Тема 8. Культурная продукция в системе рыночной экономики

1. Научная идея и художественная продукция как товар.

2. Реклама как социокультурное явление.

3. Законодательное регулирование рекламной деятельности.

Литература

1. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2000.

2. Кочергин. Проблемы научного творчества. Смоленск, 2004.

3. Минюшев Ф. И. Социология культуры. М., 2004.

4. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе: Учебное пособие. М., Ростов н/ Д, 2004.

5. Славин А.В. Феномен научного открытия. Смоленск, 2004.

6. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.

Тема 9. Средства массовой коммуникации в поле культуры

1. Структура и функции средств массовой коммуникации.

2. Средства массовой коммуникации и государство.

3. Методы манипулирования массовым сознанием.

Литература

1. Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий: Учебное пособие. М.: Норма, 2006.

2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2000.

3. Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием. М., 2003.

4. Минюшев Ф. И. Социология культуры. М., 2004.

5. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.

Тема 10. Методы социокультурного исследования

1. Понятие и функции научной парадигмы.

2. Парадигмы социально-гуманитарных наук.

3. Художественные парадигмы и их историческая эволюция.

Литература

1. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.

2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций.: Учебное пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 1999.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2000.

4. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

5. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М.: ИНФРА-М, 2005.Минюшев Ф. И. Социология культуры. М., 2004.

6. Тощенко Ж.Т. Социология. 2-е изд. М., 2001.

Тема 11. Социологические процедуры в социокультурном исследовании

1. Социокультурное исследование как изучение социального бытия культуры.

2. Особенности применения качественных методов анализа в социокультурном исследовании.

Литература

1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций.: Учебное пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 1999.

2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2000.

3. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М., 2004.

4. Минюшев Ф. И. Социология культуры. М., 2004.

5. Тощенко Ж.Т. Социология. 2-е изд. М., 2001.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001.

Вопросы к экзамену

  1. Отличия социальных структур от природных.
  2. Социальное бытие специализированной (высокой) культуры как объект дисциплины.
  3. Предметное поле социологии культуры.
  4. Общество как социокультурная система (культура, функции, институты).
  5. Понятие духовной жизни общества.
  6. Институты культуры.
  7. Повседневная культура.
  8. Высокая культура.
  9. Массовая культура.
  10. Субъекты специализированной культуры. Понятие интеллигенции.
  11. Роль интеллигента в творческом освоении действительности.
  12. Понятие социодинамики культуры.
  13. Динамика социокультурных изменений.
  14. Теория цивилизаций А. Тойнби.
  15. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
  16. Теория П.А. Сорокина.
  17. Социокультурный процесс как объект социологического анализа.
  18. Современные методы оценки эффективности научной продукции.
  19. Интеллектуальная собственность и проблемы ее защиты в условиях России.
  20. Понятие и функции научной парадигмы.
  21. Т.Кун о научных революциях как о революциях в представлениях и смене парадигм.
  22. Модель Карла Поппера.
  23. Специфика научного этоса.
  24. Реклама как социокультурное явление.
  25. Парадигмы социально-гуманитарных наук.
  26. Средства массовой коммуникации в поле культуры.
  27. Методы манипулирования массовым сознанием.
  28. Социальные функции масс-медиа.
  29. Коммуникативные процессы в информационном обществе.
  30. Специфика научного творчества.
  31. Понятие парадигмы. Исторические примеры смены парадигмы.
  32. Структура и функции средств массовой коммуникации.
  33. Средства массовой коммуникации в культуре.
  34. Социальные функции науки.
  35. Метод герменевтики и его применение при интерпретации исторических текстов и фактов.
  36. Мировоззрение: структура и типы. Формы общественного сознания.
  37. Формы, характер и проблемы взаимодействия повседневной и высокой культуры в современных условиях.
  38. Социальные функции искусства.
  39. Социальные функции религии.
  40. Законодательное регулирование рекламной деятельности.
  41. Западная и Восточная культуры.
  42. Евразийская культура.
  43. Система образования как механизм социализации культуры: структура и современные проблемы функционирования и развития.
  44. Социальные функции образования.


Контрольные вопросы

Наши рекомендации