Тема 5. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Вопросы для изучения:

Концепция социального действия и взаимодействия.

Теории социального взаимодействия.

Концепция социального действия и взаимодействия

Понятие социальное действие - одно из центральных в социологии. Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие цепи и системы.

Понятие социального действия введено Максом Вебером. Социология, по его мнению, является "понимающей" наукой, т. к. изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: 1) субъективная мотивация индивида (т.е. наличие смысла действия) и 2) ориентация его на других. Социальным действием считается действие только тогда, когда его субъективный смысл относится к поведению других людей.

Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

В основе традиционного действия лежат, прежде всего: привычки, ритуалы, традиции, которые не всегда осмысливаются. Аффективное действие основано на эмоциях и чувствах, как положительных, так и отрицательных. В основе ценностно-рационального действия - сознательная вера в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого независимо от успеха. В основе целерационального действия лежит стремление достичь успеха, добиться выгоды через точный расчет целей и средств деятельности. В разных ситуациях может происходить сочетание нескольких или всех упомянутых типов действия, т.е. в "чистом", идеальном виде на практике они не всегда существуют.

Многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует полностью осознанно. Высокая степень осознанности и целесообразности во многом основана на интуиции, чувствах, естественных человеческих реакциях, связана с определенными традициями. Поэтому полностью осознанные действия можно считать идеальной моделью. На практике, очевидно, социальными действиями будут частично рационально-осознанные поступки, преследующие более или менее ясные и четкие цели. Любое социальное действие должно включать в себя: 1) действующее лицо; 2) потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4) средства действия; 5) другое действующее лицо, на которое направлено действие; 6) результат действия.

В жизни в результате действий одних субъектов другие действующие лица могут совершать ответные действия, так возникает взаимодействие.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Если социальные действия представляют собой единичные акты, то взаимодействие всегда вызывает обратную реакцию.

Социальное взаимодействие может быть: физическим, вербальным (словесным), невербальным (жесты, мимика, телодвижения и т.д.). В любом социальном взаимодействии, вне зависимости от сферы его осуществления выделяются основные элементы: субъекты, предмет, правила, территория.

Социальные взаимодействия могут быть как прямыми, так и косвенными, как формальными, так и неформальными. Непродолжительные, кратковременные взаимодействия приобретают характер социального контакта, а продолжительные, систематические, устойчивые взаимодействия, где присутствует тесная координация действий - приобретают характер социальной связи.

В качестве основных принципов социальных взаимодействий можно выделить: 1) принцип личностной целесообразности, т.е. где каждый действующий субъект стремится получить максимум выгоды при минимуме издержек; 2) принцип взаимной эффективности, где субъекты взаимодействия стремятся достигнуть компромисс, при котором будут максимально возможно учтены интересы всех сторон. На основе первого принципа, как правило, формируются конкурентные социальные взаимодействия, на основе второго принципа - взаимодействия сотрудничества (кооперации). Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и распределены неравномерно. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия. Конкуренция может проявляться на личностном уровне или носить безличный характер. Конкуренция в разной форме и с разной остротой присуща всем обществам. В обществе, где преобладают в основном предписанные статусы, конкуренция, в основном, менее заметна; она перемещается в малые группы, где люди стремятся быть "первыми среди равных". В то же время в обществе, где преобладают в основном достигнутые статусы, конкуренция, пронизывает все сферы социальной жизни. Основной плюс конкуренции в том, что она стимулирует наивысшие достижения, а основной минус в том, что она может приводить к различным конфликтам. Социальный конфликт - результат острых противоречий, когда субъекты осознанно пытаются овладеть жизненно важными ресурсами путем оттеснения, устранения или уничтожения соперника.

В современном обществе взаимоотношения сотрудничества и соперничества находятся в тесной взаимосвязи, иногда люди кооперируются для того, чтобы эффективно конкурировать с другими.

Теории социального взаимодействия

Повседневное общение между членами семьи осуществляется на микроуровне. В то же время семья является социальным институтом, изучаемым на макроуровне, где он связан с рынком рабочей силы, законодательной системой и системой общественных классов. Поэтому принципиально важно сосредоточить внимание на микроуровне.

