Модуль 6. Сфера духовной культуры жизни общества

Задачи модуля Обеспечить осознание сущности понятия «культура» как базовой категории для изучения проблем сферы духовной культуры общества. Актуализировать для становления биографии обучающихся такие понятия данного модуля, как: а) адаптация социокультурная, под которой понимается взаимодействие личности или социальной группы со своей социальной средой, в качестве которой выступают другие личности, социальные группы, социальные институты, общество в целом, характеризуемые своими культурными чертами; б) образованность, главным критерием которой является «системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений». (И.П. Подласый); искусство ― вид формотворческой деятельности человека, создающего образные и символические структуры, которые обладают эстетическими, познавательными и коммуникативными функциями. Проиллюстрировать на конкретных примерах ценностные основания религии как формы общественного сознания. Раскрыть место и роль науки в социокультурном и социально-экономическом функционировании/развития социума. Проанализировать совместно с обучающимися: а) сходство и различие искусства и художественной культуры, б) основания общности и различия духовной и материальной культуры, в) систему их трудоустройства. Сформировать у обучающихся осознание ценностей культуры личности нравственной―1)уровня освоения и присвоения господствующих в обществе моральных ценностей (норм, принципов, оценочных представлений, идеалов) и степень их реализации в поступках, поведении личности; 2) единство культуры индивидуального нравственного сознания (культура этического мышления и культура нравственных чувств) и культуры поведения(поступка).
Содержание 6.1. Культура и духовная жизнь 6.2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культура; молодежная субкультура 6.3. Искусство, его формы, основные направления 6.4. Образование и его значимость в условиях информационного общества Социальная и личностная значимость образования 6.5. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Свобода совести 6.6. Наука как: 1)форма общественного сознания, человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества; 2)система понятий о явлениях и законах действительности; 3)институт-организация 6.7. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
Виды деятельности обучающихся ― называют, перечисляют изученные социокультурные явления и объекты или их существенные свойства/признаки; ― описывают: а) формы и разновидности культур: народной, массовой и элитарной; б) ценностные основания образования и его социальную и личностную значимость в адаптации социокультурной; в) место и роль гуманизма, патриотизма, гражданственности в истории человечества; ― сравнивают формы и основные направления современного искусства (например, абстракционизм, авангардизм, академизм, андеграунд, боди-арт, граффити, импрессионизм, конструктивизм, кубизм, модернизм, примитивизм, символизм, соц-арт, социалистический реализм, сюрреализм, фовизм, футуризм и др.); ― объясняют роль и место культуры и религии, образования и науки, искусства и морали в решении проблем правовой и политической, социальной и экономической сфер общества; ― оценивают поведение людей, в том числе и сверстников, с точки зрения моральных норм, в том числе и этикета; ― презентуют результат поиска информации по молодежным субкультурам.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п/п Наименование модулей и тем Аудиторные часы: Домашняя работа
всего лекции-беседы практикумы
8 класс
Модуль 1. Человек и общество
1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей    
1.2 Взаимодействие общества и природы    
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь    
1.4 Биологическое и социальное в человеке    
1.5 Личность. Особенности подросткового возраста   Подготовить презентацию результатов поиска информации по проблемам подросткового возраста
1.6 Деятельность человека и его основные формы (труд, игра, обучение)   Прописать трудовую деятельность одного из родителей по следующим компонентам: а) цель труда; б) предмет труда; в) средства труда; г) технология; д) трудовые операции.
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение    
1.8 Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение    
  Итоговая контрольная работа (системный анализ обществоведческих понятий) по модулю 1 1 1  
Модуль 2. Экономическая сфера жизни общества
2.1 Экономика как наука и система хозяйствования    
2.2 Сравнительная характеристика различных экономических систем    
2.3 Основные характеристики рыночной экономики и рынка    
2.4 Как государство регулирует рыночную экономику    
2.5 Рынок и конкуренция    
2.6 Рынок услуг труда. Труд и доход. Социальная экономика и качество жизни   Подготовить презентацию результатов поиска информации по проблеме дифференциации заработной платы в России и за рубежом
