Литературный язык и культура речи

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

(указывается наименование дисциплины по учебному плану)

Направление(я) подготовки 035700 Лингвистика, 222 000 Инноватика, 080200 Менеджмент, 081100 Государственное и муниципальное управление, 072500 Дизайн, 230700 Прикладная информатика, 031600 Реклама и связи с общественностью, 030300 Психология, 080100 Экономика, 010400 Прикладная математика и информатика, 070301 Актерское искусство, 035300 Искусства и гуманитарные науки, 030900 Юриспруденция
Профиль(и) подготовки бакалавра  
Выпускающая кафедра  
Кафедра-разработчик рабочей программы Русского языка и литературы
(название)
Семестры изучения Семестр Трудо-емкость, час. Лекций, час. Практич. занятий, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет)
Зачет
                     

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению(ям) подготовки

Программу составили:

Козлова Р.М., к.ф.н., профессор

(указываются фамилия и инициалы составителя(лей), ученая степень, ученое звание)

Программа одобрена на заседании кафедры русского языка и литературы.

Заведующий кафедрой______________ Козлова Р.М., к.ф.н., профессор

Программа согласована с выпускающей кафедрой(ми) (факультетом(ми))

Заведующий кафедрой

Декан факультета иностранных языков_____________Фархатова И.Ф., к.ф.н., профессор.

Москва 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы рабочей программы

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

3. Структура и содержание дисциплины

4. Формы контроля освоения дисциплины

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Приложение к рабочей программе дисциплины

1. Балльно-рейтинговая система оценки знаний

2. Планы практических занятий

3. Вопросы к зачету

4. Образец стилистического анализа текста

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения курса «Русский язык и культура речи» студент должен знать:

- систему разнообразных выразительных возможностей языка;

- нормы русского литературного языка;

- типологию речевых ошибок;

- особенности функциональных стилей языка;

уметь:

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- пользоваться выразительными возможностями языка;

владеть:

-культурой устной и письменной речи;

- способностью к письменной и устной деловой (профессиональной) коммуникации на русском языке.

Перечисленные результаты обучения (РО) являются основой для формирования следующих компетенций: (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП))

Общекультурных:

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6 080200 Менеджмент, ОК-9 081100 Государственное и муниципальное управление; ОК-4 222 000 Инноватика, ОК-2 230700 Прикладная информатика, ОК-1 010400 Прикладная математика и информатика, ОК-2 072500 Дизайн, ОК-2 031600 Реклама и связи с общественностью

-культурой устной и письменной речи; (ОК-7 035700 Лингвистика);

- способностью к письменной и устной деловой (профессиональной) коммуникации на русском языке (ОК-13 222 000 Инноватика); (ОК-10 010400 Прикладная математика и информатика);

- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19 080200 Менеджмент, ОК-9 081100 Государственное и муниципальное управление).

Профессиональных:

-свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации; построить любое монологическое высказывание в устной и письменной форме в зависимости от адресата, цели, темы и ситуации общения; (ПК-5 035700 Лингвистика);

- использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба) (ПК-8 035700 Лингвистика);

- основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6 035700 Лингвистика);

Компетенции ИГУМОиИТ:

- пользоваться выразительными возможностями языка;

- знать словари русского языка и уметь ими пользоваться;

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина Русский язык и культура речи относится к циклу гуманитарных дисциплин (вариативной части).

Содержание дисциплины служит основой для освоения всех дисциплин.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются знания, полученные в школе в процессе изучения дисциплины «Русский язык».

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет (1 семестр), 3 зачетные единицы, 108 часов (44 ауд.+64 сам.).

№ раздела (дидактической единицы) Наименование раздела (дидактической единицы) дисциплины Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы
Лекции Практические занятия СРС   Всего часов
Литературный язык как высшая форма национального языка. Понятие о культуре речи.  
Функциональная стилистика  
Деловой русский язык  
Риторика  
  ИТОГО:  

Лекции Практические занятия Самостоятельная работа студента
часы Тема часы Тема Содержание часы
Раздел 1. Литературный язык как высшая форма национального языка. Понятие о культуре речи.
Тема 1. Понятие о литературном языкеи о культуре речи. Практическое занятие №1. Литературный язык и культура речи Подготовка к практическому занятию №1.
Тема 2.Языковая норма. Виды языковых норм. Практическое занятие №. 2 Языковая норма. Виды норм Практическое занятие №3. Лексические и фразеологические нормы современного русского литературного языка. Практическое занятие №4 Морфологические нормы. Практическое занятие №5 Синтаксические нормы. Практическое занятие №6 Принципы русской орфографии. Орфографические нормы Практическое занятие № 7 Русская пунктуация. Пунктуационные нормы. Подготовка к практическому занятию №2, 3, 4, 5, 6, 7. Подобрать из устной речи и письменных текстов примеры с речевыми ошибками разных типов.
  РАЗДЕЛ 2. Функциональная стилистика
Тема 3. Функциональные стили современного литературного языка          
Тема 4. Научный стиль Практическое занятие №8 Функциональные стили речи. Научный стиль Подготовка к практическому занятию №8.Подготовить анализ текста научного стиля по предложенному образцу (см. приложение № 4)
Тема 5. Официально-деловой стиль   Практическое занятие №9. Официально-деловой стиль Подготовка к практическому занятию №9.. Подготовить анализ текста официально-делового стиля по предложенному образцу (см. приложение № 4)
Тема 6. Публицистический стиль     Подготовить анализ текста публицистического стиля по предложенному образцу (см. приложение № 4)
Тема 7. Литературно-художественный стиль     Подготовить анализ текста художественного стиля по предложенному образцу (см. приложение № 4)
Тема 8. Разговорно-бытовой стиль     Подготовить анализ текста разговорно-бытового стиля по предложенному образцу (см. приложение № 4)
Раздел 3.. Деловой русский язык  
Тема 9. Официально-деловая устная и письменная речь      
Тема 10. Деловое общение. Деловой этикет Практическое занятие №10. Деловое общение. Культура деловой речи. Подготовка к практическому занятию №10.
  Раздел 4. Риторика    
  Тема 11. Особенности устной публичной речи. Подготовка речи.   Практическое занятие 11. Особенности устной публичной речи. Подготовка публичной речи Подготовка к практическому занятию № 11. Подготовить выступление с презентацией по выбранной теме.
Тема 12. Оратор и аудитория.        
   
  ИТОГО: 22 ч. Лекц., 22 ч. Семин., 64 ч. сам. работы  
             

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем (ями), ведущими практические занятия по дисциплине в следующих формах:

· контрольные работы по речевым нормам;

· диктант по орфографии и пунктуации;

· выступления с презентациями по темам «Функциональная стилистика», «Публичная речь. Оратор и аудитория»

· отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) – работа у доски, своевременная сдача письменных домашних заданий.

Рубежная аттестациястудентов производится по окончании раздела (ДЕ) в следующих формах:

· диагностический (входной) контроль с использованием системы интернет- тренажеров (www.i-exam.ru) на 1 неделе семестра;

· интернет-теститрование с использованием интернет-тренажеров (www.i-exam.ru) на 6, 11 и 16 неделях семестра;

Промежуточный контроль по результатам семестрам по дисциплине проходит в форме письменного и устного зачета (включает в себя выполнение итоговой контрольной работы по всем темам и беседу по результатам выполнения письменной работы) или в форме тестирования.

.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1997.

2. Культура устной и письменной речи делового человека // Справочник-практикум. – М., 1998.

3. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: Высшая школа, 1988.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис Пресс, 1999.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998.

6. Русский язык и культура речи/ Под ред. проф. В.И.Максимова. – М., 2002.

7. Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М.,2002.

8. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи. Конспект лекций. – М., 2005.

б) дополнительная литература:

  1. Хазанова А.С., Цвайг Л.В. Русский язык: Практическое руководство. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 340с.
  2. Практический курс современного русского языка: Сб. упражнений / Под ред. Лекант П.А. – М.: Высшая школа, 2003. – 335 с.
  3. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.
  4. Солганик Г.Я. Стилистика. – М., 1982.
  5. Лучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. – Ростов-н/Д, 1997.

