В системе физического воспитания – 2 ч
(см. Приложение. Лекции)
План
1. Гимнастика, ее задачи и методические особенности гимнастики
2. Возникновение и развитие гимнастики
3. Развитие гимнастики в России
4. Виды гимнастики
4.1. Спортивные виды
4.2. Оздоровительные виды гимнастики
4.3. Образовательно-развивающие виды гимнастики
5. Средства гимнастики
5.1. Строевые упражнения
5.2. Общеразвивающие упражнения
5.3. Прикладные упражнения
5.4. Упражнения гимнастического многоборья
5.5. Акробатические упражнения
Литература
Лекция №2: Терминология гимнастических упражнений - 2 ч.
(см. Приложение. Лекции)
План
1. Терминология как совокупность понятий в деятельности человека
2. Способы образования терминов
3. Требования, предъявляемые к гимнастической терминологии
4. Классификация терминов
5. Правила использования гимнастической терминологии
6. Термины общеразвивающих и вольных упражнений
7. Термины упражнений на снарядах
8. Термины для обозначения маховых движений (махов)
Литература
Практические занятия
Строевые упражнения (СУ): Построение в одну шеренгу. Основная (строевая) стойка. Равнение. Расчет. Рапорт. Повороты на месте налево, направо, кругом. Перестроение из одной шеренги в две, три и обратное перестроение. Ходьба, ходьба на месте и движение прямо, изменение размера и темпа шага, остановка группы. Бег, переход с бега на шаг, изменение направления движения противоходом, «змейкой». Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три и обратное перестроение. Перестроение «уступом». Перестроение поворотом в движении, размыкание на указанные интервалы и дистанцию. Размыкание в сторону левого и правого фланга и от середины. Размыкание приставными шагами. Перестроение дроблением и сведением, разведением и слиянием -4 часа
Вольные упражнения (ВУ): Обучение основным и промежуточным положениям и круговым движениям частям тела, стойкам и их переменам производится одновременно на начальном этапе преподавания ОРУ без предмета.
Учебные комбинации соответственно вольных упражнений на 8, 16 и 24 счета. Вольные упражнения на 32 счета без предмета (зачетные) (см. в метод. рекоменд. для студентов) – 2 часа
Общеразвивающие упражнения (ОРУ): Проведение комплексов ОРУ: ОРУ без предметов. ОРУ на гимнастической скамейке и стенке. ОРУ в парах. ОРУ в сцеплении (кругу). «Поточный» способ проведения ОРУ - 4 часа
Прикладные упражнения: Разновидности ходьбы и бега:Способы ходьбы: на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, выпадами, с высоким подниманием бедра, с различной длиной и частотой шагов, с различными положениями и движениями рук, с перешагиванием через мячи, гимнастические палки и скамейки.
Способы бега: обычный, с высоким поднимание бедра, со сгибанием голени назад, с изменением длины и частоты шагов, с изменением направлений движения, с преодолением препятствий, с упражнениями на внезапность.
Упражнения в равновесии: На полу, на повышенной опоре – гимнастической скамейке, бревне, на месте и в движении. В стойке на носках на одной и двух ногах, с движениями руками, ногами и туловищем. Повороты переступанием, махом одной ноги и прыжком. В стойке на носках присед и вставание, то же с поворотами.
Ходьба с различными движениями руками, с приседанием на одной ноге, с перешагиваниями через препятствия (веревочку, мячи, гимнастические палки), с перебрасыванием мяча с партнером, стоящим на полу. Расхождение вдвоем при встрече.
Лазание: По горизонтальной и наклонной скамейке подтягивание на руках в положении лежа, передвижение в упоре стоя на коленях, в упоре присев.По гимнастической стенке с передвижением вверх, вниз и в стороны: поочередными перехватами руками и переступанием ногами; с одновременными перехватами руками; прыжками из виса присев; спиной к стенке; в висе.По канату в три приема и два приема (см. в метод.рекоменд. для студентов) - 2 часа
Акробатические упражнения: Группировка лежа на спине, сидя, в приседе. Перекаты в группировке назад и вперед, в сед и в упор присев. Кувырки вперед и назад из упора присев в упор присев и в присед. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами. Равновесие «ласточка». Длинный кувырок вперед, кувырок вперед прыжком с места. Акробатическая комбинация из элементов и соединений (см. в метод.рекоменд. для студентов) – 2 часа
Прыжки
Прыжки простые. Обучение устойчивому приземлению и правильной осанке в полете в прыжке прогнувшись с высоты 30-60 см и выше из полуприседа, руки вверх-наружу. То же, но с поворотом на 90º и 180º. То же, но в соскоках прогнувшись вправо, влево и назад. Прыжки с коня, с бревна прогнувшись, ноги врозь, согнув ноги, согнувшись ноги врозь. Прыжки с высоты более одного метра из приседа с опорой одной рукой. Прыжки на заданную длину с места и с разбега. Прыжки в высоту с прямого разбега. Прыжки высоко-далекие и «в окно».