2.7 Предпринимательство как фактор производства. Бизнес    
2.8 Производство и потребление. Маркетинг  
2.9 Место и роль финансов и банков, бюджета и налогов в предпринимательской деятельности   1) В течение месяца провести мониторинг динамики доходной и расходной части семейного бюджета; 2) прочитать статьи 8, 11, «Глава 13. Налоговая декларация» (статьи 80,81) Налогового кодекса РФ, часть 1; 3) статьи 1―9 Бюджетного кодекса РФ
2. Менеджмент и менеджер    
  Итоговая контрольная работа (системный анализ обществоведческих понятий) по модулю 2 1 1  
Модуль 3. Социальная сфера жизни общества
3.1 Социальная структура общества    
3.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями    
3.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте    
3.4 Социальные ценности и нормы   Провести мониторинг видов социальных ценностей и норм, которым следуют семья и родственники обучающихся
3.5 Отклоняющееся (девиантное) поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни    
3.6 Межнациональные отношения   Подготовить презентацию результатов поиска информации по проблемам межнациональных отношений
3.7 Социальные конфликты и пути их разрешения  
  Итоговая контрольная работа (системный анализ обществоведческих понятий) по модулю 3 1 1  
  Итоговая (годовая) контрольная работа (по модулям 1―3) 1 1  
  Итого в 8 классе:  
9 класс
Модуль 4. Сфера политики и социального управления общества
4.1 Власть. Роль политики в жизни общества На конкретных примерах раскройте суть познавательной, интегративной, коммуникативной, регулятивной и воспитательной функций политической культуры
4.2 Понятие и признаки государства    
4.3 Разделение властей    
4.4 Формы государства    
4.5 Политический режим. Демократия    
4.6 Местное самоуправление   Прочитать в целом федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
4.7 Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум  
4.8 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни    
4.9   Гражданское общество и правовое государство
  Итоговая контрольная работа (системный анализ обществоведческих понятий) по модулю 4 1 1
Модуль 5. Правовая сфера жизни общества
5.1 Право, его роль в жизни общества и государства    
5.2 Нормы права. Нормативный правовой акт.    
5.3 Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности    
5.4 Основы конституционного права   Реферативный обзор статей Конституции РФ, освещающих вопросы раздела 5.5. настоящей программы: статьей 1―15; 17―60; 66―70; 80―84; 93; 94―95;; 110―111; 118―123; 130―133.
5.5 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних   1) Реферативный обзор статей 1, 17―30 Гражданского кодекса РФ, часть 1; 2) подготовить презентацию результатов поиска информации по вопросу особенности правового статуса несовершеннолетних
5.6 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов   Прочитать «Всеобщую декларацию прав человека» и «Конвенцию о правах ребенка»
5.7 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителя   Прочитать федеральный закон «О защите прав потребителей»
5.8 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей   Реферативный обзор статей Главы 11. «Права несовершеннолетних детей» (статьи 54―60), и Главы 12. «Права и обязанности родителей» (статьи 61―79) Семейного Кодекса РФ
5.9   Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних   Реферативный обзор статей 265―271 «Главы 42 Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» Трудового кодекса РФ
5. Административные правоотношения, правонарушения и наказания    
5. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних    
  Итоговая контрольная работа (системный анализ обществоведческих понятий) по модулю 5 1 1  
Модуль 6. Сфера духовной культуры жизни общества
6.1 Культура и духовная жизнь    
6.2 Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культура; молодежная субкультура   Подготовить презентацию результатов поиска информации по проблемам молодежной субкультуры
6.3 Искусство, его формы, основные направления       Подтвердите конкретными примерами сходство и различие искусства и художественной культуры
6.4 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Социальная и личностная значимость образования    
6.5 Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Свобода совести  
6.6 Наука как: 1)форма общественного сознания, человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества; 2)система понятий о явлениях и законах действительности; 3)институт-организация    
6.7 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность  
  Итоговая контрольная работа (системный анализ обществоведческих понятий) по модулю 6 1 1  
  Итоговая (годовая) контрольная работа (по модулям 4―6) 1 1  
  Итого в 9 классе  
  Итого по курсу в целом  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЛОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• Понятийные диктанты.