в) Материалы электронной библиотеки ИГУМО (лекционные материалы Козловой Р.М., презентации)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Лекционные занятия:

a. комплект электронных презентаций/слайдов,

b. аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук),

2. Практические занятия:

a. презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук),

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Бально-рейтинговая система оценки знаний студентов за семестр

Виды работ Общее кол-во баллов
1. Посещение занятий (20з. х1б.)
2. Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию (2б. за занятие)
3. Подготовка выступлений, презентаций и других наглядных материалов по теме занятия (в идеале каждый студент должен подготовить один наглядный материал) 5б.за 1 презент.
4. За выполнение заданий на занятии (11х1)
За стилистический анализ текста (всего 5х3)
6. Итоговая зачетная работа или тестирование
7. Бонусы за неординарную творческую работу
  Итого:

Планы практических занятий

Практическое занятие 1.

Практическое занятие №. 2

Языковая норма. Виды норм

Вопросы:

1. Орфоэпические и акцентологические нормы современного литературного языка.

2. Словообразовательные нормы русского языка.

Задания:

1. Сад – сады – садовод; дом – дома – домовой; дело – дела – деловой.
Какие наблюдения о качестве звуков [a], [o],[э] вне ударения вы можете сделать.

2. Прочтите слова, обращая внимание на качество гласного в безударной позиции:

а) Лес - леса, петь - певец, век - века, хлеб – хлеба, бег – бега, дело – дела, час – часы, пять – пяти, тянут – тяни, девять – девяносто, дети – детей, вещи – вещей, весел – веселит;
б) январь, янтарь, Япония, явление, объявление, заявление, язык, языки, площадь, память, десять, поясничный, стараясь;
в) жена, желать, цена, ценовой, цеха, шестнадцать, железо, жестокость, желудок, больше, шерстяной;
г) вода, окно, луком, столы, милость, уроки, поехал, новелла, досье.

3. Прочтите слова, обращая внимание, твердый или мягкий согласный произносится перед ударным гласным [э] в заимствованных словах:
а) декольте, шедевр, тенденция, протез, стенд, фонема, фонетика, эстетика;
б) гипотеза, консервы, галерея, контекст, квартет, дискотека, пионер, корректный.

4. Прочтите слова, обращая внимание на произнесение сочетаний согласных тч, дч, сш, зш, зж: а) отчизна, отчет, отчаяние, зодчество, зодчий, заводчик, наводчик, переводчик, отчего; б) бесшумно, без шапки, без шарфа, из шубы, из шерсти; в) сжигать, сжёг, позже, с женой, без жалобы, визжать, поезжай, разжевать.

5. Прочтите слова, обращая внимание на правильное произнесение сочетаний чн, чт: булочная, молочный, что, чтобы, Кузьминична, конечно, кое-что, ничто, яичный, марочный.

6. Перепишите слова в тетрадь и правильно расставьте ударение:
Языковой (барьер), языковая (колбаса), предложите, углубите, позвоните, завидно, красивее, безудержный, мельком, пиццерия, петля, нормировать, обеспечение, облегчить, ободрить, принудить, приговор, клеить, вероисповедание, исподволь.

7. Интонационно разделите предложения на части, убедитесь в том, что смысл предложений меняется в зависимости от места границы:

Разрешить нельзя запретить.

Как поразили его слова брата.

Назначить нельзя отменить.

Как больно кольнули прямо в сердце ее признания Андрея.

Литература:

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб пособие. – М., 2002. – С. 332-337.

4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – С. 152-190.

Практическое занятие №3

Практическое занятие №4

Морфологические нормы

Вопросы:

1. Нормы употребления имени существительного.

2. Нормы употребления имени прилагательного.

3. Нормы употребления имени числительного.

4. Нормы употребления глагола и глагольных форм.

5. Нормы употребления местоимений, предлогов, союзов, наречий.

