Модуль 6. Сфера духовной культуры общества

Культура и духовная жизнь

Культура(от лат. cultura, возделывание, обрабатывание, уход, воспитание, образование, развитие; cultura было произведено от colo, colere ―взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием) ―применительно кдействительности социального бытия ― 1)система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие «тело» культуры, представлены всем многообразием знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей, ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества и присущей ему предметной среды, для его социальных связей и типов личности ― всего, что составляет реальную ткань социума на определенном этапе его исторического развития;

2)общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути от стадии «дикости» к стадии «цивилизация»;

3)особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественной культурой, принятыми нормами поведения и т.д.;

4)общая система ценностей и представлений того или иного общественного слоя (субкультура);

5)духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности;

6)категория, обозначающая созданную людьми искусственную среду обитания (артефакты) и самореализации, которая выступает источником регулирования социального взаимодействия. В этом понимании культура―духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом (Ерасов Б.С.).

NB!Подходы к рассмотрению культуры: • ценностный подход предполагает рассмотрение культуры как итога всего многообразия деятельности человека (то есть совокупности материальных и духовных ценностей, значимых для конкретного общества); • деятельный подход рассматривает культуру как специфический способ жизнедеятельности человека (то есть как способ бытия человека в мире), как совокупность технологий, выработанных и используемых человеком для достижения определенных целей. Такие технологии придают деятельности человека особую направленность. Этот подход называют также философско-историческим. Согласно ему культура ― это интеллектуальное, нравственное, эстетическое совершенствование человека под влиянием разных форм деятельности, в ходе исторической эволюции общества; • философское понимание культуры ― а) традиционное (И. Кант, Г. Гегель): культура ― искания человеческого духа; область, лежащая за пределами природы человека и традициями его социального существования. Это область духовной свободы человека; творчество как мистическое откровение, озарение художника; б)современное философское понимание культуры: культура обращена к человеку, создана для блага людей. Развитие культуры включает преемственность (передачу культурных ценностей от поколения к поколению), новаторство (внесение нового), а также развитие самого творца культуры ― человека; • с социологической точки зрения культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества. Культура рассматривается как фактор организации общественной жизни: культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть от произведенных им же ценностей; • с аксиологической точки зрения (аксиология ― наука о ценностях) культура ― это мир ценностей, представляющий собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества; • с позиций сторонников философско-антропологического подхода культура ― выражение человеческой природы. Для того чтобы выразить себя, человек создал всю совокупность знаний, искусства, моральных норм, обрядов, традиций. *** Классификация типовкультурпо способам самоорганизации, по М. Маклюэну (канадский социолог): ― дописьменная, или традиционная (знаки, рисунки, слова (устные), мифы); ― письменная (письменность, тексты, книги, книгопечатание, пиктография (рисунчатое письмо), знаковое письмо); ― экранная (кино, телевидение, видео, компьютер).

***





Культурный комплекс― совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанный. Например, а) футбол как спортивная игра и его окружение; б) плуг, появление которого, произведя подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей; в) то же значение имело изобретение книгопечатания,паровой машины и двигателя внутреннего сгорания, а также компьютера; г) этикет, который характеризует не просто цивилизованное, но, прежде всего, светское общество, которое строит свои отношения на почтительном уважении одного человека другим.

ПРАКТИКУМ

Культурный комплекс― совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.

В контексте содержания данного понятия ответьте на два вопроса:

1) КТО и ЧТО образуют культурный комплекс, если исходным элементом является:

• театр (Т) (1-й вариант);

• цирк (Ц)(2-й вариант);

• образовательная организация (ОО)(по выбору: либо дошкольного образования, либо начального общего образования, либо основного общего образования, либо среднего общего образования) (3-й вариант);

• этикет (Э)(4-й вариант);

• киностудия (К) (по выбору: либо художественных фильмов, либо документального кино, либо мультипликационных фильмов) (5-й вариант);

• библиотека (Б) (6-й вариант);

2) Какие отрасли материального производства и сферы услуг, благодаря функционированию и развитию данного культурного комплекса, получают стимул для расширения своего производства?

***

Культурное наследие― часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшаяся испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. В масштабе всего человечества культурное наследие выражают культурные универсалии― нормы, ценности, правила, традиции и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Американский социолог Джордж Мердок в 1959 г. описал такие универсалии. Он выделил около 70 культурных универсалий, в том числе: а) погребальные обряды; б) различия между людьми по возрасту; в) использование нательных украшений; г) спорт; д) космогонию ― область астрономии, исследующую происхождение и развитие небесных тел и их систем, в частности, Солнечной; со 2-ой половиныXX в. космогония опирается на гипотезу о происхождении Солнца и планет из единого холодного газово-пылевого облака; к древнейшим космогоническим представлениям относится библейский рассказ о сотворении мира, заимствованный израильтянами из вавилонской космогонии; е) гадание; ж) танцы; з) декоративное искусство; и) ухаживание и другие культурные феномены.

