Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (1—2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, раз­вития двигательных качеств.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.Ес­тественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физичес­кую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных ак­тов. Значение нервной системы в управлении движениями и ре­гуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.

Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствова­ние соответствующих физических функций организма. Планиро­вание и контроль индивидуальных физических нагрузок в процес­се самостоятельных занятий физическими упражнениями и спор­том различной направленности.

Социально-психологические основы. Основы обучения и само­обучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.

Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно-значимых свойств и качеств. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечении их общеукрепляющей и оздоровительной направравленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.

Анализ техники физических упражнении, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий

в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических особенностей и тестирования уровня двигательной подготовленности Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физически­ми упражнениями, контролю за функциональным состоянием ор­ганизма, физическим развитием и физической подготовленностью.

Культурно-исторические основы. Основы истории возникнове­ния и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.

Изучение учебной и специальной литературы по физической культуре, изложение взглядов и отношений к ее материальным и духовным ценностям. Самостоятельное выполнение заданий учи­теля на уроках физической культуры.

Приемы закаливания.Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные (+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (0...+8 °С), очень холодные (ниже О °С).

Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в програм­ме начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья уча­щихся. Пользование баней 1—2 раза в неделю. Температура в па­рильне +70...+90 °С (2-3 захода по 3-7 мин).

Способы самоконтроля.Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной мас­сы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других ан­тропометрических показателей. Приемы самоконтроля физичес­ких нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координа­ционной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.

Продолжение

Основная на­правленность   Классы
На овладение техникой бросков мяча Броски одной и двумя руками с ме­ста и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления за­щитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м То же с пассив­ным противодей­ствием. Макси­мальное расстоя­ние до корзины 4,80 м в прыжке  
  Броски одной и двумя руками в прыжке
На освоение индивиду­альной техники защиты   Вырывание и выбивание мяча   Перехват мяча    
   
     
На закрепле­ние техники перемещений, владения мячом Комбинация из освоенных элемен­тов техники перемещений и владе­ния мячом      
     

Продолжение

Основная на­правленность   Классы  
 
и разви­тие коорди­национных способнос­тей          
На освоении тактики игры Тактика свободного нападения Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков Нападение быстрым прорывом (1:0) Взаимодействие двух игроков «От­дай мяч и выйди»        
с изменением по­зиций (2:1) Позиционное напа щита в игровых вз 3:3, 4:4, 5:5 на одь (3:2) Взаимодействие двух игроков в на­падении и защите через «заслон» ведение и личная защита и взаимодействиях 2:2, в корзину  
Взаимодействие трех игроков (тройка и малая восьмерка)  
   
На овладение игрой и ком­плексное раз­витие психо­моторных спо­собностей Игра по упрощенным правилам ми­ни-баскетбола Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3 Игра по правилам мини-баскетбола Игра по упрощенным правилам баскетбола  
     


Продолжение

Основная на-   Классы    
правленность 5 6
Гандбол На овладе­ние техникой передвижений ний, остано- тов и стоек Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыж ком; повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элемен- тов техники передвижений (переме­щения в стойке, остановка, пово­рот, ускорение)      
На освоение ловли и пе­редач мяча Ловля и передача мяча двумя рука- ми на месте и в движении без со­противления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге) с пассивным соп­ротивлением за­щитника. Ловля катящегося мяча -  
На освоение техники ве­дения мяча Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте. Ведение мяча в движении по пря­мой, с изменением направления      
  движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой с пассивным со­противлением за­щитника    

Продолжение

Основная на­правленность   Классы  
 
На освое­ние тактики игры Тактика свободного нападения Позиционное нападение без изме­нения позиций игроков Нападение быстрым прорывом (1:0) Взаимодействие двух игроков «От­дай мяч и выйди»        
с изменением позиций (2:1)      
(3:2) ' Взаимодействие двух игроков в защите через «заслон» Взаимодействие вратаря с защит­ником Взаимодействие трех игроков  
   
На овладе­ние игрой и комплексное развитие психомотор­ных способ­ностей Игра по упрощенным правилам ми­ни-гандбола Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3 . Игра по правилам мини-гандбола Игра по упро­щенным прави­лам гандбола    
   
