Компетенции обучающегося, формируемые в результате проведения научно-исследовательской работы
В результате проведения НИР у обучающихся должны быть сформированы элементы следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки:
а) профессиональных (ПК):
- способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2)
- способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3)
- готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4)
- способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5)
- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6)
- способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7)
- готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8)
- способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-9)
- готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики (ПК-10)
- готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11)
- готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12)
- готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее мэкро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-13)
- готовностью исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14)
- готовностью организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15)
б) специальные компетенци (СК)
- способность систематизировать процессы и результаты физкультурного образования (СК-1).
7. Структура и содержание научно-исследовательской работы
Содержание НИР определяется темой магистерской диссертации, ее целями и задачами, ее научной новизной, а также компетенциями, которыми должен овладеть магистрант по завершении научно-исследовательской работы.
Научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования формулируются в начале работы над диссертацией и носят предварительный характер.
При этом новизна должна быть доказана, т.е. теоретически обоснована, а также подтверждена практически и экспериментально. Важную роль в этом подтверждении играет НИР в семестре. В этой связи крайне важно построить содержание НИР таким образом, чтобы в ходе ее выполнения были получены необходимые данные, подтверждающие научную новизну магистерской диссертации и ее практическую значимость.
Научно-исследовательская работа магистранта структурируется по семестрам, в каждом из которых выполнение научно-исследовательской работы ориентируется на решение задач, определенных целями и задачами соответствующей программы НИР.
Научно-исследовательская работа осуществляется на 1 и 2 курсах (1, 3 и 4 семестры) и составляет 30 зачетных единиц, или 1080 часов.
Таблица 4.1 – Структура и содержание НИР (очная и заочная формы)
№ п/п | Раздел научно- исследователь ской работы | Виды работ по НИР, включая самостоятельную работу магистров, и трудоемкость (в часах) | Форма текущего контроля и промежуточной аттестации | ||||
Указывается вид работ | № недели | Кол-во часов | |||||
1 семестр | |||||||
1.1Ознакомление с тематикой НИР и выбор темы НИР. Обсуждение выбранной темы НИР с научным руководителем | 1. Письменное обоснование выбора темы диссертации (актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, а также объект и предмет исследования, цель, задачи) 2. Список задач исследования с обоснованием их актуальности, 3.Отчет в виде предварительных результатов изучения и анализа основных литературных источников, которые будут использованы в качестве теоретической базы исследования; 4.Рабочий план подготовки магистерской диссертации. | ||||||
1.2Формулировка целей и задач НИР. Составление плана НИР по выбранной теме | |||||||
1.3Обзор и теоретичексий анализ научной литератру ыпо выбранной теме НИР | |||||||
1.4Подбор методов для проведения научного исследования. | |||||||
Зачет | |||||||
3 семестр | |||||||
2.1 Проведение эмпирического исследования | 1. Описание организации и методов исследования (вторая глава диссертации). 2.Систематизированные фактические материалы для диссертационной работы, оценка его достоверности и достаточности для работы над диссертацией; 3.Отчет и оценка прогнозируемых результатов с точки зрения научной и практической значимости; | ||||||
2.2 Сбор и анализ полученного материала по исследованию | |||||||
Зачет | |||||||
4 семестр | |||||||
3.1 Проведение эмпирического исследования | 1.Письменное обоснование методов решения и их применения; изложение результатов решения; результаты исследования; место исследуемой задачи в современной системе научных и практических достижений направление дальнейших исследований; 2.Текст подготовленной (опубликованной) статьи по теме диссертации. | ||||||
3.2 Оформление результатов НИР | |||||||
3.3 Подготовка и написание научной статьи по одному из разделов выбранной темы НИР | |||||||
Зачет | |||||||
НИР-1 направлена на изучение литературы и определение темы исследования
НИР-2 направлена на окончательную постановку исследовательских задач, разработку и анализ методов их решения.
НИР-3 направлена на информационное наполнение и нахождение решения исследуемой задачи, проведением анализа на основании полученных результатов, обоснованием и аргументированием выводов по результатам анализа.
По результатам выполнения НИР составляется заключительный отчет о работе в целом.
Отчет по НИР за каждый семестр должен составляться по единой структуре:
- титульный лист;
- содержание;
- определения (по необходимости);
- обозначения и сокращения (по необходимости);
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (по необходимости).
Содержание отчета должно соответствовать плану НИР (виды и этапы работы).
Рекомендуемый объем отчета – от 10 до 20 страниц.
При составлении отчета следует придерживаться следующих общих требований:
- четкость и логическая последовательность изложения материала;
- убедительность аргументации;
- краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
- конкретность изложения результатов работы;
- обоснованность рекомендаций и предложений.
В установленный срок (не позднее трех дней после окончания научно- исследовательской работы) магистрант составляет письменный отчет в формате Microsoft Word (в рукописном виде отчеты не принимаются), оформленный в соответствии с методическими указаниями, отражающий степень выполнения программы, и представляет его в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными документами руководителю научно-исследовательской работы.
