Опыт воспитательной работы советских тренеров по боксу
ВОСПИТАНИЕ БОКСЕРА-НОВИЧКА
Пособие для тренеров и преподавателей
Государственное издательство
«ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ»
Москва 1948 Ленинград
ВВЕДЕНИЕ
Вопросам воспитательной работы в учебно-методической спортивной литературе до сих пор не уделяется достаточного внимания. Обычно авторы тех или иных пособий и руководств приписывают самому спорту, тому или иному его виду, непосредственное воспитательное воздействие на спортсмена, совершенно упуская из виду и роль тренера как педагога-воспитателя, и формирующее влияние спортивного коллектива на личность спортсмена, и воспитательное воздействие окружающей его советской среды.
К. Непомнящий в своей книге «Бокс» («Физкультура и спорт», 1940) пишет: «Значение бокса в том, что он воспитывает психику бойца. Человек, занимающийся боксом, привыкает к тому, чтобы верить в себя, в свои силы, в свое уменье, в свою способность найтись при всяких обстоятельствах... Бокс развивает боевое мышление... Бокс вырабатывает способность не считаться с болью, сосредоточить всю волю на достижении победы, сохранять при всяких обстоятельствах хладнокровие, выдержку, мужество, расчет, трезвую оценку обстановки и т. д.»;
Большинство работ по боксу содержит характеристики этого вида спорта, подобные вышеприведенной.
Смелость и отвага, инициатива и решительность, быстрота реакции и выносливость — вот далеко не полный перечень качеств, которые будто бы неминуемо вырабатываются боксом.
В высказываниях такого рода мы сталкиваемся со своеобразной фетишизацией бокса его теоретиками: бокс сами о. себе воспитывает ценные качества; боксер в результате занятий, тренировок и боев неизбежно должен стать смелым, решительным, инициативным и т. д.
Не может ли, однако, бокс воспитать труса или истерика, или «кокетку» от спорта, наконец, даже хулигана? К сожалению, может.
Если обучение боксу и воспитание молодого боксера вверить человеку малокультурному, не знающему своего дела, не умеющему вести воспитательную работу, не пользующемуся авторитетом, — результаты могут оказаться плачевными. Даже в практике очень опытных тренеров известны отдельные случаи, когда результаты работы с боксером оказывались противоположными ее целям.
Не следует забывать, что новичка к занятиям боксом обычно приводят уже в какой-то степени сложившиеся психологические и физические данные. Молодого физкультурника влечет к боксу не случайно, как не случайно другие избирают футбол, плавание или тяжелую атлетику. Все случайное обычно быстро отсеивается. Но вместе с тем отсеиваются и те, из которых при правильно поставленной воспитательной работе могли бы вырасти отличные боксеры.
Большой самоотсев занимающихся — характерная черта в практике работы по боксу наших физкультурных коллективов. Ученики с замедленной реакцией, не обладающие достаточной волей или не умеющие подавлять страх и переносить боль и т. п., обычно прекращают занятия боксом после первого вольного боя, после первого «чувствительного» удара. Ни в каком другом виде спорта нет такого значительного отсева занимающихся, как в боксе. Тренер, в силу всех этих обстоятельств и, главное, вследствие отсева «непригодных» или «малопригодных», получает благодарный материал для работы, добивается прекрасных результатов и, в итоге, вполне уверен, что бокс вырабатывает смелость, решительность и т. д.
Между тем здесь лишь закрепляются или развиваются качества, уже имевшиеся у физкультурников до начала занятий боксом, а все те, у которых нужно было бы эти качества воспитать, в силу отсева не проходят через «очистительное горнило» бокса.
Говоря о воспитании качеств, необходимых боксеру, мы не можем их изолировать от формирования личности боксера в плане общественно-политическом. Советскому тренеру далеко не безразлично, каким складывается мировоззрение ученика, какова его этика, на что направлена его воля.
Приветствуя туркменских всадников, совершивших конный пробег из Ашхабада в Москву, товарищ Сталин писал: «Только ясность цели, настойчивость в деле достижения цели и твердость характера, ломающая все и всякие препятствия, — могли обеспечить такую славную победу.
