Тема 8. Культурная продукция в системе рыночной экономики
1. Научная идея и художественная продукция как товар.
2. Реклама как социокультурное явление.
3. Законодательное регулирование рекламной деятельности.
Литература
1. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2000.
2. Кочергин. Проблемы научного творчества. Смоленск, 2004.
3. Минюшев Ф. И. Социология культуры. М., 2004.
4. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе: Учебное пособие. М., Ростов н/ Д, 2004.
5. Славин А.В. Феномен научного открытия. Смоленск, 2004.
6. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.
Тема 9. Средства массовой коммуникации в поле культуры
1. Структура и функции средств массовой коммуникации.
2. Средства массовой коммуникации и государство.
3. Методы манипулирования массовым сознанием.
Литература
1. Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий: Учебное пособие. М.: Норма, 2006.
2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2000.
3. Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием. М., 2003.
4. Минюшев Ф. И. Социология культуры. М., 2004.
5. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.
Тема 10. Методы социокультурного исследования
1. Понятие и функции научной парадигмы.
2. Парадигмы социально-гуманитарных наук.
3. Художественные парадигмы и их историческая эволюция.
Литература
1. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.
2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций.: Учебное пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 1999.
3. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2000.
4. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.
5. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М.: ИНФРА-М, 2005.Минюшев Ф. И. Социология культуры. М., 2004.
6. Тощенко Ж.Т. Социология. 2-е изд. М., 2001.
Тема 11. Социологические процедуры в социокультурном исследовании
1. Социокультурное исследование как изучение социального бытия культуры.
2. Особенности применения качественных методов анализа в социокультурном исследовании.
Литература
1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций.: Учебное пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 1999.
2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2000.
3. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М., 2004.
4. Минюшев Ф. И. Социология культуры. М., 2004.
5. Тощенко Ж.Т. Социология. 2-е изд. М., 2001.
6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001.
Вопросы к экзамену
- Отличия социальных структур от природных.
- Социальное бытие специализированной (высокой) культуры как объект дисциплины.
- Предметное поле социологии культуры.
- Общество как социокультурная система (культура, функции, институты).
- Понятие духовной жизни общества.
- Институты культуры.
- Повседневная культура.
- Высокая культура.
- Массовая культура.
- Субъекты специализированной культуры. Понятие интеллигенции.
- Роль интеллигента в творческом освоении действительности.
- Понятие социодинамики культуры.
- Динамика социокультурных изменений.
- Теория цивилизаций А. Тойнби.
- Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
- Теория П.А. Сорокина.
- Социокультурный процесс как объект социологического анализа.
- Современные методы оценки эффективности научной продукции.
- Интеллектуальная собственность и проблемы ее защиты в условиях России.
- Понятие и функции научной парадигмы.
- Т.Кун о научных революциях как о революциях в представлениях и смене парадигм.
- Модель Карла Поппера.
- Специфика научного этоса.
- Реклама как социокультурное явление.
- Парадигмы социально-гуманитарных наук.
- Средства массовой коммуникации в поле культуры.
- Методы манипулирования массовым сознанием.
- Социальные функции масс-медиа.
- Коммуникативные процессы в информационном обществе.
- Специфика научного творчества.
- Понятие парадигмы. Исторические примеры смены парадигмы.
- Структура и функции средств массовой коммуникации.
- Средства массовой коммуникации в культуре.
- Социальные функции науки.
- Метод герменевтики и его применение при интерпретации исторических текстов и фактов.
- Мировоззрение: структура и типы. Формы общественного сознания.
- Формы, характер и проблемы взаимодействия повседневной и высокой культуры в современных условиях.
- Социальные функции искусства.
- Социальные функции религии.
- Законодательное регулирование рекламной деятельности.
- Западная и Восточная культуры.
- Евразийская культура.
- Система образования как механизм социализации культуры: структура и современные проблемы функционирования и развития.
- Социальные функции образования.
Контрольные вопросы