Тема 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Вопросы для изучения:

Социальные группы и их разновидности.

Социальные организации и управление.

Социальные группы и их разновидности

Социальная группа представляет собой совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих между собой и имеющих общие интересы, определяющих себя как члены одной группы. Социальные группы выделяются из социального целого на основе определенных признаков: характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры, уровня развития.

Наиболее распространено деление групп по размеру: большие и малые группы. Большие группы могут быть реальными (контактными) - значительные сложноорганизованные группы людей, вовлеченные в ту или иную деятельность (коллектив школы, завода, театра и т.д.). Большие группы могут быть и условными, представляющие собой совокупность людей, которые не связаны объективными взаимоотношениями друг с другом и выделены в группу на основании некоторых общих социальных и психологических характеристик (например, национальные, возрастные, половые, профессиональные группы).

Малая группа - это совокупность контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Обычно малая группа объединяет от 2 до 15 человек (семья, трудовая бригада), но при устойчивом составе может включать и несколько десятков человек (школьный класс). Исходными социальными формами динамики межличностного общения в малых группах являются подгруппы: диада, триада и квадра. Закон межличностных отношений диады. - эквивалентность обмена и взаимность; триады - мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное; квадры - взаимодополнение друг друга, кооперация, максимальная продуктивность деятельности.

По формам образования выделяются формальные и неформальные группы. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Формальная группа - это такое объединение людей, состав и функции которого регулируются официальными документами: юридическими нормами, уставами, служебными инструкциями, профессиональными требованиями. Поэтому формальная группа имеет строгую структуру и иерархию, предписанные ролевые функции, регулирующие деятельность ее членов.

Неформальные группы могут возникать стихийно, не имея официального статуса, как внутри формальной группы, так и за ее пределами. Члены неформальных групп объединены общими целями, ценностными ориентациями, симпатиями, доверительными отношениями. В неформальных группах ни статусы, ни роли не предписаны, а также в них нет заданной системы взаимоотношений по вертикали.

Существуют социальные группы, основанные на сходстве интересов и характеризующиеся добровольными, временными взаимодействиями. Такие объединения людей называются диффузными группами (например, экскурсия, абитуриенты, сдающие экзамен).

В зависимости от ценности группы для индивида малые группы можно делить на группы членства (где индивид присутствует лишь в силу определенных обстоятельств, хотя и не разделяет существующих в ней установок и отношений) и референтные группы (выступающие для индивида как эталон, образец для поведения и самооценки).

Американский социолог Ч. Кули выделяет первичные и вторичные группы. Первичная группа - неформальная группа, члены которой поддерживают устойчивые, непосредственные, личностные, эмоционально окрашенные контакты, имеют общие ценности и образцы поведения (семья, соседи). Вторичная группа - представляет собой некоторое число людей, регулярно встречающихся, но связанных отношениями обезличенного характера. Это объединения людей, имеющие официальный статус.

Не любое объединение людей выступает как социальная группа. Такие объединения, как толпа, аудитория слушателей характеризуются неустойчивостью, кратковременностью существования. Эти общности не могут быть признаны социальными группами и поэтому называются квазигруппами.

Аудитория - это неоднородная социальная общность людей, объединенная взаимодействием с субъектом информации. Характерной особенностью аудитории является одностороннее взаимодействие и слабая обратная связь.

Толпа - это любое относительно большое число людей, собравшихся в общественном месте, объединенных преходящим интересом. Это общность людей, не имеющих органической связи и единства, хаотическое целое, лишенное какой-либо четкой внутренней организации. К характеристикам толпы относят внушаемость, резкую ослабленность разумного контроля в своем поведении, восприимчивость к агитации, утрату способности рассудочного критического мышления, анонимность, чувство безнаказанности, подражание.

Публика представляет собой духовную общность, где объединяющим началом выступает сходство мнений. Французский социолог Жан Габриель Тард описывает публику как рассеянную в пространстве толпу, в которой духовное влияние одного человека на другого осуществляется на расстоянии, которое становится все более и более большим. Публика - это те, кто подвергается воздействию в одиночку: читатели газет, слушатели радио, телезрители. Они все вместе и в то же время порознь. Публика обладает многими признаками толпы. Здесь действуют механизмы подражания, заражения, внушения. Особенно мощные возможности в формировании публики имеет телевидение, которое заставляет ее подражать моделям потребления, предлагаемым через фильмы, концерты и шоу. На механизме внушения публики строится реклама в СМИ.