***

NB! Большинство культурологов основными компонентами духовной жизни общества называют науку, религию, мораль, искусство. Все общественные идеалы, из которых непосредственно исходит духовность, группируются вокруг понятий: истина, добро, красота. Попробуем создать представление о некоторых компонентах культуры: а) элементах культуры и б) функциях культуры в данной теме модуля, а о в) формах культуры, г) разновидностях культуры, д) субъектах культуры ― в последующих темах данного модуля. Элементы культуры Культурологи, ставя перед собой задачу описания любой локальной культуры, как правило, характеризуют ее основные элементы: 1) Знаки, символы, понятия, воплощающиеся в языке. Знак― материальный чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие), который в процессе общения людей выступает в качестве обозначения, указания, представления какого-либо другого предмета, свойства, отношения и используется для приобретения, сохранения, преобразования, передачи информации. Символ(греч. symbolon ― условный знак) ― условный, чувственно воспринимаемый объект, вещественный, письменный или звуковой знак, которым человек обозначает какое-либо понятие, предмет, действие или событие. Сама форма символа, как правило, не имеет сходства (подобия) с тем предметом, на который символ указывает. Понятие― форма мышления, в которой выражаются повторяющиеся свойства, связи и стороны предмета. Язык― А)система знаков, которая служит средством человеческого общения, мышления и выражения; Б)совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, ритуальных текстах и т.п. и т.д.). С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание человека. Язык представляет собой систему, отражающую и поддерживающую картину мира, характерную для данной культуры, а также обеспечивающую социальный контроль. Вывод: никакая культурная норма не может существовать, не будучи выраженной языком. 2) Отношения. В каждой локальной культуре обнаруживается свое специфическое отношение к культурным реалиям. Скажем, существуют сообщества, где отношения к старикам, умудренным опытом членам семьи исключительно почтительное. Или, напротив, сообщества, где отношение к детям исполнено заботой и вниманием, которой не встречают старшие их члены. 3) Ценности ― признанные всем обществом или большей его частью представления о том, к каким целям должен или может стремиться человек, а к чему он стремиться не может. 4) Нормы и правила. Для культуролога это стандарты поведения, которым должен следовать человек, если он разделяет систему ценностей культуры, к которой он принадлежит. Нормы поддерживаются санкциями, то есть наказаниями и наградами за их нарушения или соблюдение. Соответственно, санкции могут быть негативными и позитивными. Правила опираются на сложившиеся в сообществе обычаи― установившиеся схемы (паттерны) поведения, обязательные на уровне культуры в целом; их можно охарактеризовать каккультурные привычки. Для описания отдельных групп правил используют также понятие этикета. Этикет― это совокупность правил поведения по отношению к другим людям, включающая особые традиции, ритуалы и нормы, которые были выработаны обществом или его частью и имеют религиозное, философское или какое-то другое обоснование. Американский социолог У. Гуденау писал: «Культура содержит образцы, помогающие решать, что существует (представления и понятия об окружающем мире), как связаны существующие объекты (отношения), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности) и что с этим делать и как делать (нормы, правила)». По формуле Гуденау может быть описана любая локальная культура.

Функции культуры

1) Главной функцией культуры является гуманистическая. Все остальные функции так или иначе связаны с ней и вытекают из нее. Гуманизм (лат.humanus ― человечный) ― возникшее в эпоху Возрождения направление общественной мысли, выражающее взгляды, рассматривающие человека как высшую ценность, защищающие его свободу и всестороннее развитие.

2) Коммулятивная функция направлена на накопление и сохранения опыта, полученного обществом в результате взаимодействия индивидов внутри своего культурного пространства и взаимодействия с другими культурами. Существование этой функции позволяет определить культуру как особое средство передачи социальной информации.

