Различия в понимании культуры социологией культуры и культурологией, философией культуры, социальной антропологией, этнографией, этнологией.
Существует целый ряд дисциплин, изучающих культуру: культурология, этнография, культурная и социальная антропология, философия культуры и социология культуры.
Общество, его социальная культура, характер регулирования отношений между людьми определяются культурой. Культура — одно из самых сложных понятий, используемых в обыденном общении и научном подходе.
Этнография изучает состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуры, особенности быта. В современных условиях к ней близко примыкают этнология, культурная и социальная антропология. В совокупности это систематические, сравнительные науки о культурах разных обществ и эпох, базирующихся на основе сбора и анализа эмпирического материала.
Философия культуры определяет подходы к изучению сущности, целей и ценностей культуры, ее условий и форм проявления.
Культурология — область научного знания, призванная исследовать культуру как единую систему. Отдельные составные части и элементы культуры изучают следующие науки: философия, языковедение, археология, искусствоведение, история архитектуры, религиоведение и др.
Марксистская социология культуры слишком узко определяла свой предмет. В основном ограничивалась анализом деятельности учреждений культуры, изучением восприятия художественных произведений различными социальными группами.
Сейчас предмет социологии культуры значительно расширился. Иногда культура даже отождествляется с обществом. Более верной является точка зрения, что ее предмет — это взаимоотношения общества и культуры.
Социология культуры — наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям. Как наука она занимается: исследованием социальных закономерностей развития культуры; формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, а также образцов поведения, регулирующих отношения людей в обществе, между обществом и природой.
Таким образом, социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни под своим специфическим углом зрения. Культурное содержание есть в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, образовании и т.д.
Термин «социология культуры» был введен Альфредом Вебером еще в начале 20 века. Социология культуры является отраслевой социологической теорией.
Но в течение долгого времени эта наука была социологической дисциплиной как бы второго плана. Культура считалась чем-то второстепенным, производным от социальных и экономических процессов.
Структура культуры.
Культура может рассматриваться: 1) с точки зрения статики (внутреннего строения); 2) как динамический процесс (средства, механизмы, которые способствуют трансформации, изменению культуры).
В зависимости от вида субъекта, создающего культуру, и уровня принято различать три ее формы: элитарную, народную, массовую (общедоступную, «поп-культуру»).
Народная культура (например, фольклор) возникает стихийно и не имеет четко определенного автора. Элитарная культура (иногда называют «ученой») имеет установленное авторство (сюда относится т.н. высокое искусство), это культура высокообразованных, привилегированных, «элитарных» слоев. Массовая культура появляется в период бурного развития капитализма, в процессе формирования среднего слоя в стратификационной структуре общества. Массовая культура есть сплав народной и элитарной.
Во всех обществах существует множество подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, тесно связанных с доминирующей культурой, но в то же время выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.
Субкультура может формироваться под влиянием сочетания таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства, возрастная когорта.
Разновидность субкультуры, которая находится в состоянии конфликта с господствующей культурой, называется контркультурой.
При рассмотрении культуры как сложной системы, в ее структуре можно выделить основные компоненты – материальные и нематериальные (духовные).
Материальные компоненты культуры – это предметная среда, окружающая человека. Нематериальные компоненты культуры – это нормы, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, знания, убеждения, обычаи, традиции, язык.
Норма - некоторый стандарт, который присущ правовым, политическим, профессиональным, культурным или иным сферам жизни. Нормы можно определить как правила поведения, ожидания и стандарты, действующие непрерывно во времени, регулирующие взаимодействие между людьми и обязательные для всех.
Законы– это формализованные нормы. Это нормы или правила поведения, подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.
Обычаи – это менее важные и, следовательно, не так строго соблюдаемые, социальные нормы.
Традиции - элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенной общности, группе в течение длительного времени.
Культура основывается на системе ценностей – социально одобряемых и разделяемых большинством членов общности убеждений относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.
Убеждения – это идеи о мире и реальности, о человеке и других людях; фактор, позволяющий одной стороне добиваться изменения взглядов других людей без изменения ситуации.
Культура приобретается индивидом благодаря познанию, которое возможно потому, что человек способен к абстрактному мышлению и широко использует символы и знаки.
Язык– это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Символы – такое понятие, действие или предмет, заменяющее другое понятие, действие или предмет и выражающее его смысл.
Разнообразие культур ведет к возникновению таких идеологических установок, как этноцентризм и культурный релятивизм.
Этноцентризм – это тенденция судить о других культурахс позиций своей собственной. Этноцентризму сопутствует ксенофобия – боязнь и неприятие всего иностранного, а шире – всего чужого. В противоположность этому выступает культурный релятивизм как представление о том, что другую культуру можно понять только в контексте ее собственных ценностей.
Миф- упорядочивание коллективного восприятия мира и деятельности. Мифология – это система словесных символов. Обряд– это система символов в действии.
Во внутренней структуре культуры существует понятие «культурное наследие» – это часть культуры общности, которая была передана следующим поколениям. Это могут быть знания, нормы, традиции.
Более масштабная совокупность предметов, учреждений, идей, связанных с определенным элементом культуры, называют культурным комплексом.Ряд культурных комплексов могут быть включены в более масштабные образования – культурные конфигурацииилиобразцы.