Глава 4. Финансовое обеспечение физической культуры и спорта
Статья 14. Финансирование физической культуры и спорта в Нижегородской области
1. К расходным обязательствам Нижегородской области относятся:
5) обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Нижегородской области» на 2013-2016 годы»(Утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 18 сентября 2012 года № 645)
(извлечения)
2.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является улучшение качества жизни инвалидов и детей-инвалидов на территории Нижегородской области, создание условий для наиболее полной реализации инвалидами реабилитационного потенциала и адаптации в обществе - благоприятные условия для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей Нижегородской области.
Задачами Программы являются:
1. Формирование здорового образа жизни инвалидов и профилактика инвалидности на территории Нижегородской области.
2. Развитие реабилитации инвалидов и детей-инвалидов в Нижегородской области.
3. Улучшение социального положения (качества жизни) инвалидов в Нижегородской области. Содействие занятости инвалидов, сохранение и развитие мотивации к труду.
4. Информационно-методическое обеспечение деятельности, направленной на повышение качества жизни инвалидов в Нижегородской области и устранение отношенческих барьеров.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2013-2016 годах.
Программа выполняется в один этап.
2.4. Управление Программой и механизм ее реализации
Механизм реализации Программы основывается на принципах разграничения полномочий и ответственности исполнителей Программы. По всем мероприятиям Программы определены ответственные исполнители, источник и соответствующие объемы финансирования.
Государственными заказчиками Программы являются:
- министерство социальной политики Нижегородской области (координатор Программы);
- министерство спорта и молодежной политики Нижегородской области;
- министерство образования Нижегородской области;
- министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области;
- управление государственной службы занятости населения Нижегородской области.
Реализация Программы обеспечивается:
- министерством социальной политики Нижегородской области;
- министерством спорта и молодежной политики Нижегородской области;
- министерством образования Нижегородской области;
- министерством информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области;
- управлением государственной службы занятости населения Нижегородской области.
Для инвалидов, находящихся на обслуживании в учреждениях системы социальной защиты населения, их проведение осуществляется в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт определены как самостоятельные направления реабилитационного процесса.
Групповые и индивидуальные занятия физической культурой с инвалидами проводятся в соответствии с ИПР, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, с учетом особенностей заболевания и возраста.
Традиционно на базе стационарных учреждений системы социальной защиты в рамках целевых программ организуются областные спортивно-оздоровительные мероприятия, в подготовке которых ежегодно принимают участие более 4300 воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей и психоневрологических интернатов.
В целях формирования здорового образа жизни среди граждан с инвалидностью в течение последних нескольких лет министерством спорта и молодежной политики Нижегородской области организуются следующие спортивно-оздоровительные мероприятия для данной категории граждан:
- туристический слёт среди инвалидов по слуху с участием более 250 человек;
- областной спортивный фестиваль «Спорт для всех» (среди лиц с дефектами слуха) с участием более 200 человек;
- Нижегородская областная спартакиада инвалидов с участием более 800 человек.
Реализация областных спортивных мероприятий формирует у граждан с инвалидностью стремление к здоровому образу жизни, значительно повышает самооценку, формирует стремление к поставленной цели, повышает волевые качества, что способствует повышению социального статуса инвалидов.
Указанные мероприятия целесообразно реализовывать с помощью программно-целевого метода, поскольку они направлены на конкретную категорию граждан (инвалиды, дети-инвалиды), охват участников мероприятий является одним из показателей эффективности, вместе с этим реализация этих мероприятий будет освещена в рамках отдельных мероприятий по информационному сопровождению программы для привлечения общественного внимания к людям с инвалидностью, устранению отношенческих барьеров и толерантного отношения к инвалидам в обществе.
В целях дальнейшего развития физической культуры, как эффективного средства реабилитации, поддержания физических возможностей и укрепления здоровья граждан с ограниченными возможностями, необходимо оборудование учреждений, оказывающих эти реабилитационные услуги. Реализация этих мероприятий позволит повысить качество реабилитационных мероприятий. В настоящее время доля учреждений, в минимальной степени оснащенных спортивным инвентарем для проведения реабилитационных мероприятий, составляет 71,6 %.
Основу профилактики инвалидности наряду с внедрением в системах здравоохранения, образования, спорта и социальной защиты новых технологий реабилитации и оздоровления населения составляет своевременное обеспечение лиц, получивших ограничение жизнедеятельности той или иной степени, дополнительными техническими средствами реабилитации.
«ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И АДАПТИВНОГО СПОРТА»
(Дополнение к методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в РФ от 12.12.2006 № СК-02-10/3685)
(Письмо Росспорта от 21 марта 2008 г. № ЮА-02-07/912, согласованыписьмом Министерстваобразования и наукиРоссийской Федерацииот 6 марта 2008 г. № ИК-343/06)
Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (далее - "учреждения").
Данные рекомендации являются дополнением к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (приложение к письму Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685), которые используются при организации деятельности учреждений адаптивной физкультуры и адаптивного спорта с учетом нижеизложенного.
1. В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 329-ФЗ от 04.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должно основываться на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов должны способствовать интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций, в т.ч. путем создания детско-юношеских спортивно-адаптивных школ.
Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.
Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта может осуществляться также в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.
2. Обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Рекомендуется в региональных программах развития физической культуры и спорта включать раздел по развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также разработать механизм содействия муниципальным образованиям по поддержке и развитию спорта инвалидов.
3. При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, расходы на обустройство парапетов и подъемников и прочее).
4. В учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих учебно-тренировочный процесс с указанным контингентом, рекомендуется предоставлять обучающимся старше 18 лет возможность продолжать спортивную подготовку в данном учреждении независимо от имеющихся результатов выступления. Особенно если в территории отсутствует необходимая инфраструктура спортивных учреждений, где воспитанник мог бы продолжить занятия физической культурой и спортом.
5. Рекомендуемые параметры по наполняемости учебных групп, объему учебно-тренировочной нагрузки и нормированию труда тренеров-преподавателей для данных учреждений приведены в таблице 1.
Группа, к которой относится занимающийся, определяется в зависимости от степени функциональных возможностей спортсмена, требующихся для занятий определенным видом спорта (таблицы 2 и 3).
К группе III относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем они нуждаются в относительно меньшей посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях. Минимальный физический недостаток для допуска к соревнованиям лиц с ампутацией одной нижней конечности должен выражаться в том, чтобы ампутация проходила через голеностопный сустав. С ампутацией верхней конечности - через лучезапястный. При прочих поражениях опорно-двигательного аппарата укорочение конечности должно быть на 10 см.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- нарушение зрения (класс B3);
- нарушение слуха, полная потеря слуха;
- умственная отсталость выше 60 IQ (как правило, спортсмены INAS - FID);
- ахондроплазия (карлики);
- детский церебральный паралич (классы CP7 - CP8);
- высокая ампутация двух нижних конечностей (классы 57, 58, соревнуются в креслах-колясках);
- ампутация или порок развития:
одной нижней конечности ниже коленного сустава (класс A4);
односторонняя ампутация стопы по Пирогову, в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне с другой стороны (класс A3);
одной верхней конечности ниже локтевого сустава (класс A8);
одной верхней конечности ниже локтевого сустава и одной нижней конечности ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс A9);
- прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
К группе II относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются достаточно выраженными нарушениями.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- нарушение зрения (класс B2);
- умственная отсталость от 60 до 40 IQ;
- детский церебральный паралич (классы CP5 - CP6);
- спинномозговая травма (классы 55, 56, передвигаются в креслах-колясках);
- ампутация или порок развития:
одной верхней конечности выше локтевого сустава (класс A6);
одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс A9);
двусторонняя ампутация предплечий (классы A5, A7);
- прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
К группе I относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, в связи с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- полная потеря зрения (класс B1);
- детский церебральный паралич (классы CP1 - CP4, передвигающиеся в креслах-колясках);
- спинномозговая травма (классы 51 - 54, передвигающиеся в креслах-колясках);
- ампутация или порок развития (классы A1, A2, A5):
двусторонняя ампутация бедер (передвигающиеся на протезах);
односторонняя ампутация бедра с вычленением (передвигающиеся на протезах), односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы или голени с другой стороны;
двусторонняя ампутация плеч;
ампутация четырех конечностей;
- прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
Для группы лиц, занимающихся легкой атлетикой в трековых видах в классах с T51 по T54 и с T32 по T34, спортсмены передвигаются только в колясках. В метаниях в классах с F51 по F58 и с F32 по F34 спортсмены выступают на специальном станке.
