Методика формирования и развития информационно-познавательных
Потребностей
Задание:Разработать проект по изучению, формированию и развитию информационно-познавательных потребностей:
1) Сформулировать проблему (дать характеристику ситуации);
2) определить социально-демографическую группу и цель проекта;
3)разработать методы исследования (анкета, наблюдение, тестирование и др.);
4) обосновать проект (основные направления, уровни и формы деятельности).
Литература
1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис.— Л.. 1989.
2. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. – М. – Воронеж, 2000.
3. Соколов А.В. Коммуникативные потребности. – Краснодар, 1996.
4. Психосемиотика познавательной деятельности и общения. – М., 1983.
5. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. – М., 1975.
Тема 13. Методика формирования общественного мнения.
Общественное мнение как состояние массового сознания. Особенности формирования общественного мнения средствами социально-культурной деятельности. Функции общественного мнения, его структура. Сферы проявления и каналы выражения общественного мнения.
Процессы и этапы формирования общественного мнения. Методы формирования общественного сознания: информирование, разъяснение, комментирование, обобщение, убеждение.
Основные направления и формы информационно-просветительской деятельности по формированию общественного мнения: презентации, конференции, пресс-конференции, выставки, митинги, рекламные кампании и др. Методика их подготовки и проведения. Связи с общественностью.
Практическое задание № 14
Основные направления и формы информационно-просветительской деятельности по формированию общественного мнения
Задание:
1. Выбрать одно из направлений информационно-просветительской деятельности (экологическое, нравственно-этическое, политическое и др.);
2. Подготовить и провести одну из форм информационно-просветительской деятельности, учитывая методику формирования общественного мнения.
Литература
1. Ганчев Д. Изучение и формирование общественного мнения. – М.:Мысль, 1983.
2. Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс: природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. – Калининград, 2001.
3. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытые спирали молчания. – М., 1996.
Тема 14. Тенденции развития и социально-культурное программирование информационно-просветительской деятельности.
Методика создания целостной картины развития сферы досуга в условиях информационного общества и информационно-просветительской деятельности. Проблемы прогнозирования. Противоречия и сложности выявления тенденций развития сферы досуга, совершенствования содержания и методики информационно-просветительской деятельности, построение моделей возможных ситуаций. Возможные модели информационно-просветительской деятельности.
Целевые социально-педагогические программы информационно-просветительской деятельности. Методики их разработки. Содержание, этапы, формирование банка данных целевых программ.
Расширение набора услуг в области информационно-просветительской деятельности. Просветительские программы ЮНЕСКО и других международных организаций. Государственные программы просветительской направленности. Роль социально-культурных институтов в их осуществлении.
Обобщение и распространение инновационных информационных технологий в социально-культурной сфере. Современные проблемы, противоречия и пути их решения.
Семинар № 5
Учебная деловая игра «Мозговой штурм – основа принятия решения»
Задание: В ходе проведения учебной деловой игры разработать «Модель информационно-просветительской деятельности».
Практическое занятие № 15
Итоговая конференция
(6 часов)
Задание: Представление творческих проектов по направлениям информационно-просветительской деятельности и защита проведенных на практике программ.
Литература
1. Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб, 2002.
2. Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.
3. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования.- СПб:СПбГУП, 1998.
4. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. – М., 1986.
5. Тощенко Ж.Т., Аитов Н.А., Лапин Н.И. Социальное проектирование. – М., 1982.
СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Написание реферата по одному из направлений информационно-просветительской деятельности (политическое, экологическое, эстетическое, историческое, нравственно-этическое и др.).
2. Анализ практики по выбранному направлению:
· выявление учреждений, организаций, объединений, занимающихся изучаемым направлением (учреждения образования, культурно-досуговые учреждения, учреждения туризма, общественные организации и др.);
· определение их ведущих функций, форм и методов работы;
· выделение основной социально-демографической группы, чьи интересы и потребности реализуются в данных учреждениях;
· выявление структуры информационных связей.
3. Изучение организации, содержания и характера деятельности различных творческих групп и объединений информационно-просветительской направленности.
4. Анализ и характеристика информационно-познавательной направленности тематических программ, реализуемых в данном учреждении, организации.
5. Составление классификации и определение тенденций развития форм информационно-просветительской деятельности (не менее трех форм).
6. Разработка программы по избранному направлению.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