Взаимосвязь национальной и организационной культуры
Уникальность и неповторимость каждой организации определяется ее организационной (корпоративной) деловой культурой.
«Сила» организационной культуры складывается из трех составляющих:
n Сильного лидерства;
n Степени, в которой работники разделяют основные ценности компании;
n Степени признания работниками ценностей организации.
Организационную культуру можно определить как совокупность ценностей, норм и принципов, которая разделяется всеми сотрудниками организации, позволяет выделить (идентифицировать) организацию во внешней среде и добиться эффективности внутренней организации.
В исследовании корпоративной культуры, проведенном среди менеджеров российских компаний, в качестве критериев сравнения с японской и американской моделью, достаточно хорошо описанных в литературе по менеджменту, были выбраны такие характеристики организации, как: образ компании, цель бизнеса, мотивация к получению прибыли, основные ценности, оплата труда, отношение к работникам и т.п.
11. Модели организационной культуры
Одной из наиболее интересных и релевантных по отношению к современным российским проблемам является классификация моделей, разработанная голландским ученым Фоксом Тромпенаарсом в содружестве с американским исследователем-консультантом Чарлзом Хампден – Тернером.
В основу моделирования ими было положено отношение различных деловых культур к таким параметрам (характеристикам), как: Степень централизации; Степень формализации; Целевая направленность деятельности.
неформальные | эгалитарные | формальные |
Инкубатор | Управляемая ракета | |
Семья | Эйфелева башня | |
иерархические |
12,13,14,15. Модели организационной культуры.
Типы культуры | «Семья» | «Эйфелева башня» | «Управляемая ракета» | «Инкубатор» |
Степень централизации управления | Высокая | Высокая | Низкая | Низкая |
Степень формализации управления | Низкая | Высокая | Высокая | Низкая |
Объект ориентации | Реализация указаний сверху | Определение ролевых функций | Решение определенной задачи | Развитие личных способностей |
Некоторые страны и регионы | Азия, арабские страны, Латинская Америка, Юго-Западная Европа, Россия, СНГ | Германия, Австрия, Венгрия, Австралия, новая Зеландия | Корпорации США и Канады, Англия, Скандинавские страны | Мелкий и средний бизнес Великобритании, Канады, Дании, технополисы в США, Шотландии |
Инкубатор
n Эгалитарная, акцент на личность, неформальная;
n Управление через призму развития и профессионального роста личности;
n Высокая степень делегирования
Управляемая ракета
n Эгалитарная, формализованная, ориентированная на решение конкретных задач;
n Управление через призму стратегии, миссии, видения;
n Высокая степень делегирования;
n Оплата за результат
Семья
n Иерархичная, ориентированная на личность, неформальная;
n Во главе угла – процветание «семьи», которое приравнивается к процветанию ее членов;
n Стимулирование как материальное, так и через одобрение руководителя.
n «Отец» - не столько менеджер, сколько лидер (по знаниям, опыту, связям, возрасту).
Эйфелева башня
n Иерархическая, формализованная, ориентированная на решение задач;
n Управление на основе СТРУКТУРЫ и функциональных обязанностей;
n Оплата за реализацию функций.
16. Классификационные параметры или характеристики национальных культур
С известной степенью условности эти параметры можно объединить в три группы:
n Параметры, характеризующие отношение различных культур ко времени;
n Параметры, характеризующие отношение различных культур к природе;
n Параметры, характеризующие межличностные отношение.
Различают традиционное и современное отношение ко времени. Традиционное – круговое восприятие времени в виде повторяющихся циклов. Современное восприятие времени называют моментным, когда прошедшее время не возвращается. В западно-европейских странах считают точность и бережное отношение ко времени единственными показателями рационального поведения.
Для представителей монохромных культур (Скандинавские страны, Великобритания, Германия, США) важной психологической установкой в бизнесе является последовательность и концентрация на одном деле в каждый момент времени. Представители полихромных культур (Азиатские, Латиноамериканские и арабские, Южная Европа) напротив, считают нормальным заниматься одновременно несколькими делами.
