Направленность на максимально возможное достижение, углубленной специализации, индивидуализации в тренировочно-спортивной деятельности

Всю спортивную деятельность, которая в целом включает со­стязания и подготовку к ним, можно назвать в определенном смысле максимизированной, так как при этом реализуются лич­ностные установки на возможно более высокие, индивидуально максимальные результаты. И хотя фактически достигаемый уро­вень результатов совсем не одинаков, для каждого спортсмена закономерна устремленность к полному проявлению своих воз­можностей - индивидуально максимизированным результатам, пусть даже в пределах отдельных этапов спортивного совершен­ствования.

Это сказывается не только на соревновательной, но и на под­готовительной деятельности. При прочих относительно одинако­вых условиях лидерами в спорте становятся те, кто превосходит других качеством и количеством проделанной подготовительной работы.

Данная закономерность проявляется по-разному в зависимо­сти от этапов многолетнего совершенствования. На начальных этапах, когда занятия спортом проводят в основном по типу общей физической подготовки, установка на высшие достижения носит характер отдаленной перспективы. Цель текущего достижения максимально высоких результатов, как правило, не ставится. Од­нако по мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эту установку постепенно реализуют во все более полной мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничивающие возрастные и иные факторы.

Максимально возможной степени совершенства в любом деле можно добиться, только сосредоточив все внимание на опреде­ленной деятельности, а это означает необходимость углубленной специализации. При этом добиться высших показателей можно только в деятельности, к которой организм наиболее предрас­положен. В связи с этим при планировании специализированной спортивной тренировки чрезвычайно важен учет индивидуальных особенностей организма спортсмена. Узкая специализация в соот­ветствии с индивидуальными склонностями позволяет более пол­но реализовать принцип максимизации спортивной подготовки.

Однако индивидуализация и специализация требуют построе­ния тренировки в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности занимающихся. Наиболее актуальны­ми выступают определения возрастных периодов, благоприятных для начала спортивной деятельностью и начала узкой специали­зации, уточнения содержания и преимущественной направлен­ности базовой подготовки. Эффективность возрастной динамики развития физических способностей, совершенствования вегета­тивных и моторных функций во многом обусловлена правильным подбором физических нагрузок преимущественной направленно­сти в периоды сенситивного развития организма, что, несомнен­но, обеспечивает благоприятные предпосылки для эффективного роста их спортивно-технического мастерства.

Игнорирование этих вопросов при разработке многолетних программ спортивной подготовки неизбежно приведет к огра­ничениям достижения возможного индивидуального максимума спортивных результатов.

2. Сочетание в спортивной тренировке постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций

Практическое воплощение в спорте установки на максималь­ную реализацию достиженческих возможностей сопряжено с пре­дельным наращиванием тренировочных и соревновательных на­грузок, усложнением задач, решаемых в процессе спортивной подготовки. Учитывая, что функциональная активность по мере приближения к максимуму с возрастающей действенностью стимулирует прогрессивные адаптивные перестройки в организме, в спорте наиболее эффективными считают нагрузки, близкие к предельным.

Вместе с тем на разных этапах многолетней подготовки прогрессивные адаптивные перестройки в организме за­нимающихся вызывают разные по величине нагрузки. В начале целенаправленной тренировки процесс адаптации протекает ин­тенсивно при любом повышении двигательной активности, поэ­тому нет острой необходимости доводить нагрузку до предельной. В дальнейшем, по мере повышения уровня функционального резерва, темпы формирования долговременных адаптивных ре­акций существенно замедляется. Стимулировать прогрессивные адаптивные перестройки при этом удается только при приближе­нии функциональной активности организма к предельным вели­чинам.

Устойчивые изменения в организме наступают только тогда, когда такие нагрузки повторяются достаточно регулярно. Поэтому для квалифицированных спортсменов наиболее эффективно регулярное использование нагрузок, близких к предельным. Средние и низкие нагрузки не вызывают у них существенных пере­строек, их используют обычно только как восстановительные или поддерживающие. Более того, величина пороговой значимости величины нагрузки постепенно меняется в зависимости от уровня подготовленности спортсмена (рис. 1).