Партия коммунистов может поздравить себя, Так как именно эти качества культивирует она среди трудящихся всех национальностей нашей необъятной родины» («Правда», 25 августа 1935 т.).
С предельной ясностью сформулированы здесь задачи воспитания. Именно так ставятся эти задачи и перед работниками физической культуры. Советский тренер понимает, что только сложившееся коммунистическое миросозерцание формирует устойчивую волю; он должен воспитать юношу, преданного социалистической Родине, готового трудиться на ее благо, готового защищать ее, не щадя своих сил и самой жизни. И тренер все средства, имеющиеся в его распоряжении, направляет и должен направлять на эти цели.
Бокс сам по себе нейтрален, и воспитательные свойства вовсе не присущи ему: боксера прежде всего воспитывает тренер, правильно использующий бокс как средство воспитания. Воспитательное влияние бокса определяется не свойствами, которые будто бы постоянно присущи боксу, а тем, какие воспитательные задачи ставит перед собой тренер и как, какими методами он их разрешает. Тренер не может рассчитывать на то, что бокс самотеком разовьет нужные качества у ученика. Педагогическая задача тренера — определить, какими данными обладает его воспитанник и каких ему недостает, чтобы он мог стать хорошим боксером, а отсюда и намечать цели и характер предстоящей работы.
Тренер должен изучать и знать своего ученика, его сильные и слабые стороны, особенности его характера, его способности, его среду и быт, словом — все, что так или иначе воздействует на личность ученика, и формировать ее в заданном направлении.
Должно ли смущать тренера, если тот или иной его воспитанник недостаточно решителен или недостаточно вынослив, или не обладает нужной смелостью? Подлинный воспитатель постарается выяснить причины этого и найти в личности ученика' такие стороны, пользуясь которыми и нужно развивать активного, смелого, героического спортсмена. Используя, скажем, самолюбие или даже честолюбие начинающегося боксера, воспитывая в нем затем понятия чести личной и коллектива, действуя в одних случаях осторожно и постепенно, а в других резко и энергично, тренер может ослабить и совершенно устранить проявления слабоволия, трусости и нерешительности. Наоборот, невнимательное, небрежное, педагогически неправильное отношение к воспитаннику часто приводит к тому, что случайный неуспех или поражение совершенно выбивают из колеи боксера с высокими боевыми данными.
Воспитание морально-боевых качеств ученика тренер не может мыслить иначе, как они сформулированы в боевом уставе пехоты Советской армии: «Бой — самое большое испытание моральных, физических качеств и выдержки бойца... чтобы выполнить эту задачу в бою, боец должен уметь переносить всевозможные трудности и лишения, оставаясь бодрым, мужественным и решительным, и неуклонно стремиться к встрече с противником...»
Показателями успешной педагогической работы тренера, сумевшего выполнить свою роль воспитателя, должно быть не только большое количество воспитанных им хороших боксеров, но и незначительное число отсеявшихся.
* * *
Фетишизация бокса отражается и на учебно-методической работе. Наши лучшие пособия по боксу (К. В. Градополова, Б. С. Денисова и др.), широко и детально излагая технику и тактику бокса и методику обучения, по существу не освещают вопросов воспитания. Между тем общественный интерес к боксу все возрастает, число занимающихся, особенно подростков и юношей, быстро увеличивается. Растет, естественно, и потребность в тренерских кадрах.
Однако в пособиях по боксу, кроме общих ссылок на воспитывающий характер обучения, молодой тренер не найдет достаточных указаний о методах воспитания боксера. Но ведь тренер вправе требовать, чтобы ему рассказали не только о приемах техники и элементах тактики бокса, но прежде всего о том, как были воспитаны советские мастера спорта, какими путями шли они к мастерству, как были у наших чемпионов выработаны те качества, которые отличают подлинного мастера от спортсмена-середняка,
В книгах по боксу, написанных советскими авторами, много внимания уделялось методике преподавания. Вопросы метода в свое время служили поводом для длительного и ожесточенного спора. А. Г. Харлампиев ратовал за аналитический метод в обучении и воспитании боксера. Б. С. Денисов, В. В. Самойлов и другие были сторонниками метода синтетического. А. Г. Харлампиеву, преподавателю физкультурного вуза, для всесторонней подготовки педагогов-тренеров анализ был, естественно, необходим как основа всего учебного процесса. Но тренерам-практикам, живущим интересами спортивного дня, больше импонировал синтетический метод, дающий быстрые результаты в обучении новичка. Не обходились при этом и без того, что готовились боксеры «числом поболее, ценою подешевле», причем спортивная скороспелость некоторых боксеров не слишком смущала их воспитателей, как не смущала и подмена действительной воспитательной работы примитивным натаскиванием.