Социальные круги - общности людей, созданные с целью обмена информацией, мнениями, новостями, аргументами, комментариями. Для социальных кругов характерна узкая направленность общения, пассивность и отсутствие единства.

Социальные организации и управление

Организация - один из важнейших элементов структуры современного общества. Социальная организация - это целостная формализованная подсистема, включающая определенное число исполнителей, нацеленных на выполнение определенных социальных функций, на достижение социально значимых целей. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От других социальных групп (семьи, групп общения) организации отличает именно формальный характер отношений.

Признаки социальной организации: 1) ярко выраженная цель деятельности, не сводимая к индивидуальным целям участников; 2) набор статусно-ролевых признаков; 3) наличие иерархической системы, элементами которой являются управляющая и управляемая подсистемы; 4) доминирующее положение управляющей подсистемы, которая создает свои специфические средства регулирования и контроля над деятельностью организации; 5) набор ресурсов и определенный способ их защиты; 6) система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением; 7) специфическое разделение труда между своими членами (формальное или неформальное); 8) наличие вознаграждений и наказаний за участие (неучастие) в делах организации.

А. Этциони, выделяет три основных вида организации по способам подчинения своих членов и утверждения внутреннего контроля: принудительные; утилитаристские; символические. Принудительные - опираются на прямое (физическое, военное) насилие над человеком или угрозу применения насилия. Утилитаристские - объединяют своих членов на базе материального интереса. Символические организации - на основе моральной, идеологической, религиозной и другой солидарности.

Можно дать другую классификацию основных организационных форм: 1) деловые организации - фирмы и учреждения, которые возникают для коммерческих целей; 2) общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются "изнутри" и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, любительских и других потребностей.

Важнейшим качеством социальной организации является синергия - организационный эффект. Суть этого-эффекта - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источником синергии является одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления.

Управление - набор действий, включающих целеполагание, координацию совместных действий, контроль над соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений. Управление всегда основывается на подчинении нижестоящих вышестоящим, на явном или скрытом давлении одних в сторону других.

В упрощенном виде можно выделить три основных стиля управления: 1) авторитарный; 2) демократический; 3) либеральный.

Для авторитарного стиля характерны следующие основные черты: деловые, краткие распоряжения; дела в группе планируются заранее (во всем их объеме); запреты без снисхождения, с угрозой; определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны; язык руководителя четкий сухой и неэмоциональный, неприветливый тон; мнение руководителя решающее; похвалы и порицания субъективны; позиция руководителя - вне группы. Для демократического: инструкции в форме предложений; мероприятия планируются не заранее, а в группе; не сухая речь, а товарищеский тон; за реализацию предложений отвечают все; похвала и порицание - с советами; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются; распоряжения и запреты - с дискуссиями; позиция руководителя - внутри группы. Для либерального (попустительского): дела в группе идут сами собой; отсутствие похвалы, порицаний; руководитель не дает указаний; никакого сотрудничества; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от неформального лидера; позиция руководителя - незаметно в стороне от группы.

Лидер и руководитель в организации могут быть одним и тем же лицом, а могут и не представлять одно и тоже лицо. Руководитель, в отличие от лидера, назначается официально, имеет право применять официально установленные санкции, несет ответственность перед законом за состояние дел в организации.

Важной проблемой деятельности организации является легитимность. Легитимность это - положительная оценка, принятие власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие ей подчиняться.

М. Вебер в своей концепции легитимного господства затрагивает проблему харизмы. Харизматическим лидером является человек, способный воздействовать на массу с большой эмоциональной силой, независимо от того, какие религиозные или политические идеи он олицетворяет. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Источником личной преданности харизматическому вождю является эмоционально окрашенная вера в его особый дар.

Все современные организации являются в значительной степени бюрократическими по своей природе. В обыденном сознании понятие бюрократия выражает отношение к деятельности специализированной группы (государственных) служащих, а именно, упрек этой группе со стороны общества в волоките, неэффективности, расточительности, в злоупотреблении той властью над другими группами в обществе, которой она располагает. В концепции М. Вебера бюрократия понимается как образец рациональной организации, необходимого исполнителя функции управления. Бюрократия - это слой высококвалифицированных специалистов умственного труда, крупномасштабная организация, состоящая из чиновников различных рангов. М Вебер считал, что бюрократия является высокоэффективным средством организации большого числа людей. Когда инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью, тогда речь идет о негативной бюрократии.

Наши рекомендации