Тема 9. Основные направления и виды информационно-просветительской деятельности.
Основные сферы удовлетворения познавательных потребностей: на уровне восприятия личной информации: семья, учебные, производственные, досуговые коллективы, неформальные группы; на уровне специальной информации: учебные заведения – школы, лицеи, техникумы, ВУЗы; на уровне восприятия массовой информации – средства массовой коммуникации, центры досуга и информации., Дома и Дворцы творчества юных, центры здорового образа жизни, Дома научно-технической пропаганды, творческие союзы и организации и др.
Основные направления информационно-просветительской деятельности. Политическое просвещение как система научных положений, направленных на раскрытие общих закономерностей внешней и внутренней политики государства. Механизмы воздействия на политическое сознание. Учет в просвещении политических, национальных и психологических установок различного контингента населения.
Характер отбора материала. Распространение информации общего и частного характера. Использование документальных и иллюстративных материалов, кинофотодокументов. Методика включения личности в активную общественно-политическую деятельность.
Экономическое просвещение как основа развития гибкого экономического мышления в сфере производственных и внепроизводственных отношений. Специфика экономического просвещения. Научно-техническая информация и её особенности. Специфика отбора материала. Формы распространения экономических и технических знаний. Использование статистических данных, диаграмм, иллюстраций, данных экспериментов и др.
Историческое просвещение как нравственный и патриотический статус знания (истории государства, общества, нации, мироздания). Опора на достоверные источники. Расширение познавательных интересов по различным аспектам исторической науки. Использование документов, мемуаров, исторических справок, кинофотоархивного материала и др. Применение рациональных и эмоциональных способов воздействия на сознание аудитории.
Естественно- научное просвещение как процесс освоения и преобразования природы, мира, окружающей среды. Основные направления естественно-научных знаний, их характеристика и особенности. Передача естественно-научной информации как процесс усвоения, познания нового. Популярность изложения и системность информации. Использование иллюстраций, демонстрация опытов, фильмов и др.
Эстетическое просвещение как отражение различных компонентов эстетического сознания личности (эстетические взгляды, чувства, вкус, идеал и др.). Общие закономерности искусства и художественного творчества как предмет эстетических знаний. Эстетическое просвещение целенаправленно осуществляемый процесс познания мира личностью, способной его преобразовать по законам красоты. Эстетическая потребность – осознанная духовная необходимость человека в эмоциональном переживании. Эстетическая потребность как предпосылка освоения художественно-культурных ценностей. Психологическая установка эстетического просвещения. Специфика отбора материала, средств, методов, форм работы. Эмоционально-образное отражение действительности.
Особенности педагогического, психологического, научно-технического и других видов просвещения .
Практическое занятие № 11.
Основные направления и виды информационно-просветительской
Деятельности.
( 6 часов)
Задание:
1. Дать характеристику основным направлениям информационно-просветительской деятельности.
2. Определить принципы и условия отбора содержания информационно-просветительской деятельности.
Литература
1. Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб, 2002.
2. Ващекин Н.П. , Абрамов Ю.Ф. Информационная деятельность и мировоззрение.— Иркутск, 1990.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.
4. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М., 1978.
5. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. – СПб: СПбГУП, 1998.
6. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. – М., 1999.
Тема 10. Самообразование как способ приобретения знаний и удовлетворения информационно-познавательных потребностей в сфере досуга.
Русская интеллигенция ХУ111-ХХ в.в. : просветительная деятельность, теоретические взгляды, педагогические концепции и формирование теории самообразования. Самообразование как познавательная деятельность. Понятия "самообразование", "образование". "самореализация", "саморазвитие", их взаимосвязь и взаимообусловленность. Самообразование как метод приобретения знаний о мире и закономерностях его развития. Самообразование как система опорных знаний, умений и навыков, методов умственной деятельности. Дидактические основы самообразования. Принципы системности, целеустремлённости и т.п.
Функции самообразования: экстенсивная, компенсаторная, саморазвития, коммуникативная, психологическая, геронтологическая и др.
Этапы самообразования: самопонимание, самообразование, самовыражение. Стимулы, мотивы, уровни, источники, методы самообразования.
Основные виды самообразования: общее, профессиональное, научно-естественное, социальное, эстетическое и т.д.
Формы самообразования: индивидуальные и коллективные. Связь формы и содержания самообразования.
Социально-культурная роль самообразования: реализация человеческих способностей, путь и условие духовного развития человека, его самоуважения и достоинства; адаптация к быстро меняющимся условиям производства и жизни, значительное повышение уверенности в себе, снижение уровня тревожности и выход из стрессовой ситуации с наименьшими потерями; расширение общекультурного и профессионального кругозора, облегчающих межкультурные коммуникации.
Возможности учреждений культуры для стимулирования потребности в самообразовании. Расширение форм самообразования разных групп населения в сфере досуга.
Информационно-просветительная деятельность и развитие творческих способностей личности в процессе самообразования. Методика развития творческой активности. Создание оптимальных условий для выявления творческих способностей и для самовыражения личности в процессе информационно-просветительной деятельности. Принципы повышения творческой активности. Теория предельных нагрузок. Творческие резервы и условия их реализации. Научная организация труда. Алгоритм творчества.
Тема 11. Методика обеспечения самообразования в информационно-просветительной деятельности в сфере досуга.
Информационно-просветительная деятельность в сфере досуга и методика самообразования. Методы, средства и формы воспитания интересов к знаниям, потребности и готовность к самообразованию. Способы, средства побуждения к мысли, к самоанализу, к познанию и развитию интеллекта. Возможности учреждений сферы досуга в организации самообразования. Методика стимулирования самопознания как процесса изучения людьми своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношения к другим людям, к труду, к себе.
Методики развития мышления, внимания, памяти, овладения приемами запоминания, повышение культуры чтения, обучение приемам динамического чтения, совершенствование умений говорить публично, развивать и защищать свои воззрения, взгляды.
Методы и формы помощи посетителям в приобретении навыков самостоятельного получения знаний в различных областях. Создание условий для систематических и эффективных самостоятельных занятий, для работы с первоисточниками, научной. Учебно-методической и др. литературой.
Развитие навыков и овладение приемами работы в различных информационно-поисковых системах. Особая роль и значение библиотек, информационных центров и других культурно-досуговых учреждений.
Принципы отбора содержания самообразования : отбор содержания, связанный с развитием потребности в самообразовании, формировании интереса к познанию (встречи с интересными людьми, информация, побуждающая к любознательности, – устные журналы, альманахи, пресс-конференции, ответы на вопросы и др.); отбор содержания, направленный на расширение и углубление знаний в какой-либо области знаний (народные университеты, лектории, тематические циклы и др.); отбор содержания, способствующий развитию умений заниматься самообразованием (индивидуальные и групповые консультации, работа с различными источниками, активные методы самообразования – рефераты, доклады, итоговые конференции).
Разнообразие форм самообразования. Индивидуальная самообразовательная деятельность: прослушивание лекций, просмотр кино-видеоматериалов, чтение, индивидуальные консультации специалистов и др. Коллективные формы: собеседования по конкретным темам, участие в семинарах, в научно-практических конференциях, обсуждение рефератов и др.
Основные правила организации самообразования: постановка цели, планирование работы, рационализация мыслительной деятельности, оценка своей работы, оптимальная организация работы и отдыха.
Методика разработки целевых программ самообразовательной деятельности.
Методика формирования информационной культуры личности.
Семинар № 3