физкультурно-спортивную ориентацию и спортивный отбор, кадровое, материально-техническое, научное, медико-биологическое, и информационное обеспечение, факторы внешней среды, социально-экономические условия, финансирование, организационно-управленческие структуры и механизмы.
Дидактические принципы - принципы обучения.
Принцип целесообразности и практичности. Компоненты обучения, включающиеся в тренировочный процесс должны соответствовать целям обучения и подготовки. Упражнения, включаемые в тренировочный процесс, обязательно оцениваются с точки зрения полезности для достижения высоких результатов на каждом этапе подготовки.
Принцип управляемости и подконтрольности. В процессе обучение необходимо сформировать и развить обратные связи между тренером и спортсменом. Текущие результаты обучения должны контролироваться тренером и обучающимся.
Принцип позитивной мотивации. При правильном первичном отборе и ориентации поддержание интереса к занятиям спортом и сопутствующее воспитание учеников – важная задача тренера, т. к. высокие спортивные достижения невозможны без позитивной мотивации.
Принцип смысловой и перцептивной наглядности. В процессе обучения технике упражнений необходимо воздействовать на несколько видов восприятия (зрительное, кинестетическое, вестибулярное восприятие, тактильную чувствительность, слух) не ограничиваясь при обучении только одним зримым образом движения.
Принцип планомерности и постепенности. Высшей формой планирования обучения технике сложных упражнений является обучающая программа, построенная на принципах программно-управляемого обучения и предлагающая возможно большую вариативность работы постепенным наращиванием сложности и трудности заданий.
Принцип методологического динамизма и прогрессирования. В ходе тренировочного процесса необходимо подвергать своевременной ротации методы, приёмы и средства обучения для предотвращения стагнации, застоя на отдельных этапах работы.
Принцип функциональной избыточности и надёжности.Обучающийся должен обладать запасом двигательных ресурсов, дающих возможность индивидуальной коррекции при управлении двигательным действием. Освоенные спортсменом упражнения должны выполняться достаточно хорошо даже при условиях утомления, при различных сбивающих факторах.
Принцип прочности и пластичности. Добиваясь достаточной прочности двигательного навыка, следует сохранять за ним и свойства необходимой пластичности для возможности коррекции, связанной одно из средств которой – вариативная тренировка. Прочность – характеристика степени сформированности центральнонервного механизма двигательного навыка. Надёжность – наличие функционального резерва двигательных, сенсомоторных и других качеств или способностей.
Принцип доступности и стимулирующей трудности. Предлагаемый для освоения материал (как практический, так и теоретический) должен быть не только и не столько легко доступен, сколько оптимально труден.
Принцип индивидуализированного обучения в коллективе. Взаимодействие спортсменов разной квалификации в коллективе способствует обмену важной для обучения информацией, облегчает организацию тренировочного процесса благодаря взаимопомощи и взаимоподдержке, позволяет применить групповые методы работы. Неизбежно возникающая атмосфера соперничества положительно сказывается на отношении спортсменов к работе, повышает эффективность её выполнения, а также работоспособность спортсменов.
Принцип формально-эвристического единства. Тренеру необходимо знать всё, что ранее было известно об обучении движениям (упражнениям), способствующим прогрессу в данном виде спорта, отслеживать появление нового, уметь выбирать и применять на практике наиболее эффективные методы. При этом в отношении общепринятого должен существовать здоровый скепсис, разумная критика, без которых невозможно обновление.
Принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства. Практика прямо показывает, что многие затруднения в учебно-тренировочной работе объясняются недостаточным профессионализмом тренеров, их научно-методической неосведомлённостью. Педантичная, а тем более догматическая трактовка явления на основе недостаточных научных данных может дать меньший эффект или даже принести вред в сравнении с интуитивной работой опытного тренера и думающего спортсмена. Таким образом, проверенные научные данные должны разумно сочетаться с закономерностями самоорганизации движения – действиями, которые плохо изучены и формируются самостоятельно по законам не известным обучающему. Вышеперечисленные принципы актуальны не только для системы подготовки спортсменов, но и для занимающихся с целью укрепления здоровья и поддержания высокого уровня работоспособности.
Вопрос 38:
Методы спортивной тренировки
Словесные методы. Наглядные методы. Практические методы. Методы, направленные на преимущественное освоение техники движений. Методы, направленные на воспитание физических качеств. Непрерывный метод тренировки. Интервальный метод тренировки. Игровой метод. Соревновательный метод.
Под методом спортивной тренировки понимается форма сочетания и воспроизведения действий в упражнениях. При этом концентрируют внимание на том, как именно воспроизводятся действия, в каком конкретно порядке, режиме, регламенте (Матвеев Л.П., 1999). В зависимости от особенностей методов их воспроизведения одни и те же по виду действия могут давать далеко не один и тот же эффект.
Словесные методы
Преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.
В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.
1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В начальной школе, особенно в I-II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту.
Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.
2. Описание. Это способ создания у занимающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания идвигательный опыт.
3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений.
Объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.
Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.
4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.
5. Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.
6.Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы).
7.Инструктирование — точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.
8.Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество еговыполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику.
9.Распоряжения, команды, указания — основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях.
Под распоряжением понимается словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.
Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.
Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяют в начальной школе.
В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности.