Словарь основных понятий и терминов

AGIL – схема, предложенная Т. Парсонсом, для обозначения четырех функционально необходимых условий существования любой системы, в которой A – адаптация (adaptation), G – целедостижение (goal attainment), I – интеграция (integration), L – латентность, или сохранение образца (latency).

Альтруистическое самоубийство – вид самоубийства, выделенный Э. Дюркгеймом, связанный с полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, то есть не видящего ее смысл вне ее самой.

Аномическое самоубийство – вид самоубийства, выделенный Э. Дюркгеймом, обусловленный состоянием аномии в обществе.

Аномия (от франц. anomie – отсутствие закона, организации) – по Э. Дюркгейму, нравственно-психологиче­ское состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется раз­ложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества. Выража­ется в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступ­ности. По Р. Мертону, аномия – это несоответствие, нарушение согласованности между нормами и ценностями, регулирующими один и тот же тип поведения.

Антипозитивизм в социологии – теоретическая ориентация в рамках социологической теории, противоположная позитивизму, включающая в себя такие концепции и подходы, как психологическая социология, формальная социология, неокантианская традиция, социология М. Вебера и др. Антипозитивизм выступает против признания естествознания эталоном научности.

Аффективное действие – вид социального действия, выделенный М. Вебером, обусловленный аффектами или эмоциональным состоянием индивида.

Бюрократия (по М. Веберу) – наиболее чистый вид легального господства, основанный на рациональных правилах и строгой служебной дисциплине.

Вертикальная социальная мобильность (по П.А. Сорокину) – отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой.

Военное общество – тип общества, выделенный Г. Спенсером, предполагающий распространение армейской организации на все сферы общественной жизни. Среди основных характеристик военного общества Г. Спенсер выделяет: запретительное право, преобладание предписанных статусов, строгая регламентация деятельности.

Географическое направление в социологии – разновидность натурализма, сторонники которого рассматривают факторы природной среды как определяющие по отношению к экономическим, социальным и поли­тическим процессам.

«Генезис» и «телезис» - понятия, предложенные Л. Уордом для обозначения степени осознанности развития общества. Генетический процесс является спонтанным, стихийным. Он характерен для природы и первобытного общества. Генетический процесс сменяется телеологическим, который предполагает возможность сознательного воздействия на ход социальной эволюции, проектирование идеального общества.

Горизонтальная социальная мобильность (по П.А. Сорокину) – переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (например, смена вероисповедания, гражданства, семьи, партии, местожительства и т.п.).

Господство (по М. Веберу) – шанс встретить повиновение определенному приказу. Оно предполагает взаимное ожидание: того, кто приказывает, – что его приказу будут повиноваться; и тех, кто повинуются, – что приказ будет иметь тот характер, какой ими, повинующимися, ожидается, то есть признается.

Дисфункция (по Р. Мертону) – это наблюдаемое последствие, уменьшающее приспособление или адаптацию системы.

Закон «духовного единства толпы» – утверждение Г. Лебона о том, что в толпе человек превращается в безвольный автомат с подавленным рациональным началом, поскольку в ней всегда преобладает бессознательное.

Закон «трех стадий» – утверждение, сформулированное О. Контом, суть которого заключается в том, что человеческий разум, а, следовательно, и общество, проходит в своем развитии три стадии: теологическую, или вымышленную, метафизическую, или абстрактную, и позитивную, или научную.

«Зеркальное Я»- понятие, введенное Ч. Кули и показывающее зависимость самосознания индивида от мнения окружающих и от собственной самооценки.

Идеальный тип – методологическая конструкция, предложенная М. Вебером, которая непосредственно не извлекается из эмпирической реальности, а получается посредством мысленного усиления определенных элементов действительности.

Изобретение (по Г. Тарду) – это любое изменение, инновация, улучшение в самых различных социальных сферах: языке, религии, политике, праве, промышленности, искусстве и др.

Инновационный способ адаптации к аномии (по Р. Мертону) предполагает согласие с культурными целями. Однако, общепринятые средства их достижения не одобряются, а заменяются новыми (мошенничество, рэкет, шантаж и т.п.).

Инстинкт (по У. Макдугаллу) – врожденное психофизическое предрасположение, которое за­ставляет индивида обращать внимание на определенные объекты и испы­тывать при этом эмоциональное возбуждение, действовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, ощущать им­пульс к такому действию.

