VI. Словарь основных терминов и понятий
Анализ документов - прием для извлечения из документальных источников социологической информации. Выделяют два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ - анализ содержания).
Авторитаризм - антидемократическая концепция и практика властвования насильственными средствами.
Авторитет - общепризнанное значение, которым пользуется человек, группа, общественные организации, социальный институт.
Аксиология - учение о ценностях.
Активность социальная - совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой.
Анкета - метод сбора эмпирической информации.
Антропология социальная - раздел социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общества.
Адаптация социальная - процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.
Бихевиоризм социальным предметом исследования полагает поведение, которое рассматривает как совокупность реакций организма на воздействие среды.
Бюрократия - форма осуществления властных функций в сложном обществе, элемент механизма интеграции и социального регулирования.
Взаимодействие социальное - любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент, так и в перспективе.
Власть - функция, необходимый элемент жизнедеятельности социальной системы.
Гендер - совокупность представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчин и женщин.
Гипотеза - предположение. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. Вероятностное предположение, истинность которого недоказуема при современном состоянии знаний.
Группа социальная - совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.
Действие социальное - обозначение действия индивида, ориентированного на прошедшее, настоящее и будущее поведение других людей.
Демография - наука о законах воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности.
Диагностика социальная - изучение социальных мотивов и причин поведения личности, группы.
Досуг - совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время.
Идентичность социальная - характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности, группе.
Индикаторы - то же, что показатели; доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого или управляемого социального объекта.
Интеграция социальная - характеристика меры совпадения целей, интересов различных социальных групп, индивидов.
Информация социальная — совокупность сведений, объективно необходимых для устойчивого функционирования социального организма.
Информация социологическая - данные, с которыми работает в ходе исследования социолог.
Исследование - вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации, изучение определенных проблем на основе специальных методов (эксперимент, наблюдение).
Контент-анализ - анализ содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности.
Конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений.
Концепция - изложение основной точки зрения или идеи для описания и объяснения явлений.
Лидерство - ведущее положение отдельной личности, социальной группы, класса, партии, государства, обусловленное более эффективными результатами деятельности.
Личность - целостность социальных свойств человека.
Мобильность социальная - изменение индивидом места в социальной структуре общества.
Мотив социальный осознанное, являющееся свойством личности, побуждение к деятельности, возникающее при внешней форме отражения потребностей (их осознании).
Норма - правило поведения в определенной ситуации.
Образ жизни - совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, которые берутся в единстве с условиями жизни.
Опрос - метод сбора первичной информации.
Ориентация социальная - осознание индивидом своего положения в системе социальных отношений как частицы класса, слоя.
Поведение отклоняющееся (девиантное) - поступок, деятельность человека, не соответствующая официально установленным нормам.
Поведение социальное - внешнее проявление деятельности, в которой выявляются конкретная позиция человека, его установка.
Потребности социальные - нужда в чем-либо, потребности, необходимые для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества.
Престиж - авторитет, влияние, уважение.
Происхождение социальное - признак, характеризующий связь индивида с той или иной группой социальной.
Респондент - участник социологического опроса.
Роль социальная - совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.
Санкция социальная - оперативное средство социального контроля.
Слои социальные - социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакам дифференциации общества - доходам, престижу, уровню образования, культуре и т.п.
Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей.
Статус социальный - позиция социальная - элементы социальной организации, обеспечивающие социальные связи между субъектами.
Стиль жизни личности - присущий данному индивиду способ восприятия условий его жизни, манер поведения.
Стратификация - социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, профессия, доход, образование.
Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям.
Факт - событие, явление, невымышленное происшествие.
Фактор - причина процесса, движущая сила какого-либо явления.
Эксперимент - форма познания объективной действительности в науке.
Элита - наиболее лучшие представители какой-либо части общества, высшие слои в системе социальной иерархии
VII. Методические рекомендации для преподавателей
Организация занятий
Дисциплина «Социология физической культуры» изучается в течение одного семестра и завершается зачетом. Предварительная оценка перед зачетом определяется обычно текущей оценкой за работу на занятиях, контрольными работами. Изучение «Социологии физической культуры» предполагает параллельное освоение таких учебных предметов, как история культуры, социология, история педагогики, психологии, философии.
Формы организации обучения: лекции, семинары, консультации, контрольные работы. Обычно все эти занятия проводятся в аудиториях (однако контрольные работы могут проводиться вне аудиторий). Работа студентов направляется программой дисциплины, минимальными требованиями по освоению тематики, методическими рекомендациями, заданиями к семинарам или примерными темами рефератов. Лекции снабжают студентов начальной информацией и ориентируют на самостоятельную работу.
Главной самостоятельной работой студентов является подготовка к семинарским или практическим занятиям: чтение классических источников, учебников и другой рекомендованной литературы по социологии физической культуры и спорта, подготовка сообщений (докладов), составление рефератов.
На семинарах по социологии физической культуры и спорта могут зачитываться, комментироваться и обсуждаться фрагменты классических текстов и исследований. Озвучивание социологических исследований на семинарах является приемом, который позволяет сместить внимание студентов с преподавателя на изучаемый предмет.
