Инструкции по составлению памятки
Памятка (алгоритм) — краткое нормативное, производственно-практическое или справочное издание (пособие), содержащее самые важные сведения, которыми надо руководствоваться, выполняя какую-либо операцию или осуществляя некоторую деятельность.
Для составления памятки по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и выписать тезисы (основные мысли или основные действия).
Памятка составляется индивидуально.Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.
Составление тезисов (перечня действий)
1. Предварительно изучите информацию по заданной теме с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), продумайте цель, которую вы ставите, приступая к работе над ней.
2. Внимательно изучите информацию, определите еѐ основную мысль.
3. Разделите информацию по заданной теме на смысловые части, определите микротемы.
4. Сформулируйте пункты плана, логически и последовательно связав их между собой.
5. Воспринимая текстовую информацию, стремитесь чѐтко представить себе, что является главным для автора, а что для вас.
6. Выберите для тезисов основные идеи и положения, отделив важные детали от подробностей, запишите их словами автора или собственными словами, разместив в определѐнной последовательности.
7. Руководствуйтесь основным принципом тезирования текста — не допускайте искажения содержания.
8. Составьте тезисы, а затем, используя эти материалы, оформите памятку-алгоритм на листе А4.
Инструкции по выполнению упражнений
Упражнения лежат в основе приобретения тех или иных умений и навыков. Упражнения по русому языку – виды учебной деятельности учащихся, ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях.
В словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова упражнения по русскому языку подразделяются на:
а) наблюдения над языком с заданиями обнаружить то или иное явление, те или иные его свойства и пр.;
б) различные виды разбора (грамматического, фонетического, словообразовательного, орфографического и пр.);
в) различного вида списывания с заданиями;
г) конструирование слов, словосочетаний и предложений по заданным моделям и без них; образование грамматических форм;
д) творческие упражнения, направленные на употребление изучаемых языковых явлений в собственной речи.
Упражнения классифицируются:
а) по содержанию – могут относиться к любому из разделов программы по русскому языку;
б) по форме выполнения – быть устными и письменными;
в) по степени трудности – представлять собой самые различные ступени перехода от элементарного к сложному.
Классифицируются упражнения и в соответствии с типом применяемых в них умственных операций:
а) аналитические упражнения (анализ готового материала) формируют навык распознавания языковых фактов и обеспечивают развитие чувства языка (наблюдения над языковыми явлениями; языковой разбор; имитативное чтение; распределение слов по гнёздам; семантизация аффиксов; составление схем и пр.);
б) аналитико-синтетические упражнения (преобразование данного языкового материала) формируют умения отбирать лексические, морфологические, синтаксические средства с точки зрения смысла и стиля речи, грамматически их связывать (видоизменение речевых форм; лингвистический эксперимент; моделирование; синонимическая замена языковых фактов; построение различных единиц языка по опорным элементам, предложенным моделям, схемам; реконструирование текста);
в) синтетические упражнения (упражнения продуктивного характера) формируют навыки анализа текста, обеспечивают понимание особенностей функционирования языковых элементов в речи, развивают умения строить высказывание в соответствии с нормами литературного языка (построение словосочетаний и предложений различных типов; составление обобщающих схем и таблиц, редактирование деформированного текста; конструирование текста – изложения и сочинения разных видов).