Задания:

1. Напишите данные словосочетания, употребив их в единственном числе.
Старинные рояли, ваши фамилии, заказные бандероли, наши плацкарты, старинные банкноты, новые расценки, спелые яблоки, большие мозоли, маленькие мыши, кожаные туфли, широкие проруби, лесные просеки, спелые помидоры, молодые жирафы, черные ботинки, войлочные тапки.

2. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет.
Агроном, адвокат, аспирант, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доцент, защитник, инженер, инспектор, инструктор, кандидат, корректор, корреспондент, космонавт, кондуктор, конькобежец, лаборант, машинист, научный сотрудник, обмотчик, педагог, профессор, прокурор, редактор, руководитель, слесарь, следователь, судья, член-корреспондент, тракторист, учитель, юбиляр.

3. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме.

· К 345 прибавить 157.

· От 964 отнять 89.

· 10 сложить с 798.

· Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос).

· Деревня находится в 163 (километр) от города.

4. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки.
1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее. 3. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 7. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 8. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 9. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 10. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.

Литература:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб пособие. – М., 2002. – С. 279-293.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – С. 213-343.

3. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002. – С.125-194.

Практическое занятие №5

Синтаксические нормы

Вопросы:

1. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: предложение и словосочетание.

2. Типы предложений.

3. Типы словосочетаний.

4. Синтаксические нормы в употреблении разных типов предложений: простых, осложненных, сложных.

Задания:

1. Составьте пары предложений с составным именем сказуемым. В качестве именной части (в именительном и творительном падежах) используйте приводимые существительные. Объясните семантические и стилистические различия предложений.
Красавица, строитель, военный, неряха, коллекционер, старик, грамотей, лентяй, футболист, актер.

2. Объясните, с чем связана двусмысленность (а иногда и трехзначность) в следующих предложениях; проведите стилистическую правку текстов.

1. На портере были изображены Горький и Чехов в шляпе. 2. Вторично опубликована повесть В.П.Адриановой-Перетц в «Очерках по истории русской XVII в.». 3. Наблюдения над языком маленьких детей. 4. Особенно гневные протесты вызвали выступления посла в странах Азии. 5. Отъезд гостя из Сингапура. 6. Они сообщают о получении корреспонденции с большим опозданием. 7. Подобные факты объясняются безответственностью, некритическим отношением к недостаткам начальника грузового управления. На первый взгляд все эти истории с подарками учителям могут показаться частным случаем. 9. В древних документах подобного рода термин отсутствует. 10. На каждом из ста гектаров он дал слово получить по 45 центнеров спелого зерна.

3. Проанализируйте ошибки, допущенные в предложениях; внесите в них стилистическую правку.

1. В настоящее время на заводе идет подготовка к организации централизованной службы надежности, которая бы организовывала, руководила и контролировала весь комплекс мероприятий, постоянно проводимых на заводе для повышения надежности и долговечности выпускаемой им продукции. 2. Журналист, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом, привел интересное сравнение. 3. Российские самолеты, которые совершают межконтинентальный перелет из Москвы в Антарктиду, произвели посадку в порту Дарвин, к которому приковано внимание каждой страны, где проходит маршрут полета. 4. Основное, на что следует обратить внимание, – это на нарушение финансовой дисциплины. 5. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.

Литература:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб пособие. – М., 2002. – С. 293-296

2. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002. – С.194-233.

Практическое занятие №6

Практическое занятие № 7

Практическое занятие №8

Функциональные стили речи.Научный стиль

Вопросы:

1. Предмет изучения функциональной стилистики. Понятие «функциональный стиль языка». Вопрос о составе функциональных стилей русского языка.

2. Основные признаки научного стиля. Особенности научного стиля.

3. Языковые средства научной речи. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

4. Термины – смысловое ядро специального языка.

5. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

6. Типичные ошибки в произведениях научного стиля.

7. Культура цитирования.

8. Речевые жанры научного стиля.

9. Анализ научного текста.

Задания:

1. Выберете научную статью, посвященную проблемам русского языка.