В начале 1937 г. кафедрой бокса Института физической культуры им. Сталина был принят смешанный аналитико-синтетический метод.
Этот метод позволял последовательно изучать элементы бокса (анализ) и немедленно вслед за этим закреплять их в бою (синтез). Вольный бой выдвигался как основа и венец усвоения каждой технической детали и их сочетаний. Боксер, воспитанный по этому методу, должен был, при достаточно детальном знании техники бокса, владеть всем необходимым для свободного и творческого тактического мышления. Спортивная практика эти предположения подтвердила. Так или иначе, большинство советских тренеров приняли аналитико-синтетический метод и применяли его в своей спортивной работе.
Все же споры о методе преподавания бокса в значительной степени отрывались от практики, которая не всегда считалась с официально принятой методикой. Даже авторы той или иной теории часто работали по-иному, чем это декларировалось в их методе.
Так, ни А. Г. Харлампиев, ни К. В. Градополов (когда он еще был сторонником аналитического метода) никогда не отказывались от синтетических приемов в преподавании техники бокса, если это давало положительные практические результаты. «Синтетики» же силою обстоятельств вынуждены пользоваться анализом, как только их ученик выходит на ринг: анализировать до боя, если противник известен, и после боя, чтобы подвести итоги первого боевого опыта ученика.
Сторонник синтеза, Б. С. Денисов, не отрицает, что в подготовке мастера спорта анализ играет существенную роль. Но даже при изложении элементарной техники Б. С. Денисов, давая указания о тактическом применении тех или иных ударов и защит, синтезируя, как он думает, технику и тактику, не может избежать анализа. Или, рекомендуя те или иные подготовительные упражнения, образующие нужные навыки для быстрого овладения элементами техники, Б. С. Денисов аналитически выделяет из технического приема его основу и на ней строит упражнение.
Тем более это относится к тактике бокса, даже в ее элементарном изложении. Тактика без анализа существовать не может, его элементы несет в себе любое, самое незначительное тактическое указание тренера своему ученику.
Споры о преимуществах аналитического или синтетического методов это уже прошлое в теории советского бокса. Педагогическая практика потребовала от тренера овладеть всеми методами и уметь гибко применять их в зависимости от необходимости. Сейчас перед тренерскими кадрами советского спорта встала задача овладеть педагогической техникой, педагогическим мастерством.
Тренер должен иметь достаточно широкий педагогический кругозор и опыт, владеть и анализом, и синтезом, знать, где тот или иной метод даст наиболее ценный результат. Такой тренер осмысливает каждый шаг своей работы, не боясь вскрывать причины неудач и кропотливо накапливая положительный опыт. Он становится мастером своего дела и носителем той педагогической техники, опирающейся и на теоретическую подготовленность и на серьезный опыт, о первостепенном значении которой писал крупнейший советский педагог к. С. Макаренко.
Без педагогической техники невозможны рост и совершенствование тренера-воспитателя. Однако вопросы педагогической техники в деле воспитания боксера, формирования его эмоциональной сферы, его волевых качеств и характера почти не освещались в советской литературе по боксу.
Значит ли это, что теорию воспитания боксера приходится строить на пустом месте? Конечно, нет. Советские тренеры из года в год накопили большой педагогический опыт. Кафедра бокса Института физической культуры им. Сталина, возглавляемая К. В. Градополовым, формирует педагогические традиции и влияет на тренерскую работу в СССР. Опыт ведущих советских тренеров — К. В. Градополова, Б. С. Денисова, А. А. Гольдштейна, П. В. Никифорова, Я. Б. Брауна, В. В. Самойлова, В. С. Щербакова и других обобщается на, тренерских сборах, а взаимное общение тренеров и боксеров обогащает их творческую мысль.