Прыжки опорные.Конь в ширину (упражнения см. в метод.рекоменд. для студентов) – 2 часа
Упражнения на снарядах.
Упражнения мужского многоборья – низкая перекладина, брусья, конь-махи.
Упражнения женского многоборья – бревно, брусья р/в
(Упражнения см. в рекоменд. для студентов) - 2 часа
Самостоятельная работа
На самостоятельную работу студентов в 1-м семестре отводится – 60 часов, во 2-м семестре отводится – 62 часа. Всего 122 часа.
1-й семестрТаблица 4
№ занятия | Наименование занятия | Кол-во часов |
Подготовка к опросу по теме лекции: «Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина в системе физического воспитания» | ||
Подготовка к текущему контролю (ТК-1). Вольные упражнения № 1 на 32 счета | ||
Подготовка к текущему контролю (ТК-2). Лазание по канату в 2 и 3 приема. | ||
Подготовка к текущему контролю (ТК-3)Проведение комплекса ОРУ без предмета | ||
Подготовка к рубежному контролю:конспект ОРУ без предмета. Формулировка частных задач для ОРУ. | ||
Написание контрольной работы № 1 «Гимнастическая терминология» | ||
Итого: | ||
2-й семестрТаблица 5 | ||
Подготовка к текущему контролю (ТК-1). СУ | ||
Подготовка к текущему контролю (ТК-2). ОРУ на гим.скамейке, стенке. Написание конспекта фрагмента урока. | ||
Подготовка к текущему контролю (ТК-3).ОРУ поточно, в кругу, в парах. Написание конспекта фрагмента урока. | ||
Подготовка к текущему контролю (ТК-4). Упражнения на снарядах. Ю.: перекладина, опорный прыжок Д. : брусья, опорный прыжок | ||
Подготовка к рубежному контролю (письменный опрос) | ||
Подготовка к промежуточному контролю (экзамену) | ||
Итого |
5.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами | |||
1. | Педагогика физической культуры | · | · | ||
2. | История физической культуры | · | |||
3. | Теория и методика физической культуры | · | · | · | |
4. | Педагогическая практика | · | · | · | · |
5. | Профессионально-профильная практика | · | |||
6. | Биомеханика двигательной деятельности | · | · | ||
7. | Безопасность жизнедеятельности | · | · |
Образовательные технологии
Для освоения данной дисциплины «Гимнастика» предусматривается традиционная технология обучения и контроля: лекции, самостоятельная проработка лекционного материала, учебников, учебных пособий, написание фрагментов конспекта урока, учебная практика в проведении фрагментов урока и урока в целом, подготовка к текущим и рубежным контролям, зачётам, собеседование.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Гимнастика [Текст]: Учебник для студ. высш учеб. заведений/ под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 6 изд. М. Академия, 2009. – 445 с.
2. Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе [Текст]: Учебник для студентов высш. учеб. заведений / П.К. Петров. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 447 с.
3. Аллахвердиев Ф.А. Урок гимнастики в школе. [Текст]: Учебно-методическое пособие. Национальный гос. ун-т физич. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб.: [б.и.], 2011. –163 с.
4. Кашеваров, Б.П. Руководство к самостоятельной работе студентов общего курса по дисциплине «Гимнастика» [Текст]: Учебно-методическое пособие / Б.П. Кашеваров, Н.Н. Серазетдинова, З.Н. Кудрявцева; Национальный гос. ун-т физич. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб.: [б.и.], 2008. – 64 с.
5. Иванов, К.М. Строевые упражнения на практических занятиях по спортивным дисциплинам [Текст]: методические рекомендации / К.М. Иванов, Б.П. Кашеваров, Ю.И. Наклонов; Национальный гос. ун-т физич. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург – СПб.: Изд-во «Олимп-СПб». – 2008. – 42 с.
б) дополнительная литература:
1. Кудашова, Л.Т. Подвижные игры, эстафеты и игровые задания с использованием основных
средств гимнастики [Текст]: Учебно-методическое пособие/ Л.Т. Кудашова, Л.В. Люйк. –
СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб., 2001. – 45 с.
2. Кудашова, Л.Т. Программа-задания по основной гимнастике для студентов вузов [Текст]:
Учебное пособие /Л.Т. Кудашова, Л.В. Люйк. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб., 2001. –
42 с.
3. Попова, Е.Г. Общеразвивающие упражнения [Текст]: Учебное пособие / Е.Г. Попова. – СПб.:
СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1999. – 73 с.
в) программное обеспечение: не предусмотрено в данной учебной программе
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: sportgymn.net.ru; lesgaft.spb.ru; Narod. Ru; google.ru; rusgymnastics.ru; sportgymnastics.ru; gymnast.ru; biogimnastika.ru; gimnactika.ru; sportgymrus.ru; healthstyle.ru/gimnastika и другие.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Спортивный гимнастический зал, оснащенный гимнастическим инвентарем и оборудованием; аудитория.
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный государственный Университет