Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания

Отчет

о прохождении преддипломной практики

Музей истории Тюменского региона обслуживания

Исполнитель: Г.Н. Агаева,

студентка 4 курса

заочного отделения

Руководитель практики от организации:

заведующая музеем

Г.С. Оношкина

Руководитель практики от ВУЗа:

к.и.н., доцент А.В. Гордиенко

Тюмень, 2015

Содержание

Введение ………………………………………………………………….….. 2

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания ……………………….….……….….. 6

Заключение …………………………………………………..……………… 8

Библиографический список ……………………………………………….. 10

Приложения

Введение

Темой моей работы является история строительства железной дороги. Эта тема заинтересовала меня, как часть истории родного края, большой шаг на его пути к более быстрому развитию и процветанию. Такое событие никогда не теряет своей актуальности, и мы думаем, что нам стоило бы побольше знать, как и благодаря чему экономика Тюменской области и ее жизнь в целом стала лучше.

Железные дороги один из самых могучих и современных видов транспорта. Они являются главнейшими источниками внутренней силы, производительности и богатства каждой страны. Строительство железнодорожной отрасли богато интересными событиями и фактами. Выставка типичного ведомственного музея истории Тюменского региона обслуживания поможет узнать посетителям основные вехи истории развития железной дороги, отличительные особенности строительства железнодорожной инфраструктуры.

Объект исследованияв ходе прохождения преддипломной практикиМузей истории Тюменского региона обслуживания Свердловской железной дороги.

Предметомданной работы является история создания и деятельность музея истории Тюменского региона обслуживания, основные этапы экспозиционной и просветительской деятельности ведомственного музея.

Цель преддипломной практики –закрепление теоретических знаний о работе музеев различных профилей, в т.ч. ведомственных.

Во время практики были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть историю создания;

2. описать деятельность музея истории Тюменского региона обслуживания;

3. ознакомиться с экспозицией музея;

4. собрать материал для дипломной работы.

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания

История становления музея начинается в юбилейный год решением руководства отделения дороги, райпрофсожа, которыми руководили Глотов Николай Георгиевич, председатель райпрофсожа Хлыстунов Михаил Павлович. На заседании райпрофсожа было принято постановление об организации на узле Тюмени «Музея боевой и трудовой славы» в честь 50- летия Октябрьской революции. Из ветеранов была создана инициативная группа, возглавляемая первым руководителем музея А.И. Кареловым (1967-1976 гг.), которая развернула среди работников железнодорожного узла большую работу по разъяснению цели и задач музея по сбору материалов и экспонатов. Членами Совета музея были: С.И. Андреев, А.И. Орлов, А.Д. Паутов, А.М. Глушкова, К.И. Шабурова, Т.И. Болдина и др.

3 ноября 1967 г. в торжественной обстановке Музей истории железнодорожного транспорта Тюменского региона был открыт для посещения. Его экспозиция состояла из 4 разделов, раскрывающих следующие темы: «История строительства железной дороги в нашем крае», «В пламени боев 1905-1919 гг.», «Тюменские железнодорожники в годы войны 1941-1945 гг.», «Культура и быт тюменцев». После постройки в 1976 г. нового Дворца культуры, музей был переведен в большое, светлое помещение площадью 160 кв. м. Были смонтированы новые стенды, обновлены темы прежней экспозиции, музей был укомплектован современным инвентарем и оборудованием. Работу музея возглавил ранее работавший на узле председателем райпрофсожа М.П. Хлыстунов (1976-1982 гг.) – старейший из ветеранов, бывший политработник. В музее были созданы хорошие условия для встреч молодежи с ветеранами войны и труда, проведения лекций, чествования передовиков производства, праздничных мероприятий.

В 1982-1984 гг. работу музея возглавляла опытный педагог Валентина Васильевна Ярмольчик. Продолжая традиции, в музее проводилась большая воспитательная работа с молодежью: здесь принимали детей в пионеры, торжественно вручали паспорта. Ветеранами активно проводилась поисковая работа по сбору материалов на дому. Так были собраны воспоминания ветеранов-железнодорожников, готовился новый выставочный материал к юбилейным датам, обновлялась экспозиция. По техническим причинам музей не работал с 1984 по 1988 гг.

