Раздел 4. Математико-статистические методы обработки исследовательского материала

Наиболее доступными и простыми способами математической обработки являются: вычисление средней арифметической Хср., среднего квадратичного отклонения - Раздел 4. Математико-статистические методы обработки исследовательского материала - student2.ru , ошибки среднего арифметического - Sx, достоверности различий между двумя средними величинами t разл.

Среднее арифметическое вычисляется по формуле:

Раздел 4. Математико-статистические методы обработки исследовательского материала - student2.ru ,

где Х - среднее арифметическое,

Σ - сумма,

х1, х2, х3,… х n - показатели подготовленности испытуемых в исследуемой группе,

n – количество испытуемых.

Например, при измерении частоты сердечных сокращений (ЧСС) в группе детей 12-13 лет были получены следующие результаты:

№ п\п Ф.И.О. исследуемого Результат исследования (ЧСС, уд \ мин)
Иванов. П Х1
Петров В. Х2
Сидоров В. Х3
Купцов М. Х4
Сидорчук К. Х5

В данной группе n составляет 5 единиц (n = 5). Из таблицы видно, что в изучаемой группе наблюдается варьирование пульса (изменение в определенных пределах) – от 74 уд\мин до 80 уд\мин.

Подставив значения в формулу, получим следующий результат:

_

Х = Раздел 4. Математико-статистические методы обработки исследовательского материала - student2.ru = 77,2

Искомое среднее арифметическое исследуемой группы (n = 5) будет составлять 77, 2 уд\мин.

Необходимо заметить, что при оценке полученных данных значение среднего арифметического не даёт полной информации о варьирующем признаке. Поэтому наряду со средними значениями вычисляют и характеристики рассеяния выборки.

Среднее квадратическое отклонение вычисляется по формуле:

Раздел 4. Математико-статистические методы обработки исследовательского материала - student2.ru ,

где Хmaxi - наибольший показатель в исследуемой группе,

Хmini – наименьший показатель в группе,

К – коэффициент, зависящий от количества испытуемых в группе (С.И.Ермолова).

Таблица 1.

Коэффициент К для разных значений n

 
- - 1,13 1,69 2,06 2,33 2,53 2,70 2,85 2,97
3,08 3,17 3,26 3,34 3,41 3,47 3,53 3,59 3,64 3,69
3,73 3,78 3,82 3,86 3,90 3,93 3,96 4,00 4,03 4,06
4,09 4,11 4,14 4,16 4,19 4,21 4,24 4,26 4,26 4,30
4,32 4,34 4,36 4,38 4,40 4,42 4,43 4,45 4,47 4,48
4,50 4,51 4,53 4,54 4,56 4,57 4,59 4,60 4,61 4,63
4,64 4,66 4,66 4,68 4,69 4,70 4,71 4,72 4,73 4,74
4,75 4,77 4,78 4,79 4,80 4,81 4,82 4,83 4,83 4,84
4,85 4,86 4,87 4,88 4,89 4,90 4,91 4,91 4,92 4,93
4,94 4,95 4,96 4,97 4,97 4,98 4,99 4,99 5,00 5,01
N
К 5,02 5,49 5,76 5,96 6,07 6,18 6,28 6,35 6,42 6,48

Пределы колебаний средней арифметической, ошибка средней арифметической вычисляются по формуле:

Раздел 4. Математико-статистические методы обработки исследовательского материала - student2.ru ,

где: Sx - пределы колебаний,

n – количество испытуемых,

Раздел 4. Математико-статистические методы обработки исследовательского материала - student2.ru - среднее квадратическое отклонение

Коэффициент вариативности:

Раздел 4. Математико-статистические методы обработки исследовательского материала - student2.ru ,

где: Раздел 4. Математико-статистические методы обработки исследовательского материала - student2.ru - среднее квадратическое отклонение,

Раздел 4. Математико-статистические методы обработки исследовательского материала - student2.ru – среднее арифметическое.

Различия в показателях подготовленности учащихся в динамике обследования, под воздействием эксперимента определяется по формуле:

Раздел 4. Математико-статистические методы обработки исследовательского материала - student2.ru

где tразл. – степень различия в показателях,

Хmaxi – больший средний показатель в исследуемой группе,

Хmini - меньший средний показатель в исследуемой группе,

Sx1, Sx2 -ошибка среднего арифметического.

При условии, что t разл.› 2,0 различия в средних показателях за период эксперимента статистически достоверны, при меньших значениях – или имеют тенденцию к достоверности, или не достоверны.

Достоверность различий часто демонстрируется процентным распределением вероятности Р со знаком ‹ или › и определяется значениями Р‹0,05; Р‹0,01; Р‹0,001, что соответствует достоверности факта полученного результата в 95% случаев; 99,0% случаев и 99,9% случаев при проведении аналогичного эксперимента с другим контингентом испытуемых.

Более подробно методика математико-статистической обработки изложена:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании /Б.А. Ашмарин - М.: ФиС. - 1978. -С.160-190.

2. Годик М.А. Спортивная метрология /М.А. Годик - М.: ФиС. - 1988. - 192 с.

3. Начинская С.В. Основы спортивной статистики /С.В. Начинская - К.: Вища школа. - 1987. -187 с.

Раздел 5. Требования к оформлению таблиц и рисунков

Все таблицы нумеруют арабскими цифрами. Если таблица располагается в тексте работы, то ее номер ставится исходя из номера раздела работы, в котором таблица находится и порядкового номера таблицы в пределах раздела, разделенных точкой.

Перед названием таблицы справа печатается слово «Таблица». Например: Таблица 2.1. – первая таблица второго раздела.

Если таблица располагается на нескольких страницах, слово «Таблица», номер таблицы и её заголовок указывается один раз сверху над первой частью таблицы; над другими частями таблицы пишется «Продолжение таблицы» с указанием её номера, но без заголовка.

Заголовки граф таблицы печатают с прописных букв, а подзаголовки со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, печатают с прописных букв. В конце заголовков и подразделов таблиц точки не ставят.

Пример оформления таблицы – приложение 4.

Оформление рисунков.

Иллюстрациями называют рисунки, схемы, графики, диаграммы, фотоснимки.

Иллюстрации располагают в работе непосредственно после первого упоминания в тексте. Допускается располагать на одном листе несколько иллюстраций.

Все иллюстрации необходимо нумеровать арабскими цифрами. Если иллюстрация размещена в тексте работы, то её номер состоит из номера раздела, в котором иллюстрация находится и порядкового номера иллюстрации в пределах раздела, разделенных точкой. Перед номером иллюстрации печатается слово «Рис.».

Все иллюстрации должны иметь название, которое размещается под ней после слова «Рисунок» и номера иллюстрации.

Если на иллюстрации встречаются схематические изображения, сокращения, то после ее названия помещают поясняющие данные (под рисуночный текст).

При ссылке в работе на таблицу пишут следующим образом: «…в таблице 1.3. показано…».

При ссылке в работе на рисунок или иллюстрацию пишут следующим образом: «…на рисунке 1.3. показано…».

При ссылке в работе на приложение пишут следующим образом: «… в приложении 1…».

Наши рекомендации