Подходы к современной классификации наук о физической культуре.
К сожалению, проблема классификации наук о физической культуре и спорте фактически не разрабатывалась, хотя имеются отдельные работы, в которых эта проблема поднималась (в трудах В.М. Выдрина, Л.П. Матвеева, Ю.М. Николаева и других).
Можно попытаться выделить несколько подходов. В соответствии с теорией физической культуры профессора В.М. Выдрина знания о физической культуре должны развиваться согласно структуре физической культуры: общая теория физической культуры, теория и методика физического воспитания, теория и методика физической реабилитации, теория и методика спорта, теория и методика физической рекреации. Однако, скорее здесь речь идет о физической культуре, как специфической науке, где еще не очень внятно просматриваются межпредметные связи с другими науками.
До сих пор остается пока актуальным подход к классификации наук по основным областям знания, который просматривался в учебных планах вузов советского периода. Возможно, он может быть дополнен новыми дисциплинами и станет вполне представительным и современным.
Классификация наук по библиотечным классификаторам (УДК, ББК) в настоящее время значительно урезана и явно не отражает полной картины развития научного знания о физической культуре.
Классификация областей знания по паспорту научной специальности 13.00.04 показывает специфику области исследования, а межпредметные связи лишь частично. Ниже приведен паспорт этой научной специальности:
Формула специальности:
Специальность 13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» определяет методологию физической культуры, основные направления фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию её содержания и методики, нормативной основы, специфики управления и особенностей организации. Результаты этих исследований позволят расширить базовую основу физического воспитания, спорта, оздоровительной и адаптивной физической культуры, усилить её профессионально-прикладную направленность.
Области исследований:
1. Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры.
1.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры:
o пути усиления значимости физической культуры в современном обществе;
o научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов системы физической культуры;
o физическая культура как часть общей культуры;
o физическая культура как социальное явление;
o историко-логические и теоретические исследования эволюции научных знаний в области физической культуры;
o прогнозирование развития системы физической культуры в государстве и международном сообществе;
o дидактические проблемы физической культуры;
o факторы, условия и закономерности направленного физического развития и совершенствования людей, входящих в различные социально-демографические и нозологические группы.
1.2. Управление в системе физической культуры:
o менеджмент в системе физической культуры;
o маркетинг в системе физической культуры;
o управление физкультурным движением;
o управление физкультурной организацией;
o управление физической культурой в государстве, регионе, республике, городе, области, районе, отдельном населенном пункте.
1.3. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств):
o средства и методы развития и совершенствования, корригирования и поддержания силовых, скоростных и координационных способностей (качеств), гибкости, общей аэробной и специфической выносливости;
o закономерности формирования двигательных навыков и умений;
o содержание и методика формирования простых и сложных двигательных навыков и умений;
o взаимосвязь и интерференция, взаимодействие и взаимовлияние двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков;
o общие и специфические закономерности переноса в формировании двигательных навыков и развитии двигательных (физических) способностей (качеств);
o динамика развития двигательных (физических) способностей (качеств);
o закономерности развития и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), простых и сложных двигательных навыков в онтогенезе;
o сенситивные периоды в развитии двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков.
1.4. Средства и методы физической культуры в целях профилактики вредных привычек, укрепления здоровья, закаливания организма, повышения устойчивости человека к неблагоприятным факторам природной среды и экстремальным условиям жизнедеятельности.
1.5. Нормативная база физической культуры.
2. Теория и методика физического воспитания.
2.1. Теоретико-методологические и историко-логические проблемы физического воспитания:
o дидактические проблемы базового физического воспитания;
o психолого-педагогические технологии в системе физического воспитания;
o методологические аспекты формирования нормативной основы физического воспитания;
o управление системой физического воспитания.