В сентябре 1988 г. музей возглавил Владислав Тимофеевич Коптелов (1988-2006 гг.), проработавший 44 года в путевом хозяйстве Ишимского и Тюменского отделений. Он хорошо знал структуру железнодорожного транспорта, обладал необходимыми техническими знаниями, владел информацией об эксплуатации и работе предприятий железнодорожного транспорта от ст. Называевской до Богдановича, от Тюмени до Тобольска. Организованный совет музея из старых опытных кадров принял решение: дополнить воспитательно-политическую работу музея производственно-исторической. Работа была направлена по двум направлениям: сбор экспонатов через коллективы работников предприятий и поиск материалов в фондах областного краеведческого музея и в архиве. Были обнаружены и при помощи начальника милиции Н.И. Ионова вытребованы два станционных колокола. Работники финансового отдела сдали в музей старые печати: Омской и дороги им. Кагановича. Работники дистанции сигнализации и связи передали в музей книгу «Телеграфия и телефония» 1915 г. издания и др. предметы. В фондах краеведческого музея были обнаружены скопированы уникальные фотографии 1898 г. всех станций от ст. Тура до Ощепково. В областном архиве были найдены материалы постройки железной дороги на г. Омск.

В состав музея входили Анисовец К.В., Кичин Г.А., Кошель А.А., Чемагин В.К., Хакимова Т.С., Бурков В.А. Для активизации работы музея и увеличения количества посетителей Советом музея было принято решение об организации коллективных посещений музея школьниками старших классов, учащимися профессионально-технических училищ (ПТУ), участниками клуба «Юный железнодорожник». В вагон-клубе, предприятиях железной дороги узла постоянно организовывались выставки музея. Совет ветеранов отделения дороги подготовил лекторов и участников бесед с молодежью. Музей Тюменских железнодорожников стал участником объявленного в апреле 1994 г. руководством дороги и дорпрофсожа конкурса на звание лучшего в сохранении исторических и культурных ценностей. Конкурс проводился с целью пропаганды исторических знаний и материалов, в рамках проведения мероприятий в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. По итогам конкурса Музей признан одним из лучших на дороге с присуждением второго места и ценного подарка. Приказами начальника отделения железной дороги за плодотворную работу в деле сохранения истории и воспитания подрастающего поколения члены Совета музея неоднократно награждались.

С 1990 г. руководителем музея установлен контакт с центральным музеем ж.д. транспорта. Так были получены уникальные фотографии 1913 г. по приемке железной дороги Тюмень – Омск. Были обновлены и пополнены материалы экспозиции и наглядные пособия. Работа музея была направлена на поиск материалов, пополнения экспозиций, отражающих юбилейную дату 120 лет Свердловской железной дороги С.В. Сакунов обнаружил на территории складов винтовую вагонную упряжь и передал ее в музей. Начальник отдела кадров Конюхов В.Г. привез с квартального объезда семафорный фонарь, использовавшийся на железной дороге 100 лет назад. Руководством отделения дороги оказывалась помощь в финансировании печати фотографий, копирование ценных документов.

В 2005 г. в музее была проведена реконструкция. Фотографии и документы прошли оцифровку. Выставочные стенды оформлены в современном едином стиле, все экспонаты отреставрированы. Произошли изменения и в руководстве музея. В связи с возрастом директор музея В.Т. Коптелов в окт. 2006 г. передал свои полномочия Леониду Дмитриевичу Лапшину. Однако, в этот период музей не получил дополнительного развития, фонды не пополнялись.

В 2009 г. Совет ветеранов Тюменского отделения дороги предложил на должность смотрителя музейных фондов кандидатуру Якова Егоровича Чепик – ветерана труда железнодорожного транспорта, проработавшего на руководящих должностях Тюменского отделения более 52 лет. Я.Е. Чепик удалось оживить работу музея, который стали посещать журналисты, студенты, школьники, ветераны.