3) Коммуникативная функция связана с сохранением, передачей и тиражированием культурных ценностей в ходе совместной деятельности людей, а также предполагает, с одной стороны, трансляцию социального опыта (в том числе между поколениями), а с другой стороны, развитие и совершенствование личности через общение. Как следствие, эту важнейшую функцию называют трансляционной, а также функцией исторической преемственности, или информационной. Культура является единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Неслучайно выдающийся культуролог Ю.М. Лотман охарактеризовал культуру как социальную память человечества. Разрыв культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

4) Еще одной ведущей функцией культуры является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с гуманистической и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе социальный опыт множества поколений, накапливает богатейшие знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что зрелость культуры общества во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Существуют типы обществ (например, Япония!), которые демонстрируют удивительную способность: посредством культуры взять лучшее, что накоплено людьми, и поставить себе на службу, демонстрируя динамизм во многих сферах науки, техники, производства.

5) Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с упорядочиванием (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В рамках культурного пространства создаются и действуют ориентиры для человеческих действий и система контроля за этими действиями. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как нормы морали, поведения и права.

6) Интегрирующая функция обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней. Интеграция осуществляется за счет создания системы значений, ценностей и норм, которые выступают гарантом стабильности социальных систем.

7) Семиотическая, или знаковая функция ― тоже одна из важнейших в системе культуры. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный и письменный) ― средство общения людей, литературный язык ― важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

8) Ценностная функция культуры обеспечивает ее носителям наличие системы норм и ценностей. Культурологи считают, именно ею определяется качественное состояние культуры. Именно как система ценностей культура формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации, а также позволяет осуществлять дифференциацию ценностей и обогащение традиций;

9) Социализации ― усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию..

Вывод: наличие у культуры представленных функций дает возможность определить ее как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем.

Именно в этом контексте культурная составляющая качественного анализа любого вида деятельности, а также при оценке как личных, так и коллективных достижений стала нормой. Примером тому служит содержание представляемых ниже понятий.

• культура корпоративная― сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях;

• культура личности ―системная характеристика меры универсальности человека, с которой он взаимодействует с окружающим миром и самим собой. Культура личности как полиструктурная система на психологическом уровне включает в качестве основных элементов структуры: а) знания и убеждения, которые составляют центральное звено мировоззрения; б)потребности и интересы, преобразующиеся в ценности; в)волю, умения и навыки, образующие способности личности. Они развиваются и реализуются в процессе творческой деятельности. На деятельностном уровне принято выделять интеллектуальную, нравственную, политическую, правовую, эстетическую, мировоззренческую, художественную, профессиональную и иные виды культуры личности. Основные сферы жизнедеятельности человека включают производственно-трудовую, научно-познавательную, общественно-политическую, бытовую, досуговую культуру личности;

• культура личности нравственная ―уровень освоения и присвоения господствующих в обществе моральных ценностей (норм, принципов, оценочных представлений, идеалов) и степень их реализации в поступках, поведении личности. Культура личности нравственная ―единство культуры индивидуального нравственного сознания (культура этического мышления и культура нравственных чувств) и культуры поведения(поступка).

Культура поведения подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя культура основывается на мировоззрении и воплощает результаты воспитания. Внешняя культура проявляется в соблюдении этикета как совокупности правил поведения, регулирующих внешние выражения человеческих взаимоотношений (формы обращения и приветствия, поведения в общественных местах, манеры и одежды, правила учтивости, вежливости, такта и т.д.).

Мировоззрение― совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих наиболее общее видение, понимание мира, места в нем человека, его историческое происхождение и назначение. В форме мировоззрения общественное сознание в целостном виде воздействует на индивида, интегрируя все стороны его деятельности и поведения в способ жизнедеятельности, в смысловую жизненную позицию.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1)Познавательный ― базируется на обобщенных знаниях: повседневных, профессиональных, научных и т.д. На основе этих знаний складывается конкретно-научная и универсальная картина мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа и эпохи.

2)Ценностно-нормативный ―включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные программы и т.д., выполняющие функции социальных регуляторов общественного и индивидуального поведения.

3)Эмоционально-волевой ―социально-психологические установки индивида и общества, формирующиеся на основе интериоризации (перехода извне внутрь), превращения в личные взгляды, убеждения, верования, знания, ценности, идеалы, нормы того или иного сообщества, народа, эпохи.

4)Практический ―выражающийся в актуализации обобщенных знаний, убеждений, верований, ценностей, идеалов и норм, реальной готовности человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельства;

• культура мышления ― 1)высший уровень и качество мышления человека, определяемое сознательным развитием личностью своих способов мышления, соответствующих требованиям человеческой культуры. Культура мышления представляет собой способность оптимального использования интеллектуальных знаний, научных достижений человечества, логическую последовательность мышления, его целенаправленность на решение актуальных проблем и задач; 2)совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических и этических требований и норм, предъявляемых к интеллектуальной деятельности человека. От их усвоения и применения зависят процессы социализации личности, ее профессиональные успехи и творческие достижения.