6. Распределение спортсменов на группы по степени функциональных возможностей для занятий определенным видом спорта возлагается на учреждение и осуществляется один раз в год (в начале учебного года). Для определения группы по степени функциональных возможностей спортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата приказом учреждения создается комиссия, в которую входят: директор учреждения, старший тренер-преподаватель (или тренер-преподаватель) по адаптивной физической культуре и спорту, врач (невролог, травматолог, при необходимости - офтальмолог). Если у спортсмена уже имеется класс, утвержденный классификационной комиссией субъекта РФ, комиссией спортивной федерации инвалидов общероссийского уровня или международной комиссией, то отнесение спортсмена к группе по степени функциональных возможностей осуществляется на основании определения его класса, данного этой комиссией.
7. В случае необходимости объединения в одну учебную группу занимающихся, разных по возрасту, функциональному классу или уровню спортивной подготовленности, разница в степени функциональных возможностей не должна превышать трех функциональных классов, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов. В игровых видах спорта комплектование учебных групп производится с учетом композиции функциональных классов в команде в соответствии с правилами соревнований.
8. На всех этапах подготовки могут привлекаться дополнительно к основному тренеру-преподавателю как другие тренеры-преподаватели, так и специалисты, непосредственно обеспечивающие учебно-тренировочный процесс, в том числе психологи, тренеры-лидеры, сурдопереводчики и иные специалисты (на учебно-тренировочном этапе, этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства также и тренеры-преподаватели по смежным видам спорта) при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы со спортсменами.
9. Системы оплаты труда и нормирование труда работников указанных учреждений устанавливаются непосредственно учреждением в соответствии с трудовым законодательством РФ, в т.ч. в соответствии с коллективным договором.
До разработки и утверждения типовых норм труда тренерско-преподавательского состава и при отсутствии в учреждении собственной принятой коллективным договором системы нормирования и оплаты труда рекомендуется тарифицировать тренеров-преподавателей исходя из почасового объема работы с учетом доплат и надбавок за особые условия работы и результативность.
При использовании нормирования труда из расчета процентов от ставки за каждого занимающегося рекомендуется использовать коэффициенты, приведенные в графе 9 таблицы 1. При этом следует учитывать, что заработная плата работника не должна быть меньше фактически выполненного объема работы в часах.
10. Расчет количества ставок тренеров-преподавателей рекомендуется производить по следующей методике:
количество занимающихся, отнесенных к определенной группе (графа 3 таблицы 1), умножается на коэффициент нормирования (графа 9 таблицы 1);
показатели по каждой группе суммируются, и общая сумма делится на 100;
полученный суммарный показатель умножается на коэффициент 1,1 (замещение работников в связи с уходом в отпуск и по болезни) и на коэффициент 1,5 (условно, определяется экспертным путем с учетом реализуемых учебно-тренировочных программ - на дополнительные тренерско-преподавательские должности, указанные в п. 5).
11. Рекомендуется устанавливать надбавку за особые условия труда в размере 20% к тарифным ставкам (окладам) директорам, заместителям директоров, инструкторам-методистам (включая старшего), медицинскому персоналу, водителям спецавтотранспорта детско-юношеских спортивно-адаптивных школ (ДЮСАШ), специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, инструкторам-методистам (включая старшего), медицинскому персоналу, водителям спецавтотранспорта, иным штатным работникам, непосредственно работающим в отделениях и группах инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.
12. Тренерам-преподавателям (тренерам) за подготовку высококвалифицированных спортсменов рекомендуется повышать должностной оклад на повышающий коэффициент, рассчитанный по следующей методике:
количество занимающихся, достигших результата, по каждой позиции, указанной в графе 2 табл. 4, умножается на коэффициент повышения норматива (графа 3 табл. 4);
данные показатели суммируются, и к сумме прибавляется количество занимающихся у данного тренера, но не имеющих результат;
исчисленная сумма делится на общее количество занимающихся;
учитывается количество занимающихся, зачисленных приказом директора в группы к данному тренеру-преподавателю (тренеру) на момент тарификации (расчета месячного должностного оклада).
Руководителям, специалистам и служащим за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса; тренерам-преподавателям за участие не менее одного года в подготовке высококвалифицированного спортсмена, вошедшего в состав сборной команды России или субъекта РФ и занявшего 1-6 место на официальных соревнованиях соответствующего уровня, производятся надбавки к установленному должностному окладу в размерах, предусмотренных в графе 4 таблицы 4.