Отношение к природе:
n Первый вариант. Природа (окружающая среда) рассматривается как подчиненный человеку объект, как источник для удовлетворения потребностей
n Второй вариант. На противоположном полюсе находится фаталистическое, подчиненное отношение к природе.
n Третий вариант. Человек – это часть природы и должен жить в гармонии с ней.
Результатом исследования стало условное деление культур на низкоконтекстуальные и высококонтекстуальные. Классическим примером низкоконтекстуальной культуры является США.
В странах высококонтекстуальной культуры ситуация во многом противоположная. К высококонтекстуальным странам относят страны Азии, Латинской Америки. Великобритания, Австрия, Бельгия, Швейцария занимают промежуточное положение.
17. Аксиологическая модель С.Шварца. Основываясь на ценностях, выделенных предшествующими исследователями, найденных в религиозных и философских трудах в разных культурах, он сгруппировал ценности в 10 различных видов мотивации, которые он понимал как основные типы или блоки ценностей.
l 1. Консерватизм – Автономия.
l 2. Иерархия – Равноправие.
l 3. Мастерство – Гармония.
Среди других важных факторов, влияющих на приоритеты ценностей, – исторические, религиозные, интеллектуальные, экономические, технологические, политические и др.
18. Модель национальной культуры Герта Хофстеде.Герт Хофстеде выделил четыре параметра деловой культуры:
1. Соотношение индивидуализма и коллективизма;
2. Дистанция власти;
3. Отношение мужественности и женственности;
4. Отношение к неопределенности. Ниже подробнее))
19. Полиактивные и моноактивные культуры. Для представителей монохромных культур (Скандинавские страны, Великобритания, Германия, США) важной психологической установкой в бизнесе является последовательность и концентрация на одном деле в каждый момент времени. Представители полихромных культур (Азиатские, Латиноамериканские и арабские, Южная Европа) напротив, считают нормальным заниматься одновременно несколькими делами.
20. Культура высокого и низкого контекста. Взяв за основу классификацию культур Эдварда Холла, определяем, что высококонтекстная - культура ориентированная на диалог, добывающая информацию через установление профессиональных и личных связей. Факторами, отличающими высококонтекстную культуру являются:
· невыраженная, скрытая манера речи (в России прямая манера речи)
· серьезная роль невербального общения / умение говорить глазами
· избыточность информации, т.к. для общения может хватить фоновых знаний
· отсутствие открытого выражения недовольства при любых условиях и результатах общения.
В противоположность высококонтекстной культуре, определяем культуру низкого контекста, как ориентированную на официальную информацию, разговоры с другими людьми, не являющимися источником информации.
Культуру низкого контекста отличают следующие факторы:
• прямая и выразительная манера речи
• незначительная доля вербальных форм общения
• четкая и ясная оценка обсуждаемых вопросов
• оценка недосказанности как недостаточной компетентности
• открытое выражение недовольства
Классическим примером низкоконтекстуальной культуры является США.
В странах высококонтекстуальной культуры ситуация во многом противоположная. К высококонтекстуальным странам относят страны Азии, Латинской Америки. Великобритания, Австрия, Бельгия, Швейцария занимают промежуточное положение.
21. Индивидуалистские и коллективные культуры.
Под коллективизмом понимается подсознательное отнесение самого себя к той или иной группе или определенной общественной прослойке. Статус значит больше, чем достижения.
В индивидуалистических культурах доминирует ценность личного успеха, продвижения по службе связано с достижениями работника. В индивидуалистических странах законы и этика – универсальны. Цель в этих культурах – выше личных отношений.
Если обозначить абстрактную приверженность индивидуализму за 100%, а абсолютное его отсутствие (абсолютный коллективизм) – как нуль, то тогда каждая национальная культура по результатам социологических исследований сможет занять на шкале ценностей свое положение.