Инстинкт комбинаций – в концепции В. Парето это первый класс осадков, ориентированный на установление связей между идеями и вещами, извлечение следствий из провозглашенного принципа, правильное или неправильное рассуждение.

Инстинктивизм – направление в рамках психологической ориентации в социологии, суть которого сводится к тому, что в качестве главной причиной социального поведения рассматриваются врожденные импульсы, инстинкты.

Интеракционизм – направление в рамках психологизма, имеющее целью изучение межличностного взаимодействия.

Каналы социальной мобильности (по П.А. Сорокину) – это способы изменения положения индивида или группы в социальном пространстве. Такими способами, как правило, выступают различные социальные институты. Важнейшими среди этих социальных институтов являются армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Классы – по В.И. Ленину, это большие группы лю­дей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в зако­нах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следова­тельно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе при­сваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе обществен­ного хозяйства.

По К. Марксу, классы в широком смысле – это любые социальные группы, находя­щиеся по отношению друг к другу в неравном экономическом положении и политически борющиеся между собой. В этом смысле классы включают в себя различные сословия и любые более или менее социальные категории, находящиеся на различных стадиях соци­ально-экономического и политического развития. В узком смысле классы, по К. Марксу, - это такие социальные группы, ко­торые различаются по их отношению к средствам производства.

Конформизм (по Р. Мертону) означает полную солидарность личности и с общественными целями, и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип поведения противоположен девиантному. Он основан на зависимости человека от господствующих стандартов, мнений, стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выживания. Конформистский тип является основой стабильного социального порядка и обеспечивает преемственность в развитии общества

Культура – по П.А. Сорокину, это некая совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознатель­ной или бессознательной деятельности двух или более индивидов, взаимо­действующих друг с другом или влияющих друг на друга своим поведе­нием. По Р. Мертону, культура – это совокупность ценностей, управляющих поведением, характерным для членов определенного общества.

Латентная функция (по Р. Мертону) – это непризнанное и непреднамеренное следствие поступка.

Легальное господство – тип господства, выделенный М. Вебером, основанный на интересе и целерациональном действии. При данном типе господства подчиняются не личности, а установленным законам.

Логические действия – понятие, предложенное В. Парето для обозначения тех действий, которые логически соединены со своей целью не только по отношению к субъекту, выполняющему эти операции, но и для тех, кто обладает более широкими познаниями.

Метафизическая стадия – этап развития общества, охватывающий, по О. Конту, период с 1300 по 1800 гг. и характеризующийся господством абстрактного сознания и значительной ролью умозрения и фантазии. В объяснении основных закономерностей природы и общества метафизика опирается на некие сущности или абстракции.

Механическая солидарность – термин, введенный Э. Дюркгеймом для обозначения типа социальной солидарности в архаических обществах. Механическая солидарность осно­вана на полном растворении индивидуальных сознаний в коллективном.

«Мы-группа» («we-group»), и «они-группа» («they-group») – понятия, введенные в оборот У. Самнером. Отношения в «мы-группе» отличаются сплоченностью, дружелюбностью, а отношения с «они-группами» – враждебностью.

Мятеж как способ адаптации к аномии (по Р. Мертону) означает отрицание господствующих в обществе культурных целей и институциональных средств их достижения и замену их новыми.

Настойчивость в сохранении агрегатов – в концепции В. Парето это второй класс осадков, связанный со склонностью людей к поддержанию сформировавшихся комбинаций, отказом от изменений и согласием с императивами.

Натурализм (от лат. naturalis – природный, естественный) – это направление в социологии, объясняющее социальные явления различными природными факторами (биологическими, климатическими, географическими и др.).

Научный этос (по Р. Мертону) – это совокупность норм, действующих в научном сообществе. Основные императивы научного этоса, выделенные Р. Мертоном: коллективизм (communalism), универсализм (universalism), бескорыстность (disinterestedness) и организованный скептицизм (organized skepticism) – CUDOS.

Нелогические действия – понятие, предложенные В. Парето, обозначающее действия, логические не связанные со своей целью в субъективном и (или) объективном аспектах.

Нефункция (по Р. Мертону) – это последствие, которое не относится к рассматриваемой системе.

Общая модель действия («единичный акт») – термин, предложенный Т. Парсонсом. Это аналитическая абстракция, обобщенная схему действия любого человека, взятую в ее сущностных чертах.