2.Подготовьте сообщение о структуре и языковых особенностях выбранной статьи.

Литература:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб пособие. – М., 2002. – С. 12-75.

2. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С.. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002. – С. 6-67.

3. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. – М., 2003. – С. 172-212.

Практическое занятие 9.

Официально-деловой стиль

Вопросы:

1. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования.

2. Основные признаки официально-делового стиля.

3. Подстили официально-делового стиля, жанровое разнообразие.

4. Языковые формулы официальных документов. Требования к языку и стилю документов. Типичные ошибки в языке деловых бумаг. Речевой этикет в делопроизводстве. Правила оформления документов

5. Типичные ошибки в языке деловых бумаг.

6. Речевой этикет в делопроизводстве.

7. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

8. Реклама в деловой речи.

9. Служебно-деловое общение: деловые переговоры, интервью, презентация. Деловой этикет.

Задания:

1. Напишите заявление, доверенность. Данные служебные документы оформите по всем правилам.

2. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже. С полученными словосочетаниями составьте предложения:
1.Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание). 2. Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение). 3. Вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие).

Практическое занятие №10.

Практическое занятие №11.

Публицистический стиль (стиль массовой коммуникации). Особенности устной публичной речи

Вопросы:

1. Публицистический стиль (стиль массовой коммуникации): жанровая дифференциация и отбор языковых средств.

2. Основные признаки публицистического стиля.

3. Книжно-письменная и публичная литературная устно-разговорная формы текстов стиля массовой коммуникации.

4. Особенности устной публичной речи.

5. Основные этапы подготовки публичной речи.

Особенности предварительного этапа работы над выступлением. Источниковая база публичного выступления. Система сбора и хранения разнообразной информации. Работа с фактами, тезисами и «конструирование». Введение вспомогательного и иллюстрированного материала, примеров, ссылок, сравнений.

6. Разработка темы выступления. Работа над речевой формой выступления.

7. Текст и специфика работы над текстом.

8. Организация труда и состояние рабочего места. Рациональное использование времени.

9. Наиболее распространенные недостатки в публичных выступлениях и пути их устранения.

Вопросы к зачету

1. Что такое «язык»? Язык и речь. Функции языка.

2. Содержание и соотношение понятий «язык», «литературный язык», «современный литературный язык».

3. Основные понятия культуры речи. Правильность, понятность, выразительность речи в разных сферах языкового существования. Вопрос о сложности. Вопрос о красоте языка.

4. Понятие языковой нормы, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

5. Виды языковых норм. Признаки нормы. Историческая изменчивость и вариативность нормы. Кодификация литературной нормы.

6. Основные современные нормативные словари.

7. Система и структура языка. Знаковый характер языка. Уровни языка. Языковые единицы разных уровней.

8. Орфоэпические нормы. Акцентологические нормы. Интонация.

9. Лексические нормы современного русского литературного языка. Виды лексических ошибок. Лексическая избыточность и недостаточность.

10. Фразеология. Особенности употребления фразеологизмов. Экспрессивный характер идиом. Устранение ошибок, связанных с неверным использованием устойчивых сочетаний слов.

11. Словообразовательные нормы русского языка. Типичные ошибки, связанные с неправильным словообразованием.

12. Морфологические нормы литературного языка. Основные виды ошибок. Синтаксические нормы в употреблении предложений разных типов: простых, осложненных, сложных.

13. Принципы русской орфографии. Правила русской орфографии.

14. Основные правила русской пунктуации.

15. Функциональные стили современного русского литературного языка.Параметры функционального стиля. Лингвистические и экстралингвистические факторы.

16. Особенности научного стиля. Речевые жанры научного стиля. Типичные ошибки в произведениях научного стиля.

17. Сфера функционирования и жанровое разнообразие официально-делового стиля.

18. Требования к языку и стилю документов. Правила оформления документов. Типичные ошибки в языке деловых бумаг.

19. Речевой этикет в делопроизводстве.

20. Служебно-деловое общение: деловые переговоры, интервью, презентация. Деловой этикет.

