Сценарии воспитательных мероприятий
4.1. Публичное выступление на тему:
«Профилактика предэкзаменационного стресса школьников»
Вступительное слово.
Каждому человеку в жизни приходится проходить через такое серьёзное испытание как экзамен (в переводе с латыни, испытания). Время предэкзаменационной подготовки, как правило, связано с волнением и переживаниями.
По данным Минобразования РФ, не менее четверти учащихся относится к так называемой группе риска. У них наблюдается особенно острая реакция на стресс: пропадает аппетит, нарушается сон, повышается тревожность. Нацеленность на хороший результат любой ценой вкупе с психологической неподготовленностью нередко оборачивается для таких ребят госпитализацией сразу после экзаменов. Особенно если попытка поступить в вуз оказалась неудачной.
Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба. У детей обостряются все кожные заболевания, плохо заживают раны, порезы и даже обычные царапины [6,с.56].
Экзамены — это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих незаменима.
В процессе подготовки к экзаменам большую роль играет:
1. Понимание того, что вы хотите получить от этого экзамена (четко сформулированная цель).
2. Ясное представление о том, ЧТО и КАК надо делать (пути достижения цели).
Для успеха, конечно, необходимо хорошее знание предмета, но это знание нужно ещё и продемонстрировать, причем именно тогда, когда это нужно. Волнение в ситуации экзамена, сколь это ни печально, может быть ещё большим врагом, чем не самое блестящее знание предмета.
Итак, за спиной нелегкая пора подготовки, накопления знаний. Настало время предъявить миру, насколько эти знания усвоены.
Для успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два фактора: теоретическую и психологическую подготовку учащихся.
Теоретической подготовкой вы занимаетесь на протяжении всего обучения (в школе / в ВУЗе).
Если вы хотите иметь глубокие и прочные знания, а, кроме того, облегчить себе жизнь во время экзамена, то следует приступать к подготовке к экзамену с самого начала изучения предмета. Это удобно, так как, с одной стороны, помогает готовиться к текущим занятиям, а с другой — значительно облегчает процесс подготовки к экзамену.
Для этого уже в начале учебного года хорошо бы получить экзаменационные вопросы и завести общую тетрадь для кратких ответов по ним. При подготовке к текущим или итоговым занятиям по каждому экзаменационному предмету нужно конспективно (в объеме не более 1/2 стр.!!!) написать план ответа на экзаменационный вопрос. Эта работа должна вестись планомерно в течение всего года, так что к началу экзамена уже будет полный перечень кратких ответов на экзаменационные вопросы.)
Мы же хотим посвятить нашу лекцию психологической предэкзаменационной подготовке.
В ходе лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Что нужно учитывать при организации предэкзаменационной работы?
2. Как лучше подготовиться к экзамену?
3. Как лучше повторять и запоминать материал?
4. Как правильно организовать свой быт, режим дня?
5. Как правильно питаться во время экзаменов?
6. Как быстро успокоиться перед экзаменом и почувствовать себя более уверенно?
7. Как наладить психологический контакт с преподавателем во время экзамена?
8. Как вести себя на экзамене?
На эти и другие вопросы, волнующие многих перед экзаменами, мы попробуем найти с вами ответы.
От того насколько психологически грамотно вы справитесь с преодолением данного жизненного барьера, во многом зависит не только результат самих экзаменов, но и состояние вашего здоровья.
Как же достичь такой комплексной готовности? Как подойти к решающей черте, то есть к экзаменам, в достойной форме?
Одни с головой уходят в подготовку: с утра до ночи просиживают над учебниками, пользуя свой измученный мозг крепким кофе вперемешку с валерьянкой.
Другие, наоборот, стараются максимально отвлечься, полагаясь на ранее усвоенные знания и везение. И те и другие, как правило, на экзаменах не блещут. Легче всего даются экзамены тем, кто выбирает третий вариант подготовки, основанный на здравом смысле и рекомендациях психологов:
1. В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять свой режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время экзаменационного периода желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования, ограничившись минимальными изменениями режима дня. Эти изменения должны заключаться в следующем:
Во-первых, чередование сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна. Подобная рекомендация обусловлена тем, что нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти.
Как показали исследования ученых, «именно во время сна происходит перевод информации, полученный за день из оперативной в долговременную память. Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала» [3,с.147].
Поэтому, во время подготовки к экзаменам, помимо ночного сна, желательно ввести в распорядок дня кратковременный (1—1,5 часа) дневной сон.
В экзаменационную пору режим дня часто расстраивается: многие жалуются на нарушение сна. Оно связано с сильным волнением, и велик соблазн бороться с ним с помощью успокоительных пилюль и таблеток.
Но это опасный путь. Всякое успокоительное средство, даже безобидная валерьянка, оказывает тормозящее действие на нервную систему. В подростковом жаргоне «тормозом» называют тугодума, человека туповатого и плохо соображающего. Так что не следует становиться таким «тормозом» добровольно. А в качестве снотворного, если в том есть необходимость, лучше всего использовать древнейшее средство — мед, который к тому же прекрасно питает мозг.