ПриложенияТаблица 1
Рекомендуемые параметры по наполняемости учебных групп и объему учебно-тренировочной нагрузки
Этапы подготовки | Период обучения (лет) | Группа степени функ- цио- нальных возмож- ностей | Наполняе- мость групп | Норма- тивный объем недель- ной нагруз- ки | Объем работы по ин- диви- дуаль- ным планам | Обще- годо- вой объем | Коэффи- циент норми- рования труда | |
опти- маль- ная | до- пус- тимая | |||||||
спортивно- оздоровитель- ный | весь период | III | 2,8% | |||||
II | 3,5% | |||||||
I | 9,3% | |||||||
начальной подготовки | первый год | III | 3,3% | |||||
II | 4,2% | |||||||
I | 11,1% | |||||||
второй и последующие годы | III | 6,3% | ||||||
II | 8,3% | |||||||
I | 25,0% | |||||||
учебно- тренировочный | первый год | III | 8,3% | |||||
II | 10,0% | |||||||
I | 25,0% | |||||||
второй - третий год | III | 13,3% | ||||||
II | 16,7% | |||||||
I | 33,3% | |||||||
четвертый и последующие годы | III | 20,8% | ||||||
II | 27,8% | |||||||
I | 83,3% | |||||||
спортивного совершенст- вования | первый год | III | 27,8% | |||||
II | 41,7% | |||||||
I | 83,3% | |||||||
второй и последующие годы | III | 33,3% | ||||||
II | 50,0% | |||||||
I | 100,0% | |||||||
высшего спортивного мастерства | весь период | III | 50,0% | |||||
II | 50,0% | |||||||
I | 100,0% |
Примечание: 1. Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки (графа 8) является примерным. Рекомендуемое отклонение - на этапах спортивно-оздоровительный и начальной подготовки - не более 10%, на других этапах - не более 25%.
2. Объем работы по индивидуальным планам (графа 7) может быть использован для расчета оплаты труда (доплат) тренерско-инструкторскому составу, оказывающему необходимую помощь спортсмену при индивидуальных занятиях.
Таблица 2
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ НА ГРУППЫ В СООТВЕТСТВИИ
С ФУНКЦИОНАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИМИ КЛАССАМИ, УСТАНОВЛЕННЫМИ
МЕЖДУНАРОДНЫМИ СПОРТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИНВАЛИДОВ
Наименование международной спортивной организации инвалидов | Группа III | Группа II | Группа I |
CP - ISRA (Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом) | CP7, CP8 | CP5, CP6 | CP1, CP2, CP3, CP4 |
IWAS (Международная спортивная ассоциация колясочников и ампутантов), объединившая две международные организации: ISMGF и ISOD | A3, A4, A8, A9, 57, 58 | A6, A7, 55, 56 | A1, A2, A5, 51, 52, 53, 54 |
IBSA (Международная ассоциация спорта слепых) | B3 | B2 | B1 |
CISS (Международный спортивный комитет глухих) | Слабослышащие, полная потеря слуха | ||
INAS - FID (Международная спортивная ассоциация лиц с нарушением интеллекта) | + | ||
SOI (Международная специальная олимпиада для умственно отсталых лиц) | + |
Таблица 3
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ НА ГРУППЫ В СООТВЕТСТВИИ
С ФУНКЦИОНАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИМИ КЛАССАМИ
┌───┬─────────────────┬────────────────────────┬───────────┬──────────────┐
│ N │ Наименование │ Группа III │ Группа II │ Группа I │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│1 │Армспорт │B3, A2, A3, A4, A5, A6, │B2, A1, │B1 │
│ │ │A7, A8, A9, CP7, CP8, │III, IV, V,│ │
│ │ │слабослышащие, глухие │CP5, CP6 │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│2 │Бадминтон │A2, A3, A4, A5, A6, A7, │A1, III, │I, II, CP1, │
│ │ │A8, A9, CP7, CP8, INAS -│IV, V, CP5,│CP2, CP3, CP4 │
│ │ │FID, слабослышащие, │CP6, SOI │ │
│ │ │глухие │ │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│3 │Баскетбол, в т.ч.│4, 5 балла, INAS - FID, │3,0; 3,5; │1,0; 1,5; 2,0;│
│ │на колясках │слабослышащие, глухие │4,0 балла, │2,5 балла │