2.2. Физическое воспитание в системе дошкольного, среднего, средне- специального и высшего образования:
o направленность, содержание и методика физического воспитания в системе дошкольного, среднего, средне-специального и высшего образования;
o особенности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), формирование двигательных навыков и умений в системе дошкольного воспитания, среднего, средне-специального и высшего профессионального образования;
o оптимизация профессиональной деятельности специалиста физической культуры в дошкольных, средних, средне-специальных и высших учебных заведениях;
o физическое воспитание как средство становления личности.
3. Теория и методика спорта.
3.1. Спорт как социальное явление:
o социальные, воспитательные и педагогические функции спорта;
o историко-логические тенденции эволюции и преобразования научных знаний в области спорта;
o международное олимпийское движение (закономерностей развития, функционирования и управления);
o история развития отдельного вида спорта.
3.2. Система подготовки спортсменов.
3.2.1. Методологические концепты построения общей теории подготовки спортсменов и ее реализация на практике:
o методологические аспекты построения теории подготовки спортсменов;
o научные направления совершенствования системы подготовки спортсменов.
3.2.2. Соревновательная деятельность в спорте:
o стратегия и тактика соревновательной деятельности;
o структура соревновательной деятельности;
o управление соревновательной деятельностью;
o соревновательная деятельность спортсменов военнослужащих.
3.2.3. Общие основы подготовки спортсменов:
o адаптация в спорте и закономерности её формирования у спортсменов;
o адаптация основных функциональных систем организма к специфическим нагрузкам отдельных видов спорта;
o энергообеспечение двигательной деятельности в спортивной тренировке;
o нагрузки в спорте и их влияние на организм спортсменов;
o утомление и восстановление в системе подготовки спортсменов;
o формирование долговременных адаптационных реакций в многолетней и годичной подготовке;
o основы управления произвольными движениями;
o средства, методы и принципы спортивной подготовки.
3.2.4. Технико-тактическая и психологическая подготовка спортсменов:
o техническая подготовленность и техническая подготовка спортсменов;
o тактическая подготовленность и тактическая подготовка спортсменов;
o психологическая подготовка и психологическая подготовленность спортсменов.
3.2.5. Двигательные (физические) способности (качества) и физическая подготовка спортсменов.
o скоростные способности, методика их развития и совершенствования;
o силовые способности и силовая подготовка;
o координационные способности, методика их развития и совершенствования;
o гибкость, методика ее развития и совершенствования;
o выносливость, методика ее развития и совершенствования.
3.2.6. Макроструктура процесса подготовки спортсменов:
o структура, содержание и направленность многолетнего процесса подготовки спортсменов;
o структура, содержание и направленность подготовки спортсменов в годичном цикле тренировочного процесса.
3.2.7. Микро- и мезоструктура процесса подготовки спортсменов:
o построение программ микроциклов;
o построение программ мезоциклов.
3.2.8. Отбор, ориентация, управление и контроль в системе подготовки спортсменов:
o отбор и ориентация спортсменов в системе многолетней подготовки;
o управление в системе подготовки спортсменов;
o контроль в спортивной тренировке.
3.2.9. Моделирование и прогнозирование в системе подготовки спортсменов:
o моделирование в спорте;
o прогнозирование в спорте.
3.2.10. Экстремальные условия в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов:
o среднегорье, высокогорье и искусственная гипоксия в системе подготовки спортсменов;
o спортивная подготовка и соревнования в условиях высоких и низких температур;
o десинхронизация и ресинхронизация циркадных ритмов у спортсменов;
o психолого-педагогические аспекты профилактики спортивного травматизма.
3.2.11. Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов:
o средства восстановления работоспособности спортсменов после напряженной соревновательной деятельности;
o тренажеры в системе спортивной тренировки;
o деятельность по борьбе с распространением допинга в спорте.
3.3. Система подготовки юных спортсменов:
o методология юношеского спорта;
o научные и методические основы управления процессом подготовки юных спортсменов;
o программирование тренировочного процесса юных спортсменов;
o содержание, методика и направленность тренировочного процесса юных спортсменов в отдельном виде спорта;
o теоретические и прикладные аспекты построения учебного и тренировочного процесса в училищах олимпийского резерва и общеобразовательных школах-интернатах спортивного профиля.