Качество содержания и изложения отчета о НИР оценивается научным руководителем магистранта. Для этого выбираются дни консультаций, в рамках которых обсуждается, планируется и корректируется исследовательская работа магистранта. В результате у магистранта сложится более четкое понимание качества результата, что позволит ему более эффективно организовать процесс выполнения НИР.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые в ходе научно-исследовательской работы
При научно-исследовательской работы с целью совершенствования профессиональных умений обучающихся используются образовательные технологии:
1) технология организации самостоятельной работы (технология поиска новой информации; технология отбора новой информации; технология анализа новой информации; технология представления новой информации), которая реализуется на разных уровнях: методическом, научно-исследовательском, культурно-просветительском;
2) технология работы с научной информацией используется для совершенствования научно-исследовательской деятельности обучающихся, при разработке, экспериментальной проверке методической, педагогической и психологической модели, соответствующей проблеме дипломного исследования, а также при обработке, анализе полученных результатов;
3) технология формирования отчетов, которая служит формой оценивания магистрантов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-исследовательской работы
6.1 Основная литература
1. Бондаренко, Н.А. Профессиональная подготовка магистров социальной педагогики к осуществлению научно-исследовательской деятельности. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. // Концепт. — 2013. — № 12. — С. 1-7. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/journal/issue/293438
2. Губа, В.П. Методы научного исследования туризма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Электронный ресурс] / В.П. Губа, Ю.С. Воронов, В.Ю. Карпов. — Электрон. дан. — М. : Физическая культура, 2010. — 176 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/9173
3. Губа, В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс] / В.П. Губа, В.В. Пресняков. — Электрон. дан. — М. : Человек, 2015. — 288 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/60520
4. Губа, В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи. [Электронный ресурс] / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков. — Электрон. дан. — М. : Советский спорт, 2008. — 206 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/4089
5. Губа, В.П. Теория и методика современных спортивных исследований: монография. [Электронный ресурс] / В.П. Губа, В.В. Маринич. — Электрон. дан. — М. : Спорт, 2016. — 232 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/73815
6. Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, Планета музыки, 2013. — 160 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/37001
7. Евдокимов, В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту. [Электронный ресурс] / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. — Электрон. дан. — М. : Советский спорт, 2010. — 246 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/10836
8. Занковец, В.Э. Энциклопедия тестирований. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Спорт, 2016. — 456 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/90029
9. Кантиева, Е.В. Методы и средства научных исследований. [Электронный ресурс] / Е.В. Кантиева, Е.М. Разиньков. — Электрон. дан. — Воронеж : ВГЛТУ, 2012. — 107 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/64146
6.2 Дополнительная литература
1. Кузьмин, В.Г. Инновационные математические модели и метод графов в научно-педагогических исследованиях в области физической культуры и спорта. [Электронный ресурс] / В.Г. Кузьмин, И.Б. Улитин, Б.И. Улитин, С.В. Кузнецова. — Электрон. дан. // Культура физическая и здоровье. — 2014. — № 2. — С. 71-74. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/journal/issue/291784
2. Меледина, Т.В. Методы планирования и обработки результатов научных исследований. [Электронный ресурс] / Т.В. Меледина, М.М. Данина. — Электрон. дан. — СПб. : НИУ ИТМО, 2015. — 110 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/70915
3. Никитушкин, В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта: учебник для вузов. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Советский спорт, 2013. — 280 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/10846
4. Новиков, Ю.Н. Подготовка и защита магистерских диссертаций и бакалаврских работ. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2015. — 32 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/64881 — Загл. с экрана. Новиков, Ю.Н. Подготовка и защита магистерских диссертаций и бакалаврских работ. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2015. — 32 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/64881
5. Новиков, Ю.Н. Подготовка и защита бакалаврской работы, магистерской диссертации, дипломного проекта. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2016. — 32 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/76277
6. Передельский, А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: Учебник. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Спорт, 2016. — 416 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/73819
7. Сафин, Р.Г. Основы научных исследований. Организация и планирование эксперимента: учебное пособие. [Электронный ресурс] / Р.Г. Сафин, А.И. Иванов, Н.Ф. Тимербаев. — Электрон. дан. — Казань : КНИТУ, 2013. — 156 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/73344
8. Столяров, В.И. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта: учебник. [Электронный ресурс] / В.И. Столяров, А.А. Передельский, М.М. Башаева. — Электрон. дан. — М. : Советский спорт, 2015. — 464 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/69838
9. Панасюк, Т.В. Антропологический мониторинг дошкольников. Учебное пособие. [Электронный ресурс] / Т.В. Панасюк, С.И. Изаак, Е.Н. Комиссарова. — Электрон. дан. — М. : Физическая культура, 2005. — 110 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/9163
10. Семенов, Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Советский спорт, 2011. — 200 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/10850
Приложение 1
Рабочий план подготовки магистерской диссертации
1.Кафедра «Теоретические основы физической культуры и спорта»
2. Магистерская программа :
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Физкультурное образование
3. Магистрант: ______________________________________________________________________
4. Тема работы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Срок сдачи магистром законченной работы: ________.
№ | Наименование разделов диссертации | Срок выполнения | Примечание |
Подпись научного руководителя ____________________
Подпись магистранта________________________
Приложение 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Институт физической культуры и спорта | Кафедра теоретические основы физической культуры и спорта |
Направление подготовки: | 44.04.01 Педагогическое образование |
Магистерская программа: | Физкультурное образование |