Словарь педагогических терминов и понятий

Абстрагирование— процесс мышления, в результате которого человек, отвлекаясь от несущественного, образует понятия, восходя от конкретного к абстрактному, наполняя абстрактное конкретным содержанием.

Авторитарный— основанный на слепом подчинении власти, стремящийся утвердить свой авторитет; властный.

Авторитет –общепризнанное значение, влияние, которым пользуется какое-либо лицо, организация в силу определенных качеств и заслуг.

Адаптация(социальная) — процесс, обеспечивающий безболезненное вхождение личности в социум, приспособление к нему на основе добровольного принятия общественных норм и требований, овладения практико-ориентированными знаниями и коммуникативными умениями, необходимыми

Аксиологический (ценностный) подход в культуре рассматривает культуру как совокупность всех богатств и ценностей общества, накопленных в процессе его развития. Эти ценности существуют в материальной и духовной формах.

Активность личности (от лат. Activus — деятельный) — деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения историче-ского опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

Актуальность педагогического опыта –один из критериев передового педагогического опыта, выражающийся в соответствии этого опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки.

Альтруизм — бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать для других своими личными интересами.

Амбивалентность — двойственность переживания, когда один и тот же человек одновременно вызывает противоположные чувства.

Анализ –метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы

Андрогогика— раздел дидактики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых.

Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные. Широко используется в педагогических исследованиях.

Аннотация –(от лат. Annotatio — примечание, пометка) — 1) краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях; 2) вторичный источник информации с частично сокращённым, частично формализованным тезаурусом, отвечает на вопросы о чём, имеет простую грамматику и насыщена дескрипторами

Антропология педагогическая — философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д.Ушинский); воспитание в Антропологии понимается как атрибут человеческого бытия.

Апробация (лат. Approbatio — проверка) — одобрение, утверждение на базе исследования, опытной проверки.

Аффективный — эмоционально окрашенный.

Для гармонизации межличностных отношений в социокультурной среде.

Барьер психологический – мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действий, в частности общению с отдельным человеком или группой людей.

Беседа— 1) вопросно-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок; 2) метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации; 3) метод обучения. Виды: катехизическая, или репродуктивная, — направлена на закрепление, проверку изученного материала путем его повторения; эвристическая, поисковая, — опираясь на имеющиеся знание учащихся, учитель подводит их к

усвоению новых понятий; сократическая — поиск истины через сомнение, которому подвергается каждый получаемый вывод.

Валидность— степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению в социологических или психолого-педагогических исследованиях.

Вербальный — устный, словесный.

Взаимодействие –процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В.— это универсальная форма изменения состояний объектов. В социальной психологии понятие В. Используется для характеристики действительных межличностных контактов людей в процессе совместной работы и для описания взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в ходе совместной работы

Взаимоотношения –субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах. В. Обязательно предполагают взаимность, наличие ответного отношения. В. Бывают деловыми, дружескими, официальными, личными

Внеклассная воспитательная работа — организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих

необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внушение— форма психологического воздействия, связанная с ослаблением осознанного контроля в отношении воспринимаемой информации.

Внутренний конфликт –столкновение противоположных ценностных ориентации личности, ее потребностей, интересов, стремлений. Основными причинами В. К. являются трудности при выборе решения, неадекватное представление о себе, непомерные претензии, противоположно направленные мотивы самоутверждения.

Внушаемость— предрасположенность к внушению.

Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю,

эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах

формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения

заданных целей.

Возрастной подход в воспитании — учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их

возрастным составом.

Воля — сознательная саморегуляция человеком своей деятельности, поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.

Воспитание — социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения личностью жизненным опытом, ценностями, смыслами и

нравственными способами поведения, осуществляемый на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

Воспитание (как общественное явление) — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-

исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры,

церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность

поколений.

Воспитание (как педагогическое явление) — 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный педагогический, процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях

специально подготовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в

которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом); 4) пре-

доставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути; 5) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой позиции ребенок — объект педагогического воздействия); 6) целенаправленное создание

условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности; 7) (в самом узком, конкретном значении) составные части целостного воспитательного процесса: умственное, направленное и т.д.