Направленность на максимально возможное достижение, углубленной специализации, индивидуализации в тренировочно-спортивной деятельности - student2.ru

А - начинающие спортсмены; Б - спортсмены средней квалификации;

В - высококвалифицированные спортсмены

Рис. 1. Изменение соотношения зоны функционального резерва (1) и зоны, стимулирующей перестроечную адаптацию (2) (по В.Н. Платонову)

Плодотворное использование адекватно предельной нагрузки для квалифицированных спортсменов во многом обусловлено заблаговременной подготовкой к ней, в ходе которой обеспечи­вается более или менее постепенное возрастание нагрузочных параметров.

На начальных этапах многолетней подготовки следует больше ис­пользовать нагрузки, величина которых находится в нижней по­ловине зоны, стимулирующей долговременную адаптацию. Это является залогом снижения темпов сокращения стимулирующей зоны на последующих этапах. Постепенное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок с эпизодическим увеличением их до максимума способствует эффективному по­вышению тренированности юных спортсменов. Вместе с тем ши­рокое использование на ранних этапах многолетней подготовки средств, требующих предельной мобилизации организма (верх­няя зона), может свести до минимума арсенал средств и адапта­цию на заключительных, наиболее ответственных этапах.

Формирование устойчивых изменений в функционировании систем организма спортсмена происходит постепенно, для это­го требуется многократное повторение значимых для организма нагрузок. Время, объективно необходимое для развертывания и смены стадий адаптации, в той или иной мере лимитирует тем­пы прироста нагрузок, что вносит в их динамику определенную постепенность. Таким образом, динамика адаптивных процессов, вызванных адекватно максимальными нагрузками, влияет на динамику роста нагрузок.

Постепенность - это, с одной стороны, тенденция наращи­вания нагрузок в соответствии с индивидуальными адаптаци­онными возможностями спортсмена, с другой стороны, продол­жительность выполнения адекватно максимальной нагрузки для адаптации к ней, поскольку оправданный переход к новым, повы­шенным нагрузкам происходит по мере приспособления к ранее применяемым воздействиям.

Сочетание тенденций постепенного и предельного в наращива­нии тренировочных нагрузок можно обеспечить в разных вариан­тах. В практике спорта придерживаются главным образом трех ва­риантов. В одном из них динамика основных нагрузок приобретает как бы«ступенчатую» форму, при другом - «волнообразную», сочетание этих форм дает новую форму - «скачкообразную» (рис. 2).

Направленность на максимально возможное достижение, углубленной специализации, индивидуализации в тренировочно-спортивной деятельности - student2.ru

А – «ступенчатая; Б – «волнообразная», В – «скачкообразная»

Рис. 2. Основные формы динамики нагрузок в серии микроциклов спортивной тренировки

При ступенчатой форме сочетания постепенности и предель­ности в динамике нагрузок моменты ее прироста узко локализо­ваны во времени, а сроки стабилизации их параметров расширены (прирост происходит как бы одномоментно в начале очередного цикла и затем на некоторое время стабилизируется), чем облег­чаются условия адаптации к повышенным нагрузкам. При этом продолжительность выполнения стабилизированной нагрузки лимитируется временем адаптации к ней.

В процессе подготовки ступенчатая форма динамики нагрузки при небольших величинах ее прироста бывает предпочтительней на первых этапах спортивной деятельности, а также в начале боль­ших тренировочных циклов или после продолжительных переры­вов в тренировке (после травм или заболеваний), когда необхо­димо обеспечить особую постепенность в развитии нагрузочных воздействий. В этом случае для некоторого снижения остроты воздействия при ступенчатом увеличении нагрузки целесообраз­но разводить во времени наращивание ее составляющих (объема и интенсивности). Подобная же форма, но с резко выраженным приростом нагрузки (в виде «скачка» в сочетании с одномомент­ным увеличением объема иинтенсивности), пригодна на высших уровнях спортивного совершенствования как фактор активиза­ции процесса развития тренированности.

При волнообразной динамике нагрузок фаза наращивания их выражена в развернутом виде, что в более высокой степени уси­ливает развивающий импульс. Принцип постепенности обеспе­чивается здесь не одномоментным, а растянутым во времени уве­личением развивающего воздействия, дифференцированным, а не параллельным изменением их объема и интенсивности, времен­ным снижением общего уровня нагрузок после того, как они до­ведены до «пиковых» величин, с целью достижения необходимой степени восстановления и сверхвосстановления.