Серьезное воспитательное влияние на боксера-новичка оказывает подготовка его по программам Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне». Если подготовка к сдаче норм комплекса составляет органическую часть занятий секций бокса, если к сдаче норм руководитель секции относится не формально, а по ее результатам оценивает общую психофизическую подготовленность боксеров, то в руках тренера-педагога комплекс ГТО становится замечательным средством физического и морально-волевого воспитания.
Огромное воспитательное значение имеют соревнования по боксу и сложившиеся на них традиции. В советском боксе чрезвычайны редки случаи, когда боксер в тяжелой обстановке отказывается продолжать бой. Это стало неписанной традицией соревнований и благотворно отражается на стиле советского бокса, как спорта волевых и мужественных людей. Советский зритель всегда одобряет и поощряет мужественное поведение на ринге, энергическую и наступательную манеру боя и, наоборот, высмеивает всякое проявление трусости, нерешительности и слабоволия. Вместе с тем симпатии зрителей — всегда на сто* роне слабейшего, если только он мужественно и смело действует в трудной для него боевой обстановке: каждое его удачное действие и каждый удар неизменно встречаются аплодисментами. Понятно, что влияние зрителя на формирование стиля в боксе очень велико.
Наконец, правила советского бокса основаны на определенных воспитательных принципах и поощряют смелого, волевого и корректного боксера, жестко наказывая проявления спортивной небрежности и недобросовестности.
Задача методических работников — обобщить огромный и многосторонний опыт советских тренеров и вооружить тренерские кадры СССР методикой воспитания боксера. Это «обобщение педагогического опыта должно опираться на педагогическую науку и в первую очередь на психологию.
В самом деле: бокс, представляющий собою обусловленный правилами кулачный бой, предъявляет суровые требования к спортсмену и прежде всего к его психике. Бокс — это спорт высокой эмоциональной напряженности, спорт сильных и острых переживаний. Боксер должен принимать в бою быстрые и разнообразные решения, он должен проявить твердую и целенаправленную волю, чтобы в обстановке непосредственной опасности навязать противнику свою тактику и создать ему наименее выгодные4 условия для действий.
Значит, подготовка боксера к бою не должна носить только спортивно-технический характер и сводиться к разучиванию ударов, защит, передвижений и комбинаций этих элементов. Задача подготовки — и развить технику боксера, и воспитывать его боевые качества.
В процессе обучения и тренировки боксера тренер сталкивается с различными проявлениями его психики. Восприятия ученика, внимание его и запоминание учебного материала— различны. У одного спортивные навыки вырабатываются быстрее, у другого медленнее. Один легче справляется с чувством страха и неуверенностью, другой целиком находится во власти отрицательных эмоций. Тренер встречается с самыми различными темпераментами и характерами, с людьми разных способностей и разной степени одаренности.
Как определить свойства каждого? Каким путем вести воспитание ученика? Как ориентироваться в многообразных проявлениях личности ученика и как формировать его боевые качества в нужном направлении?
Без педагогической науки, без знания психологии полноценного ответа на эти вопросы тренер найти не сумеет. Каким бы разносторонним ни был опыт тренера, какой бы широкой ни была его практика, — только педагогика и психология могут •стать прочным фундаментом его воспитательной работы, только тогда она станет на подлинно-научный путь.
* * *
В данной работе мы делаем попытку осветить некоторые, на наш взгляд, основные вопросы воспитания боксера-новичка.
В первом разделе излагается опыт воспитательной работы советских тренеров по боксу (Градополова, Гольдштайна, Денисова, Брауна, Щербакова) и освещаются вопросы воспитания в боевой обстановке, воспитания в процессе обучения, воспитания личности боксера и роли тренера в формировании мировоззрения и морально-этического облика учеников, воспитания спортивного коллектива и воздействия последнего на боксера-новичка.
Во втором разделе раскрывается процесс воспитания спортивных навыков при обучении технике бокса и таких качеств, как внимание, инициативность, дисциплина, стойкость, настойчивость, решительность, выносливость, быстрота и точность реакции и другие.
В третьем разделе освещаются основные вопросы работы тренера в спортивном коллективе, показывается роль коллектива не только как объекта, но и как субъекта воспитания.
Наконец, в последнем разделе рассматриваются вопросы психологической подготовки новичка к бою.
