Тема 6. Современные проблемы физической культуры с позиции общественных наук
Цель и задачи изучения темы
Создать представление и передать сумму знаний о существующих проблемах в сфере физической культуры с точки зрения общественных наук.
Образовательный результат
Обеспечить освоение данных о проблемах в сфере физической культуры с точки зрения общественных наук, формирование способности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
Исторические проблемы физической культуры: этапы развития физической культуры
Исторические проблемы возникновения, развития физической культуры разнообразны. Одна из них – это периодизация различных исторических процессов, связанных с физической культурой. Один из самых распространенных подходов к истории физической культуры – это рассмотрение ее в соответствии с традиционным делением на исторические периоды развития общества. Так, в одном из современных отечественных учебных пособий предлагается изучать Всеобщую историю физической культуры и спорта (Григоревич В.В., 2008). Здесь поэтапно рассматривается развитие физической культуры в эпоху первобытного общества, затем в Древнем мире, в Средние века, в Новое время. При этом автор решил дополнительно рассмотреть особенности развития физической культуры между двумя мировыми войнами, после Второй мировой войны, а также специфику развития Олимпийского движения во второй половине ХХ – начале ХХI века. Однако, в пособии нет изложения истории физической культуры в России.
Помимо линейно-исторического построения этапов развития физической культуры в отечественной литературе существовало деление на исторические периоды с позиции истории политического развития в России, затем СССР. Такое деление истории несомненно наносило определенный оттенок на трактовку исторических событий и процессов, в том числе в физической культуре.
Другой автор (Голощапов Б.Р., 2011) в своем учебном пособии «История физической культуры и спорта» разделил весь материал на три части. Из них первая часть посвящена истории физической культуры в зарубежных странах, третья часть – международному спортивному движению, а вторая часть оказалась самой большой по содержанию и она посвящена истории физической культуры и спорта в России. Однако, в работе не показана история физической культуры в соответствии с современными представлениями о ней, как о виде культуры общества. Вся она в учебном пособии представлена только двумя ее видами: историей физического воспитания (образования) и историей спорта. Здесь нет физической рекреации или истории физической реабилитации, адаптивной физической культуры и других видов физической культуры в соответствии с теорией профессора Выдрина В.М. Следовательно, изложение истории физической культуры даже в учебной литературе оказывается пока еще неполным. Однако, сравнивая новые учебные пособия по истории физической культуры со старыми (преимущественно под авторством В.В. Столбова), следует отметить, что они отличаются, например, новыми историческими фрагментами по истории физической культуры до 2017 года, рассмотрением основ системы физического воспитания и даже историей учебного предмета «физическая культура» в общеобразовательных учреждениях.
Вместе с тем, еще много вопросов в истории физической культуры в России остаются нераскрытыми. В предыдущих научных работах и учебниках об истории нашей страны, включая развитие истории физической культуры, было много информации политизированной, искаженной и потому требуется новый более объективный взгляд на эти проблемы. Мало изучен, например, адаптивный спорт, который набирает постепенно популярность, социальный статус. Недостаточно исследованы также вопросы истории научного и учебно-методического обеспечения сферы физической культуры, как в мировом масштабе, так и в отечественной литературе. Мало еще работ, посвященных истории развития разных видов спорта в России. Подобные издания обычно имеют популярный характер, но научный анализ можно найти только в специальных научных статьях в журналах, диссертационных работах и редких монографиях на эту тематику.