Повышать общую культуру боксера
«Влияние тренера на коллектив учеников должно быть разносторонним», — говорит К. В. Градополов. Тренер должен: воспитывать у занимающихся интерес к спортивной технике, корректность в бою, правильное понимание задач бокса, как вида спорта; требовать, чтобы занимающиеся внимательно относились к изучаемому материалу; более сильные не злоупотребляли своим силовым превосходством; чтобы ученики не проявляли излишней горячности и азарта в бою; требовать от учеников точно соблюдать правила бокса, не допускать запрещенных ударов и вообще запрещенных действий; разрешать ученикам применять в вольном бою только те приемы, которые уже освоены в предварительных упражнениях.
Тренер не может ограничиться специфически спортивным влиянием на учеников. Чем выше общая культура боксера, тем богаче, гибче и разностороннее его боевое мышление, тем творчески насыщеннее его бой на ринге. Сам боевой материал бокса обязывает боксера к разносторонности.
Это чрезвычайно повышает требования к тренеру, который должен влиять на мировоззрение своих учеников, воспитывая их как культурных, передовых советских спортсменов.
Я. Б. Браун подчеркивает значение личного примера тренера как основы воспитательного влияния на ученика, в особенности на новичка. Тренер должен быть точным — он приходит на занятия раньше своей группы, проверяет, готов ли зал, в порядке ли спортивный инвентарь, просматривает костюмы учеников. Его требования подкреплены личным примером, поэтому они убедительны и не вызывают споров и отговорок. Все в тренере должно импонировать ученику: аккуратный костюм, хорошо выглаженные трусы, чистые носки и туфли — спортивная подтянутость тренера вызывает подражание, формирует поведение ученика.
По наблюдениям Я. Б. Брауна, точность и аккуратность боксера в быту, в повседневном его поведении, в его отношении к занятиям и тренировке всегда приводят к аккуратности в действиях на ринге и к точности в движениях боксера. Поэтому основное свое внимание с первых же дней работы с новичком Я. Б. Браун уделял именно воспитанию точности и аккуратности, внушая молодому боксеру, что постоянное внимание к мелочам, чистота, точность и аккуратность должны стать его второй натурой, постоянными чертами его характера.
Для всех этапов обучения и тренировки боксера личность тренера, его манера держаться имеют первостепенное и определяющее значение. Тренер должен привлечь к себе симпатию учеников, поддерживать на уроках хорошее, приподнятое настроение, не пренебрегая шуткой и остротами.
Понимание боксером своих действий Я. Б. Браун считает вторым важнейшим условием его правильного воспитания. Суворовское «каждый солдат должен понимать свой маневр» — основное правило формирования боксера. Цель и целесообразность каждого действия должны быть убедительно разъяснены молодому боксеру. Здесь применимы все методы — показ, разъяснение, убеждение, рассказы о мастерах бокса и чемпионах,—
все должно быть направлено на то, чтобы привить боксеру понимание своих действий.
Противник так называемого «натаскивания», Я. Б. Браун стремится повысить общую культуру и развитие ученика, постоянно побуждать боксера расширять свой кругозор, в процессе работы с учеником вооружать его элементарными сведениями по анатомии, физиологии, физике. Темы таких бесед различны: анатомия кулака, или значение расслабления, или механика того или иного удара и т. п. Большое влияние на учеников оказывают и беседы вне занятий на «отвлеченные» темы. В этих беседах формируются взгляды ученика, прививаются культурные навыки, ведется его политическое воспитание.
Наблюдая за поведением своих учеников, давая им те или иные советы, Я. Б. Браун стремится пробудить в них творческую мысль.
Так, многие его ученики по его совету вели дневники тренировки и свои боевые списки, и, таким образом, приучались аналитически подходить к своей спортивной работе. Другие аккуратно собирали вырезки из газет и журналов и делались своеобразными эрудитами советской и зарубежной спортивной жизни. Выявляя в коллективе умеющих рисовать, писать стихи и т. п., Я. Б. Браун организовывал с ними выпуск плакатов, стенных газет; с их помощью привлекал весь коллектив украшать спортивный клуб.
Благодаря такой самодеятельности воспитывалось любовнее отношение физкультурников к месту занятий, забота о спортивном инвентаре, о чистоте и красоте зала. Боксеры сами убирали зал и готовили его к занятиям, ремонтировали инвентарь, берегли его. На этом крепли и формировались коллективные связи, товарищеская взаимопомощь и дружба; и спортивный зал, клуб становились «родным домом» физкультурника.
А. А. Гольдштейн, считая, что способность к тактическому мышлению и вообще творческое, активное начало тем выше в боксере, чем он более культурен и развит, заботится о развитии личности своего ученика, стремится вызвать у боксера интерес к знанию, искусству, побудить к постоянному совершенствованию, стремится влиять на мировоззрение своего ученика. В этом прямая обязанность тренера, если он действительно хочет воспитать полноценного спортсмена.
Тренер, проявляющий необходимую гибкость, умеющий подойти с разных сторон к ученику и благотворно воздействовать на него, всегда будет пользоваться авторитетом. Авторитет же тренера — одно из основных условий его влияния на формирование личности учеников.