       
Футбол На овладение Стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком        
       

Продолжение

Основная на-   Классы   \
правленность 5 6 9
техникой пе­редвижений, остановок, поворотов и стоек и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений Комбинации из освоенных элемен- тов техники передвижений (переме­щения, остановки, повороты, уско­рения)      
На освоение ударов по мячу и оста­новок мяча Удары по неподвижному и катяще­муся мячу внутренней стороной сто­пы и средней частью подъема Остановка катящегося мяча внут- ренней стороной стопы и подошвой Удар по катяще­муся мячу внут­ренней частью подъема, по не­подвижному мя­чу внешней час­тью подъема Удар по катяще­муся мячу внеш­ней стороной подъема, нос­ком, серединой лба (по летяще­му мячу) Вбрасывание мяча из-за бо­ковой линии с места и с шагом Удар по летяще­му мячу внут­ренней сторо­ной стопы и средней частью подъема
На освоение техники ве­дения мяча Ведение мяча по прямой с измене- нием направления движения и ско­рости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой с пассивным сопротивлени­ем защитника   с активным со­противлением защитника


Продолжение

Основная на­правленность Классы
5 6
На овладе­ние техни­кой ударов по воротам Удары по воротам указанными спо­собами на точность (меткость) по­падания мячом в цель      
     
На освоение индивиду­альной тех­ники защиты Вырывание и выбивание мяча Игра, вратаря Перехват мяча    
   
     
На закрепле­ние техники владения мя­чом и разви­тие коорди­национных способностей Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам    
   
На закрепле­ние техники перемеще­ний, владе­ния мячом Комбинации из освоенных элементов техники переме­щений и владения мячом    
   

Продолжение

Основная на­правленность   Классы
и развитие координаци­онных спо­собностей        
На освоение тактики иг­ры Тактика свободного нападения Позиционные нападения без изме­нения позиций игроков Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки во­рот      
с изменением позиций    
   
     
la овладение игрой и ком­плексное раз­витие психо­моторных способностей Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3      
     
     
Волейбол На овладение техникой пе­редвижений, Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)    
   


Продолжение

Основная на­правленность   Классы
остановок, поворотов и стоек Комбинации из освоенных элементов техники передви­жений (перемещения в стойке, остановки, ускорения)    
   
На освоение техники при­ема и пере­дач мяча Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку Передача мяча над собой, во встречных ко­лоннах. Отбива­ние мяча кула­ком через сетку Передача мяча у сетки и в прыж­ке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спи­ной к цели
На овладе­ние игрой и комплексное развитие психомо­торных спо­собностей Игра по упрощенным правилам ми­ни-волейбола Игры и игровые задания с ограни­ченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках   Игра по упро­щенным прави­лам волейбола  
   
     
На развитие координаци­онных спо­собностей* Упражнения по овладению и совершенствованию в техни­ке перемещений и владения мячом, типа бега с изменени­ем направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами,    
   

Здесь и далее: материал для развития названных способностей (отмечены звездочкой) относится ко всем спортивным играм. В 8 и 9 классах для развития двигательных способностей используются те же основные упражнения, что и в 5—7 классах, но воз­растает координационная сложность этих упражнений, увеличивается их объем и интенсивность, усложняются условия выполнения.

Продолжение

Основная на-   Классы
правленность 6 7
(ориентиро- жонглирование, упражнения на быстроту и точность    
вание в про- реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные уп-    
странстве, ражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с    
быстрота ре- бегом, прыжками, акробатическими упражнениями    
акций и пе- и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3    
рестроение        
двигательных        
действий,        
дифференци-      
рование си-        
ловых, прост-        
ранственных        
и временных        
параметров        
движений,        
способностей        
к согласова-        
нию движе-        
ний и ритму)        
На развитие Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мя-    
выносливости чом, двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин    
         
На развитие Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма,    
   
скоростных и из различных и. п. Ведение мяча    


  продолжение
Основная на­правленность   Классы
скоростно-силовых спо­собностей* 5 | 6 7 в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7—10 с. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и броска­ми мячей разного веса в цель и на дальность
           
На освое­ние техники нижней прямой подачи Нижняя прямая подача мяча с рас­стояния 3—6 м от сетки Нижняя прямая подача мяча че­рез сетку Нижняя прямая подача мяча. При­ем подачи Прием мяча, отраженного сеткой. Ниж­няя прямая по­дача мяча в за­данную часть площадки Прямой напа­дающий удар при встречных передачах1
На освоение техники пря­мого напада­ющего удара Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером      
             
На закрепле­ние техники владения мя-1 чом и разви­тие коорди-1 национных 1 \ способностей 1 Комбинации из освоенных элемен­тов: прием, передача, удар        
             

