Конкретизация ведущих функций и принципов
Сущность адаптивного спорта выдвигает на одно из первых мест спортивную и оздоровительную функции адаптивной физической культуры. Соревнования - это всегда соперничество, конкуренция в проявлении физических кондиций, технического и тактического мастерства, мобилизации и саморегуляции своего состояния, данная функция адаптивного спорта позволяет сформировать актуальные в условиях рыночных отношений свойства личности. Стремление к максимальному результату, необходимость выполнения предельных и околопредельных нагрузок предлагают обращать пристальное внимание на развитие морфофункциональных систем организма, его психических свойств, что делает приоритетной развивающую функцию АФК. Формирование знаний, умений навыков, необходимых для полноценной реализации технической, физической, тактической, психологической подготовки тесным образом связаны с образовательной функцией.
Лица, занимающиеся адаптивным спортом, должны овладеть огромным объемом знаний о рациональном построении спортивной техники и тренировочного процесса в целом, планировании нагрузок, тактики ведения спортивной борьбы и т.д., с учетом своих проблем. Все это становится возможным при наличии четко выраженной потребности и самоактуализации, сформированных мотивах, потребностях и ценностных ориентациях. Поэтому ценностно-ориентационая функция играет в адаптивном спорте важную роль.
Воспитательные воздействия, оказываемые на занимающихся адаптивным спортом, тренером-преподавателем, родителями способствуют формированию соответствующих установок и желаний. Очень важен пример людей, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем и добивающихся выдающихся достижений в АС и соответствующего признания в обществе, включая присвоение им спортивных разрядов и званий, правительственных наград, денежных вознаграждений. Примеры подчеркивают существенную роль воспитательной функции.Именно в этом виде большая роль отводится самовоспитанию.
Многообразие и сложность задач, решаемых в АС, придает большое внимание творческой функции АФК. Без творчества невозможно разработать и освоить индивидуальную спортивную технику и тактику, приспособленные к дефекту, сопутствующим заболеваниям и вторичным отклонениям; сконструировать и изготовить вспомогательные технические средства, тренажеры для обучения двигательным действиям, подобрать оптимальные для конкретного состязания нагрузки и программы лечебно-восстановительных мероприятий.
Адаптивный спорт представляет уникальные возможности для социализации и социальной интеграции. Например, в системе дополнительного образования ребенку с отклонениями в развитии, представляется возможность выбора вида адаптивного спорта, исходя из своих возможностей. Занятия позволяют отвлечься от своих проблем, взаимодействовать и контактировать со здоровыми сверстниками, тренерами, зрителями. В этом проявляется интегративная функция адаптивного спорта.
Из принципов в адаптивном спорте имеют значение все группы принципов: социальные, общеметодические и специально-методические.
Среди первой группы необходимо выделить принципы социализации, интеграции, приоритетной роли микросоциума. Последний принцип ориентирует тренера уделять внимание созданию команды спортсменов-инвалидов, объединенных одной целью самосовершенствования, стремления и достижения максимального результата. Единый спортивный коллектив позволяет преодолевать трудности с меньшими затратами усилий, создает благоприятные условия для осуществления процесса воспитания и самовоспитания занимающихся.
Поскольку в процессе занятий огромное значение имеют процессы обучения знаниям, умениям, навыкам; развития и совершенствования физических качеств и способностей, большое значение имеет выполнение общетеоретических принципов: сознательности, активности, систематичности, доступности, научности.
Особенности занимающихся АС требуют необходимости соблюдения принципов диагностирования, дифференциации и индивидуализации, а также адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий.
Классификация основных направлений адаптивного спорта