Студентам предлагается делать краткие сообщения (или доклады) по темам, которые перечислены в плане занятий, на основе прочтения указанных текстов. Из студентов, наблюдающих дискуссию, могут быть составлены группы поддержки той или иной позиции в рамках дискуссионной тематики; после представления эти группы собирают, изобретают и упорядочивают аргументы, а затем проводят самостоятельную дискуссию в продолжение той, что была представлена им как образец, пример или демонстрация.
При освоении курса социологии физической культуры студентам полезно будет обратить внимание на возможность индивидуальной работы с преподавателями в режимеконсультации. Информацию о месте и времени консультации можно получить на кафедре, преподаватели которой ведут занятия по социологии физической культуры, а также на информационных стендах или электронных страницах высшего учебного заведения. Для консультативной работы поощряется использование электронной почты.
Учет успеваемости
Контроль учебных достижений рекомендовано приблизить к международным процедурам и правилам, поэтому далее приводится пример правил аттестации, в основном соответствующий экспериментальному стандарту. В русле современных реформ многие факультеты, кафедры, отдельные преподаватели приступают к использованию того или иного экспериментального порядка учета успеваемости.
Проверка успеваемости обучающихся проводится в четырех формах: текущая проверка, контрольные работы (рубежный, или среднесрочный контроль), промежуточная аттестация (зачет или экзамен), итоговая аттестация (по итогам всей учебы). В ходе проверок каждому обучающемуся начисляются, в соответствии с объявленными правилами, заработанные баллы. Каждому количеству баллов соответствует определенная оценка успеваемости.
Преподаватель может проводить аттестацию по количеству отдельных учебных действий, которое произвел каждый обучающийся в рамках изучаемой дисциплины. Для этого учитываются хорошо измеримые, заранее определенные и объявленные типы действий обучающихся: ответ на стандартный вопрос по изучаемому курсу, прочтение перед аудиторией заданного фрагмента текста, сообщение (доклад), продуктивное участие в учебной дискуссии, правильное оформление реферата и т. п.
За выполнение каждого из указанных учебных действий обучающемуся начисляется заранее установленное количество баллов. Студентам должно быть с первой недели изучения дисциплины известно, сколько баллов и какими учебными действиями им следует набрать для получения того или иного уровня аттестации или поощрения при аттестации. Следует принять во внимание то, что прослушивание лекции не может заменить самостоятельное изучение литературы, а семинарские занятия предполагают демонстрацию студентами своей самостоятельной работы.
Для студентов, временно освобожденных от занятий, позволяется устанавливать индивидуальный план сдачи текущей проверки и контрольных работ. Переход на индивидуальный план по изучению социологии физической культуры студентам следует инициировать заранее. Преподаватель составляет индивидуальный план на основании заявления студента об освобождении от занятий с визами заведующего выпускающей кафедры и декана (или заместителя декана). Преподаватель включает в этот план индивидуальные задания и сроки по текущей проверке и контрольным работам и заверяет его подписью.
Студентам следует запомнить, что если преподаватель следует предлагаемому порядку, то прохождения зачета не достаточно для получения полной оценки за пройденный курс. Когда все обучающиеся оцениваются по объявленным правилам с соблюдением равноправия, без произвола, тогда перед зачетом для каждого обучающегося определяется заработанный уровень аттестации, хорошо сравнимый с успеваемостью других обучающихся.
Текущая проверка проводится преподавателем по каждой теме или разделу изучаемой дисциплины. Преподаватели ведут учет активности и качества освоения изучаемой дисциплины, наблюдая за работой студентов, проводя опросы и отмечая выполнение заданий.
Ровно по одному баллу прибавляется преподавателем в следующих случаях: - выполнение необходимой части сообщения (доклада) о заданном учении по установленному плану, чтение перед аудиторией заданного текста на одном семинаре, представление личного резюме по заданной теме (например, по прослушанному и обсужденному сообщению), правильный ответ на один вопрос по курсу (при проведении опроса на занятиях).
Промежуточная аттестация проводится после изучения предмета в конце семестра, в виде зачета. Проверка знаний зачете проводится в объеме, соответствующем программе дисциплины. Студенты должны иметь возможность с первой недели изучения предмета ознакомиться с информацией о требуемом объеме знаний. Согласно стандарту, максимальное количество баллов, которое студент может набрать на промежуточной аттестации – 30.
Зачеты принимает тот преподаватель, который ведет у аттестуемых студентов семинарские или практические занятия. Прием зачета может быть поручен другому преподавателю по решению заведующего соответствующей кафедрой. При проведении зачетов в устной форме по билетам студент имеет право на 30-минутную подготовку к ответу.
На зачете каждому обучающемуся предлагаются вопросы (задания) только из списка утвержденных и объявленных заранее вопросов (или заданий) по курсу социологии физической культуры. Соответственно, если изучение дисциплины завершается зачетом (то есть тремя вопросами или заданиями), преподавателю удобно будет оценивать каждый вопрос (каждое задание) в рамках от 0 до 10 баллов (чтобы максимальное количество баллов соответствовало стандартному).