воспитание.

Воспитание духовное — формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. ка-честв, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Воспитание нравственное — формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

Воспитание политическое — формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций. Осуществляется на принципах объективности, вариативности, свободы выбора

позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей.

Воспитание половое — систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни.

Воспитание правовое — процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, преодолении правового нигилизма, формировании законопослушного поведения.

Воспитание свободное— не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей каждого ребенка, полное раскрытие его индивидуальности. Для него характерны категорическое отрицание системы воспитания

и обучения, основанной на подавлении личности ребенка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Сторонники этой модели придавали и придают исключительное значение созданию условий для самовыражения и свободного

развития детской индивидуальности, сводя к возможному минимуму пед. вмешательство и тем более исключая какое-либо насилие и принуждение. Они считают, что ребенок может себе представить только то, что пережил внутренне, поэтому ведущую роль в его воспитании и обучении должны играть детские переживания и накопление детьми личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Однако широкого распространения на Западе эти школы не получили. В России наиболее ярким опытом создания школ свободного воспитания был «Дом свободного ребенка», созданный К.Н. Вентцелем в 1906 г. Поддерживал идеи свободного воспитания Л.Н. Толстой, организуя жизнь и обучение крестьянских детей в

Яснополянской школе. Были и другие попытки: «Школа шалунов» А. Радченко в Баку, московская семейная школа О. Кайдановской-Берви, близкие к этому направлению учебно-воспитательные комплексы «Сетлемент» и «Детский труд

и отдых», возглавляемые сначала А.У. Зеленко, затем С.Т. Шацким. В настоя-щее время вновь возродился интерес к идеям свободного воспитания. В Москве и ряде других городов открыты вальдорфские школы, центры М. Монтессори,

разрабатываются отечественные модели свободного, ненасильственного воспитания.

Воспитание социальное — процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового,

религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития

человека в процессе его социализации.

Воспитание трудовое — совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного

отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Путь трудового воспитания — включение школьника в полную структуру труда: его

планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку.

Воспитание умственное — формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

Воспитание физическое — система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом са-мосовершенствовании.

Воспитание эстетическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в твор-

честве, созидании по законам красоты.

Воспитание этическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.

Воспитанность — уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. Воспитанность — сегодняшний уровень разви-тия личности, в отличие от воспитуемости — потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

Воспитательная работа — целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через Воспитательную, работу реализуется воспитательный процесс.

Воспитательные отношения — разновидность отношений между людьми, возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное и т.п. развитие и совершенствование.

Воспитуемость — подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

Гипотеза — утверждение о фактах, эмпирических связях или принципах функционирования и развития явлений, не имеющих обоснования или признанных недостаточно обоснованными.

Гносеология – теория познания.

Государственный образовательный стандарт — 1) основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты; 2) основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки,

которыми предстоит овладеть учащимся, технология проверки результатов образования; 3) федеральные компоненты Государственного образовательного стандарта определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Готовность профессиональная — готовность школьников к выбору своего трудового, профессионального пути, осознанию собственных интересов, индивидуальных психологических особенностей своей личности.

Группа— человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака. Например, малая, большая, диффузная, формальная, неформальная, условная, реальная, референтная.

Гуманизация воспитания и обучения — реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них; постановка в

центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Играет роль социальной защиты ребенка и детства

Гуманизация образования — распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.

Гуманизм— принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов педагогики.

Гуманистическая педагогическая культура — часть общечеловеческой культуры, интегрирующая историко-культурный педагогический опыт и регулирующая сферу педагогического взаимодействия.

Гуманитаризация образования — установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в

обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.

Гуманитарное образование — приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленное на формирование личностной зрелости обучаемых.

Гуманитарный— относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре.

Гуманная педагогическая позиция — ценностно-смысловое отношение педагога к детям, которое проявляется в любви, защите их прав и интересов, заботе об их здоровье и самочувствии, диалогичном общении, теплом принятии каждого ребенка таким, какой он есть, поддержке каждой детской инди-

видуальности.

