Общая характеристика методов включения в СКД.
СКД-культ. Деятельность социальных Субъектов по:обобществлению культурных новаций, развитию способности индивидов и обслуживания их творческой деятельностью, социальной коммуникации всех видов культурной ценностью. метод - это правильный путь, способ, план для достижения определенной цели .В последнее время предпринимаются попытки определить группы методов применительно к основным направлениям досуговых занятий. В этой связи выделяются методы досугово-образовательной деятельности (рассказ, показ, упражнения), воспитательной деятельности (убеждение, пример, поощрение, порицание, организация деятельности), культурно-творческой деятельности (методы постановки творческих задач, методы подводящих упражнений, методы организации творческого поиска), рекреационно-развлекательной деятельности (группы методов стимулирования культурного отдыха, методов повышения досуговой квалификации, методов непосредственной организации рекреационных занятий).Наиболее ценная в операционном плане классификация методов социокультурной деятельности возникает при соотнесении их с используемыми средствами. Здесь мы имеем возможность представить следующую систему методов:словесные (сообщение, разъяснение, собеседование, обсуждение, консультирование);наглядные (экспонирование, демонстрирование, экранно-сценический показ);методы работы с произведениями печати (рекомендательно-информационный, презентативно-иллюстративный, критико-аналитический, организационно-консультативный);методы художественного воздействия на личность (методы организации непосредственного восприятия произведений искусства, иллюстративные методы, методы театрализации);методы развития личности в процессе любительской деятельности (метод постановки перспектив, метод подводящих упражнений, метод коллективного поиска, метод организации соревнования, метод общественно-полезных заданий);методы влияния на возникающие в сфере свободного времени межличностные контакты (метод обеспечения оптимального круга общения, метод целенаправленного обогащения, содержания взаимодействий, метод регулирования структуры общения).
Культуротворческая активность как интегральное качество личности.
ЛИЧНОСТЬ - 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие Л. следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями. АКТИВНОСТЬ — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром; присущая живому существу способность к “самостоятельной силе реагирования” (Ф.Энгельс). Как показывает табл. 5.2, люди делят свой досуг между играми и псевдоиграми. Причем псевдоигра становится продуктивной в том случае, если ее игровая форма оставляет субъектам достаточно свободы для внесения в ритуал отдельных инноваций. Так, невозможно изменить тематику и соответствующую обрядность массовых праздников, но можно предусмотреть новые исполнительские формы обрядов, включить творческие находки в художественное, музыкальное или театрализованное оформление массовых шествий и т.п. Точно так же следование моде не означает стремления выглядеть «на одно лицо», напротив, предполагается индивидуализация в рамках модного стиля. Репродуктивная псевдоигра не допускает отклонений от установленных ролей и стереотипов.Главный же вывод состоит в том, что продуктивная досуговая деятельность есть неизменно игровая активность. Отсюда следует, что духовно насыщенная человеческая игра представляет собой культурно-досуговую деятельность, и наоборот. Именно игра, по словам Й. Хейзинги, послужила основанием и фактором культуры в целом63, а следовательно, и культурной деятельности в обеих ее разновидностях: СКД и ИКД.