Данная форма организации контрольно-оценочной деятельности обучающихся связана с ролью понятия в теории и практике познания. Во-первых, напомним, что понятие ― это одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений. Понятием называется также мысль, представляющая собой обобщение (и мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим (в совокупности отличительным) признакам, причем предметы одного и того же класса (атомы, животные, общественно-экономические формации и др.) могут обобщаться в понятиях по разным совокупностям признаков; Во-вторых, одна из логических функций понятия состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас на практике и в познании предметов. Благодаря этой функции понятия связывают слова с определенным предметом, что делает возможным установление точного значения слов и оперирование ими в процессе мышления. Сказанное актуально уже потому, что выделение классов предметов и обобщение этих предметов в понятия является необходимым условием познания законов природы. В-третьих, при помощи понятий происходит более глубокое познание действительности путем выделения и исследования ее существенных сторон. Хотя в понятиях выделяется только общее, это не значит, что оно противостоит единичному и особенному. Само общее существует лишь в отдельном.Но, поскольку оно отражает основу качественной специфики отдельных предметов, знание его дает возможность объяснения отдельного и особенного. На основе общего понятия класса только и становится возможным выделение и познание особых групп (видов) предметов, а также отдельных предметов этого класса. В-четвертых, свободное оперирование обществоведческими понятиями дает возможность ориентироваться в содержательных тематических текстах, быть способным к продолжению образования в высшей школе. Знать основные обществоведческие понятия ― значит распознавать и правильно употреблять их в различных ситуациях

• Практикумы на раскрытие смысла понятий и их использование в заданном контексте.

С 2014 года к данной модели практикума (задания) предъявляется требование сформулировать предложение о двух конкретных аспектах понятия.

Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих судить об уровне подготовки обучающихся: 1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков); 2) раскрытие определенных аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.); 3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).

Модель задания предполагает определение понятия и составление с ним еще двух заданных условием информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные. «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «спрос»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса, и одно предложение, раскрывающее закон спроса». Предложения должны демонстрировать знание обучающимся обществоведческого курса и содержать информацию о конкретном социальном объекте.

• Практикумы на конкретизацию теоретических положений на примерах.

Практикум предполагает проверку умения иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия, как социальных наук, изучающих общество и место человека в нем: ― культурологии, социологии, политологии, экономики, правоведения, экономической географии, этнологии, истории и др., так и гуманитарных наук, которые изучают самого человека и феномены, связанные с ним и порожденные им, ― языкознания, психологии, теории архитектуры и др.

«Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, очень большое и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. Последние уже содержат определенный элемент обобщения. Положения или понятия, требующие конкретизации, как правило, носят общий характер, иногда предельно абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания). И содержательное расстояние между таким понятием и отдельным фактом очень далеко. Приходится идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления, функции и т.д. одновременно все более четко очерчивается та область, из которой уместно почерпнуть нужные примеры. Поясним сказанное, обратившись к примеру: Раскройте на примерах методы, присущие научному знанию».

Выполнение задания начинается с припоминания этих методов: эксперимент, научное наблюдение, моделирование, математические расчеты, выдвижение гипотез и др. затем уместно обратиться к фактам научной жизни и конкретизировать отдельные методы (например, астрономическое наблюдение, гипотеза строения атома, эксперименты в области ядерной физики и т.п.).

Обучающимся будут предложены задания двух моделей:

1) требующей «раскрыть на примерах» (первая модель). Эта модель не разворачивает перед обучающимися требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, что предполагает решения заданий двумя способами: а) элементами ответа являются комментарии, раскрывающие связь приведенного примера социального объекта с обозначенной проблемой или б) оцениваемыми элементами ответа являются примеры социальных объектов с краткими комментариями, показывающими их связь с обозначенной проблемой. Требования данной модели могут быть выражены в различных формах:

― задания, требующие раскрыть на примере сущность объекта или его признаки: «На конкретном примере раскройте три признака трудового правонарушения»;

― задания, требующие раскрыть на примере связь объектов или процессов: «Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры»;

―задания, требующие раскрыть на примере значение объекта: «Раскройте на трех примерах роль практики как критерии я истины»;

2) предписывающей «проиллюстрировать примерами» (вторая модель). Данная модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите… и проиллюстрируйте примерами», «Подтвердите конкретными примерами…», «приведите положения … с соответствующим примером» и пр.

