Составление памятки «Служебные части речи»
Задание № 15Разработка памятки «Служебные части речи»
Цель:развитие умения самостоятельно составлять памятки на основе анализа учебной литературы.
Формируемые ОК и ПК:ОК 1-4, 6,7
Количество часов: 2 ч.
Форма контроля:Сдача выполненного задания на проверку преподавателю.
Содержание задания:изучить, проанализировать и разработать памятку «Служебные части речи».
Рекомендации к выполнению задания
Используя литературные источники, разработать памятку.
Критерии оценки:
- оформление задания в соответствии с предъявляемыми требованиями;
- содержательность;
Основные источники:
16. Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие – М, 2014
17. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
18. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2012.
Интернет-ресурсы
1. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».- Режим доступа: http://gramota.ru.
2. Грамота.ру - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота.ру.- Режим доступа: http://slovari.gramota.ru.
3. Грамма.ру. - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма.ру.-Режим доступа: http://www.gramma.ru/RUS/.
4. Ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы.- Режим доступа: http://www.slovari.ru.
5. Znanium.com электронно-библиотечная система. Режим доступа: http://www/znanium.com.
Подготовка к контрольной работе
Задание № 16Подготовка к контрольной работе «Служебные части речи»
Цель:сформировать у учащихся алгоритм подготовки к контрольной работе.
Формируемые ОК и ПК:ОК 1-4, 6,7
Количество часов: 1 ч.
Форма контроля:письменный опрос на уроке.
Содержание задания:повторить, систематизировать, углубить и закрепить знания, полученные в процессе обучения.
Рекомендации к выполнению задания
Используя литературные источники, подготовьтесь к выполнению контрольной работы «Служебные части речи»».
Основные источники:
1. Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие – М, 2014
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2012.
Интернет-ресурсы
1. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».- Режим доступа: http://gramota.ru.
2. Грамота.ру - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота.ру.- Режим доступа: http://slovari.gramota.ru.
3. Грамма.ру. - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма.ру.-Режим доступа: http://www.gramma.ru/RUS/.
4. Ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы.- Режим доступа: http://www.slovari.ru.
5. Znanium.com электронно-библиотечная система. Режим доступа: http://www/znanium.com.
Решение упражнений
Задание № 17Решение упражнений
Цель:развитие умения соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Формируемые ОК и ПК:ОК 1-4, 6,7
Количество часов: 1 ч.
Форма контроля:Проверка выполненного задания преподавателем.
Содержание задания:выполнить упражнения.
Рекомендации к выполнению задания
Используя литературные источники, выполнить следующие упражнения:
«Верните слово»: подберите синонимы к словам
Истинный – (подлинный), безучастный – (равнодушный), рынок – (базар), вероятно – (возможно), грёзы – (мечты), круиз –(путешествие), симптом – (признак), вердикт – (приговор), спикер – (оратор), презент – (подарок), хобби – (увлечение).
«Ты мне – я тебе»: подберите антонимы к словам
Запад, отказаться, предок, нежный, сосредоточенность, увеличиваться, густой, активный, излишек, мелкий, многолюдный, скука, новосёлы, вооружение, неряшливый, зажечь, чужбина, сомкнуть.
«Подберите омоним» подобрать омонимы, составить с этими словами словосочетания.
Парить, хлопок, стих, среда, блок, посол, рубка, бокс, устав, повод, три.
«Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблениипаронимов.
1) Обед был очень сытым. (сытным). 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку.(отписку) 3)Шуба была сшита из искусного меха (искусственного). 4) В заглавной роли снялся известный актёр. (в главной).
Критерии оценки:
- Оценивается количество ошибок и неточностей при выполнении задания;
- Работа сдана в срок;
Основные источники:
31. Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие – М, 2014
32. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
33. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2012.
34. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
35. 6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Интернет-ресурсы
1. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».- Режим доступа: http://gramota.ru.
2. Грамота.ру - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота.ру.- Режим доступа: http://slovari.gramota.ru.
3. Грамма.ру. - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма.ру.-Режим доступа: http://www.gramma.ru/RUS/.
4. Ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы.- Режим доступа: http://www.slovari.ru.
5. Znanium.com электронно-библиотечная система. Режим доступа: http://www/znanium.com.
Работа со словарем
Задание № 18 Работа с толковым словарем русского языка
Цель:развитие умения составлять выписки из текста словарной статьи.
Формируемые ОК и ПК:ОК 1-4, 6,7
Количество часов: 1 ч.
Форма контроля:Проверка выполненного задания преподавателем.
Содержание задания:составить выписки из текста словарной статьи
Рекомендации к выполнению задания
Используя литературные источники, запишите в тетрадь примеры (не менее 7) диалектных слов, выписывая их лексическое значение из толкового словаря русского языка.