Гуманность — человечность, свойство личности, проявляющееся в добром, сострадательном сопереживательном отношении к другим людям и

всему живому на Земле.

Деятельность –форма активного отношения человека к окружающему миру; мотивированная совокупность закономерно связанных между собой поведенческих актов и последовательно совершаемых действий, направленных на выполнение определенных задач, на достижение тех или иных социально значимых целей

Диагностика – процедура выявления уровня готовности к какому – либо виду деятельности, в том числе к учебной деятельности определенного содержания и уровня сложности. Основывается на системе тестов, письменных работ, устных вопросов и др. методов, позволяющих получить картину состояния чьих – либо знаний и умений.

Девиантноеповедение — поведение, отличающееся от нормы.

Деонтология педагогическая — 1) наука о профессиональном поведении педагога; 2) профессиональная этика, гарантирующая отношения доверия между участниками деятельности и общения. Означает педагогическую компетенцию, терпимость по отношению к другим людям и их идеям, моральную от-

ветственность за принятые в учебной и воспитательной деятельности решения.

Деятельностный подход — принцип, предписывающий развитие личности в разносторонней предметной, преобразовательной деятельности.

Деятельность— форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц — действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

Деятельность педагогическая — профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора воз-

можностей свободного и творческого самовыражения. Основная проблема педагогической деятельности — совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников; успешное осуществление педагогической деятельности обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой.

Три модели педагогической деятельности: педагогика принуждения (авторитарная педагогика), педагогика полной свободы, педагогика сотрудничества.

Диагностика — анализ состояния объектов и процессов, выявление

проблем их функционирования и развития.

Долг профессиональный педагогический— система нравственных требований, обусловливающих эффективное осуществление педагогом профессиональной деятельности.

Доминантность— властность, склонность и способность занимать господствующее положение.

Духовность — 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения — сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

Духовные ценности культуры — это человеческие силы, способности, запечатленные в произведениях искусства, литературе. Духовные педагогические ценности — это совокупность педагогических знаний, чувств, настроения,

педагогического мышления педагога.

Единица педагогического творчества — это момент (акт) взаимодействия педагога и ученика, в процессе которого решается определенная педагогическая задача. При этом важен характер взаимодействия, позиция педагога.

Жизнетворчество— процесс вариативного, оригинального конструирования и реализации собственной, глубоко индивидуальной (самобытной) жизнедеятельности. Воспитанник, владеющий технологией жизнетворчества,

творит свою собственную жизнь по законам общечеловеческих ценностей, осуществляя вариативный подход к постановке цели, прогнозу, моделированию, самореализации, самооценке, коррекции и др.; при этом важным является то, что исходной предпосылкой жизнетворчества является вхождение человека в пространство культуры, овладение культуросообразными формами жизнедеятельности; выступает как способ существования человека в культуре.

Задача педагогическая — осмысление сложившейся педагогической

ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.

Затруднения— перерыв в деятельности, наступающий в связи с какой-либо психологической преградой или помехой. Могут возникать как по объективным причинам (например, педагог в силу недостаточной профессиональной компетентности не знает, как работать с неуспевающими, как найти подход к

трудному ученику), так и по субъективным (из-за стресса, усталости учитель может оказаться не способным учесть состояние учеников, хотя в принципе это делать умеет).

Здравый смысл — совокупность общепринятых, часто не осознаваемых способов объяснение и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира.

Идентичность — осознанное единство и преемственность поступков человека, психических процессов.

Идентичный— тождественный, одинаковый.

Идеология— система идей и взглядов: правовых, философских, религиозных, эстетических, политических, выражающих интересы социальных групп.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие личности каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития и онтогенеза. Индивидуальность — обобщенная характеристика психологических особенностей человека, обеспечивающих выполнение деятельности. Устойчивое проявление этих особенностей, их эффективная реализация в деятельности (игре, труде, спорте, общении) определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследственных задатков в процессе воспитания и, одновременно, — и это главное для человека — в процессе саморазвития, самореализации и сознательного самовоспитания.

Наши рекомендации