Общественно-экономическая формация – термин, предложенный К. Марксом для обозначения социальной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов и находящейся в состоянии неустойчивого равновесия.

«Общность» и «общество» - выделенные Ф. Тённисом формы социальности. Интимные, межиндивидуальные отношения соответствуют общности, для которой характерны душевная близость, привязанность людей друг к другу, личные переживания. Все внешнее, социальное относится к обществу, где действует принцип «каждый сам за себя», между людьми существует напряженность.

Органическая солидарность – понятие, предложенное Э. Дюркгеймом для обозначения типа социальной солидарности в современных обществах. Органическая солидарность основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене. Сплоченность коллектива рождается вследствие дифференциации и объяс­няется ею.

Осадки (остатки или резидуи) – понятие, предложенное В. Парето для обозначения проявлений базовых человеческих чувств и инстинктов.

Отнесение к ценности – методологический принцип, предложенный М. Вебером, суть которого состоит в установлении связи поведения человека с той или иной ценностью.

Парадигма (по Т. Куну) - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Первичные группы (по Ч. Кули) – груп­пы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Они являются основой формирования ценностных установок личности, ее идеалов, в конечном счете, ее социальной природы. Первичные группы дают инди­виду первый опыт социального единства и мало подвержены изменениям. Они выражают всеобщую природу человека и являются источниками жизни как для индивидов, так и для социальных институтов.

Подражание (по Г. Тарду) – основа всех социальных процессов, выражающаяся в копировании внешних и внутренних культурных и социальных образцов.

Позитивизм – первая парадигма в социологии, цель которой состояла в создании новой системы знания об обществе на основе законов и методов естественных наук. Основателем позитивизма считается О. Конт.

Позитивная стадия – этап развития общества, на котором, согласно О. Конту, человеческий разум отказывается от притязаний на абсолютное знание. Ученые более не занимаются поиском первопри­чин социальных и природных явлений. Отныне их главная задача состоит в том, чтобы посредством наблюдения обнаружить естественные законы.

Понимающая социология – термин для обозначения главного методологического принципа социологии М. Вебера, согласно которому поведение людей в обществе наделено смыслом, который социология способна понять.

Производительные силы (по К. Марксу) – все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обес­печивающие процесс производства: вовлеченные в производство естественные и челове­ческие ресурсы, средства производства, уровень науки и ее технологическое применение.

Производные (деривации) – термин, предложенный В. Парето для обозначения поверхностного слоя теорий, идеологий, с помощью которых индивиды придают видимую логику тому, что на самом деле ею не обладает; это способы, которые одни люди используют для того, чтобы увлечь, убедить других.

Производственные отношения (по К. Марксу) – это отношения людей по поводу производства материальных благ. Они выра­жаются в различных формах собственности на средства производства.

Промышленное общество – тип общества, выделенный Г. Спенсером в противоположность военному. Его основные характеристики: разрешительное право, преобладание достигаемых статусов, свобода и равноправие.

Психологический эволюционизм – течение социологиче­ской мысли конца XIX – начала XX веков, представители которого рассматри­вали развитие общества как часть космической эволюции, имею­щей направленный характер.

Психологическое направление в социологии – собирательное название группы теорий и концепций в социологии, сторонники которых признавали психологические факторы основными движущими силами развития и функционирования общества.

Расово-антропологическое направление в социологии – разновидность натурализма, получившее достаточно широкое распространение в социологии во второй половине XIX – начале ХХ веков. Его исходная посылка заключается в том, что биологическая природа человека, его антропологические характеристики, генотип определяют, в конечном счете, все социальные явления и процессы.

Революция (по К. Марксу) ­– это быстрый, резкий, кон­фликтный и всеобщий сдвиг в общественных отношениях.

Ретритизм как способ адаптации к аномии (по Р. Мертону) предполагает как отказ от культурных целей, так и от институциональных средств их достижения. Данный тип адаптации связан с уходом, или бегством, от реальной жизни.

Ритуализм как способ адаптации к аномии (по Р. Мертону) характеризуется принятием институциональных средств достижения целей и отказом от самих целей.

Сознание рода – понятие социологии Ф. Гиддингса, означающее такое состояние сознания, в котором всякое существо признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собой. Сознание рода обусловливает духовное единство индивидов. Она делает возможным их сознательное взаимо­действие друг с другом при сохранении индивидуальности каждого.