3.4. Теория и организация массового спорта:
o содержание, методы и организация массового спорта;
o управление системой массового спорта;
o факторы, принципы и пути усиления действенности массового спорта в обществе.
3.5. Система подготовки спортсменов военнослужащих:
o методология военного спорта;
o управление системой подготовки спортсменов военнослужащих;
o теоретические и прикладные аспекты построения процесса спортивной подготовки в силовых ведомствах.
4. Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.
4.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих:
o средства и методы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки для повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным и отрицательным факторам профессиональной деятельности;
o педагогические технологии в системе профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовке военнослужащих;
o история развития и становления профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.
4.2. Содержательная и нормативная основа системы профессионально- прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих:
o средства и методы развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и формирования прикладных двигательных навыков представителей различных, в том числе и воинских профессий;
o взаимосвязь общефизических и профессионально-важных физических качеств;
o перенос специальной физической тренированности;
o этапность и периодизация развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков;
o периодизация профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих;
o управление процессом профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.
5. Теория и методика оздоровительной физической культуры.
5.1. Методология оздоровительной физической культуры:
o дидактические основы оздоровительной физической культуры;
o организационно-методические основы оздоровительной физической культуры;
o управление системой оздоровительной физической культуры;
o системные механизмы обеспечения различных слоев населения и возрастных групп оптимальными двигательными режимами в оздоровительных целях.
5.2. Оздоровительная физическая культура в процессе жизнедеятельности человека:
o средства, формы и методы оздоровительной физической культуры;
o содержание и методика оздоровительной физической культуры различных слоев населения и возрастных групп;
o оздоровительная физическая культура в профилактике различных заболеваний.
5.3. Физкультурно-оздоровительные технологии:
o содержание и направленность физкультурно-оздоровительных технологий;
o системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий.
6. Теория и методика адаптивной физической культуры.
6.1. Теоретико-методологические и методические проблемы адаптивной физической культуры:
o цель, задачи, принципы и функции адаптивной физической культуры;
o средства, методы и организационные формы адаптивной физической культуры;
o программно-нормативные основы адаптивной физической культуры;
o национально-этнические и религиозные особенности адаптивной физической культуры.
6.2. Проблемы физического образования и воспитания инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.
6.3. Виды адаптивного спорта, входящие в программы Олимпийских игр, игр специальной олимпиады и Всемирных игр глухих («тихих игр»), а также научное обоснование содержания и направленности новых видов спорта инвалидов.
6.4. Двигательная реакция, интегрированные программы, объединяющие определенный вид адаптивной физической культуры с искусством и творческой деятельностью инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.
6.5. Адаптивная физическая реабилитация, восстановление и совершенствование физического, психологического и социального здоровья инвалидов.
7. Психология физической культуры.
7.1. Психологические закономерности физического воспитания молодежи.
7.2. Психология личности и деятельность учителя физической культуры.
7.3. Психологические аспекты ориентации и отбора в различные виды спорта.
7.4. Психология детского и юношеского спорта.
7.5. Психологические закономерности психического и физического совершенствования в процессе занятий массовым спортом (мотивация, формирование навыков, развитие физических, психических и нравственных качеств).
7.6. Психология соревнования в спорте высших достижений.
7.7. Психология личности и деятельности тренера.
7.8. Социально-психологические аспекты физической культуры.
Анализ паспорта специальности показывает явные связи теории и методики физической культуры с культурологией, историей, социологией, теорией управления, менеджмента, медициной, психологией. Отсутствуют некоторые новые научные направления, например, физиология, генетика, философия и другие области знания.
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Какие исторические этапы выделяются в истории развития и классификации наук?
2. Какие виды классификации наук известны в истории развития науки?
3.Почему происходит дифференциация знаний в науке?
4. Как зародились и развивались знания о физическом совершенствовании?
5.Какими были первые классификации наук о физической культуре?
6. Какие существуют подходы к классификации наук в современности?