Основные формы физической культуры.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1. Предмет физической культуры, ее место и значение в общей культуре общества. 2
2. Основные формы физической культуры. 2
3. Средства и методы физического воспитания. 2
4. Дидактические (общеметодические) принципы в физическом воспитании. 3
5. Физиологические основы занятий физической культурой. 4
6. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты методов физического воспитания. 4
7. Двигательные умения и навыки: их сущность, различие, механизм формирования. 5
8. Характеристика структуры процесса обучения двигательному действию.. 5
9. Влияние физических нагрузок на изменение функций организма человека. 6
10. Физические качества: перечислить, дать определения. 7
11. Выносливость и основы методики ее развития. 7
12. Силовые способности и основы методики их развития. 8
13. Скоростные способности и основы методики их развития. 8
14. Координационные способности (ловкость) и способы их развития. 9
15. Гибкость: виды и способы развития. 9
16. Адаптация организма к мышечной деятельности. 10
17. Виды контроля в физическом воспитании. 11
18. Техника безопасности и предупреждение травматизма при занятиях физической культурой. 11
19. Утомление при физической работе. Восстановление. 11
20. Гиподинамия и гипокинезия. 12
21. Питание и здоровье. 12
22. Основные питательные вещества. 13
23. Витамины и их роль в процессе обмена веществ. 14
24. Питание и контроль за массой тела. 14
25. Влияние мышечной тренировки на организм человека. 15
26. Виды и классификация физической работы.. 15
27. Энергетика мышечной работы.. 16
28. Роль движений в сохранении здоровья. 16
29. Адаптация организма человека к физическим нагрузкам.. 17
30. Понятие допинга. 18
31. Аэробная тренировка. 18
32. Анаэробная тренировка. 18
33, Понятие спорта, определяющие признаки и многообразие видов спортивной деятельности. 19
34. Структура учебно-методического занятия по физической культуре. 19
35. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями. 20
36. Тесты работоспособности и пригодности. 20
37. Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы во время физической работы.. 21
38. Пульсовые режимы при занятиях физической культурой. 21
39. Объективные показатели состояния организма. 22
40. Субъективные показатели состояния организма. 22
41. Основные виды и принципы закаливания. 23
42. Основные виды массажа и самомассажа. 24
43. Влияние образа жизни на здоровье. 24
44, Вредные привычки и их воздействие на организм человека. 25
45. Влияние различных видов спорта на организм человека. 25
46. Роль мотивации при занятиях физической культурой и спортом.. 26
47. Особенности подготовки и проведения туристических походов. 27
48. Лечебная физическая культура. 27
49. Двигательные режимы в системе физической культуры.. 28
50. Понятие переутомления и перетренированности. 28
1. Предмет физической культуры, ее место и значение в общей культуре общества.
Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, это средство и способ физического и психического совершенства личности, укрепления здоровья, повышения работоспособности
Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Физическое воспитание в высшей школе осуществляется комплексно в тесной взаимосвязи учебных занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня с работой по физической культуре, спорту, туризму и самостоятельной физической подготовкой студентов.
Цель физической культуры - решение взаимосвязанных задач:
а) Оздоровительных и развивающих (укрепление здоровья, гармоническое развитие тела, обеспечение высокой физической работоспособности).
б) Образовательных (приобретение необходимого объема знаний в области физической культуры для обеспечения жизненного благополучия).
в) Воспитательных (формирование ценностного отношения к физической культуре, потребности в занятиях, физического самосовершенствования).
Успешное решение задач курса физического воспитания может быть обеспечено интенсификацией учебных и тренировочных занятий за счет применения научно обоснованных методических разработок и передового опыта в процессе обучения и развития физических качеств, за счет рационального планирования и организации, применения специальных тренажеров, спортивного инвентаря и нестандартного оборудования.
Повышение уровня физической подготовленности, овладение системой специальных знаний, двигательными умениями и навыками обеспечивают психофизическую готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности, помогают им вести здоровый образ жизни.
