Общая характеристика функций и принципов управления.

Содержание управления раскрывается в его функциях, возникших в результате разделения и специализации труда в сфере управления как особого вида деятельности.

Функции управления – управленческие действия, направленные на решение конкретных и производственных и социальных задач для достижения целей организации. Функции управления определяют виды управленческой деятельности (что делать и как).

Общими функциями являются:

1.прогнозирование и планирование (предполагают решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей);

2.организация (процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации);

3.координация и регулирование;

4.стимулирование и мотивация (процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации);

5.контроль, анализ и учет (в самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых рез-тов с запланированными).

Они предст собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Характерной особенностью общих функций явл их взаимное проникновение др в друга. Например, планирование орг-ся, координируется, стимул-ся, контрол-тся и анализ-ется.

Функции менеджмента можно представить как конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый специальными приемами и методами, необходимыми для организации достижения поставленных целей.

Принципы управления должны соотв-ть как частичным, так и общей цели повышения эф-ти пр-ва, соц-эк развития. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов упр-я, принятие и реализацию управленческих решений.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

1) научность(этот принцип требует построения системы упр-я и ее д-ти на строго научных основаниях);

2) системность и комплексность(системность означает необх-ть исп-я элементов теории больших систем, системного анализа в каждом упр-ком решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств);

3) единоначалие и коллегиальность (любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих спец-тов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д);

4) демократический централизм (этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении);

5) сочетание отраслевого и террит-го подхода в управлении (отраслевое управление хар-ет необх-ть углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета требований экологии, эффективности использования рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия хар-ра пр-ва особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества).

Задача 27. Диагностика конкурентной среды

На рынке представлено 12 фирм, объемы реализации продукции за базовый и отчетный период которых представлены в таблице

Таблица – Объемы реализации продукции на рынке

№ предприятия Объем реализации продукции в сопоставимых ценах, млрд.руб.
2012г. 2013г.

Необходимо определить степень монополизации и уровень интенсивности конкуренции на рынке в базовом и отчетном периодах с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана.

Решение

Индекс Херфиндаля-Хиршмана, оценивающий равномерность распределения рыночных долей, находится по формуле: Общая характеристика функций и принципов управления. - student2.ru

В таблице 5 представлены данные для расчета индекса Херфиндаля -Хиршмана.

Рыночная доля фирмы (Pi) = Объем реализации продукции/ Суммарный объем реализации

Таблица – Вспомогательные расчеты для определения индекса Херфиндаля-Хиршмана

№ предприятия Объемы реализации продукции, млрд.руб. Рыночная доля фирмы,Pi, доли ед. Р2i
2012г. 2013г. 2012г. 2013г. 2012г. 2013г.
0,0324 0,0256 0,001 0,0007
0,0819 0,0744 0,0067 0,0055
0,1371 0,1569 0,0188 0,0246
0,0726 0,0712 0,0053 0,0051
0,0871 0,0815 0,0076 0,0066
0,0279 0,0239 0,0008 0,0006
0,1482 0,1603 0,022 0,0257
0,1210 0,1183 0,0147 0,014
0,0313 0,0293 0,001 0,0009
0,0253 0,0256 0,0006 0,0007
0,1356 0,1381 0,0184 0,0191
0,0994 0,0948 0,0099 0,009
Итого 1,0000 1,0000 0,1068 0,1125

Из данных таблицы видно, что в 2012г. индекс Херфиндаля-Хиршмана составил 0,1068, а в 2013г. значение данного показателя составило 0,1125. Пороговое значение индекса Херфиндаля-Хиршмана равно 0,18. Т.к. расчетное значение не превышает пороговое, значит на данном рынке достаточно высокий уровень интенсивности конкуренции. Рынок не является монопольным.

Билет 28

Наши рекомендации