Стратегии компании и их соответствие национальной культуре

Характер фирмы Соответствие национальной культуре
  Культура своей страны Иностранная культура
Отечественная национальная фирма, не имеющая интересов на зарубежных рынках Высокое Нулевое
Национальная фирма, занимающаяся экспортом/импортом Высокое Низкое, близкое к умеренному
Транснациональная компания, специализирующаяся на франчайзинге и торговле лицензиями Высокое Умеренное, близкое к высокому
Транснациональная компания, имеющая производственные и/или сервисные подразделения за границей Высокое Высокое
Глобальная корпорация, оперирующая во многих странах мира Высокое Высокое

Стратегии компании и их соответствие национальной культуре - student2.ru Международной организации требуется менеджмент, адекватный специфике стран, в которых она оперирует.

Россия является евроазиатской страной, поэтому российские менеджеры различных форм собственности обязаны знать различия западной и восточной культур (табл. 31.2).

Значительные культурные различия могут существенно осложнить деятельность организации, поэтому экспатрианты должны уметь интегрировать интересы представителей культур, с которыми они взаимодействуют.

Таблица 31.2

Различия западной и восточной культур

Запад Восток
1. Преимущественно партисипа-тивная модель участия 1. Преимущественно подданническая политическая культура
2. Индивид — основной элемент политики 2. Общность (семейная, клановая, профессиональная)
3. Устойчивые традиции политической демократии 3. Устойчивые традиции авторитаризма
4. Индивид пресыщен политикой, но воспринимает правила участия в ней 4. Индивид давно насытился политикой, но не приобщился к ней
5. Западные религии формируют открытый тип участия в политике 5. Восточные религии формируют тип скрытого участия в политике и фанатичного — в экстремальных условиях
6. Преобладание общенациональных интересов 6. Первостепенная роль национально-этнического фактора
7. Преобладание модернизма в общей и политической культуре 7. Устойчивость традиционной и политической культуры
8. Возрастание роли политических лидеров в силу личностных факторов и усложнения политического развития 8. Возрастание роли политических лидеров в силу харизмы, повышение роли партий и общественных движений
9. Наличие солидного среднего класса и соответствующего его интересам политического менталитета 9. Резкий разрыв между элитами ' и массами и соответствующий политический менталитет I


Преодоление барьеров, препятствующих культурной адаптации менеджеров. Основой формирования культуры межэтнического общения должны быть социально-экономическое сотрудничество и взаимопомощь сотрудников разных национальностей с учетом их этнической специфики (истории, культуры, традиций, обычаев и т.д.), поскольку равнодушие к национальному своеобразию работников, нерешенность многих социальных проблем порождают чувство обиды, создают питательную среду для межэтнической напряженности и межэтнических конфликтов в организации. Понятно, что истинное благополучие сотрудников одной национальности никогда не должно быть достигнуто за счет ущемления прав, привилегий и свобод сотрудников других национальностей. Понимание этого является неотъемлемым элементом культуры межэтнического взаимодействия в организации.

Зачастую отбор кандидатов для работы за рубежом основывается только на показателях их деятельности в родной стране, а сами они (ввиду узости взглядов, индивидуалистических или этноцентрических воззрений) нередко недооценивают потенциальные проблемы, в то время как понимание культурных особенностей страны, куда выезжает менеджер, позволяет избежать грубых ошибок, которые могут очень дорого стоить организации. Как было указано выше, существует ряд мер, которые позволяют избежать или смягчить культурный шок экспатриантов:

- Тщательный отбор;

- Назначение с учетом совместимости наций;

- Предварительное обучение;

- Ориентация и поддержка в новой стране;

- Подготовка к возвращению на родину.

Наши рекомендации