Гиподинамия и гипокинезия
Гиподинамия (греч. hypo - понижение; dinamis - сила) - совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.д. В конечном счете снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам; уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц (тур- гор), падает выносливость и силовые показатели.
Наиболее устойчивы к развитию гиподинамических признаков мышцы антигравитационного характера (шеи, спины). Мышцы живота атрофируются сравнительно быстро, что неблагоприятно сказывается на функции органов кровообращения, дыхания, пищеварения.
В условиях гиподинамии снижается сила сердечных сокращений в связи с уменьшением венозного возврата в предсердия, сокращаются минутный объем, масса сердца и его энергетический потенциал, ослабляется сердечная мышца, снижается количество циркулирующей крови в связи с застаиванием ее в депо и капиллярах. Уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция, интенсивность газообмена.
Таким образом, при гиподинамии в организме создается ситуация, чреватая "аварийными" последствиями для его жизнедеятельности. Если добавить, что отсутствие необходимых систематических занятий физическими упражнениями связано с негативными изменениями в деятельности высших отделов головного мозга, его подкорковых структурах и образованиях, то становится понятно, почему снижаются общие защитные силы организма и возникает повышенная утомляемость, нарушается сон, снижается способность поддерживать высокую умственную или физическую работоспособность
Гипокинезия (греч hypo - понижение, уменьшение, недостаточность; kinesis - движение) - особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии.
Гипокинезия - это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работы на ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и др. причинами. В некоторых случаях (гипсовая повязка, постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом еще тяжелее.
Питание и здоровье
Хорошо известно, что организм, пища и среда образуют единое целое. В этом проявляется глубинная связь между живой и неживой природой. Питание заключается в удовлетворении потребностей обмена веществ организма в нутриентах (питательных веществах), воде, минеральных солях, витаминах и микроэлементах (табл.).
Основные питательные вещества, минеральные соли, витамины и микроэлементы
Питательные вещества | Белки -1 г - 4,1 ккал Жиры -1 г - 8,8- 9,1 ккал Углеводы -1 г - 4,1 ккал |
Минералы | Натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлор и др. |
Витамины | |
Жирорастворимые | А.Е.Д, К. |
Водорастворимые | В1, В2, РР,В6,В12,С,Р. |
Микроэлементы | Железо, медь, цинк, марганец, фтор. |
Питание будет рациональным, если оно соответствует возрасту, полу, характеру жизненной активности и обеспечивает покрытие пластических и энергетических нужд организма, а также обеспечивает витаминный и микроэлементный баланс.
Рациональное питание предполагает сохранение четырех балансов:
а) баланс по воде и калориям;
б) баланс по питательным веществам (белкам, жирам, углеводам);
в) баланс по минеральным солям и витаминам;
г) баланс по микроэлементам.
Энергетика мышечной работы
Основной двигательный механизм организма - мышцы. В работающей мышце по сравнению с мышцей, находящейся в состоянии покоя, окислительные процессы возрастают е 50 раз и более. Одновременно большая нагрузка падает на систему транспорта продуктов обмена - тканевую жидкость и кровь. Для сохранения химического и физического равновесия к клеткам необходимо доставлять нужное количество питательных веществ и кислорода, а также удалять тепло и конечные продукты обмена веществ - воду, углекислый газ и др. Поэтому при интенсивной нагрузке способность противостоять утомлению во многом зависит от органов, снабжающих мышцы кровью - системы кровообращения и дыхания.
Главным источником энергии при мышечном сокращении являются поступающие в организм с пищей углеводы и жиры.
В самой мышечной клетке превращение энергии обеспечивается аденозинтрифосфорной кислотой (АТФ) и креатинфосфатом (КФ). Накопление и освобождение энергии происходит путем присоединения или отщепления фосфатных групп. После отщепления фосфорной кислоты от молекулы АТФ с помощью фермента аденозинтрифосфатазы образуется аденозиндифосфорная кислота (АДФ) и освобождается энергия: АТФ → АДФ +НЗР04+8 ккал.
Часть освобожденной энергии трансформируется в мышечное сокращение. Таким образом, мышцы превращают химическую энергию в механическую работу.