• Практикумы по решению познавательных задач.

Данный практикум проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы.

Познавательная задача имеет определенную структуру:

― условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.);

― требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

Например, «Подростки без разрешения взяли «покататься» машину гражданина Т., а потом вернули ее на прежнее место. Являются ли их действия правонарушением?»; «К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете? Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете».

• Практикумы на составление простого плана к фрагменту текста.

Как известно, план ― четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

Специфика составления простого плана заключается в умении структурировать последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете, выделяя только пункты плана. Как следствие, при выполнении задания обучающимся предстоит: а) в данном фрагменте текста обнаружить известный им содержательный материал; б) выстроить логику презентации имеющего знания в виде пунктов простого плана.

• Практикум «Формулируем и аргументируем противоречие» то естьактивное взаимоотношение, взаимодействие противоположностей, их единство и противодействие.

На основании содержания данного понятия обучающимся предлагается на конкретных примерах сформулировать и аргументировать противоречия между: 1) формой и содержанием; 2) должным и сущим; 3) теорией и практикой; 4) словом и делом; 5) социальным и биологическим в человеке; 6) буквой и духом закона; 7) обществом и государством; 8) покупателем как потребителем с его безграничными и полностью неутолимыми потребностями и потребителем как покупателем с его ограниченными финансовыми ресурсами и др.

• Практикум «В начале было слово».Посредством анаграммы обучающимся предлагается понять, что слово ― это не просто «единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира, как об этом говорится в словарях, но и в буквальном смысле ― кодовая ПРОГРАММА, которая, используя входящие в него буквы в качестве «строительного материала», распрограммирует себя через новообразуемые слова в целом комплексе понятий, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ параметры и самой реальности, которую они собой описывают. Например: КРЕСТЬЯНСТВО ― РОСТ + СЕВ + СЕНО + ВЕЯТЬ + СЕЯТЬ + КОРЕНЬ + ЯСТВО + ВЕНОК + ОСЕНЬ + КОСТЕР + ВЕТРЯК + ВОСК + ТРЕТЬ + СОК + ТЕНЬ + СВОЯК + ВЕК + ТЕСТЬ + ВЕСТЬ + ТЕСТО + СВЕТ + КРЕСТ + НЕСТОР и некоторые другие слова из круга явлений народно-крестьянской жизни.

• Практикум на формирование умения читать тексты и выполнять задания к нему.

Структурно данный практикум содержит текст и четыре вопроса, связанных как с самим текстом (первый и второй вопросы), так и вопросы на конкретизацию теоретических положений, составляющих контекст предлагаемого текста.

Спецификой выполнения задания является то, что ответами на первый и второй вопросы могут быть только цитаты из текста, притом, в том количестве, которое требуется по содержанию вопросов. Как следствие, от обучающихся требуется, с одной стороны, вдумчивое чтение текста, а с другой стороны, осмысление содержания прочитанного. Требования к содержанию и структуре ответов на третий и четвертый вопросы прописаны нами выше, при презентации практикумов на конкретизацию теоретических положений на примерах.

•Написание мини-сочинения (эссе).

К специфике написания эссе относятся следующие факторы:

1) тема эссе предлагается в форме афористических высказываний;

2) каждая тема-высказывание соотносится с одной из шести наук обществоведческого курса: с философией, экономикой, социологией и социальной психологией, политологией, правоведением;

3) именно в эссе, выражая свое мнение в отношении той или иной актуальной, подчас острой проблемы, каждый обучающийся имеет возможность высказать собственную личностную позицию, проявить творческие способности, продемонстрировать уверенное знание курса и владение ключевыми социальными компетенциями.