Во всех разделах подчеркивается роль воспитания в коллективе, как центральный момент, существенно отличающий педагогические принципы и практику советских тренеров от эмпирических и индивидуалистических методов работы тренеров за рубежом.
ПОДГОТОВКА НОВИЧКА К БОЮ
Первый бой — событие, остро воспринимаемое и переживаемое новичком. Поэтому подготовка новичка к бою требует, чтобы тренер-педагог внимательно и продуманно избирал средства воспитательного воздействия на своего ученика.
К. В. Градополов, готовя новичка к первому бою, воспитывает в нем корректность по отношению к противнику, судьям, зрителям, как основу поведения боксера; инициативу, решительность, при которых боксер не ждет, как сложится боевая обстановка, а действует сам, не боясь риска и создавая, так сказать, собственный «рисунок боя»; умение действовать по-разному в различной обстановке находить и осуществлять нужные решения не смущаясь неожиданностями и случайностью. Наконец, чувство дистанции и времени, соединенное с умением свободно двигаться в боевой стойке, завершает круг качеств, воспитание которых К. В. Градополов ставит основной целью своей работы.
Если учесть, что технические средства новичка довольно ограничены, то станет ясным, что воспитание боевых качеств, — главное в работе тренера при подготовке новичка к первому бою.
Средства воспитательного воздействия тренера очень разнообразны. И анализ действий отдельного боксера, и общая беседа, и показ тех или иных приемов, — все должно быть устремлено в одном направлении: формировать качества, нужные в боевой обстановке. Здесь большую роль играет наглядность учебного материала. Наблюдая за тренировкой мастеров, глядя на матчевые встречи на ринге, начинающий боксер осмысливает собственный технический багаж, приобретает определенные спортивные вкусы, избирает ту или иную манеру действий, К. В. Градополов в этих случаях умело направляет новичка, помогает ему аналитически разобраться в том, что он видит, подсказывает ему, что для него хорошо и что непригодно. Например, чрезвычайно важно показать молодому боксеру, как мастер, применяя ту или иную защиту, использует ее для активных действий. Новичок должен понять, что какую бы защиту ни применял боксер, он всегда одновременно с ней наносит встречный или ответный удар, причем движение защиты всегда подчиняется движению контрудара. Защита ради защиты, без контрудара, должна характеризоваться как нецелесообразная и
вредная. Такими указаниями поощряется всякое, проявление инициативы и решительности. Тем более важно подчеркнуть новичку ценность активного и решительного ведения боя, с энергичными и разнообразными атаками, проникнутого стремлением и волей к победе.
Коллективные посещения матчей под руководством тренера приносят неоценимую пользу начинающим боксерам.
А. А. Гольдштейн, при подготовке новичка к первому бою,, стремится, чтобы он понял, что первый бой для него — это, прежде всего технический экзамен. Неважно, выиграет он или проиграет бой. Но важно, чтобы он действовал на ринге смело, уверенно, технически правильно. Если новичок проиграл бой, нужно его ободрить, показать, что при хорошем техническом ведении боя незначительное поражение может быть лучше победы, достигнутой грубой силой. Во всяком случае — важно следить, чтобы острые переживания, связанные с первым боем, не травмировали новичка, а, наоборот, вызвали в нем стремление к дальнейшему росту и совершенствованию.
При подготовке новичка к бою особенно важно правильно организовать тренировку и внимательно регулировать бой на ринге.
Каковы здесь задачи тренера? Б. С. Денисов указывает на следующие:
Бережно относиться к ученику, давая ему всегда партнера по силам. Не ставить ученика все время в невыгодные условия, а регулировать вольный бой так, чтобы, если у ученика сегодня более сильный партнер, в следующий раз дать партнера слабее: Такая тактика не травмирует ученика, оставляет его всегда уверенным в себе.
Не ставить также ученика всегда в более выгодную обстановку, что часто случается по отношению к лучшим ученикам. Это может привести к переоценке учеником своих сил, и тогда неожиданная встреча с более сильным противником может совершенно деморализовать его.
В вольном бою никому не позволять подавлять партнера. Только при спокойном, товарищеском ведении боя растут волевые свойства боксера.