Запас АТФ в мышцах небольшой. Для поддержания активности тканей на определенном уровне необходим быстрый ресинтез АТФ (то есть обратный процесс «сборки» молекулы АТФ из АДФ и неорганического фосфата). Последний происходит в процессе рефосфорилирования при соединении АДФ и фосфатов. Наиболее доступным веществом, используемым для ресинтеза АТФ, в первую очередь следует назвать креатин- фосфат, легко передающий свою фосфатную группу на АДФ:
КФ+АДФ → Креатин +АТФ
Концентрация КФ в мышцах е 3-4 раза больше по сравнению с АТФ. Умеренное (на 20-40%) снижение содержания АТФ сразу компенсируется за счет КФ, Истощение запасов самого КФ зависит от величины нагрузки.
Процесс гликолиза (буквально - расщепление сахара) более инертен и достигает максимума не ранее чем на 1-2-й минуте работы.
Гликоген и глюкоза расщепляются до пировиноградной кислоты. Этот процесс может проходить в анаэробных условиях. В реакции образуются богатые энергией фосфаты.
Следует отметить, что при полном аэробном окислении глюкозы и гликогена энергии для ресинтеза освобождается намного больше, чем в анаэробном процессе. Так, по сравнению с последним глюкоза в аэробных условиях на одну грамм-молекулу может образовать в 19 раз больше АТФ.
Понятие допинга
Этот термин означает попытку повысить работоспособность с помощью фармакологических препаратов Считают, что некоторые вещества способны мобилизовать резервы, защищенные вегетативной нервной системой; к ним относятся препараты, имитирующие эффект адреналина (искусственная реакция тревоги) или разрывающие цепь обратной связи, контролирующей активность выполнения работы так, что затормаживается передача информации о симптомах истощения или нарушается ее обработка (психоактивные препараты). Употребление допинга, таким образом, связано со значительным риском для здоровья. Стимуляторы вызывают тяжелые функциональные расстройства, являются причиной постоянных нарушений здоровья и даже коллапса, приводящего к смерти. Более того, существуют значительные противоречия в отношении того, может ли применение таких стимуляторов в спорте высокого класса вообще дать желаемый или близкий ему результат.
Так называемые анаболики представляют собой вариант допинга; эти вещества воспроизводят анаболический эффект мужских половых гормонов, увеличивая и ускоряя включение белка в мускулатуру. Риск для здоровья заключается в их побочном влиянии на гормональный баланс и возможности повреждения сухожилий, связок и суставов из-за перегрузки.
Аэробная тренировка
Аэробная мощность в большой степени зависит от состояния системы транспорта кислорода. В эту систему входят органы кровообращения и дыхания. Поэтому для сохранения здоровья аэробная тренировка имеет первостепенное значение. Под воздействием физической тренировки в системе транспорта кислорода происходят регуляторные изменения. Эти изменения наблюдаются уже в первые недели тренировки:
1) более эффективное распределение крови в организме, в результате чего уменьшается объем крови, необходимый для транспорта определенного количества кислорода;
2) стабилизация венозного кровотока и оптимальное наполнение желудочков сердца;
3) увеличение сократительной способности миокарда.
Регуляторный эффект тренировок наступает и исчезает сравнительно быстро.
Для повышения аэробной производительности используются два приема: непрерывный и интервальный метод тренировки. Пример непрерывной тренировки - равномерный, продолжительный бег. При интервальной тренировке 3-6-минутные периоды интенсивной нагрузки чередуются с отдыхом такой же продолжительности, во время которого выполняются упражнения с незначительной интенсивностью. В качестве «аэробных средств» используются все виды циклических локомоций - бег, лыжные прогулки, езда на велосипеде, гребля, плавание, катание на коньках и др. Однако наиболее доступным видом упражнений является бег. Поэтому большинство программ физической подготовки предлагает так называемый тренирующий или оздоровительный бег, который приобрел популярность во многих странах мира.