Во-вторых, чередование умственной и физической деятельности. Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз. Способ физической активности не имеет существенного значения — это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр. При этом желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме, которое при сидячей умственной работе требует периодической, активной стимуляции за счет работы мышц.
Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 —2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе. Прогулки летом желательно организовывать в парках, скверах и других местах, имеющих зеленые насаждения с тем, чтобы обеспечить активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом. Для разрядки можно поиграть в волейбол или бадминтон, покататься на велосипеде или на роликах. Посвященный этому час может принести больше пользы, чем лишний час занятий при многочасовом сидении за учебниками.
Кто-то, наверное, сочтет, что для полноценной разрядки совсем здорово было бы сходить, например, на дискотеку. Но такое времяпрепровождение лучше отложить на послеэкзаменационную пору. Действительно, энергичные танцы под бодрую музыку дают немалую физическую нагрузку и приносят положительные эмоции. Однако эту нагрузку и эти эмоции современные дискотеки обеспечивают даже в избытке, что само по себе становится для организма и психики довольно сильным стрессом.
2. Известно, что люди делятся на жаворонков» и «сов» и их умственная продуктивность различна в разное время суток.
Попробуйте разобраться, к какому типу принадлежите Вы?
Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно.
Если же Вы — скорее «сова», то усаживаться за учебник в ранний час нецелесообразно: вы еще не вполне проснулись и будете долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишне.
Строго фиксированного «лучшего» времени для подготовки к экзаменам не существует: для разных людей оно разное. Лучшее для вас — то, когда вы лучше всего воспринимаете прочитанное. Страшно неудобно, когда это бывает среди ночи, но, что делать, для некоторых людей это так. Однако, во сколько бы это не было, вы должны высыпаться!
3. Большинство из вас не воспринимают экзамены всерьез, пока те не замаячат в ближайшей перспективе. Поэтому львиная доля подготовки, как правило, приходится на последние недели и дни. А это создает исключительное напряжение - ведь на завершающем этапе подготовки требуется интенсивное повторение огромного материала. Поэтому оставьте для подготовки к экзамену достаточно времени, чтобы не возникла ситуация, когда нужно прочитать весь материал за последнюю минуту. Этот подход позволит значительно усилить Вашу уверенность в своих силах и снизить предэкзаменационный стресс, так как Вы будете знать, что потратили достаточно времени на подготовку и подготовились хорошо.
«Практика показывает, что, имея в распоряжении всего несколько дней, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его таким образом: количество вопросов делится на время подготовки к экзамену, причем вторую половину дня перед экзаменом нужно оставить в резерве» [3,с.148].
Повторять материал желательно ежедневно, так как 20—30% прочитанного на следующий день из памяти улетучивается. Поэтому первые полтора-два часа лучше посвятить тому, чтобы освежить в памяти пройденное накануне.
4. Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятии желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделать и самому, использован, например, технику коллажа.
5. Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. Составьте общее расписание своей подготовки к экзамену, чтобы Вы смогли следить за временем и за своим прогрессом.
Составляйте план на каждый день подготовки, четко определите, что именно сегодня будете изучать. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.
В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.
«При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов ответов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается» [6,с.47]. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.
6. Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.
7. Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответить на вопросы перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу, любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах.
Если вы хорошо воспринимаете информацию «на слух», можно договориться с подругой или приятелем, разделить вопросы и рассказывать их по очереди. Такой способ позволяет выбрать наилучшую манеру держаться на экзамене, оптимальный темп речи и интонацию. При хорошо развитой слуховой памяти будет достаточно вспомнить мелодику фразы, чтобы за ней потянулось содержание.
Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене человек испытывает напряжение, волнение. Экзамен — волнующее событие, но волнение может быть разного рода. Чаще всего оно порождено боязнью неудачи. Боязнь же продиктована, прежде всего, необычностью ситуации. Этот фактор желательно заранее смягчить. Если вы все время перед экзаменом провалялись на диване, пускай и с учебником в руках, контраст со строгим экзаменационным кабинетом будет слишком силен.
Поэтому готовиться лучше в максимальном приближении к реальной обстановке: учить, сидя за столом, проговаривать ответ вслух, стоя как бы «у доски» или, сидя рядом с «экзаменатором» (это может быть мама, папа или кто-то из родственников, друзей).
Ведь речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая и сжатая. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается.
Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти – речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке.
Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.
Обязательно «проигрывайте» мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно конкретнее и подробнее. Но — внимание! — сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения.
8. Как правило, ученик сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать. Для одного полезно читать вслух, ибо у него лучше развита слуховая память. Самое эффективное — репетиция ответа перед зеркалом.