Ниже 50% - тренд в сторону коллективизма. Все, что выше – наоборот.
В качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию, с максимальной степенью индивидуализма – США.
Критерии позволяющие распознавать страны с высокой степенью индивидуализма в деловой культуре, следующие:
1. Люди откровенно высказывают замечания своим коллегам;
2. Наем и продвижение по службе связаны только с достоинствами данной личности;
3. Управление ориентировано на личность, а не на группу;
4. Каждый ориентируется на личный успех и карьеру;
5. Общество отличается высоким жизненным уровнем. Средний класс составляет значительную прослойку.
6. Высокий уровень свободы печати.
В странах с преобладающим коллективизмом наблюдаются:
n эмоциональная зависимость сотрудника от предприятия;
n малая мобильность по поиску работы;
n инструкции применяются в зависимости от ситуации;
n индивидуальная инициатива не приветствуется.
22. Дистанция власти. Этот параметр характеризует допустимую степень неравномерности в распределении власти. В одних культурах вмешательство сильной власти рассматривается как ущемление прав индивида. В других, напротив, как благо воспринимается сильная «рука», которая и «накажет» и «поможет».
По мнению ученых, определить степень дистанции власти в организации можно, получив ответы на четыре вопроса:
1. Предпочитают ли сотрудники организации не выражать открыто несогласие с решением своих начальников?
2. Считают ли подчиненные, что стиль руководства их начальника авторитарен?
3. Предпочитают ли подчиненные оставлять окончательное решение важнейших проблем на начальника?
4. Достигает ли разрыв в оплате труда сотрудников организации 20-кратного уровня?
Три и более утвердительных ответа демонстрируют высокую степень дистанции власти, три и более отрицательных - низкую. В культурах с высокой степенью дистанции власти в организации и обществе нормально воспринимаются:
n иерархия, как естественно, постоянно существующее неравенство;
n отсутствие инициативы у подчиненных;
n принятие решений вышестоящими менеджерами.
n сильное руководство», «твердая рука»;
n автократический стиль управления;
n наличие статусных привилегий и символов;
n большие различия в заработной плате;
23. Мужественные и женственные культуры. Мужественность доминирует в обществах, где социальные роли мужчин и женщин в значительной степени разняться. Напротив, в обществах, где преобладает женственность, социальные роли мужчин и женщин в большинстве своем совпадают.
Критерии, позволяющие распознавать страны с высокой степенью мужественности в деловой культуре:
l Карьера и материальное благополучие выступают в качестве основных показателей успеха;
l «настоящими» мужчинами называют людей амбициозных, решительных и жестких;
l настоящий мужчина - это большой комплимент;
l Фактически люди живут во имя работы (а не работают для того, чтобы жить)
l Хороший руководитель должен не советоваться с коллективом, а решать вопросы самостоятельно;
l Женщина как политический деятель – редкость.
Таким образом, мужественность – это проявление настойчивости, доминирования «независимости». Женственность – выражение взаимозависимости, сострадания и эмоциональной открытости. Представителями наиболее женственных культур являются Скандинавские страны и Нидерланды, наиболее мужественных – США, Австрия, Швейцария, Великобритания, Ирландия, Германия, Италия, Мексика.
24. Культуры со слабым и сильным избежанием неопределенности.В различных деловых культурах люди по-разному воспринимают неопределенность в жизни и бизнесе.
Критерии, позволяющие распознавать страны с высокой степенью избежания неопределенности в деловой культуре:
1. Жители обычно негативно настроены по отношению к структурам власти
2. Имеет место частое проявление национализма
3. Большинство населения с недоверием относится к молодежи. Существуют неписанные правила, которые препятствуют продвижению по службе с возрастом.
4. Люди склонны больше полагаться на мнение «специалистов и экспертов», чем на здравый смысл и житейский опыт.