Поскольку одно из главных условий эффективности спортив­ной тренировки заключается в соответствии ее содержания тому, что предстоит делать спортсмену в соревнованиях, при ее по­строении возникает проблема адекватного моделирования пред­стоящей соревновательной деятельности. Речь идет о реальном воплощении спортсменом прогнозируемых (модельных) параме­тров предстоящей соревновательной деятельности посредством специально-подготовительных упражнений, а затем и в целост­ных формах.

Реализация такой целевой установки предполагает опережаю­щее моделирование соревновательной деятельности в процессе подготовки к ней. При этом на первых этапах средствами прибли­жения к новым целевым параметрам служат преимущественно те специально-подготовительные упражнения, в которых эти параметры воспроизводятся как бы фрагментарно (в рамках выполнения отдельных соревновательных действий или их сочетаний, не охва­тывающих полный состав соревновательной деятельности). Ис­пользование этих упражнений позволяет воспроизвести отдельные параметры с превышением существующего их уровня в целостном соревновательном упражнении (по скоростным, силовым, коор­динационным или иным параметрам). Основным адаптирующим фактором при этом служит регулярное повторение тех специально-подготовительных упражнений, в которых удается воспроизвести, хотя бы частично, уже посильные спортсмену новые черты сорев­новательной деятельности (стабилизировать их).

По мере стабилизации проявления нового возросшего уровня моделируемых параметров все более значительное место в прак­тическом моделировании целевой соревновательной деятельно­сти занимают упражнения, возможно более полно воспроизво­дящие ее состав и новые параметры, а затем и целостные формы целевой соревновательной деятельности. Таким образом, реали­зация опережающего моделирования идет в порядке поэтапного воспроизведения новых черт с последовательным использовани­ем фрагментарных и целостно-конструктивных подходов.

В этом отношении практическое моделирование соревнова­тельной деятельности при подготовке к ней является в опреде­ленной мере опережающе-стабилизирующим, поскольку оно не только выводит спортсмена за пределы того, к чему он приспосо­бился, но и превращает новое, пока еще не в полной мере доступ­ное для него, в привычное.

3. Единство общей и специальной подготовки

Спортивная специализа­ция не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возмо­жен лишь на основе разностороннего развития физических и духов­ных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма. В этом убеж­дает весь опыт спортив­ной практики, а также многочисленные дан­ные научных исследо­ваний.

Направленность на максимально возможное достижение, углубленной специализации, индивидуализации в тренировочно-спортивной деятельности - student2.ru Зависимость спор­тивных достижений от разностороннего разви­тия, в том числе и ин­теллектуального, объяс­няется двумя основны­ми причинами: во-пер­вых, единством орга­низма – органической взаимосвязью его органов, систем и функ­ций в процессе деятельности и развития; во-вторых, взаимодей­ствиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных умений и навыков, освоенных спортсменом, тем бла­гоприятнее предпосылки для образования новых форм двигатель­ной деятельности и совершенствования освоенных ранее.

Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка, являясь глубоко специа­лизированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке нераз­рывно сочетаются общая и специальная подготовка.

Единство общей и специальной подготовки спортсмена озна­чает, что ни одну из этих сторон нельзя исключить из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимной зави­симости их содержания: содержание общей физической подго­товки определяется с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосы­лок, которые создаются общей подготовкой.

Для различных периодов многолетней и круглогодичной тре­нировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специ­альной подготовки (рис. 31).

Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

4. Непрерывность (перманентность) и цикличность подготовительно-соревновательного процесса

Требование к обеспечению непрерывности занятий, при­званных обеспечивать прогрессирование уровня подготовлен­ности спортсменов, возникает в первую очередь из-за необходи­мости наслоения следовых эффектов, вызванных отдельными упражнениями, целыми занятиями и сериями занятий с целью закрепления и усиления их, а также обратимости адаптационно-приспособительных сдвигов в системах организма.

Выполняя определенные физические упражнения, спортсмен увеличивает нагрузку, вызывая усиление активности определен­ных функциональных систем, обеспечивающих энергоресурсы двигательной деятельности. Если при физической нагрузке опре­деленной направленности потребовалось израсходовать запас ресурсов отдельных систем, близкий к предельному, то при вос­становлении организм восполняет их с превышением исходного уровня (явление суперкомпенсации).