21. Публицистический стиль: жанровая дифференциация и отбор языковых средств.

22. Особенности устной публичной речи. Подготовка речи. Словесное оформление публичного выступления.

23. Вопрос о существовании особого стиля художественной литературы. Эстетическая функция речи как основополагающий признак языка художественной литературы.

24. Богатства русского языка в системе художественного текста. Понятие тропа. Основные тропы русского языка. Экспрессивный синтаксис (фигуры речи).

25. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

26. Жанры разговорной речи. Культура разговорной речи.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Наши рекомендации

1. ТЕМА Стилистика (раздел языкознания)
2. СФЕРА ОБЩЕНИЯ или ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Наука
3. ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ Высказать мнение по вопросу о стилистическом уровне текста (сравните с целью текстов научного стиля: доказать истинность выдвинутой гипотезы об объективной картине окружающего мира, в данном случае – о языке как объективном явлении)
4. ФУНКЦИЯ ОБЩЕНИЯ информативная: информировать о строении языковой системы в стилистическом аспекте; воздействующая на логику читателя (слушателя) при доказательстве правоты выдвинутой точки зрения
5. СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ 1 – много (соответствует книжному стилю).
6. ФОРМА РЕЧИ письменная монологическая (соответствует книжному стилю)
7. ТИП РЕЧИ Рассуждение: контртезис (2); тезис (10); аргументы: первый аргумент (3), (4), (5); второй аргумент (6), (7); третий аргумент (11)
8. ПОДСТИЛЬ Собственно научный, так как выдвигается гипотеза, приводятся доказательства.
9. ЖАНР Научная статья (фрагмент): научная статья – так как представлен спорный в научном плане вопрос (1), (2), (3), дана одна из точек зрения на выявленную проблему – об особом стилистическом уровне (10), приводятся доказательства (4) – (11); фрагмент – так как незначительный объем текста Примечание: После предложения (2) – контртезиса – предполагается скрытый тезис (об этом говорит употребление союза однако); далее идут доказательства; собственно тезис открыто проявляется в предложении (10)
10. ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ Точность В тексте названа конкретная тема научного исследования – стилистический уровень; используется однозначная лексика (см. термины), нет образных средств, допускающих иное толкование. Логичность Текст построен в виде доказательства научной точки зрения (см. тип речи; «скрепы» частей текста: однако, таким образом, то есть). Отвлеченность Тема текста – «стилистический уровень языка». Понятие «стилистический уровень», как и понятие «язык», означает не конкретное, а отвлеченное явление. Обобщенность В тексте дается представление о функционировании языка вообще, а не об отдельном конкретном высказывании. Экспрессия Отсутствует в тексте, нет воздействия на чувства, нет экспрессивно-оценочной лексики, экспрессивного синтаксиса. Образность В тексте отсутствует, нет образных средств различных уровней, воздействующих на воображение читателей. Вывод: цель функции, экстралингвистические факторы указывают на принадлежность к научному стилю, собственно научному подстилю.
11. ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЗНАКИ   ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ   СЛОВООБРАЗОВАНИЕ     МОРФОЛОГИЯ   СИНТАКСИС 1. Основу текста составляет книжная лексика, в том числе основная группа – стилистически окрашенная терминологическая лексика. (Использован метод количественного анализа. Произвольно выбраны (6) – (8) предложения на 47 слов (кроме служебных) – 8 слов общекнижных, 8 слов научного стиля, 19 терминов; итого в сумме – 35 стилистически маркированных слов.) 2. Текст насыщен терминами из области лингвистики: ярус языка, языковая единица, языковедческий, лексико-семантический, словообразовательный, фразеологический, грамматический, коммуникативные задачи, стилистические приемы, текстовые, композиционные, языковой уровень, узус и др. 3. Отвлеченная лексика. Текст насыщен отвлеченной лексикой: язык, ярус, уровень, система, функции, аспект, явление, модель, прием и др. 4. Интернациональная лексика: узус, аспект (см. также ниже словообразование). 