А. А. Гольдштейн считает основой воспитания новичка — большую требовательность к нему и приучает боксеров к дисциплине с первого же дня занятий. Тот, кто опоздал на занятия на одну минуту, не допускается на урок. Слово тренера — закон для ученика. Посторонние разговоры, пререкания во время Занятий воспрещаются.
«Суровый закон суворовской выучки «трудно в ученьи — легко в бою» мы применяем с успехом в спортивной работе», — говорит А. А. Гольдштейн.
ПРИ ОБУЧЕНИИ БОКСУ
Прежде чем испытать свои силы в бою, боксера новичок должен пройти подготовку, достаточную для того, чтобы он мог смело и уверенна действовать на ринге. Его спортивная техника должна быть такой, чтобы и противник не застал его врасплох, и сам он мог вести бой активно и разнообразно. Для этого тренер вооружает новичка минимумом спортивно-технических средств.
Спортивно-технический минимум новичка не охватывает всех боевых средств, которыми владеет, например, боксер-мастер. Да и неверно было бы перегружать новичка изучением многочисленных приемов и комбинаций, существующих в боксе. По наблюдениям К. В. Градополова, А. А. Гольдштейна, Я. Б. Брауна и других советских тренеров, новичок свободно и разнообразно распоряжается в бою небольшим количеством хорошо усвоенных ударов и защит, но теряется, если его перегрузить учебным материалом; его опыт еще слишком мал, чтобы он мог разобраться в обилии боевых средств.
Необходимость ограничить боевые средства новичка ясна всем, но выбор их тренеры определяют по-разному. Особенно это относится к ударам.
К. В. Градополов считает, что новичок должен усвоить прямые удары и удар сбоку левой; Я. Б. Браун требует, чтобы новичок знал все основные удары; А. А. Гольдштейн считает, что для первого боя новичку достаточно усвоить лишь прямые удары. Известная свобода в определении спортивно-технического минимума новичка вполне допустима. Не следует связывать тренера в этом вопросе каким бы то ни было каноном. Важно лишь, чтобы тренер, определяя минимум, ставил перед собой определенные цели, которые он должен достичь в результате обучения. Спортивно-технический материал первого периода обучения должен определяться тренером в соответствии с поставленными им учебными и воспитательными задачами, а также особенностями учебной группы.
Не требует доказательств положение, что владение техникой нельзя отрывать от поведения боксера и, наоборот, нельзя влиять на поведение боксера на ринге, не формируя в заданном направлении его технику. Боксер-мастер непринужденно, быстро и разнообразно передвигается по рингу, применяя различные и неожиданные маневры. Он умело пользуется и атакующей, и защитной формой ведения боя, не повторяясь в своих приемах. Внешне такой боксер спокоен. Его действия смелы и уверенны, но обязательно корректны. Он не применяет грубой силы, стремясь победить искусством. Отличный боксер постоянно применяет прямые удары и удары снизу, но он свободно пользуется и всеми, другими ударами. Тактика его не признает пассивной защиты: каждое защитное движение обязательно соединяется с контратакой.
В этой характеристике — программа работы тренера с новичком, соответственно с чем и следует анализировать и отбирать технические средства. Спортивно-технический минимум новичка, на наш взгляд, должен содержать следующие элементы: боевую стойку, передвижения (скользяще-переставной шаг*, сдвоенные шаги, шаги вперед, назад, в стороны, повороты, перенос опоры с ноги на ногу); боевая дистанция и удары (прямые, удары «раз-два», удары снизу, удар сбоку левой рукой и простейшие комбинации), защиты (подставка, уклон, шаг назад, шаг в сторону, отбив, нырок) и наконец, серии однотипных и разнотипных ударов.
Педагогическая задачи при изучении этих элементов — воспитание спортивных навыков. В процессе постоянных упражнений новичок преодолевает затруднения, неизбежно возникающие в начале работы. Изучая то или иное движение, новичок на первых порах теряется, не умея отделить излишние и ненужные движения от основных. Все свое внимание он сосредоточивает на своих движениях, а не на объекте работы. Но постепенно упражнения, корректируемые тренером, делают свое дело: ученик овладевает требуемой координацией, избавляется от груза ненужных движений, совершенствуется и приобретает тот или иной навык. Теперь боксер выполняет удары, защиты и передвижения автоматизировано, сознание его больше не отвлекается на то, как нужно выполнить тот или иной прием; оно направлено на бой в целом, на тактические задачи боя. Таким образом, приобретая технические навыки, боксер переходит на более высокую ступень боевого совершенствования.