Сочинение-эссе характеризуется следующими признаками:

― наличием конкретной темы или вопроса;

― небольшим объемом;

― свободной композицией (свободный выбор любого композиционного решения);

― непринужденностью повествования (тему лучше раскрыть без наукообразности, чтобы сочинение-эссе читалось с интересом);

― внутренним смысловым единством;

― открытостью (работа при всей своей завершенности должна оставлять вопросы, на которые можно было бы ответить будь больше времени на ее освещение).

Из сказанного вытекает, что примерным планом написания сочинения-эссе может быть следующий алгоритм: 1) цитата; 2) проблема, поднятая автором, ее актуальность; 3) смысл высказывания; 4) собственное мнение по поводу высказывания; 5) теоретические аргументы; 6) примеры; 7) общий вывод по тексту сочинения-эссе.

В сооотвествии с Положением об итоговой аттестации обучающихся СУНЦ УрФУ, результаты обучения за четверть и, как следствие, за учебный год определяются оценками «отлично»/пять, «хорошо»/четыре, «удовлетворительно»/три, «неудовлетворительно»/два.

Отметка «отлично»ставится, если обучающийся ― при условии качественного выполнения всех домашних заданий и положительных оценок за написание контрольных работ ― владеет основами общих и специальных теоретических обществоведческих знаний по всем сферам общества, рассматриваемых в настоящей УП. Обучающийся обнаруживает умение критично относиться к научной информации, высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов, проявляя собственную научную картину мира. Ответ обучающегося иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об его умении анализировать собственную социальную, экономическую, правовую, политическую и духовную практику, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ обучающегося (как устный, так и письменный) логично выстроен, речь грамотная, осмысленно использует в суждениях научную терминологию и такие научные методы как анализ и синтез, аргументирование и обобщение, индукцию и дедукцию, исторический и логический, мониторинг и др., не затрудняется в ответах на поставленные преподавателем вопросы.

Отметка «хорошо»ставится, если обучающийся ― при условии качественного выполнения всех домашних заданий и положительных оценок за написание контрольных работ ― владеет основами общих и специальных теоретических обществоведческих знаний по всем сферам общества, рассматриваемых в настоящей УП. Обучающийся, обнаруживая умение критично относиться к научной информации, недостаточно убедительно высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов. Ответ обучающегося иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об его умении анализировать собственную социальную, экономическую, правовую, политическую и духовную практику, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ обучающегося (как устный, так и письменный) логично выстроен, речь грамотная, осмысленно используется в суждениях научная терминология. Обучающийся не затрудняется в ответах на поставленные преподавателем вопросы, однако при аргументировании не демонстрирует достаточного уровня обобщения, установления причинно-следственных, прямых и обратных взаимосвязей и взаимообусловленности между сферами общества.

Отметка «удовлетворительно»ставится, если обучающийся ― при условии положительного выполнения всех домашних заданий и положительных оценок за написание контрольных работ ― владеет основами общих и специальных теоретических знаний по всем сферам общества, рассматриваемых в данной УП, в объеме, необходимом для решения типовых контрольных заданий и вопросов. Обучающийся имеет представление об основных проблемах социальной, экономической, правовой, политической и духовной сфер общества. Ответ обучающегося иллюстрирует его недостаточное владение такими общенаучными методами, как абстракция, диалектика, моделирование. При помощи наводящих вопросов обучающийся высказывает собственные суждения относительно установления прямых и обратных связей между сферами общества. Затрудняется в подкреплении высказываемых теоретических положений примерами из собственной практики и общественно значимой практики. Нарушена логика выстраивания ответа (как устного, так и письменного). Допускает неточности в использовании научной терминологии.