В дальнейшем, в рамках реализации мероприятий по формированию системы корпоративного управления холдинга «Российские железные дороги», во исполнение приказа ОАО «РЖД» от 29.04.2010 № 70 «Об упразднении отделений Свердловской железной дороги», Тюменское отделение дороги, как структурное подразделение было сокращено. Музей был переведен в подчинение Свердловскому дорожному центру научно-технической информации и библиотек Свердловской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги». Заведующей Тюменским музеем истории железнодорожного транспорта была назначена инженер отдела пути Тюменского региона Оношкина Галина Сергеевна, работающая в этой должности до настоящего времени.

Используя опыт предыдущих коллег, музей продолжает пополнять свои фонды. Самый ценный экспонат был получен 27 ноября 2013 г. – колокол, который оповещал о прибытии поездов на станции Тюмень с 1885 г. Колокол сохранил ветеран труда железнодорожного транспорта Ефимович Михаил Федорович. Колокол имеет интересное звук – «набат». Металл, из которого отлит колокол, имеет в своем составе бронзу, олово, серебро. Два других станционных колокола имеют другой звук, изготовлены из чугуна и были приобретены службой движения в более поздний период после 1900 г. Во время экскурсий под сводами Дворца культуры «Железнодорожник» звучат голоса станционных колоколов, как звучали они в былые времена на первом Тюменском железнодорожном вокзале.

Коллекции, собранные в музее за годы его существования, поражают обилием исторических фотографий и документов, уникальных предметов. На подиумах можно увидеть демидовские рельсы, изготовленные на Нижне-Салдинском заводе и современные японские рельсы, винтовую вагонную упряжь, буксы, вагонный буфер, макет грузового вагона, жезловые аппараты Трегера, башмак для закрепления вагонов и пр. В коллекции музея имеется старинный путевой шаблон XIX в., который использовался для промера параметров пути, а также ручной рельсорезный станок, сверлильный станок, переводной механизм стрелочного перевода, рельсовые скрепления. Особую гордость музея представляет уникальная коллекция 16 видов фонарей (паровозных, вагонных, стрелочных, свечных, карбитовых, керосиновых, электрических), а также коллекция старинных станционных часов, переданных диспетчером локомотивного депо, из кабинета отделения дороги, от дежурной по ст. Утяшево.

Одним из самых интересных экспонатов музея является двухтумбовый стол с кувшинообразными ножками, обрамленными резными деталями в виде львиных голов и столешницей, оформленной по периметру резьбой. По данным экспертизы, проведенной сотрудником Государственного Эрмитажа, искусствоведом Н. Гусевой такая мебель изготовлялась в 1880-1910 гг. в мастерских Санкт-Петербурга и Москвы.

В числе ценных экспонатов – аппарат Морзе, советский телетайп 1935 г., телефоны из кабины тепловоза, полевые телефоны; телефоны внутренней связи отделения дороги, коллекция энциклопедий железнодорожного транспорта в т.ч. «Энциклопедия железнодорожного транспорта» 1926 г. выпуска. В 2014 г. Музей получил в подарок от машиниста локомотивного депо 39 телефильмов с железнодорожной, военной тематикой, которые используются при проведении мероприятий.

Для посетителей проводятся тематические экскурсии «Тюмень тыловая», «Работа ж.д. транспорта в годы Великой Отечественной войны», «История 38 банно-дезинфекционного поезда», «О паровозе – памятнике ФД – 21-3031», о бронепоезде «Патриот» локомотивного депо Ишим, а также обзорные познавательные экскурсии: «О строительстве и развитии ж.д. транспорта в регионе». Тюменский детский центр «Радуга», Тюменский областной музейный комплекс проводят тематические экскурсии по городу с обязательным посещением нашего музея. В течение года неоднократно организовываются экскурсии для учащихся тюменских общеобразовательных школ № 91, 25, 63, 59, 30, постоянными посетителями музея являются сотрудники Тюменской детской железной дороги, студенты исторического факультета Тюменского Государственного университета, студенты специальности «Музейное дело и охрана памятников» Тюменской государственной Академии культуры, искусств и социальных технологий. Стало доброй традицией ежегодное посещение в «День знаний» Музея истории железнодорожного транспорта Тюменского региона студентами Тюменского филиала УРГУПС Свердловской железной дороги. 25.02.14 г. для журналистов Тюменских новостей организована встреча с ректором Уральского университета путей сообщения Г.А. Галкиным.