При этом менее загруженные системы функционируют и вос­станавливаются в рамках имеющегося функционального резерва, на их восстановление требуется существенно меньше времени. Таким образом, величина нагрузки и ее направленность обуслов­ливают гетерохронность восстановления различных функцио­нальных возможностей, а также различную величину их супер­компенсации (следовой тренировочный эффект) (рис. 3).

Направленность на максимально возможное достижение, углубленной специализации, индивидуализации в тренировочно-спортивной деятельности - student2.ru

С - преимущественно скоростная нагрузка; Ан - преимущественно анаэробная нагрузка; А - преимущественно аэробная нагрузка;

1 - восстановление скоростных возможностей; 2 - восстановление анаэробных возможностей; 3 - восстановление аэробных возможностей

Рис. 3. Последействие занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности (Платонов В.Н., 1986)

При организации тренировочного процесса и определения ее направленности необходимо учитывать, что в зависимости от сроков начала повторной нагрузки определенные функциональ­ные системы могут находиться в состоянии недовосстановления, возврата к исходному уровню работоспособности или в состоя­нии суперкомпенсации, то есть повышенной работоспособности. Поэтому необходим учет особенностей взаимодействия следовых тренировочных эффектов нагрузок разной направленности. При неудачно выбранной последовательности выполнения упражне­ний конечный результат тренировки может оказаться совершен­но противоположным запланированному (уменьшаются сдвиги).

Таким образом, воздействие нагрузки любого занятия долж­но обеспечить не только определенный следовой тренировочный эффект, но и определенную взаимосвязь с эффектами предше­ствующего и последующего занятий. При регулярной, правиль­но организованной тренировке следовые эффекты отдельных упражнений или занятий постоянно накладываясь друг на дру­га, суммируются, в результате чего возникает положительный кумулятивный тренировочный эффект, представляющий со­бой производное от совокупности различных следовых эффектов. Положительный кумулятивный тренировочный эффект приво­дит к относительно долгосрочным адаптивным изменениям в со­стоянии организма спортсмена, к устойчивому росту его функ­циональных возможностей и спортивной работоспособности (рис. 4).

Направленность на максимально возможное достижение, углубленной специализации, индивидуализации в тренировочно-спортивной деятельности - student2.ru

С - скоростная нагрузка; А - аэробная нагрузка; Ан - анаэробная нагрузка;

1 - восстановление скоростных возможностей; 2 - восстановление аэробных возможностей; 3 - восстановление анаэробных возможностей

Рис.4. Схема возможного суммирования нагрузки в тренировочном микроцикле

Такие относительно долгосрочные прогрессивные изменения в состоянии подготовленности занимающихся возможны при правильном (адекватном) построении спортивной тренировки. Однако этот процесс является обратимым, через некоторое вре­мя отсутствия определенных физических нагрузок он может сме­ниться регрессом.

Практика показывает, что даже при условии предшествующей регулярной тренировки иногда достаточно всего лишь несколь­ких пропущенных занятий, чтобы начался регресс отдельных сто­рон приобретенной тренированности. Это обусловлено тем, что человеческий организм предрасположен к работе «по минимуму» и не способен долго сохранять невостребованные запасы ресур­сов, постепенно расходуя их.

Основная суть принципа непрерывности спортивной трени­ровки заключается в необходимости обеспечить преемственность положительного кумулятивного эффекта, исключить неоправдан­ные чрезмерные перерывы между тренировочными занятиями, а также отрицательные влияния отдельных нагрузок, сводя к ми­нимуму явления регресса тренированности.

Таким образом, непрерывность тренировочного процесса ха­рактеризуют следующие положения:

- спортивную тренировку строят как непрерывный круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект и обеспечивающий приобретение, сохранение и развитие спортивной формы;

- воздействие каждого последующего тренировочного занятия наслаивается на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;

- интервал отдыха между занятиями или отдельными упраж­нениями выдерживают в пределах, гарантирующих общую тен­денцию восстановления и повышения работоспособности. Однако в рамках отдельных тренировочных занятий, микро- и мезоциклов, при определенных условиях, допускают проведение заня­тий на фоне недовосстановления, для чего создают уплотненный режим нагрузок и отдыха, сопровождающийся в дальнейшем уве­личением кумулятивного эффекта.

