Понятие адаптивного физического воспитания

Адаптивное физическое воспитание (АФВ)– единственный вид адаптивной физической культуры, в котором осуществляется удовлетворение потребностей государства в подготовке подрастающего поколения к жизни – трудовой деятельности, общественной активности, защите безопасности страны.

При правильной постановке процесса воспитания потребности государства должны совпадать с потребностями каждого конкретного человека. Данные особенности АФВ и определяют его отличительные черты:

1. АФВ является обязательным для всех детей, подростков молодежи, независимо от состояния их здоровья. Занятия по АФВ включены в государственные образовательные стандарты.

2. Занятия должны проводиться по государственным программам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области образования и по авторским, прошедшим соответствующую экспертизу.

3. К проведению занятий допускаются лица, имеющие среднее или высшее профессиональной образование в области АФК или ФК и С, прошедшие курсы квалификации или систему переподготовки по АФК.

4. Занятия должны проводиться на спортивных объектах, с соблюдением норм санитарно-гигиенических и противопожарной безопасности. Объекты должны быть оснащены спортивным оборудованием и инвентарем, необходимым для реализации соответствующих программ.

Основная цель АФВ – формирование осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, потребности в систематических занятиях ФК, готовности к решительным действиям и преодолению физических нагрузок. С точки зрения, государственной политики, главная цель – максимально возможная коррекция основного дефекта путем применения средств, методов АФК для подготовки инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к жизни, доступной образовательной и профессиональной деятельности.

Задачи адаптивного физического воспитания:

§ коррекция основного дефекта путем обеспечения рациональной двигательной деятельности, психологических методов активизации сознания; коррекция сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;

§ компенсация наличных возможностей инвалида и человека с отклонениями путем развития, сохранения и использования в новом качестве телесно-двигательных характеристик; профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;

§ обучение жизненно и профессионально-важным знаниям, умениям и навыкам; развитие физических и психических качеств; воспитание основных свойств личности.

Приоритетные задачи АФВ (коррекционные, компенсаторные, профилактические) решаются в процессе решения традиционных для физического воспитания задач: образовательных, воспитательных и развивающих. Выделение данных групп задач предполагает определение для каждого вида специальных учреждений оптимального соотношения образовательных программ и программ формирования жизненной компетентности и на этой основе разработку новых программ по АФВ. В этих условиях учителя, методисты, воспитатели должны знать и использовать на занятиях:

§ шкалы развития и проявления жизненной компетентности в возрастном аспекте (навыки самообслуживания, пространственно-временные ориентировки, социально-бытовая ориентация, коммуникативная деятельность, самосознание, социальная мобильность и др.);

§ способы оценки материала по своей дисциплине уровня достижений по каждой из шкал компетентности; разделы программ АФВ;

§ условия для внедрения программ, новые компоненты действующих программ.

Основным направлением реформирования образования является структурная перестройка, которая предусматривает формирование государственной системы раннего выявления и ранней психологической коррекции отклонений в развитии. Данная концепция подчеркивает необходимость создания особых психолого-педагогических условий, стимулирующих познавательную двигательную активность детей за счет специально подобранных раздражителей, адресованных к сенсорным системам. Чем чаще и целенаправленнее стимулируются с помощью физических упражнений, водной среды, подобранных приемов сенсорные и двигательные «окончания мозга», тем интенсивнее происходит процесс его развития.

Ведущими функциями являются кооррекционно-компенсаторная и профилактическая функции, которые реализуются в процессе развития, образования, воспитания. Эти функции должны реализовываться с первых дней жизни ребенка и ориентироваться на формирование жизненной компетентности детей. По мере взросления возрастает значение ценностно-ориентационной и профессионально-подготовительной функций, что обусловлено формированием «Я-концепции» и профессионального самоопределения. Тенденции интеграции детей с отклонениями в состоянии здоровья увеличивают роль социализирующей, интегративной, коммуникативной и гуманистической функций. Из принципов,наибольшее практическое значение имеют, специально-методические (диагностирования, коррекционно-развивающей, компенсаторной и профилактической направленности).



Наши рекомендации