Результаты многочисленных экспериментов свидетельствуют, что для сохранения достигнутого уровня аэробной мощности достаточно бегать 3 раза в неделю с интенсивностью 70% от максимума (расчет этой величины можно выполнить как 70% от максимальной частоты сердечных сокращений при действии мышечной нагрузки).
Так же влияют на аэробную производительность и другие циклические упражнения Бегу отдается предпочтение лишь потому, что он не требует особого места для занятий, инвентаря, навыков и поэтому доступен для всех. При аэробной тренировке важно, чтобы упражнение было ритмичным и охватывало все большие мышечные группы. Поэтому такие спортивные игры, как волейбол, бадминтон и др., не вызывают значительных положительных изменений в сердечно-сосудистой системе и не обеспечивают достаточно высокое развитие аэробной мощности и емкости. По той же причине у людей, занятых физическим трудом, уровень функционального состояния кардиореспираторной системы отстает от оптимума Нагрузка при физической работе обычно имеет преимущественно локальный характер, и продуктивность физической работы лимитируется утомлением мышц. Это говорит о том. что аэробная тренировка в определенной степени необходима и тем людям, чья профессия связана с физическими нагрузками.
Анаэробная тренировка
Процесс анаэробной энергопродукции начинается при высокой интенсивности упражнений, когда в работающие мышцы не поступает в достаточном количестве кислород. Чем выше интенсивность нагрузки, тем больше удельный вес механизмов анаэробной энергопродукции. Примерно в одинаковом размере энергия поставляется от аэробных и анаэробных источников при такой интенсивности нагрузки, которую можно удержать в течение 2 мин. Анаэробный процесс освобождения энергии больше всего активизируется максимальными по интенсивности нагрузками продолжительностью 10-15 с. Гликогенолиз еще усиливается при выполнении прерывистой работы, когда после каждого периода кратковременной нагрузки последует перерыв продолжительностью в несколько минут В аэробной тренировке важно вовлекать в работу по возможности большую массу мышц, чтобы повысить кислородный запрос и добиваться функционирования системы транспорта кислорода на предельно высоком уровне. При анаэробной же тренировке важно нагружать именно те группы мышц, работоспособность которых планируется увеличивать. В спортивной практике с целью повышения анаэробной производительности используется работа переменной интенсивности: кратковременные периоды максимальной нагрузки продолжительностью до 1 мин чередуются 4-5-минутными интервалами отдыха. После завершения четырех или пяти таких циклов работы (в периоде отдыха выполняется легкая аэробная работа, например, бег трусцой) концентрация молочной кислоты в артериальной крови высокомотивированного спортсмена-бегуна на средние дистанции может превышать 20 ммоль/ л, а рН снизится до 7,0. Такой метод тренировки является очень тяжелым в психологическом отношении и требует огромной силы воли. Вполне понятно, здоровому человеку, не спортсмену, стремящемуся только всесторонне повысить свою физическую работоспособность, подобная анаэробная тренировка не нужна. Эффект достигается дополнением аэробной тренировки (например, равномерного бега) кратковременными ускорениями. Хорошим средством для анаэробной тренировки является бег по пересеченной местности, например кросс.