Культурному, то есть ясному, четкому и последовательному, мышлению противостоит хаотическое, путаное, алогично-иррациональное мышление. Культура мыслиявляется синонимом бытия человека в качестве существа разумного, способного рационально ставить и решать как свои жизненные, так и общественные задачи, давать адекватную оценку самому себе и всему окружающему. И, наоборот, иррационально-хаотическая мысль свидетельствует либо о психическом расстройстве личности, либо об ее подверженности воздействию бессознательных страстей и эмоций, либо просто об отсутствии эмоциональной культуры.

Наличие культуры мышления необходимо соотносить со следующими признаками человеческого ума:

― последовательность движения мысли, соблюдение законов и правил логического следования;

― мысль должна двигаться по логике рассматриваемого предмета, постигая его закономерность. В этом случае достигается совпадение логики нашего ума с реальными характеристиками предмета (как следствие, необходимо избегать одну из классических ошибок как в устной, так и в письменной речи ― подмены понятий!). Такое достижение предмета дает диалектика как содержательная логика;

― мысль должна двигаться по противоречию в сущности предмета. В таком случае мысль обнаруживает проблемный, творческий характер. Такое движение обеспечивается категорией как формой содержательного мышления.Способность мыслить категориями (понятиями) сосредоточена в диалектике ― методе мышления, основанный на законах: а)единства и борьбы противоположностей, б)отрицания отрицания, в)непрерывной изменчивости природы, и постигающий действительность в ее противоречивости, цельности и развитии. Мышление категориями и достижение творчества ― очень важный признак культурного мышления;

― культурная мысль должна подняться над частными точками зрения и отдельными парадигмами ума. В этом случае мысль становится способной двигаться в межпарадигмальном пространстве и формировать основы любой теоретической позиции. Подобную способность называют рефлексией и ею, в первую очередь, обладает философское мышление. [Парадигма(греч.paradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе. Изменение парадигм является научной революцией, исследованию которых, в частности, посвящена фундаментальная работа Т. Куна «Структура научных революций»];

― культура мышления должна включать в себя нравственные измерения. Неясность жизненной позиции дает неясность ума (!), проблемы, не решенные на уровне совести, не могут быть решены и логически (!);

• культура общения― разновидность человеческой деятельности, направленной на формирование между людьми оптимальных отношений, в основе которых должны быть принципы гуманизма и социальной справедливости.

Культура общения предполагает знание культурных моделей поведения (общих образцов, этикетных предписаний, стратегий) и умение их адекватно применить в конкретной ситуации. Базируется на принципах: равенства, уважения, доброжелательности, доверия, толерантности, альтруизма, тактичности, деликатности;

• культура речи― умение человека открыто и сознательно использовать в публичном выступлении (речи) те элементы единой системы языковых средств, которые позволяют ему наилучшим образом обеспечивать в каждой конкретной ситуации достижение цели выступления (речи). Ошибочно отождествлять понятие «культуры речи» с понятием «правильность речи, или «нормативность языка», потому что абстрактной правильной речи, пригодной для любых ситуаций, для всех случаев жизни, быть не может. Речь есть проявление сиюминутного, непосредственного взаимодействия людей. Поэтому она всегда связана не только с целью высказывания и его содержанием, но и с теми конкретными условиями (временем, местом, обстоятельствами), в которых происходит речевое общение людей. Не следует забывать, чтоотношение речи к мышлению есть отношение формы к содержанию. Сказанное предопределяется правилом, согласно которому построение речи определяется законами грамматики, а процесс мышления ― законами всеобщих связей (!);

• культура труда― качественная характеристика деятельности человека, создающего новые или воспроизводящего существенные материальные или духовные ценности, отличающиеся высоким профессиональным уровнем;

• культура экологическая― совокупность способов деятельности людей, направленных на сохранение и улучшение природных условий существования общества. Культура экологическая по своей направленности является прежде всего способом воссоединения общества и природы с целью преодоления экологического кризиса и сохранения человечества во всей его природно-исторической целостности как явления многомерного;

• культурная антропология(от греч. antropos ― человек и logos ― слово, понятие, учение) ― отрасль обществознания, изучающая культурную основу природы человека, культурные характеристики его поведения. Ближе всего соприкасается с этнографией (энтологией), исследующей характерные, традиционные черты культуры народов. Широко использует данные археологии и исторической лингвистики, позволяющие объяснить роль культуры в возникновении человека, воссоздать его исторические этапы.