Музей активно сотрудничает со средствами массовой информации. 27 марта 2014 г. был снят телесюжет о встрече журналистов ТРК с первым начальником ст. Тобольск П.Б. Матвиюк. Для подготовки встречи использовались архивные материалы Музея истории ж.д. транспорта, была оформлена выставка «Строительство железной дороги «Тюмень – Тобольск». В 2014 г. в газете «Тюменские известия» к профессиональному празднику железнодорожников вышел ряд статей, в т.ч. «Пути – дороги машиниста Бехтера». В рамках цикла «70 историй о войне» журналист Н.Г. Тереб опубликовала статью «Стальные рельсы победы» о трудовом подвиге железнодорожников во время Великой Отечественной войны.

В мае 2014 г. совместно с руководством Тюменского региона была организована встреча учащихся Детской железной дороги с участницей Великой Отечественной войны Мариновой Верой Дмитриевной. Музей активно работал с организованным в Тюмени детским телевидением «Мир радости». По материалам экспозиции юные журналисты снимали фильм «Об интересных экспонатах музея истории железнодорожного транспорта». 6 октября 2014 г. в газете «Уральская магистраль» опубликована статья Евгении Гусевой «Добро пожаловать!», где была представлена информация о проведенном в музее посвящении молодых специалистов Тюменского региона в профессию «Железнодорожники».

Стало традицией проводить в Музее встречи Совета ветеранов первичных организаций Тюменского узла с руководителями региона. В 2014 г. на одной из встреч был поднят вопрос о необходимости создания мемориала, посвященного участию Тюменских железнодорожников в трудовом и боевом подвиге народа во время Великой Отечественной войны в сквере «Железнодорожников» г. Тюмени. Для этих мероприятий был подготовлен материал «О работе ж.д. транспорта в 1941-1945 гг.».

Музей принял участие в Х городском краеведческом конкурсе, посвященном 70-летнему юбилею Тюменской области, на котором был отмечен за 3 место Дипломом победителя в творческой номинации «Сквозь призму времени». После посещения нашего музея, ученик 4 класса МАО Гимназии № 155 г. Екатеринбурга Александр Кабанов оформил альбом с историческим материалом о тюменском банно-дезинфекционном поезде № 38, сформированном во время Великой Отечественной войны Тюменскими железнодорожниками. Этот ученический альбом под названием «Неизвестные герои. Недосказанные страницы летописи Великой Отечественной войны» Всероссийском конкурсе «Созидание и творчество» был награжден дипломом «Лауреат I степени» в номинации «Культурно-просветительских проектов» г. Обнинск 2014 г. Диплом был вручен 10.10.2014 г. в Историческом Музее г. Москвы. Этот же проект был признан победителем XII городского конкурса научно-исследовательских работ учащихся «Хочу стать академиком» в г. Екатеринбурге в номинации «За актуальность исследования».

Заключение

Просмотрев во время прохождения практики, в музее истории Тюменского региона обслуживания мы узнали процесс строительства Свердловской железной дороги. Особенно ценные сведения были получены из документов, которые хранятся в музее: различные служебные записки, протоколы заседаний органов власти, отчеты, законодательные акты и т.п.

Библиографический список

1. Da-Travel.URL: http://da-travel.ru/services/classrjd/

2. Гос. Архив Тюменской обл., дело № 419, 429

3. Единая транспортная система. И.Н. Громов. Изд. «Транспорт» М., 1989. с. 165.

4. Ермаков И., Пантохина Е. Почетные граждане Тюмени (1867-1995). Екатеринбург - 1996 г.

5. За перегоном перегон. История Тюменского локомотивного депо (1887 - 1967). Тюмень 1967 г.