│ │ │ │SOI │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│4 │Биатлон │B3, LW2, LW3, LW4, LW6, │B2, LW5/7, │B1, LW10; │
│ │ │LW8, слабослышащие, │LW9, LW12 │LW10,5; LW11; │
│ │ │глухие │ │LW11,5 │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│5 │Бильярд │A2, A3, A4, A5, A6, A7, │A1, III, │I, II, │
│ │ │A8, A9, CP7, CP8, INAS -│IV, V, │CP1, CP2, │
│ │ │FID, слабослышащие, │CP5, CP6, │CP3, CP4 │
│ │ │глухие │SOI │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│6 │Борьба вольная │B3, слабослышащие, │B2 │B1 │
│ │ │глухие │ │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│7 │Борьба греко- │Слабослышащие, глухие │ │ │
│ │римская │ │ │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│8 │Боулинг │B3, A2, A3, A4, A5, A6, │B2, A1, │B1, I, II, │
│ │ │A7, A8, A9, CP7, CP8, │III, IV, V,│CP1, CP2, CP3,│
│ │ │INAS - FID, │CP5, CP6, │CP4 │
│ │ │слабослышащие, глухие │SOI │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│9 │Бочче │A2, A3, A4, A5, A6, A7, │A1, III, │BC1, BC2, BC3,│
│ │ │A8, A9, CP7, CP8, INAS -│IV, V, CP3,│BC4, I, II │
│ │ │FID, слабослышащие, │CP4, CP5, │ │
│ │ │глухие │CP6, SOI │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│10 │Велоспорт │B3, LC1, LC2, LC3, LC4, │B2, │B1, CP │
│ │ │CP дивизион 4, INAS - │дивизион 2,│дивизион 1, HC│
│ │ │FID, слабослышащие, │CP дивизион│дивизион A, HC│
│ │ │глухие │3, HC │дивизион B │
│ │ │ │дивизион C,│ │
│ │ │ │SOI │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│11 │Водное поло │Слабослышащие, глухие │ │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│12 │Волейбол │A, B, C, INAS - FID, │SOI │ │
│ │ │слабослышащие, глухие │ │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│13 │Волейбол пляжный │Слабослышащие, глухие │ │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│14 │Волейбол сидя │Спортсмены с ампутациями│ │ │
│ │ │и прочими поражениями │ │ │
│ │ │опорно-двигательного │ │ │
│ │ │аппарата │ │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│15 │Гандбол │Слабослышащие, глухие │ │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│16 │Гимнастика │B3, INAS - FID, │B2, SOI │B1 │
│ │спортивная │слабослышащие, глухие │ │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│17 │Гимнастика │INAS - FID, │SOI │ │
│ │художественная │слабослышащие, глухие │ │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│18 │Гиревой спорт │B3, A2, A3, A4, A5, A6, │B2, A1, │B1, I, II, │
│ │ │A7, A8, A9, CP7, CP8, │III, IV, V,│CP1, CP2, CP3,│
│ │ │INAS - FID, │CP5, CP6, │CP4 │
│ │ │слабослышащие, глухие │SOI │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│19 │Голбол │B3 │B2 │B1 │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│20 │Горные лыжи │B3, LW2, LW3/1, LW3/2, │B2, LW1, │B1, LW10, │
│ │ │LW4, LW6/8, LW9/1, │LW5/7, │LW11, LW12/1 │
│ │ │LW9/2, INAS - FID, │LW12/2, SOI│ │
│ │ │слабослышащие, глухие │ │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│21 │Городки │B3, A2, A3, A4, A5, A6, │B2, A1, │B1, I, II, │
│ │ │A7, A8, A9, CP7, CP8, │III, IV, V,│CP1, CP2, CP3,│
│ │ │INAS - FID, │CP5, CP6, │CP4 │
│ │ │слабослышащие, глухие │SOI │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│22 │Гребля │LTA (за исключением │TA │A │
│ │академическая │спортсменов классов │ │ │
│ │ │B1, B2) │ │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│23 │Дартс │A2, A3, A4, A5, A6, A7, │A1, III, │I, II, │
│ │ │A8, A9, CP7, CP8, INAS -│IV, V, │CP1, CP2, CP3,│
│ │ │FID, слабослышащие, │CP5, CP6, │CP4, 51, 52, │
│ │ │глухие │SOI │53, 54 │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│24 │Дзюдо │B3, слабослышащие, │B2 │B1 │
│ │ │глухие │ │ │
├───┼─────────────────┼────────────────────────┼───────────┼─────────────&