Воспитания обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)1
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — программа) направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие его способностей и талантов, подготовку их к жизни в современном мире. Данная программа реализуется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Цельпрограммы: создание социально-педагогических условий для воспитания, развития и становления личности школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.
Задачипрограммы:
— формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью;
— формирование у обучающихся способности к универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; развитие активного культурного сознания и нравственного поведения;
Планируемые результаты духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов — приобретение социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
С переходом от одного уровня результатов к другому возрастают воспитательные эффекты:
— на первом уровне воспитание приближено к обучению,
при этом предметом воспитания как учения являются нестолько научные знания, сколько знания о ценностях;
— на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут
усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
— на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Реализация программы осуществляется в практической жизнедеятельности:
— в содержании и построении уроков;
— в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в урочной и внеурочной деятельности, в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
— в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
— в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
— в личном примере ученикам.
Содержание программыдуховно-нравственного развития,
воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется через:
— воспитательные мероприятия, позволяющие обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
— образовательную среду, включающую урочную, внеурочную
и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Календарь воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания, — учреждения культуры (библиотеки, музейно-выставочный центр);
Для решения поставленных задач определены следующие
приоритетные направления духовно нравственного развития,
воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека;
2) воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4) формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни;
5) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
6) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В основу программы положены базовые национальные ценности российского общества
3.6. Программа внеурочной деятельности1
В целях обеспечения учета индивидуальных интересов и потребностей, возрастных и психофизиологических возможностей обучающихся АОП предусматривает внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
— осуществления коррекционно-развивающих мероприятий;
— расширения опыта поведения, деятельности и общения;
— творческой самореализации обучающихся в комфортной развивающей среде, успешной адаптация обучающихся к условиям образовательной среды, успешному включению выпускников школы в социум;
— стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
— позитивного отношения к окружающей действительности;
— социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
— профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Цельвнеурочной деятельности — создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных и интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время.
Задачи:
— коррекция компонентов личностного развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
— развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
— формирование положительного отношения к общественным ценностям;
— формирование умений, навыков социального общения людей;
— расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
— развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличия мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное. Для реализации этих направлений доступны следующие виды внеурочной деятельности:
— игровая деятельность;
— досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
— художественное творчество;
— трудовая (производственная) деятельность;
— спортивно-оздоровительная деятельность и пр.
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. В каждом направлении проявляются разные виды внеурочной деятельности. В связи с этим программа внеурочной деятельности конкретизирована в плане внеурочной деятельности, который является компонентом учебного плана (см. раздел 4) и носит индивидуализированный характер и разработан для обучающихся со сходными интересами, потребностями и (или) возможностями. Содержание курсов внеурочной деятельности, включенных в план внеурочной деятельности, преемственно как по отношению к иным программам, входящим в состав АОП, так и компонентам воспитательной системы школы.
В качестве форм, в которых реализуется внеурочная деятельность закреплены такие формы как экскурсии, кружки, конкурсы, соревнования, общественно полезные практики и т.д. на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательной деятельности. Так же предусмотрены викторины, праздничные мероприятия, классные часы.
В организации внеурочной деятельности принимают участие все участники образовательного процесса:
— заместитель директора, функционально реализующие внеурочную деятельность;
— педагоги дополнительного образования;
— учителя-предметники;
— классные руководители;
— педагог — психолог;
— воспитатели;
— социальный педагог;
— педагог-организатор;
— родители (законные представители) обучающихся и др.
Коррекционно-развивающие мероприятия в рамках программы внеурочной деятельности осуществляются в индивидуальных и групповых формах.
Корректировка содержания коррекционных мероприятий осуществляется в школе на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума
3 раза в год в 1-х и 5-х классах:
в начале года, по итогам полугодия, в конце учебного года;
2 раза в год во 2—9-х классах по итогам первого и второго
полугодия.
В случае выявления отсутствия динамики или отрицательных показателей, согласовывается корректировка содержания
индивидуальной программы развития ребенка.
Специалистами осуществляется углубленная диагностика с целью выявления особенностей состояния и возможных причин низкой эффективности проведенной коррекционной работы.
Перечень программ курсов внеурочной деятельности, обеспечивающих коррекцию развития и социальную адаптацию:
— воспитательные мероприятия, позволяющие обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
— образовательную среду, включающую урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Эффективность реализации программы определяется на основе социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, беседа, анкетирование обучающихся,.