Здесь очень важно обратить внимание на то, чтобы не закреплялись ошибочные, неверные движения. Все практики бокса знают, что переучивать неверно усвоенное труднее, чем разучивать новое. Ошибка, ставшая привычкой, поддается исправлению с большим трудом. Поэтому не следует откладывать исправление ошибок. Их надо по возможности исправлять сразу и не идти дальше, пока не будет достигнута точность и чистота движения.
По мере того, как тот или иной удар или защита будут усваиваться группой, тренер переходит к изучению последующего материала. Но это не значит, что больше уже не нужно упражнять усвоенное движение. Наоборот, чтобы закрепить его, в каждом уроке часть пройденного материала, разученные передвижения, удары и защиты, повторяется, но в других разделах урока и в разнообразной обстановке. Только постоянно повторяя элементы техники бокса, упражняя их в снарядах, лапах, в бою с тенью, упорно трудясь над отделкой каждого движения, ученик доведет его до совершенства и будет в нужных случаях применять быстро и без колебаний.
БОЕВАЯ СТОЙКА
Первое, с чего начинается обучение боксера, — боевая стойка. Это понятие в известной мере условно: в бою боксер всегда находится в движении, он не стоит на одном месте. Были попытки найти другой термин, которым исключался бы элемент статичности. Так, А. Г. Харлампиев предложил название «боевая позиция». Но и этот термин не принес с собой нового: позиция не менее статична, чем стойка. Между тем, если рассматривать боевую стойку, как исходное положение, из которого боксер начинает каждое свое движение и в которое возвращается, выполнив тот или иной прием или маневр, то принятый термин не должен вызывать опасений — он правилен по существу. А при изучении техники все удары, защиты и соединения их постоянно разучиваются из неподвижной боевой стойки, как исходного положения. Это кажущееся несоответствие реальной боевой обстановке не должно смущать тренера-педагога. Боевая стойка — это и сознательная, произвольная физическая установка организма, выражающаяся в приспособлении всех органов человека к наилучшему восприятию. Педагогически, боевая стойка — основа, на которой воспитывается внимание боксера, его готовность к бою. «... При физической установке организма происходит не только внешнее изменение органов тела, но и внутреннее изменение физиологических процессов — дыхания, пульса, кровообращения и т. п. Эта установка тела при процессах внимания имеет большое педагогическое значение; по ней мы судим о том, имеется ли налицо активное внимание у учащихся к излагаемому материалу или же оно отсутствует; всякий опытный педагог прекрасно учитывает это в процессе своей работы» (К. Н. Корнилов, Психология, Учпедгиз, 1946).
Тренер, обучив новичка боевой стойке, каждый раз, когда он предлагает ученику занять это положение, тем самым вызывает физическую установку его организма на внимание. Практически тренеры это хорошо знают, и в тех случаях, когда требуется направить внимание группы на изучаемый элемент или просто подтянуть дисциплину, тренер командует: «стать в боевую стойку». Обычно этой командой легко вызывается внимание группы. Но чтобы этот результат достигался всегда, тренер должен воспитать в группе такое же отношение к боевой стойке, как к положению «смирно»: никаких разговоров, движений, напряженное внимание и точное положение рук, ног, головы.
Второе важное требование при изучении боевой стойки: неработающие мышцы ученика должны быть расслаблены. Тренер не должен допускать, чтобы боксер напрягался. Мышцы его должны напрягаться только в момент удара или защиты, причем опять-таки напрягаются лишь те группы мышц, которые участвуют в этом движении. Расслабляя мышцы, боксер прежде всего учится экономить мышечную и нервную энергию, что
очень важно для успеха в бою. Конечно, идеально выполнить, эти требования очень трудно. Но тренер должен добиваться максимального эффекта.