Предметом культурной антропологии служит система родовых средств человеческой жизнедеятельности, свойственный человеку способ жизни, включающий в себя: а)сознание, б)язык, в)изготовление орудий, г)социальность, д)использование знаков и символов, е)закрепление созданных ценностей и добытой информации в материализованных знаковых системах. Культура рассматривается при этом не сама по себе, а в контексте поведения и взаимоотношений людей, как инструмент адаптации к среде, воздействия на нее, коммуникации, познания, актуализации сущностных сил человека.

Адаптация(от лат. adapto ― приспосабливать, прилаживать, устраивать; в средневековой латыни ― adaptatio ― приспособление) ― термин, обозначающий в биологии процесс приспособления живого организма к условиям существования посредством изменения строения и функций, а также реально возможного изменения некоторых условий среды. В физиологии обозначает процесс физиологической настройки организма (органа) соответственно изменениям внешней среды.

Адаптация социокультурная― взаимодействие личности или социальной группы со своей социальной средой, в качестве которой выступают другие личности, социальные группы, социальные институты, общество в целом, характеризуемые своими культурными чертами. В ходе этого взаимодействия личность (группа) усваивает действующие в обществе культурные нормы, правила, образцы, ценности и стереотипы, традиции, обычаи и нравы и т.п., меняя свой менталитет и приспосабливаясь к актуальной культуре, входя в нее (см. социализация).

Культурная антропология помогает осознать единство и многообразие человечества, обобщить и систематизировать опыт различных народов, связанный с решением хозяйственных, медицинских, педагогических, экологических проблем;

• политическая культура ―представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического полведения всех членов общества.

Политическая культура имеет особую структуру. В ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы:

1) познавательный элемент, включающий в себя: политические знания, политическую образованность и способы политического решения;

2) нравственно-оценочный элемент, состоящий из: политических чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных целей;

3) поведенческий элемент: политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-поведенческой деятельности, политическое поведение;

• правовая культура― социальное явление, характеризующее качественное правовое состояние личности и общества и выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в уровне правового развития субъекта, степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Правовая культура ― разновидность социальной культуры, представляющая собой сложное многоплановое понятие, состоящее из правовой культуры общества и правовой культуры личности:

1. правовая культура общества― уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Правовая культура общества зависит от уровня развития правового сознания населения.

Как часть общей культурыправовая культура характеризуется следующими чертами: а)состоянием правосознания; б)эффективностью деятельности правовых институтов-норм и институтов-организаций; в)уровнем совершенства законодательства и состояния законности в стране; г)степенью развитости юридической науки и юридического образования; д)соотношением общечеловеческого и национального в праве;

2. правовая культура личности― знание и понимание права. Правовая культура личности тесно связана и опирается на правосознание ― совокупность представлений, взглядов, оценок и эмоций, посредством которых выражается отношение человека и общественных объединений к действующему праву.

Основные элементы правовой культуры личности: а)правосознание человека; б) правомерное и законопослушное поведение; в) правовая активность личности.

Анализ правовой культуры необходим для выделения и описания правовых ценностей, идеалов и образцов, к которым должны стремиться законодатель, правоприменитель, гражданин и общество, для поиска путей и средств достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека;

• управленческая культура― совокупность ценностей, знаний, умений, отношений и норм права в сфере менеджмента.

К основным элементам управленческой культуры относятся:

а)управленческие знания (теория управления), а также соответствующее сознание, чувства, настроения;

б)общественные отношения, прежде всего управленческие и организационные, в которых материализуются знания, нормы, ценности общества и которые в процессе социализации личности становятся достоянием культуры каждого;

в)нормы и установления (приказы, распоряжения, указания, инструкции, положения);

г)творческий характер управленческой деятельности, позволяющий переводить нормы и ценности общества в мотивы личностного управленческого поведения, в формирование личности как самостоятельного субъекта управления;

• экономическая культура общества ― это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура общества предполагает:

― уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;

― непринятие настроения уравниловки;

― создание и развитие социальной среды для предпринимательства и др.

• Экономическая культура личности ― это органическое единство сознания и практической деятельности личности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

В структуре экономической культуры личности можно обозначить наиболее важные элементы: а)знания и практические умения, б)экономическую направленность, в)способы организации деятельности, г)нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание. Экономические знания ― совокупность экономических представлений о производстве, распределении, обмене и потреблении экономических (материальных и духовных) благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Экономическое мышление позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементов экономической культуры является экономическая направленностьличности, компонентам которой выступают потребность, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности. Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определенным результатом его участия в деятельности. По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры личности;

• языковая к

Наши рекомендации