Социал-дарвинизм – направление в истории социологии, сторонники которого перенесли основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе на общественную жизнь. Социал-дарвинисты рассматривали отношения между индивидами, социальными группами как перманентный конфликт, столкновение.

Социальная динамика – раздел социологии О. Конта, изучающий общество в движении. Основной задачей для социальной динамики является выявление законов социального прогресса.

Социальная мобильность (по П.А. Сорокину) – любой переход индивида или социального объекта, то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

Социальная солидарность (по Э. Дюркгейму) – моральное явление, не поддающееся наблюдению и измерению. Это высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, потому что признается всеми членами общества. Социальная солидарность является основой социального взаимодействия и единства общества.

Социальная статика – раздел социологии О. Конта, изучающий общество в состоянии покоя. Цель социальной статики состоит в открытии законов социального порядка.

Социальная стратификация (по П.А. Сорокину) – это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом порядке.

Социальная структура (по Р. Мертону) – организованная совокупность социальных отношений, в которых по-разному участвуют члены общества.

Социальная ценность (по У. Томасу) – некий заданный ориентир, обладающий эмпирическим содержанием, доступным всем членам определенной социальной группы, и значением, в силу которого он является или может стать объектом действий.

Социальная экология – концепция, разработанная Р. Парком, основная идея которой состоит в том, что общество следует изучать в соотнесении с его средой. Каждое социальное образование (общество, сообщество, институт и др.) так или иначе размещено в физической среде, локализовано и конфигурировано в пространстве.

Социальное действие (по М. Веберу) – это действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

Социальные институты (по Г. Спенсеру) – подобие органов общественного организма, которые делают возможной совместную жизнь и сотрудниче­ство людей. К ним относятся любые устойчивые надорганические формы деятельности, в которых несоциальный по природе человек приспосабливается и приучается к взаимодействию с другими людьми.

Социальный номинализм – собирательное название группы теорий и подходов в социологии, утверждающих, что общество представляет собой лишь имя для обозначения известного числа индивидов и что существуют только общественные единицы, то есть люди, сущест­вование же самого общества носит чисто словесный характер.

Социальный реализм – собирательное название группы теорий и подходов в социологии, утверждающих, что общество – это действительное образование, реальность особого рода, несводимая к индивидам его составляющим.

Социальный факт (по Э. Дюркгейму) – социальное явление, существующее вне и независимо от индивида и оказывающее на него принудительное воздействие.

Социологизм – термин для обозначения социологической концепции Э. Дюркгейма, главная идея которой состоит в рассмотрении общества как самостоятельной реальности, которая явля­ется первичной по отношению к индивиду и определяет человеческое созна­ние и поведение.

Способ производ­ства материальных благ – термин К. Маркса для обозначения экономической подсистемы общества. К. Маркс утверждал, что способ производства составляет системообразующий компонент социальной сис­темы, определяющий остальные ее компоненты. Способ производства имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения.

Теологическая стадия – этап развития общества, охватывающий, по О. Конту, древность и раннее средневековье и характеризующийся господством религиозно-мифологического сознания. Данная стадия включает в себя три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм.

Теории среднего уровня (по Р. Мертону) – теории среднего уров­ня обобщения, занимающие промежуточное положение между конкретными эмпирическими закономерностями и абстрактными интеллектуальными схемами.

Толпа (по Г. Лебону) – представляет собой большую группу людей, со­бравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых следовать куда угодно за своим лидером.

Толпа и публика – категории социологии Г. Тарда. Толпа обусловлена пространственной близостью индивидов. Публика представляет собой духовную общность людей. Толпа и публика, по мнению Г. Тарда, представляют собой два крайних полюса социальной эволюции.

Традиционное господство – тип господства, выделенный М. Вебером, основанный на традиционном действии и вере в законность и священность издревле существующих порядков и властей.

Традиционное действие – вид социального действия, выделенный М. Вебером, основанный на длительной привычке. Данный тип действия связан с обычаями, верованиями и т.д.

Установка (по У. Томасу) – процесс формирования индивидуального сознания, которым определяются реальные или возможные действия индивида в социальном мире. Установка – это предрасположение к действию по отношению к какому-то социальному объекту.

Формальная социология (основные представители – Ф. Тённис и Г. Зиммель) – направление социологии, придававшее особое значение форме, структури­рованию, классификации общественных явлений и процессов.

