Глава 2. Методики применения тренажеров и тренировочнных устройств на уроках физической культуры
Общие положения использования тренажеров и тренировочных устройств
Конкретная направленность использования тренажеров в физической культуре зависят от состояния здоровья, уровня физической и функциональной подготовленности занимающихся.
Выделяют следующие направленности:
- оздоровительно-рекреативная - предусматривает использования тренажеров в свободное время в целях после рабочего восстановления организма и профилактики переутомления;
- реабилитационная - заключается в использовании тренажеров в общей системе лечебных мер по восстановлению здоровья или определенных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний;
- спортивная - имеет цель повышения спортивного мастерства, подготовки к спортивным соревнованиям со стремлением достижения максимального результата.
Необходимо учитывать, что занимающийся не может реализовать поставленные цели только увеличением объемов и интенсивности нагрузок на тренажере. Вопросы правильного построения тренировочного процесса невозможно решить без учета особенностей протекания процессов утомления и восстановления организма.
Физиологическими исследованиями установлено, что восстановительные процессы в зависимости от их направленности в одних случаях могут обеспечить рост работоспособности, а в других привести к ее падению. При этом в организме могут развиваться два противоположных состояния: нарастание тренированности (если восстановление обеспечивает восполнение энергетических ресурсов) или переутомление (если восстановление энергетических ресурсов не происходит).
Таким образом, при занятиях на тренажере особенно важно правильное построение отдельного тренировочного занятия.
Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вызвать в организме явление перенапряжения. В связи с этим возникает необходимость определить оптимальный уровень интенсивности занятий для каждого, кто занимается самостоятельно. Для этого необходимо определить исходный уровень функционального состояния организма перед началом тренировки и затем, в процессе, контролировать изменение показателей.
За последние годы большое распространение в школьной практике получили нестандартное оборудование и инвентарь. Такое оборудование я начал изготавливать и использовать в школе в связи с нехваткой средств на приобретение инвентаря.Практический опыт свидетельствует о том, что нестандартное оборудование способствует значительной активности двигательной деятельности учащихся, эффективному усвоению учебной программы, а также более успешному решению оздоровительных и образовательных задач. Повышает качество обучения двигательным умениям и навыкам, способствует развитию двигательных качеств, помогает более точно регулировать физическую нагрузку, повышает плотность урока, вносит элемент оживления, дает возможность рационально использовать время, формирует стойкий интерес к физическим упражнениям, является хорошим средством для всестороннего гармоничного развития личности, воспитывает потребность к самостоятельным занятиям, развивает такие волевые качества как целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность. Большое влияние нестандартное оборудование в частности тренажеры оказывает на здоровье причем в любом возрасте. Занятия на тренажерах укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают работоспособность, усиливают кровообращение в мышцах, укрепляют опорно-двигательный аппарат, снимают эмоциональное напряжение.
Тренажеры можно использовать в качестве профилактики нарушения осанки и восстановления двигательных функций и других
заболеваний.
Нестандартное оборудование в зависимости от своего назначения можно разделить на несколько групп:
1. Тренажеры и различные устройства, которые необходимы для регистрации показателей физических качеств.
2.Тренажеры и оборудование, составляющие основу для упражнений, направленных на развитие общих и специальных физических качеств.
3.Тренажерные устройства играют важную роль в процессе обучения двигательным умениям и навыкам.
4. На стадии совершенствования двигательных умений и навыков с учетом индивидуальных способностей учеников, тренажеры незаменимы при развитии специальных физических качеств в единстве с совершенствованием двигательных умений и навыков (метод сопряженного воздействия).
5. Большие перспективы применения тренажерных устройств для обучения тактической подготовке на уроках и во внеурочной работе. Разберем пример использования нестандартного оборудования при обучении подтягиванию из виса. Очень часто учителя физической культуры сталкиваются с проблемой неумения детей выполнять силовые упражнения на снарядах, которые включены в программу по физической культуре.
Есть несколько причин данной проблемы:
1. слабые знания и недооценка учениками эффективных методов развития силы.
2. Неумение преодолеть психологический барьер, неуверенность в своих силах из-за слабой физической подготовки, которая нередко связана с индивидуальными способностями учеников (высокий рост, избыточный вес).
3.Несформированость целевой установки на осознанную необходимость развития силы.
4.Отсуствие вариативности нагрузки, разнообразия нестандартных приспособлений, используемых для развития силовых качеств.
Общие требования к тренажерам. Тренажеры должны:
- обеспечивать соответствие осваиваемых на тренажере навыков и умений биомеханической структуры движений;
- способствовать повышению эффективности занятий;
- быть доступными для лиц разного возраста и физической подготовленности;
- обеспечивать возможность контроля и самоконтроля;
- быть удобными и надежными в эксплуатации;
- иметь невысокую стоимость, малые габариты и вес;
- гарантировать безопасность.