Каждодневные занятия и взаимодействия с другими людьми определяют структуру и форму того, что мы делаем. Изучая их, мы можем узнать многое и о жизни человека как социального существа, и о самой социальной жизни. Анализ социального взаимодействия в повседневной жизни проливает свет на деятельность более крупных социальных систем и институтов. Фактически все крупномасштабные социальные системы рассчитаны на те модели социального взаимодействия, которые воспроизводятся индивидами в ходе повседневной жизни.

К основным теориям социального взаимодействия можно отнести следующие: теория обмена, символический интеракционизм, теорию управления впечатлениями, этнометодологию.

Обменные взаимоотношения постоянно имеют место во взаимодействии между людьми, и это образует суть теории обмена Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом.

По мнению Питера Блау, существуют четыре основных вида вознаграждений: деньги, социальное одобрение, уважение и уступки. Наиболее ценное средство вознаграждения - это уступки, изменение поведения со стороны получателя услуги.

По мнению Джорджа Хоманса, можно выделить четыре основных принципа поведения людей при взаимодействии: 1) принцип успеха; 2) принцип стимула; 3) принцип ценности; 4) принцип пресыщения. Их можно сформулировать следующим образом:

1) чем чаще вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; 2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия; 3) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения; 4) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Сформулированный Хомансом закон дистрибутивной справедливости, высказывает предположение о причинах возникновения отрицательных и положительных эмоций. Когда действие не вызывает ожидаемого вознаграждения или, наоборот, вызывает неожиданное наказание, то действующий субъект с большей вероятностью испытает чувство гнева. Если действие человека получает ожидаемое одобрение, или еще лучше - большее одобрение, чем он ожидал, или не приводит к ожидаемому наказанию, то он, скорее всего, испытывает чувство удовольствия.

Один из основателей символического интеракционизма - Джордж Мид считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мы разгадываем намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Мид выделил два типа действий. Незначимый символ представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания, С точки зрения Мида, более важную роль играет значимый символ. В этом случае люди не реагируют автоматически на внешнее воздействие. Действие (жест) - значимо, так как оно связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. Для этого необходимо поставить себя на место другого человека или, по мнению Мида, "принять роль другого". Такой процесс сложен, но он проявляется почти во всех наших взаимодействиях с другими людьми. Мы способны на это, потому что с детства нас учат придавать значение предметам, действиям и событиям. Когда мы придаем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятие, действие или предмет символизируют или выражают смысл другого понятия, действия или предмета. Представители символического интеракционизма исходят из того, что социальные роли мужчин (юношей, мальчиков) и женщин (девушек, девочек) являются продуктами значимых символов.

Герберт Блумер считал, что символический интеракционизм базируется на следующих идеях: 1) люди действуют скорее на основе значений (смыслов), которые они придают предметам и событиям (символам), чем просто реагируют на внешние события или потребности организма; 2) значения (смыслы) не являются жестко зафиксированными, а создаются, развиваются и изменяются во взаимодействии; 3) значения (смыслы) - результат интерпретаций, полученных при "принятии роли другого".

Эрвин Гоффман отводил важную роль в социальном взаимодействии так называемому "управлению впечатлениями". Он считал, что очень часто люди сами создают ситуации или используют уже сложившиеся ситуации для того, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят впечатление на других людей. Эта концепция названа управлением впечатлениями или драматургическим подходом. Люди чрезвычайно восприимчивы к тому, как их видят другие, многочисленными способами стараются управлять впечатлением, которое хотят произвести на других и добиться желаемых реакций. Хотя иногда это делается сознательно, но обычно мы управляем впечатлением, которое стараемся произвести на других, неосознанно.

Этнометодология, по мнению Гарольда Гарфинкеля - изучение "этнометодов" (народных или обыденных методов), которыми люди пользуются для того, чтобы осмыслить действия и речь других. Каждый человек пользуется своими методами осмысления процесса

взаимодействия с другими, причем применяет их неосознанно. Мы можем понять смысл разговора правильно В том случае, если известен контекст ситуации, который не проявляется в самих словах. Слова, которые мы используем в обычном разговоре не всегда имеют точное значение, наши ответы на вопросы зависят от того, кто нас спрашивает, какого рода деятельностью мы занимаемся вместе и т.д.

Наши рекомендации