В качестве простого метода, стимулирующего анаэробные процессы в организме, можно рекомендовать систематические упражнения с задержкой дыхания. Они выполняются как в состоянии мышечного покоя, так и при обычной физической активности, например, во время умеренного бега.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1. Предмет физической культуры, ее место и значение в общей культуре общества. 2
2. Основные формы физической культуры. 2
3. Средства и методы физического воспитания. 2
4. Дидактические (общеметодические) принципы в физическом воспитании. 3
5. Физиологические основы занятий физической культурой. 4
6. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты методов физического воспитания. 4
7. Двигательные умения и навыки: их сущность, различие, механизм формирования. 5
8. Характеристика структуры процесса обучения двигательному действию.. 5
9. Влияние физических нагрузок на изменение функций организма человека. 6
10. Физические качества: перечислить, дать определения. 7
11. Выносливость и основы методики ее развития. 7
12. Силовые способности и основы методики их развития. 8
13. Скоростные способности и основы методики их развития. 8
14. Координационные способности (ловкость) и способы их развития. 9
15. Гибкость: виды и способы развития. 9
16. Адаптация организма к мышечной деятельности. 10
17. Виды контроля в физическом воспитании. 11
18. Техника безопасности и предупреждение травматизма при занятиях физической культурой. 11
19. Утомление при физической работе. Восстановление. 11
20. Гиподинамия и гипокинезия. 12
21. Питание и здоровье. 12
22. Основные питательные вещества. 13
23. Витамины и их роль в процессе обмена веществ. 14
24. Питание и контроль за массой тела. 14
25. Влияние мышечной тренировки на организм человека. 15
26. Виды и классификация физической работы.. 15
27. Энергетика мышечной работы.. 16
28. Роль движений в сохранении здоровья. 16
29. Адаптация организма человека к физическим нагрузкам.. 17
30. Понятие допинга. 18
31. Аэробная тренировка. 18
32. Анаэробная тренировка. 18
33, Понятие спорта, определяющие признаки и многообразие видов спортивной деятельности. 19
34. Структура учебно-методического занятия по физической культуре. 19
35. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями. 20
36. Тесты работоспособности и пригодности. 20
37. Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы во время физической работы.. 21
38. Пульсовые режимы при занятиях физической культурой. 21
39. Объективные показатели состояния организма. 22
40. Субъективные показатели состояния организма. 22
41. Основные виды и принципы закаливания. 23
42. Основные виды массажа и самомассажа. 24
43. Влияние образа жизни на здоровье. 24
44, Вредные привычки и их воздействие на организм человека. 25
45. Влияние различных видов спорта на организм человека. 25
46. Роль мотивации при занятиях физической культурой и спортом.. 26
47. Особенности подготовки и проведения туристических походов. 27
48. Лечебная физическая культура. 27
49. Двигательные режимы в системе физической культуры.. 28
50. Понятие переутомления и перетренированности. 28
1. Предмет физической культуры, ее место и значение в общей культуре общества.
Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, это средство и способ физического и психического совершенства личности, укрепления здоровья, повышения работоспособности
Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Физическое воспитание в высшей школе осуществляется комплексно в тесной взаимосвязи учебных занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня с работой по физической культуре, спорту, туризму и самостоятельной физической подготовкой студентов.
Цель физической культуры - решение взаимосвязанных задач:
а) Оздоровительных и развивающих (укрепление здоровья, гармоническое развитие тела, обеспечение высокой физической работоспособности).
б) Образовательных (приобретение необходимого объема знаний в области физической культуры для обеспечения жизненного благополучия).
в) Воспитательных (формирование ценностного отношения к физической культуре, потребности в занятиях, физического самосовершенствования).
Успешное решение задач курса физического воспитания может быть обеспечено интенсификацией учебных и тренировочных занятий за счет применения научно обоснованных методических разработок и передового опыта в процессе обучения и развития физических качеств, за счет рационального планирования и организации, применения специальных тренажеров, спортивного инвентаря и нестандартного оборудования.
Повышение уровня физической подготовленности, овладение системой специальных знаний, двигательными умениями и навыками обеспечивают психофизическую готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности, помогают им вести здоровый образ жизни.
Основные формы физической культуры.
Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется а следующих формах:
а) обязательные учебные занятия, являющиеся основной формой физического воспитания, предусматриваются в учебных планах по всем специальностям на I-III курсах в объеме не менее 4 часов в неделю и включаются в учебное расписание;
б) самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом в группах физкультурно-спортивной направленности и др.;
в) дополнительные занятия (консультации) для студентов, имеющих слабую физическую подготовку или отстающих в овладении учебным материалом, проводимые по специальному расписанию кафедры физического воспитания;
г) занятия в спортивных секциях;
д) овладение комплексов теоретических знаний по вопросам физического развития и совершенствования на учебных занятиях или при самостоятельной подготовке
Использование всех форм физического воспитания должно обеспечить необходимый уровень теоретической подготовки и двигательной активности студентов.