Обучающиеся в области физической культуры и спорта и их правовой статус
В законодательстве о физической культуре и спорте встречается понятие обучающийся, но его правовой статус не определен.
Правовой статус обучающихся закреплен Законом РФ "Об образовании"*(101), Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"*(102), Типовыми положениями о соответствующих образовательных учреждениях, локальными актами образовательного учреждения (прежде всего его Уставом).
Разделяется статус обучающихся по типу образования. Согласно ст. 12 Закона РФ "Об образовании" в России установлены следующие типы образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные - начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); дополнительного образования детей; а также ряд других.
В сфере физической культуры и спорта существует начальное образование (в школах преподавание физической культуры является обязательным). Дополнительное образование спортсмены получают в СДЮШОР, ДЮСШ, ДЮКФП и ШВСМ*(103), а также в училищах олимпийского резерва*(104). В рамках высшего профессионального образования образовательный процесс осуществляется в вузах физической культуры.
Согласно приказу Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 5 марта 2004 г. N 194 "Об утверждении Положения об училище олимпийского резерва" к обучающимся в училище относятся студенты и учащиеся.
Студентом училища является лицо, зачисленное приказом директора в училище для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования.
Учащимся училища является лицо, зачисленное приказом директора в училище для обучения по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего (полного) образования.
Из анализа законодательства о физической культуре и спорте (ст. 28) можно сформулировать следующее определение обучаемого в области физической культуры и спорта: это лицо, в установленном порядке зачисленное в образовательное учреждение для обучения по предмету "физическая культура" в пределах обязательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также для занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Правовой статус обучающихся в области физической культуры и спорта обладает определенной спецификой.
Ближе всего к регламентации его статуса относится гражданское право.
Некоторые ученые при анализе правового статуса обучающихся применяют закон о правах потребителей. Так, А.В. Нежельский полагает, что "любой гражданин России, заказавший образовательные услуги (за плату и в любом объеме) и заключивший договор с образовательным учреждением, попадает под сферу действия законодательства о защите прав потребителей"*(105). В число потребителей автор относит студентов и аспирантов государственных и негосударственных образовательных учреждений, обучающихся за плату.
Аналогичную позицию занимает и Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Решением коллегии Министерства от 24 ноября 1999 г. "О соблюдении законодательства и защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг"*(106) признано, что договор между образовательным учреждением и лицом, получающим образование на платной основе, должен соответствовать Гражданскому кодексу РФ и Закону РФ "О защите прав потребителей".
Деятельность образовательного учреждения связывается напрямую с реализацией государственных образовательных стандартов и образовательных программ. Статья 12 Закона РФ "Об образовании" признает образовательными только те учреждения, которые реализуют одну или несколько образовательных программ. Согласно ч. 1 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" к платным дополнительным образовательным услугами относятся услуги образовательных учреждений, которые не предусмотрены соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Подобные услуги может оказывать любое, в том числе и не образовательное учреждение, а отношения по их оказанию регулируются Гражданским кодексом и Законом РФ "О защите прав потребителей".
Между тем такая позиция не является бесспорной. Закон РФ "О защите прав потребителей"*(107) признает потребителем гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Ни один из квалифицирующих признаков потребителя, названных в приведенном легальном определении, не присущ обучающемуся.
Во-первых, обучающийся получает образование не для бытовых (личных) нужд. Согласно преамбуле Закона РФ "Об образовании" образование осуществляется в интересах не только личности, но также общества и государства.
Во-вторых, получение обучающимся профессионального образования напрямую связано с использованием полученных знаний в практической или научной деятельности и получением прибыли в виде заработной платы.
Налицо коллизия норм двух отраслей законодательства, порядок разрешения которой установлен ч. 3 ст. 2 ГК РФ. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В образовательных отношениях, связанных с реализацией образовательных программ, обучающийся не является равноправным партнером образовательного учреждения. В соответствии с ч. 8 ст. 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" студент обязан подчиняться требованиям образовательного заведения. Все это свидетельствует о том, что при регулировании образовательных отношений, связанных с реализацией образовательным учреждением образовательных программ, нормы гражданского права не применимы, если иное не предусмотрено законодательством.
Правовой статус лица, получающего образование на платной основе, такой же, что и у обучающихся на бюджетной основе. И это вполне понятно. Юридические факты в виде знаний, навыков и умений, дающие основания для получения документа об образовании, одинаковы для всех обучающихся.
В то же время правовой статус обучающихся не подпадает и под режим административного права. Отношения образовательного учреждения и обучающихся лежат за пределами предмета административного права*(108).
Органы управления образовательных учреждений не входят в число органов исполнительной власти, поскольку не имеют государственно-властных полномочий.