Таблица 10



Основная на- Классы
правленность ; 9
На освоение Перестроение из Строевой Выполнение Команда «Прямо!», Переход с шага
строевых колонны по одно- шаг, размы- команд «Пол- повороты в движе- на месте на
упражнений му в колонну по кание и смы- оборота нап- нии направо, нале- ходьбу в колон-
  четыре дроблением кание на мес- раво!», «Пол- во не и в шеренге;
  и сведением; из те оборота нале-   перестроения из
  колонны по два и   во!», «Пол-   колонны по од-
  по четыре в колон-   шага!», «Пол-   ному в колонны
  ну по одному раз-   ный шаг!»   по два, по четы-
  ведением и слия-       ре в движении
  нием, по восемь в        
  движении        
На освоение Сочетание различных положений рук, ног, туловища.    
общеразвива- Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в    
ющих упраж- движении, с маховыми движениями ногой, с подско-    
нений без ками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки.    
предметов на Общеразвивающие упражнения в парах    
месте и      
в движении      
На освоение Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями Мальчики: с набивным и большим мя-
общеразвива- (1-3 кг) чом, гантелями (3—5 кг), тренажерами,
ющих упраж-   эспандерами
нений с предметами Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками Девочки: с обручами, булавами, боль-
    шим мячом, палками, тренажерами

Продолжение

Основная на­правленность Классы  
На освоение Мальчики: висы со- Мальчики: Мальчики: Мальчики: из виса Мальчики: подъ-
и совершен- гнувшись и прогнув- махом одной подъем пере- на подколенках че- ем переворотом
ствование ви- шись; подтягивание и толчком воротом в рез стойку на руках в упор махом и
сов и упоров в висе; поднимание другой подъ- упор толчком опускание в упор силой; подъем
  прямых ног в висе ем переворо- двумя; перед- присев; подъем ма- махом вперед в
    том в упор; вижение в хом назад в сед но- сед ноги врозь
    махом назад висе; махом ги врозь; подъем  
    соскок; сед назад соскок завесом вне  
    ноги врозь,      
    из седа на      
    бедре соскок      
    поворотом      
  Девочки: смешанные Девочки: нас- Девочки: ма- Девочки: из упора Девочки: вис
  висы; подтягивание кок прыжком хом одной и на нижней жерди прогнувшись на
  из виса лежа в упор на толчком дру- опускание вперед в нижней жерди с
    нижнюю гой подъем вис присев; из виса опорой ног о
    жердь; сос- переворотом присев на нижней верхнюю; пере-
    кок с пово- в упор на жерди махом одной ход в упор на
    ротом; разма- нижнюю и толчком другой в нижнюю жердь
    хивание из- жердь вис прогнувшись с  
    гибами; вис   опорой на верхнюю  
    лежа; вис   жердь; вис лежа на  
    присев   нижней жерди; сед  
        боком на нижней  

Продолжение

Основная на- Классы
правленность 5 .
На освоение Вскок в упор при- Прыжок ноги Мальчики: Мальчики: прыжок Мальчики: пры-
опорных сев; соскок про- врозь (козел в прыжок согнув согнув ноги (козел в жок согнув ноги
прыжков гнувшись (козел в ширину, вы- ноги (козел в длину, высота 110— (козел в длину,
  ширину, высота сота 100— ширину, высота 115 см) высота 115 см)
  80-100 см) ПО см) 100-115 см)    
      Девочки: пры- Девочки: прыжок Девочки: пры-
      жок ноги врозь боком с поворотом жок боком (конь
      (козел в шири- на 90° (конь в ши- в ширину, высо-
      ну, высота рину, высота 1 1 0 см) та ПО см)
      105-110 см)    
На освоение Кувырок вперед и Два кувырка Мальчики: ку- Мальчики: кувырок Мальчики: из
акробатичес- назад; стойка на ло- вперед слит- вырок вперед назад в упор стоя упора присев си-
ких упражне- патках но; мост из в стойку на ноги врозь; кувы- лой стойка на
ний   положения лопатках; рок вперед и назад; голове и руках;
    стоя с по- стойка на го- длинный кувырок; длинный кувы-'
    мощью лове с согну- стойка на голове и рок вперед с трех
      тыми ногами руках шагов разбега
      Девочки: ку- Девочки: мост и Девочки: равно-
      вырок назад в поворот в упор весие на одной;
      полушпагат стоя на одном ко- выпад вперед;
        лене; кувырки впе- кувырок вперед
        ред и назад  

Продолжение

Основная на- Классы    
правленность 5 | 6 | 7
На развитие      
координаци­онных спо­собностей предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнасти­ческой скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гим­настическом козле и коне. Акробатические упражне­ния. Прыжки с пружинного гимнастического мости­ка в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря    
       
силовых спо­собностей и силовой вы­носливости Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с ган­телями, набивными мячами    
На развитие      
скоростно-силовых спо­собностей набивного мяча    
       
гибкости амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, ко­ленных суставов и позвоночника. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стен­ке. Упражнения с предметами    

Наши рекомендации