5. Слова многозначные (уровень, ярус, язык) используются как лингвистические термины. Образность данных слов стершаяся, не имеющая воздействия на актуализацию образного мышления читателей (слушателей). 6. Экспрессивная, оценочная лексика отсутствует. Примечание: Отсутствуют слова-символы – графические метафоры, так как в данной научной теме они не уместны; использовано образное выражение «стилистика прорезает разные уровни языковой системы». С помощью этой метафоры (скрытого сравнения) автор доступно и понятно передает свое представление о функционировании стилистических приемов в системе языка. Использование лишь единичного образного средства является важным фактором для определения стиля (см. экстралингвистические факторы – безопасность).   1. Интернациональные морфемы: корни стил (стилистика), лекс (лексика), сем (семантический), грамм (грамматический), синтакс (синтаксический, узус (узус), текст (текстовый), модель (модель), коммуникат (коммуникативный), аспект (аспект), фразеолог (фразеологический), функцио (функционирование). 2. Суффиксы отвлеченных (абстрактных) существительных: ств, ость, ений (отношение, явление, высказывание, средство, употребление, функцтионирование). 3. Сложные слова: лексико-семантический, словобразовательный, фразеологический, языковедческий.   1. Частотность существительных (отсутствие динамики текста). Методом количественного анализа (взяты произвольно предложения (1) – (3)) выявлены следующие данные: на 23 знаменательных слова приходится 10 существительных (это более 1/3 части слов), что соответствует тексту научного стиля с повышенной частотностью употребления имен существительных. Употребление существительных, обозначающих множество в форме ед.ч. (в обобщенном значении). Например, приемы употребляются в тексте. 2. Глаголы несовершенного вида настоящего времени в значении постоянного вневременного действия (что обусловлено отвлеченно-обобщенным характером речи): вопрос выдвигается, приемы создаются и употребляются, не образуют уровня, составляют единицы и явления, средства объединяются, стилистика «прорезает», представляет собой, относится. 3. Преобладание глагольных форм 3 лица (обобщенность): выдвигается, говорят, создаются, употребляются, могут быть, не образуют, объединяются, «прорезает», представляет собой, относится. 4. Связочная функция глаголов (десемантизация, так как проявляется аналитический строй речи): могут твориться, строиться, использоваться, могут быть…, представлять собой… 5. Десемантизация глаголов (обобщенно0отвлеченная семантика): см примеры выше, п.4. 6. Используются причастия: сущности, выходящие за пределы предложения; нет уровня, состоящего из…; принадлежащие разным ярусам языка. 7. Частотны относительные прилагательные (обозначающие постоянные признаки, субстантивация текста): в структурном отношении; стилистический уровень; коммуникативных задач; лексико-семантические приемы, фразеологические, словообразовательные, грамматические, синтаксические, текстовые сущности; языковедческий смысл. 8. Качественные прилагательные обозначают относительно устойчивые признаки, что сближает их с прилагательными относительными: неравновеликий, разнородный, самостоятельные единицы, особые единицы, разные ярусы. 9. Наречия качественные, места, времени и др. групп малочастотны, т.к. текст лишен динамики, а следовательно, глаголов активного действия. Используются наречия типа: обычно, заново, качественно с ослабленным значением качества. 10. используются сложные производные предлоги: в связи с…   1. Сложные и осложненные синтаксические конструкции: однородные, обособленные, уточняющие, вставные конструкции: (3), (5) – (11). 2. Прямой порядок слов, объективное ремо-тематическое членение: (1) – (11). 3. Специфический «монтаж» текста (строгая логичность изложения), скрепы между предложениями, абзацами, частями текста: при этом (2); однако (3); это говорит о том, что (7); правда (9); а потому (10); кроме того (11). 4. Связь слов при помощи повторяющихся существительных и местоимений (указательных, личных) стилистические приемы – их – они – все эти средства (2) – (8); стилистика приемов – эта стилистика приемов (10) – (11). 5. Вводные слова и словосочетания, оформляющие высказывания: кроме того, таким образом, правда. 6. Вставные пояснительные инструкции: (6), (7), (8). 7. отсутствует экспрессивный синтакси