Критерии оценки:
- Оценивается количество ошибок и неточностей при выполнении задания;
- Работа сдана в срок;
Основные источники:
36. Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие – М, 2014
37. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
38. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2012.
39. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
40. 6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Интернет-ресурсы
1. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».- Режим доступа: http://gramota.ru.
2. Грамота.ру - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота.ру.- Режим доступа: http://slovari.gramota.ru.
3. Грамма.ру. - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма.ру.-Режим доступа: http://www.gramma.ru/RUS/.
4. Ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы.- Режим доступа: http://www.slovari.ru.
5. Znanium.com электронно-библиотечная система. Режим доступа: http://www/znanium.com.
Подготовка к контрольной работе
Задание № 19Подготовка к контрольной работе по разделу «Лексикология и фразеология»
Цель:сформировать у учащихся алгоритм подготовки к контрольной работе.
Формируемые ОК и ПК:ОК 1-4, 6,7
Количество часов: 1 ч.
Форма контроля:письменный опрос на уроке.
Содержание задания:повторить, систематизировать, углубить и закрепить знания, полученные в процессе обучения.
Рекомендации к выполнению задания
Используя литературные источники, подготовьтесь к выполнению контрольной работы по разделу «Лексикология и фразеология»
Основные источники:
1. Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие – М, 2014
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2012.
Интернет-ресурсы
1. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».- Режим доступа: http://gramota.ru.
2. Грамота.ру - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота.ру.- Режим доступа: http://slovari.gramota.ru.
3. Грамма.ру. - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма.ру.-Режим доступа: http://www.gramma.ru/RUS/.
4. Ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы.- Режим доступа: http://www.slovari.ru.
5. Znanium.com электронно-библиотечная система. Режим доступа: http://www/znanium.com.
Решение упражнения
Задание № 20Решение упражнений
Цель:развитие умения соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Формируемые ОК и ПК:ОК 1-4, 6,7
Количество часов: 1 ч.
Форма контроля:Проверка выполненного задания преподавателем.
Содержание задания:выполнить упражнения.
Рекомендации к выполнению задания
Используя литературные источники, выполнить следующие упражнения:
Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.
В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.
Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.
Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.
Критерии оценки:
- Оценивается количество ошибок и неточностей при выполнении задания;
- Работа сдана в срок;
Основные источники:
41. Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие – М, 2014
42. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
43. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2012.
44. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
45. 6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Интернет-ресурсы
1. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».- Режим доступа: http://gramota.ru.
2. Грамота.ру - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота.ру.- Режим доступа: http://slovari.gramota.ru.
3. Грамма.ру. - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма.ру.-Режим доступа: http://www.gramma.ru/RUS/.
4. Ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы.- Режим доступа: http://www.slovari.ru.
5. Znanium.com электронно-библиотечная система. Режим доступа: http://www/znanium.com.
Решение упражнений
Задание № 21Решение упражнений
Цель:развитие умения соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Формируемые ОК и ПК:ОК 1-4, 6,7
Количество часов: 1 ч.
Форма контроля:Проверка выполненного задания преподавателем.
Содержание задания:выполнить упражнения.
Рекомендации к выполнению задания
Используя литературные источники, выполнить следующие упражнения:
Прочитайте сочетания слов. Из данных вариантов сочетаний слов выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями, а затем те, которые можно назвать предложениями:
1) лес тёмный; 2) лес потемнел; 3) тёмный лес; 4) пошли в лес; 5) сразу пошли; 6) решили и пошли; 7) в лес; 8) ребята пошли в лес; 9) тёмный и тихий лес.
Запишите предложения и выделите в них грамматические основы.
1. У меня сегодня радость: подарили мне щенка. (А. Барто.) 2. Возможно, папа и подарил бы мне щенка, но мама всегда была против. (А.Линдгрен.) 3. Это тебе не просто цветок, а малахитовый. (П. Бажов.) 4. Они запретили говорить о Карлсоне, но забыли запретить о нём думать, мечтать и ждать его возвращения. (А.Линдгрен.) 5. Я думаю, всё дело в отношении к нему Бетти. (А.Линдгрен.)
Критерии оценки:
- Оценивается количество ошибок и неточностей при выполнении задания;
- Работа сдана в срок;
Основные источники:
46. Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие – М, 2014
47. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
48. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2012.
49. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
50. 6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Интернет-ресурсы
1. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».- Режим доступа: http://gramota.ru.
2. Грамота.ру - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота.ру.- Режим доступа: http://slovari.gramota.ru.
3. Грамма.ру. - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма.ру.-Режим доступа: http://www.gramma.ru/RUS/.
4. Ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы.- Режим доступа: http://www.slovari.ru.
5. Znanium.com электронно-библиотечная система. Режим доступа: http://www/znanium.com.