Отметка «неудовлетворительно»ставится, если обучающийся: а) некачественно и/или в неполном объеме выполняет домашние задания и контрольные работы; б) слабо владеет основами общих и специальных теоретических знаний по всем сферам общества, рассматриваемых в настоящей УП, в объеме, необходимом для решения типовых контрольных заданий. В ответе отсутствует научная терминология, умение критично относиться к научной информации, умение формулировать собственное суждение относительно дискуссионных вопросов. Отсутствует логика в выстраивании ответа (как устного, так и письменного). Испытывает значительные затруднения в ответах на наводящие и дополнительные вопросы преподавателя.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Обучающийся, прошедший подготовку по программе, должен знать:

― основные обществоведческие понятия, распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи:

― при изучении модуля 1. «Человек и общество» речь идет, как минимум, о понятиях: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «мировоззрение», «социализация», «агенты социализации», «деятельность», «потребности», «мотивы», «профессия», «специальность», «общение», «способности», «темперамент»; «общество в узком смысле слова», «общество в широком смысле слова», «социальный институт», «общественные отношения», «общественный прогресс», «регресс», «эволюция», «революция», «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «природа», «система», «глобальные проблемы»;

― при изучении модуля 2. «Экономическая сфера жизни общества» речь идет, как минимум, о понятиях: «экономика», «ресурсы» и «факторы производства», «производство», «распределение», «обмен», «потребление», «отрасль», «фирма/предприятие», «товар», «работы», «услуги», «конкуренция», «монополия», «рынок» и «функции рынка», «рыночный механизм», «цена», «деньги» и «функции денег», «собственность», «присвоение», «экономическое понимание собственности», «собственность, юридическая»;

― при изучении модуля 3. «Социальная сфера жизни общества» речь идет, как минимум, о понятиях: «социальная структура общества», «стратификация общества», «социальное неравенство», «социальная мобильность», «социальный статус», «социальные лифты», «социальная группа», «семья как малая социальная группа», «социальный конфликт», «социальная роль», «социальные нормы», «санкции», «поколение», «гендер», «этнос», «нация»;

― при изучении модуля 4. «Сфера политики и социального управления» речь идет, как минимум, о понятиях: «политика», «власть», «авторитет», «иерархия», «государство», «суверенитет», «форма государства», «политическая система общества», «форма правления», «монархия», «республика», «демократия», «государственное устройство», «политический режим», «парламент», «гражданин», «партия», «гражданское общество», «правовое государство»;

― при изучении модуля 5. «Правовая сфера жизни общества» речь идет, как минимум, о понятиях: «право», «обязанность», «юридическая ответственность», «правосознание», «правовая культура личности», «норма права», «система права», «отрасли права», «институты права», «Конституция», «иск», «правоспособность», «дееспособность», «брак», «правонарушение», «преступление»;

― при изучении модуля 6. «Сфера духовной культуры жизни общества» речь идет, как минимум, о понятиях: «духовность», «культура»», «культурный комплекс», «духовные ценности», «мораль», «нравственность», «гуманизм», «добро», «зло», «моральный долг», «совесть», «моральный выбор», «свобода», «ответственность», «образование», «наука», «религия», «искусство»;

― основные сферы общества как относительно саморазвивающиеся подсистемы социума;

― формы взаимосвязи природы и общества;

― диалектику биологического и социального по мере становления человека через индивида в личность;

― различия формационного и цивилизационного подходов к изучению общества;

― критерии сравнения традиционного (аграрного) общества, индустриального общества и постиндустриального (информационного) общества;

― глобальные проблемы человечества;

― основные виды и содержание деятельности человека (труд, игра, образование и их цели, ценности, смысловые установки, культуры и технологии проявления);

― роли человека в группе;

― основные социальные нормы, нормы этики семейных отношений;

― пути решения межличностных и социальных конфликтов;

― объект и предмет экономики как системы хозяйства и как науки;

― роль экономики в жизни общества, ее взаимосвязь с социальной, правовой, духовной и политической сферами общества;

― связь цены со спросом и предложением;

― причины безработицы и дифференциации заработной платы;

― плюсы и минусы различных хозяйственных систем;

― экономические функции государства, формы и методы государственного регулирования экономики;

― основные нормы правовых основ брака;

― формы межнационального сотрудничества;

― формы национально-территориального устройства государства;

― основные отрасли права;

― органы законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ;

― важнейшие права ребенка;

― различие политических режимов;

― различие между преступлением и административным проступком;

― основные элементы образования;

― содержательную специфику мировых религий;

― различие между нормами морали и права;

― содержание и структурные элементы духовной жизни че

Наши рекомендации