Во всех постоянно воспроизводимых процессах как универ­сальное свойство деятельности проявляется цикличность, то есть относительно законченный кругооборот ее стадий с частич­ной повторяемостью отдельных элементов. Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации.

Каждый цикл представляет собой относительно законченный фрагмент подготовки, связанной с необходимостью повторного выполнения определенной нагрузки для адаптации к ней. В осно­ву цикличности спортивной тренировки положены закономерно­сти развития, удержания и утраты спортивной формы, связанные с первоначальным ростом, а затем постепенным замедлением, стабилизацией и даже, в конечном итоге, снижением адаптивных перестроек в организме после достаточно продолжительного вы­полнения определенной нагрузки.

Для сохранения темпов общих прогрессивных перестроек в организме целесообразно умело сочетать периоды напряженной нагрузки на отдельные системы организма спортсмена с их вос­становлением и сверхвосстановлением. С этой целью необходи­мо периодически менять величину или направленность нагруз­ки. Изменяя направленность нагрузки, следует учитывать, что системы, не получающие достаточной нагрузки, некоторое время сохраняют повышенный уровень функциональной активности, а затем поступенно начинают его утрачивать, поэтому спустя не­которое время следует возвращаться к прежней, чтобы продол­жить дальнейшее совершенствование систем организма.

При этом каждый очередной цикл является частичным повто­рением предыдущего и одновременно выражает тенденции раз­вития тренировочного процесса, то есть отличается от предыду­щего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д.

Важно учитывать закономерный характер цикличности спор­тивной подготовки и необходимость направленно упорядочить его в соответствии с развитием спортивной формы и подготовки к участию в соревнованиях, используя циклы различной продол­жительности. В масштабах временных границ, в которых осущест­вляют тренировку, различают ее микро-, мезо- и макроциклы. Их воспроизведение должно быть упорядочено в соответствии с закономерностями спортивного совершенствования.

В форме циклов строят весь тренировочный процесс - от эле­ментарных звеньев до этапов многолетних занятий. Их комп­лексное проявление в спортивной деятельности представлено прежде всего циклическим воспроизведением спортивно-подго­товительных этапов и серии спортивных соревнований.

В сжатом виде основные положения цикличности обязывают:

- строя спортивную тренировку, исходить из необходимости систематического повторного воспроизведения основных элементов ее содержания и, вместе с тем, последовательного изменения их, как того требует логика чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса;

- рассматривать любой фрагмент тренировочного процес­са во взаимосвязи с более крупными и менее крупными форма­ми циклической структуры тренировки, учитывая, что структу­ра микроциклов, например, во многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура мезоциклов обусловле­на, с одной стороны, особенностями составляющих их микроци­клов, а с другой - местом в структуре макроцикла;

- принимая решения о целесообразности использования тех или иных средств и методов тренировки, тренировочных и сорев­новательных нагрузок, учитывать, насколько они соответствуют особенностям фаз, этапов и периодов тренировочных циклов (ибо любые из них утрачивают эффективность, если их применяют не ко времени и не к месту);

- определяя общий порядок развертывания процесса подго­товки и соревнований, соотносить их так, чтобы гарантировать оптимальную готовность к достижению в главных соревнованиях наилучших результатов.

При организации тренировочного процесса следует учитывать, что каждый из принципов был рассмотрен отдельно только для удобства изложения. На самом деле все они синтезированы в еди­ный процесс и лишь отражают его отдельные стороны. В связи с этим, учитывая сложность структуры унифицированной систе­мы принципов, можно утверждать, что ни один из них не может быть реализован в полной мере в отрыве от совокупности прин­ципов. Успешность учебно-тренировочного процесса будет обес­печена лишь в том случае, если при принятии управленческих ре­шений тренер будет учитывать требования всех принципов.

5. Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельно­сти и структуры подготовленности спортсмена

В основе данного прин­ципа лежат закономерности, отражающие структуру, взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной де­ятельности спортсмена.

Рациональное построение процесса тренировки предполагает его строгую направленность на формирование оптимальной струк­туры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффектив­ное осуществление соревновательной борьбы.

Этим принципом особо следует руководствоваться при созда­нии системы поэтапного управления, разработке перспективной программы на относительно длительный период спортивной под­готовки.

Наши рекомендации