Харизматическое господство – тип господства, выделенный М. Вебером, базирующийся на аффективном действии. Харизма (от греч. – божественный дар) – это врожденная экстраординарная способность, выделяющая индивида среди остальных (магические способности, пророческий дар, выдающаяся сила духа и слова).

Целерациональное действие – вид социального действия, выделенный М. Вебером, в основе которого лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели.

Ценностно-рациональное действие – вид социального действия, выделенный М. Вебером, основанный на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет.

Чикагская социологическая школа – направление научной и практической деятельности ис­следователей, сотрудничавших на социологическом факультете Чикагского университета в период между 1892 и 1935 гг. и осуществлявших теоретические и эмпирические проекты.

Эвфункция (по Р. Мертону) – это наблюдаемое последствие, способствующее адаптации или приспособлению данной системы.

Эгоистическое самоубийство – вид самоубийства, выделенный Э. Дюркгеймом, имеющий место в случае слабости социальных связей индивида, в результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни.

Элита (по В. Парето) – правящий слой, представители которого выполняют политические и общественные руководящие функции.

Этноцентризм – понятие, введенное в оборот Л. Гумпловичем, обозначающее мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает самое высокое место не только среди современных народов и наций, но и в сравнении со всеми народами исторического прошлого. По У. Самнеру, этноцентризм – это взгляд, согласно которому собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальные определяются и оцениваются по отношению к ней.

Явная функция (по Р. Мертону) – это объективное последствие поступка, намеренно вызванное и признаваемое деятелем в качестве такового.

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Аберкромби Н. 36

Александер Дж. 39

Аммон О. 103-105

Андреева Г.М. 122

Аристотель 17, 23, 24, 42, 47, 54, 214, 226

Арон Р. 17, 21, 46, 65, 149, 171, 174, 208

Бастиан А. 92

Бауэр Б. 143

Бауэр Э. 143

Беджгот У. 90-92

Бейль П. 214

Бентам И. 72

Бёрджесс Э. 269, 278, 284-288

Берталанфи Л. 297

Бехтерев В.М. 237

Бисмарк О. 214

Бокль Г. 105

Боссюэ Ж.Б. 48, 65, 66

Бурдье П. 40, 41

Бутру Э. 161

Бэкон Ф. 29-31, 42, 48, 72

Вальрас Л. 212, 214, 232

Вашингтон Б. 277

Вебер А. 317

Вебер М. 37, 39, 176, 190-208, 293

Веблен Т. 270

Видаль де ла Блаш П. 107

Виндельбанд В. 181, 192, 193, 277

Винер Н. 297

Винсент Дж. 96, 268, 284

Вольтер 143

Вундт В. 114, 115, 123-125, 158

Галилей Г. 29

Гарвей У. 33

Гегель Г. 14, 122, 143, 145

Геккель Э. 115

Гербарт И.Г. 122

Гете И.В. 190

Гидденс Э. 39-41

Гиддингс Ф. 115-120, 267

Гизо Ф. 152

Гоббс Т. 24, 25, 29, 42, 72, 182

Гобино Ж.-А. 101-103

Госснелл Г. 270

Гофман А.Б. 23, 46, 48, 55, 57, 90, 146, 149, 152, 158, 161

Грюнвальд Э. 317

Гумплович Л. 92-94, 98

Гюйгенс X. 29

Давыдов Ю.Н. 14

Дарвин Ч. 33, 34, 71, 89-92, 103, 116, 236, 269

Де Роберти Е.В. 237, 240

Декарт Р. 29, 31, 33, 48, 159, 161

Демокрит 144

Дили Д. 115

Дильтей В. 181, 190, 193, 194

Дройзен И.Г. 115

Дьюи Дж. 270, 276

Дюринг Е. 92

Дюркгейм Э. 15, 38, 39, 73, 84, 158-176, 208, 269, 253, 310

Зибель Г. 190

Зиммель Г. 182, 185-187, 192, 193, 269, 277, 293, 310

Знанецкий Ф. 269, 271-275

Зомбарт В. 182, 191, 192

Кант И. 29, 143, 160, 185, 190

Кеплер И. 29, 33

Книс К. 193

Ковалевский М.М. 237, 240

Кондильяк Э. 48

Кондорсе Ж. 27, 48, 65, 66

Конт О. 16-18, 26, 27, 37, 39, 44-65, 73, 89, 92, 105, 106, 149-151, 160, 161, 176, 236, 322