Таким образом, правовой статус обучающегося регламентируется несколькими отраслями права - гражданским, административным и в ряде случаев иным правом.
Теперь определим возраст, с которого у обучающихся наступает дееспособность. В связи с тем, что статус обучающегося гражданско-правовой, полная дееспособность у граждан возникает в 18 лет.
Однако в образовательном отношении субъект является дееспособным с самого раннего возраста, с момента занятий в дошкольных или начальных общих образовательных учреждениях, т.е. с четырех-семи лет. Некоторые ученые полагают, что лица, не достигшие 18-летнего возраста, как субъекты образовательного отношения обладают "ограниченной дееспособностью, которая постоянно возрастает, изменяется"*(109). т.е. их недостающая правоспособность должна восполняться родителями или законными представителями.
Это утверждение не является бесспорным. Образовательные программы дошкольного и начального общего образования в состоянии освоить любой здоровый ребенок. Обучающийся с первых же дней учебы обладает всей полнотой прав и обязанностей и несет ответственность за допущенные им дисциплинарные проступки и ненадлежащее освоение образовательных программ. Статья 52 Закона РФ "Об образовании" предоставляет родителям (законным представителям) несовершеннолетних детей лишь следующие исключительные права: выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать права и законные интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Но все эти права относятся не к сфере образовательного отношения, а к сопутствующим ему отношениям. Субъектом же собственно образовательного отношения, ориентированного на освоение образовательной программы соответствующего уровня, может быть только обучающийся.
В образовательном процессе обучающийся всегда самостоятелен, собственными действиями реализует предоставленные ему права и исполняет возложенные обязанности, ибо иным способом ему получить образование не представляется возможным.
Все жители страны независимо от их умственного и психического развития, а также состояния здоровья имеют право на получение образования, необходимого им для социальной адаптации и интеграции в общество. В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона РФ "Об образовании" гражданам с отклонениями в развитии государство создает условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических приемов.
Имеется и другая принципиальная особенность правового статуса обучающихся - необходимым условием реализации конкретного образовательного процесса является выполнение учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка, установленных уставом, иными нормативно-правовыми актами образовательного учреждения. Невыполнение этой обязанности влечет применение мер дисциплинарного взыскания вплоть до отчисления из образовательного учреждения в одностороннем порядке по решению органа управления образовательным учреждением.
В статье 50 Закона РФ "Об образовании" представлен перечень основных прав обучающихся, к числу наиболее существенных из которых относятся:
- право совершеннолетних граждан РФ на выбор образовательного учреждения и формы получения образования;
- право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
- право на уважение своего человеческого достоинства;
- право на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений;
- право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.
Согласно ст. 50 Закона РФ "Об образовании" привлечение обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Вместе с тем в отечественной педагогической практике сложились определенные методы трудового воспитания. Нормативное их закрепление было сделано еще в 1985 году, когда Министерством просвещения СССР N 81 от 11 мая 1985 г. было утверждено Положение об организации общественно-полезного производительного труда учащихся общеобразовательных школ. В частности, Положением определялось, что данный вид труда организуется в соответствии с Уставом образовательного учреждения и является составной частью учебно-воспитательного процесса. При этом в образовательной программе учебного заведения на трудовое и профессиональное образование отводилось: в I-VII классах - 2 часа, в VIII-IX классах - 3 часа, в X-XI (XII) классах - 4 часа в неделю. Такой труд предусматривался учебным планом. Главным направлением общественно полезного труда учащихся является работа для своей школы, по охране природы, благоустройству.
Занятия по физической культуре являются обязательными для учащихся в школах. Отметка по физической культуре обязательно выставляется в аттестат.
Данная оценка во многом зависит от исходного уровня физической подготовленности учащихся. Процедура оценивания и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий по физической культуре, определена письмом Минобразования России от 31 октября 2003 N 13-51-263/123.
Согласно приказу Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 5 марта 2004 г. N 194 "Об утверждении Положения об училище олимпийского резерва" обучающиеся обязаны:
- овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных образовательными программами и рабочими учебными планами;
- совершенствовать свое спортивное мастерство, выполнять индивидуальные планы подготовки;
- соблюдать спортивный режим, медицинские и гигиенические требования, принимать участие в учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.
Обучающиеся в училище в установленном порядке обеспечиваются питанием, индивидуальной спортивной формой и инвентарем, бесплатным медицинским обеспечением, фармакологической и психологической поддержкой, командируются на учебно-тренировочные сборы и соревнования.
Студенты обеспечиваются ежемесячной стипендией, нуждающиеся - местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда училища.
Студенту училища выдается студенческий билет и зачетная книжка. Учащемуся - квалификационный билет.