Изучение направленности личности

Методика «Определение направленности личности»

Диагностическая цель: Определение преобладающих тенденций направленности личности либо на себя, либо на общение, либо на решение деловых проблем. Данная ориентационная анкета впервые опублико­вана Б. Бассом в 1967 году.

Контингент: предназначена данная методика, прежде всего для детей подросткового и юношеского возраста.

Процедура исследования. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждо­му из которых возможны три варианта ответов, соот­ветствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наи­большей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности.

Интерпретация результатов. С помощью методики выявляются следующие на­правленности:

1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотноситель­но работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раз­дражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людь­ми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) — заинтересован­ность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудниче­ство, способность отстаивать в интересах дела собствен­ное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

По результатам теста у Марины были выявлены высокие показатели направленности на общение (38), чем и объясняется стремление девушки принимать активное участие в жизни класса, гимназии, помогать и поддерживать друзей, одноклассников.

Марина обладает здоровым честолюбием, четко знает, что она хочет получить от жизни, у нее высокая мотивация в достижении цели. Девушка мечтает стать высокопрофессиональным юристом, работать в крупной фирме (не в Новокузнецке). Заветная мечта – «в совершенстве изучить английский язык, сдать TOEFFL и уехать в Великобританию, где юриспруденция находится на высоком уровне».

В целом, Марина – личность, обладающая сильным, решительным характером, высокой мотивацией в достижении цели, коммуникабельностью. Конечно, у Марины еще заметно выделяются максималистские черты, свойственные почти каждому подростку, но, тем не менее, можно с уверенностью констатировать: Марина закончит школу не наивной девушкой-подростком с розовым флером на глазах, а серьезной целеустремленной личностью.




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ГРУППЫ

Общие сведения о классном коллективе

И его социальной структуре

Общие сведения о классе

В экспериментальном исследовании приняли участие ученики общеобразовательной школы № 60 г. Новокузнецка, 7 класса.

Формальная структура: 25 уч-ся; из них мальчиков - 11, девочек - 14.

Краткая характеристика класса:

Состав класса сформировался в 5 классе. С 5 класса смены классных руководителей не было. Ребята активны, доброжелательны, самостоятельны, четко представляют свое будущее, много думают о будущей карьере. Лидеры – Шамрина Карина, Черенева Алина, Половинкин Сергей, Дорогова Виктория - активно влияют на жизнь класса. Отношения в классе равные, отработана система общественных поручений. Дети восприимчивы к рекомендациям старших. Тем не менее, назвать класс очень дружным и сплоченным мы не можем, так как ребята несколько отстраненно относятся друг к другу, атмосфера несколько неестественна. Ученики приходят в школу только для того, чтобы «отучиться», у каждого – своя жизнь и свои интересы.

Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом, но есть и дети, которые снизили учебные требования к себе: Юркова Елизавета, Чабан Александр, Лобовиков Максим. Пассивность и ленивость свойственны Лобовиков Максиму. (Источник сведений: беседа с воспитателем класса).

Список учеников 7 «А» класса

(пол—возраст (лет)—национальность):

1. Бальде Мария – ж. – 15 - русская

2. Бухтияров Алексей –м. – 15 – русский

3. Воробьев Виктор -м.– 15 - русский

4. Горбатов Денис -м.– 14 - русский

5. Доминов Александр - м.– 15 - русский

6. Дорогова Виктория - ж.– 14 - русский

7. Дьячкова Елена – ж. – 14 - русская

8. Иванова Ольга– ж. - 15 - русская

9. Игнатенко Александр - м.– 15 - русский

10. Игнатьева Марина - ж. – 16 - русская

11. Иовина Елизавета – ж – 15 - русская

12. Лобовиков Максим - м.– 14 - русский

13. Лычко Анастасия - ж.– 15 - русская

14. Ляшевская Илона - ж.– 16 - русская

15. Михин Евгений – м. – 15 - русский

16. Мымрин Андрей – м. – 15 - русский

17. Никифорова Анна - ж.– 15 - русская

18. Онофричук Александр- м.– 16 - русский

19. Половинкин Сергей - м.– 16 – русский.

20. Чабан Александр – м. – 16 – русский.

21. Черенева Алина – ж. – 15 - русская.

22. Чичендаева Олеся– ж. – 16 - русская.

23. Шабалина Ксения– ж. – 14 - русская.

24. Шамрина Карина– ж. – 15 - русская.

25. Юркова Елизавета– ж. – 15 - русская.

ЛИДЕРЫ (организационное ядро):

Шамрина Карина, Черенева Алина, Половинкин Сергей, Дорогова Виктория.

Краткая характеристика членов актива:

Все три девочки и один мальчик общительны, хорошо учатся. В классе прислушиваются к их мнению. Активно участвуют в жизни класса, а также и школы: участвуют в различных конкурсах, организуют класс на участие в школьных конкурсах, и театральных мини–постановках. (Метод: беседа).

Шамрина Карина:хорошо учится - на «4» и «5», «тройки» встречаются, но редко. (Метод: Изучение журнала успеваемости). Из учебных предметов нравятся математика, иностранный язык, физкультура, информатика; не любит - физику, историю, биологию, химию. Ценит такие качества личности, как общительность, контактность, порядочность, отзывчивость.

Черенева Алина: учится «средне», часто встречаются «тройки». (Метод: Изучение журнала успеваемости). Из учебных предметов нравятся биология, математика, физкультура, информатика; не любит - физику, иностранный язык, историю, химию.

Ценит такие качества личности, как отзывчивость, самостоятельность, ответственность, обязательность, трудолюбие, честность.

Дорогова Виктория:учится на «4» и «5», без «троек» (Метод: Изучение журнала успеваемости). Из учебных предметов нравятся математика, иностранный язык, физкультура, информатика; не любит - физику, историю, биологию, химию. Ценит такие качества личности, как порядочность, доброта, сообразительность, ум, закаленность, выносливость, честность.

Половинкин Сергей: учится средне («3», «4») (Метод: Изучение журнала успеваемости). Из учебных предметов нравятся: ОБЖ, физкультура, химия, биология, не нравятся: иностранный язык, русский язык, литература. Ценит такие качества личности, как: активность, чувство юмора, сообразительность, искренность, обязательность, щедрость и вежливость.

Наши рекомендации