А тому, кто лучше запоминает не услышанное, а написанное, помогут... шпаргалки. Да, текст, коротко и ёмко изложенный на небольшом листке, хорошо запоминается. Надо только помнить, что польза от шпаргалок распространяется до порога. За этим порогом начинается вред: в лучшем случае придется краснеть от стыда, а если преподаватель не столь мягкосердечен, то возможны и худшие варианты...
Самый оригинальный способ запоминания подсказал один из учащихся. Сначала он по учебнику «наболтал» на аудиокассеты уверенным тоном ответы по темам, в которых «плавал». А потом - ехал ли в метро, занимался ли дома, - все время их слушал. Такой своеобразный тренинг. Кстати, экзамены он сдал на «отлично».
9. Как лучше всего запоминать материал?
Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
Человеческий мозг способен в ограниченное время воспринять лишь определенный объем информации. С помощью волевого усилия возможно немного расширить эти рамки, но это связано с большим напряжением. Поэтому интенсивное «накачивание» информации и ее правильное воспроизведение на экзамене — серьезная интеллектуальная задача, связанная с большой нагрузкой на мозг.
Вы никогда не задумывались, почему в древности число «семь» пользовалось такой популярностью и было окружено таинственным ореолом? Почему, скажем, «семь бед - один ответ?» Почему, прежде чем отрезать, надо семь раз отмерить, и с какой стати именно «семеро одного не ждут?» А еще были семь древнегреческих мудрецов, «семь чудес света», да и семидневная неделя вряд ли случайна...
Психологи раскрыли секрет «магической» семерки. Оказывается, таков в среднем объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. Причем семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз.
Поэтому, если подлежащего заучиванию материала очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи.
И еще один вывод следует из этого правила: смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.
Ведь для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключается смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объем памяти.
Вот что писал по этому поводу американский психолог Миллер, который открыл это явление: «Это похоже на то, как если бы вам пришлось носить все ваши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами».
10. Следует помнить про коварные психологические «ловушки».
Первая — это эффект узнавания. Глядя в текст, порой чувствуешь, что где-то когда-то все это видел, читал, а потому незачем терять время на изучение этого вопроса, можно переходить к следующему. Но узнавание почти всегда поверхностно. Материал, который кажется знакомым, нелишне повторить!
Вторая ловушка — эффект края. Психологи утверждают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец.
Поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.
11. Как повторять?
Что лучше - еще раз прочитать текст или попробовать пересказать его своими словами?
В одном эксперименте по изучению памяти учащиеся были разделены на четыре группы.
В первой отрывок текста читали 4 раза;
во второй - З раза читали и 1 раз пересказывали;
в третьей читали 2 раза и 2 раза пересказывали;
в четвертой - только 1 раз читали и 3 раза пересказывали.
Содержание текста лучше всего запомнили участники четвертой группы, а хуже всего - первой.
Следовательно, пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью, умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию.
12. Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, а, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей.
При подготовке к экзаменам необходимо сосредоточиться на достижении успеха.
Так воин, накануне штурма, не должен думать о госпитале. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.
Заключительная часть
Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» - тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную состоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта.
В процессе сдачи экзамена учащиеся переживают ряд негативных эмоций «эмоций, не совпадающих с целью») – страх, тревогу, гнев, удивление и др., и некоторые позитивные эмоции («эмоции, совпадающие с целью») – радость, интерес, чувство уверенности и т.п.
Социологические опросы показывают, что учащиеся воспринимают экзамен как «поединок вопросов и ответов», «как изощренную пытку», как «интеллектуальную и эмоциональную перегрузку». Значимость экзамена вызвана тем, что его итоги влияют на социальный статус ученика, его самооценку, на дальнейшие перспективы учебы в ВУЗе и, возможно, дальнейшую профессиональную карьеру. Такие факторы, как длительное ожидание экзамена, элемент неопределенности при выборе билета (повезет – не повезет?) и жесткий лимит времени на подготовку усиливают эмоциональное напряжение до максимальных значений, что сопровождается «гормональной и вегетативной бурей».
Экзамены — не просто отчет об усвоении некого объема знаний по какому-то предмету или кругу вопросов. Это и не просто экзекуция, которую нужно (порой — неизбежно нужно!) претерпеть ради получения оценки не ниже определенной (сами знания тут могут быть уже и ни при чем).
Экзамены — это ещё и технология, и даже тайны, порой очень маленькие, но неизменно очень значительные и, несомненно, важные.
Экзамены — это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих незаменима.
При подготовке беседы были использованы следующие источники:
1. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. - М.: Просвещение, 1976. – 187 с.2. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал - 1996. - Т.17. - №4. - С. 64-74.
3. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся /Под ред. С.М. Громбаха. - М.: Медицина, 1988. - С.147-160.
4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.
5. Хамильтон Х. «Сдавая экзамен» (Руководство для максимального успеха и минимального стресса). – СПБ.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2004. – 122 с.
6. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. - Воронеж: ИАН, 2000. - 120 с.
7. Эверли Д. С. , Розенфельд Р. Стресс: Природа и лечение. – М.: Медицина, 1998. – 300 с.