Значение физики, химии в развитии знаний о физической культуре.
Значение физики для развития знаний в сфере физической культуры имеет несколько аспектов. Один из них – это изучение реакций организма на нагрузку. Процессы в организме осуществляются не только по законам биологии, генетики, химии и других наук, но и физики. В настоящее время явно недостаточно знаний о том, как физические законы реализуются в человеческом организме. Другой аспект применения физики – внешний. Он связан с выполнением двигательных действий, в которых происходят различные физические явления – трение, притяжение, сопротивление материалов, движения в разных направлениях, перемещение массы, сгибание, движение по определенной амплитуде по определенной поверхности и т.д. все это имеет большое значение для природосообразного выполнения упражнений, достижения нужного эффекта о двигательных действий и планируемого результата. В связи с этим, необходимы многочисленные исследования , которые должны внести существенный вклад в развитие новых знаний в сфере физической культуры.
Химические процессы также сопровождают жизнь и действия человека. Для сферы физической культуры ценность имеют исследования в органической и неорганической химии, физической химии, а также биохимии. Все эти разделы химии могут быть нацелены на понимание процессов утомления организма, его энергообеспечения, оценивания текущего состояния организма и его систем, особенностей восстановления после значительной нагрузки после применения физических упражнений. В современных условиях существует также колоссальная проблема борьбы с допингом. Поэтому очень необходимы технологии по раннему обнаружению запрещенных средств в организме спортсменов, выведению таких средств из организма без остаточных явлений и нежелательных последствий последействия таких средств. Необходимы также методики мониторинга принимаемых препаратов спортсменом при необходимости. Большое значение имеет решение проблемы правильного питания спортсменов. Особенно это актуально в условиях перемещения спортсменов в другие условия тренировок и соревнований, в том числе при выезде в экзотические зарубежные страны, с непривычной национальной кухней.
Математика, математическая статистика и их перспективы в изучении физической культуры .
Математические расчеты и физическая культура связаны тесными связями, потому что сфера физической культуры измерима, конкретна, реальна. Все результаты деятельности в этой сфере фиксируются независимо от того, какую природу они имеют: параметрическую или непараметрическую. К настоящему времени физическую культуру обслуживает обработанный годами математический аппарат, адекватный для проведения необходимых расчетов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую научную гипотезу. Этого аппарат вполне достаточно для обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных в исследованиях в сфере физической культуры. В то же время мало используются малые, узкие фрагменты математического анализа (например, мода, медиана). Требуется отработанные методики, например, преобразования параметрических данных в непараметрические и наоборот. Необходимы методики достоверных расчетов, когда в эмпирической части исследования используется малая по количеству выборка испытуемых. Иногда требуются более основательные и конструктивные методики проведения обработки данных для того, чтобы глубже понять закономерности физического совершенствования человека. Поэтому в будущем ожидается разработка и внедрение новых уникальных методик математических расчетов и интерпретаций данных, созданных в виде программного обеспечения и новационных компьютерных технологий.
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Каково значение медико-биологических знаний для физической культуры?
2. В чем заключаются основные положения теории жизни, теории здоровья и теории здорового образа жизни?
3. Каковы проблемы существуют в физическом совершенствовании с позиции анатомии, физиологии, генетики, биохимии, биомеханики, кинезиологии?
4. Каково значение физики и химии для развития знаний о физической культуры?
5.Какие перспективы в исследовании физической культуры имеет математика, математическая статистика?