Из отрицательных эмоций, которые тренер наблюдает у ученика, наиболее часто встречается чувство страха. Физически страх обычно выражается в скованности движений и в напряжении мышц. Чувство страха и мышечное напряжение почти всегда взаимно связаны. Но здесь существует и своеобразная обратная связь: приучая боксера расслабляться, сделав это его привычкой, мы тем самым ослабляем чувство страха и значительно облегчаем борьбу с этой эмоцией. Мы воспитываем у боксера элементарное владение собой, учим его контролировать свое тело, регулировать напряжение и расслабление, управлять своими эмоциями.
Поэтому тренер должен чаще проверять, правильно ли ученик делает боевую стойку, не напряжен ли он, и повторять упражнение до тех пор, пока боксер научится держаться в боевой стойке правильно и непринужденно.
Еще один важный вопрос связан с изучением боевой стойки: сразу ли индивидуализировать ее, соответственно особенностям ученика, или же боевая стойка при обучении должна быть общей для всей группы?
А. А. Гольдштейн считает нужным сразу же давать новичку индивидуальную боевую стойку. К.В. Градополов предлагает общую для учеников типовую стойку. Точка зрения К. В. Градополова более правильна: индивидуальные особенности ученика тренеру еще предстоит определить, да и заключаются они не только в физических данных боксера. В свое время К. В. Градополов, обладающий очень длинными руками, дающими большое преимущество в бою на дальней дистанции, тем не менее уверенно и энергично пользовался и близким боем. И, наоборот, часто боксер небольшого роста, с короткими сильными конечностями, казалось бы «созданный» для близкого боя, превосходно боксирует на дальней дистанции — глазомер, быстрота, резкость позволяют ему вести бой в такой манере.
Заранее рекомендовать новичку ту или иную боевую стойку не следует: она определится позже. Типовая же боевая стойка имеет неоценимые учебные преимущества: все удары, защиты и маневры разучиваются правильнее, без искажений.
Тренер, научив новичка владеть боевой стойкой, часто пользуется этим термином, заменяя им самые разнообразные указания во время тренировки. Так, если ученик открыт или излишне широко ставит ноги, или не прячет подбородок и т. п., достаточно крикнуть: стойка — и он быстро исправит свою ошибку.
ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Свободное и разнообразное передвижение по рингу — основа техники боксера.
«Быстрота и подвижность ног, умение рассчитывать время и дистанцию имеют первостепенное значение в бою. Боксер, умеющий быстро принимать решения, маневренно и быстро передвигаться, не нарушая темпа боя, всегда будет хозяином положения при встрече с малоподвижным противником. Основное преимущество легко передвигающегося боксера заключается в том, что он своей подвижностью сковывает действия своего противника, не позволяя ему сосредоточиться и принять определенное решение» (К. В. Градополов).
К передвижениям в боксе относятся одиночные и двойные шаги в разных направлениях, скользяще-переставные шаги и повороты. С нашей точки зрения, сначала следует изучать скользяще-переставные шаги, а затем уже одиночные.
Скользяще-переставные шаги представляют собой соединение нескольких непрерывно следующих друг за другом двойных шагов. Они легки в координации, не требуют напряжения и легко усваиваются. В боевой практике они применяются чаще всего. Пользующийся скользяще-переставными шагами боксер всегда производит впечатление легко и непринужденно действующего на ринге.
Обычно уже на первом уроке новички овладевают скользяще-переставными шагами, а упражнение в них в течение нескольких уроков приводит к легкому, ненапряженному и красивому передвижению.
Изучение скользяще-переставных шагов в начале занятий дает, на наш взгляд, следующие преимущества:
Боксер сразу получает понятие о передвижении на ринге, как о ряде последовательных и слитных движений (а не отдельных, не связанных друг с другом). Очень быстро вырабатывается автоматизация передвижений, что дает возможность усложнять занятия, вводя в них новые элементы техники.
На скользящем шаге легко закрепить привычку расслабляться и научиться не перекрещивать ноги — важное условие правильного передвижения по рингу.
В результате всего этого ученик сразу начинает себя чувствовать «похожим на настоящего боксера», что создает в нем уверенность в успехе занятий.
После того, как ученик усвоит передвижение скользяще-переставными шагами, следует перейти к отдельным шагам вперед, назад, вправо и влево.
Изучаются отдельные шаги в одном уроке с первыми ударами (прямыми).
Тренер