6. История железнодорожного транспорта в России (1837-1880-х гг.) URL: http://www.historicus.ru/zheleznodorozhniy_transport

7. История развития коммуникационной сети Тюмени. URL: http://life72.org/125-dorogi-i-kommunikacii-tyumeni.html

8. История строительства Свердловской железной дороги. URL: http://svzd.rzd.ru/static/err404/svzd?STRUCTURE_ID=4114

9. История Тюмени URL: http://www.101hotels.ru/main/cities/Tyumen/history

10. К вопросу о выборе направления железной дороги в Западной Сибири. Типография А. Кочетова Курган Ксерокопия стр. 9

11. К вопросу о Тюмень-Омской железной дороге. Записка Омского Биржевого Комитета. Омск - 1909 г. стр. 14

12. Коммерческо-экономический обзор Омской железной дороги. Сост. Н.А.Рудаков, Гордиенко - 1925г. стр. 6

13. Коптелов В.Т. История строительства Екатеринбург - Омской железной дороги, ежегодник Тюменского обл. краеведческого музея 1992 г.

14. Краткий экскурс в историю. URL: http://scbist.com/ekskurs-v-istoriyu-zheleznyh-dorog/4331-kratkii-ekskurs-v-istoriyu.html

15. Материалы Народного Музея трудовой и боевой славы тюменских железнодорожников.

16. Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. URL:http://ural-nedvigimost.ru/blog/imuseum/120.html

17. Отчет по строительству Тюмень-Омской железной дороги, Екатеринбург - 1916 г.

18. Очерки истории Тюменской области - 1994 г.

19. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. Екатеринбург - 1911 г.

20. Рощевский П.И. История Тюменского края. Учебное пособие. Екатеринбург - 1977 г.

21. Свердловская железная дорога. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

22. Свердловская железная дорога. URL: http://www.bezmani.ru/spravka/bse/base/4/009312.htm

23. Текутьев А.И. О проведении железной дороги от Тюмени на Ялуторовск-Ишим-Тюкаменск-Омск -1901г. стр.6

24. ТранссибURL: http://www.otkrytie.ru/rus/transsib-goldeneagle.htm

25. Туристический поезд «Золотой Орел» URL: http://www.vagonreklamy.ru/turisticheskij-poezd-zolotoj-orel/

26. Экономист // Железнодорожный транспорт в системе общественного воспроизводства. А. Орлов, В. Орлов. 2009. № 12. с. 49.

27. Экономист // О мерах по улучшению железнодорожного транспорта. А. Орлов, В. Орлов. 2007. № 8. с. 39.

28. Экономическая география и регионалистика. Учеб. пособие. Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Световцева. М.: Юрайт, 2010. с. 192-194.

29. Экономическая география России. Под редакцией проф. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 2000. с. 227.

30. Экономическая география РФ. В.В. Воронин. Изд. «Самарская государственная экономическая академия» Самара, 1997. с. 327.

31. Энциклопедия Екатеринбурга. EdwART. 2010 URL:http://ekbsl.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

рис. 1. Царскосельская железная дорога

источник: http://www.tunnel.ru/view/post:86785

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

рис. 3. Ж/Д вокзал г. Тюмени. Середина ХХ в.

источник: http://svzd.rzd.ru/static/err404/svzd?STRUCTURE_ID=4114

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

рис. 4. Станция Тюмень

источник: http://tyumency.ucoz.ru/photo/13-0-686-3

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

рис. 16. Служащие ж/д вокзала г.Тюмени. Досоветский период

источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

рис. 5. Колокол со станции Тюмень, начало XX века

источник: http://ural-nedvigimost.ru/blog/imuseum/120.html

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

рис. 6. Станция Тура

источник: http://www.101hotels.ru/main/cities/Tyumen/history

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

рис. 9. Памятник железнодорожникам – паровоз. ДК Железнодорожник (1987 г)

источник: http://poputchik365.ru/progulka/

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

рис. 14. Транссибирская магистраль (Москва - Владивосток)

источник: http://www.vagonreklamy.ru/turisticheskij-poezd-zolotoj-orel/

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

рис. 15. Управление СвЖД в г. Екатеринбурге

источник: http://svzd.rzd.ru/

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

рис. 17. Фото современного здания вокзала

источник: http://blubingilas1825.net16.net/gd-vokzal-tyumen-karta.html

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

Рис.18. Информационная табличка Музея истории Тюменского региона обслуживания

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

Основные этапы истории и просветительской деятельности Музея Тюменского региона обслуживания - student2.ru

Наши рекомендации