Коперник Н. 29, 33

Коул Ф. 270

Кули Ч. 136-139, 267, 269

Кун Т. 35

Лавров П.Л. 236

Лазарсфельд П. 310

Лайель Ч. 71

Лапуж Ж. 103, 104

Ласк Э. 192

Лассуэлл X. 270

Лафлин Дж.Л. 270

Лацарус М. 122, 123, 185

Лебон Г. 135, 136, 214, 269

Лейбниц Г.В. 29, 33, 182

Ленин В.И. 144, 152, 236, 238, 239

Линней К. 33, 34

Липперт Ю. 92

Локк Дж. 29, 72

Макдугалл У. 120-122

Макиавелли Н. 17, 214, 231

Макивер Р. 317

Малиновский Б. 293, 311

Мальтус Т. 91

Маннгейм К. 317

Маркс К. 15, 39, 143-155, 160, 161, 182, 193, 236, 240

Маршалл А. 293

Масарик Т. 239

Мерриэм Ч. 270

Мертон Р. 309-323

Мид Дж.Г. 270

Милль Дж.С. 50

Минье Ф. 152

Мирская Е.З. 317, 320, 321

Митчелл У. 270

Михайловский Н.К. 236

Михельс Р. 192

Моммзен Т. 185, 190

Монтескье Ш. 17, 25, 26, 28, 42, 48, 61, 65, 107, 159

Моска Г. 214

Мур Э. 270

Муссолини Б. 213

Найт Ф. 270

Ницше Ф. 182, 193

Ньютон И. 29, 33

Панталеони М. 212

Парк Р. 269, 270, 276-286

Парсонс Т. 37, 40, 292-310, 321

Петражицкий Л.И. 237

Платон 17, 24, 42, 182

Прудон П. 92, 144

Радклифф-Браун А. 292, 311

Рамл Б. 270

Ратцель Ф. 106

Ратценхофер Г. 95

Редфилд Р. 270

Реклю Э. 107

Рикардо Д. 72, 144

Риккерт Г. 181, 192, 193, 195

Риттер К. 106

Ритцер Дж. 38, 297

Росс Э. 239

Рошер В. 193

Самнер У. 90, 96-98

Сартон Дж. 310

Сенека 23, 24

Сен-Симон А. 18, 26-29, 45, 48, 49, 65

Сепир Э. 270

Сисмонди С. 144

Смит А. 48, 72, 144, 152, 212

Смолл А. 90, 95, 96, 267, 268, 284

Сорель Ж. 214

Сорокин П.А. 16, 73, 235-261, 273, 310, 316

Спенсер Г. 50, 70-84, 89-92, 95, 96, 98, 105, 115, 116, 118, 120, 160, 176, 182, 236, 269, 322

Спиноза Б. 182, 190

Старр Ф. 270

Сэй Ж.-Б. 48

Тард Г. 125-135, 214, 269

Тённис Ф. 182-184, 192, 193, 293

Тернер Б.С. 36

Терстоун Л. 270

Толстой Л.Н. 236, 237

Томас У. 39, 269, 269, 271-275, 277, 284

Торндайк Э. 120

Трейчке Г. 185, 190

Троцкий Л. 239

Тьер А. 152

Тьерри О. 45, 152

Тэн И. 105

Тюрго А.Р.Ж. 26, 27, 48, 65, 152

Уайт Л. 270

Уоллес А. 89

Уорд Л. 115, 116, 120, 267

Уотсон Дж. 120, 270

Фейербах Л. 145

Фройнд Э. 270

Фурье Ш. 144

Фюстель де Куланж Н. 161

Хайес Э. 239

Хаксли Т. 89

Харпер У. 268

Хендерсон Ч. 268, 284

Хилл С. 36

Циммерман К. 240

Шванн Т. 33, 34, 89

Шелер М. 317

Шилз Э. 292, 303

Шлейден М.Я. 33, 34, 89

Шмоллер Г. 193

Шопенгауэр А. 90, 182, 190

Штейнталь Х. 122, 123, 185

Штирнер М. 143

Штомпка П. 323

Шульц Г. 270

Энгельс Ф. 144, 145

Энджелл Дж. 270

Эпикур 24, 144

Юм Д. 48

Ядов В.А. 36, 39, 40

Ясперс К. 192

Яффе Э. 191



Наши рекомендации