Удовлетворение социально значимых потребностей

Доброволец должен осознавать, что основная форма поощрения его труда — это возможность приобрести ценный социальный опыт, повысить свою профессиональную компетентность, вовлеченность в личностно значимое социальное взаимодействие, возможность получить начальные профессиональные навыки.

Добровольческая работа в большей степени, чем профессиональная, требует компенсации затрат труда добровольца в различных формах повышения его компетентности.

Специальная система поощрений

В качестве поощрения необходима система дополнительных социально значимых возможностей: поездка в молодежный лагерь, познавательная экскурсия, билеты в театр, подарочные книги и т.д.

Важно также продумать символическую основу поощрений: значки, дипломы и другие их виды. Символическим может быть и процесс оценивания. Например, профессиональная компетентность добровольца отмечается различными разрядами, категориями и прочими показателями уровня ее освоенности.

Социальное признание

Поощрением добровольческого труда должно стать признание его социальной значимости в местной общине, со стороны работодателя и его социальных партнеров, религиозных и государственных организаций.

Социальное признание должно иметь системную основу на различных уровнях: местном, региональном, национальном

Центры Добровольцев (в других случаях Волонтерские агентства) — основные общественные руководящие организации добровольчества. Они работают со средствами массовой информации для создания общественного резонанса по поводу важности добровольчества, спонсируют мероприятия, проводимые добровольцами, используют авторитет общественных лидеров в кампаниях по вовлечению возможно большего числа людей в волонтерскую деятельность.

Большинство известных технологий привлечения волонтеров основывается на зарубежном опыте, где волонтерство существует длительное время и достаточно давно законодательно закреплено. Адаптация этих технологий к российским условиям и уточнение правового статуса добровольца позволит отечественным общественным и некоммерческим организациям наиболее эффективно использовать активность граждан для решения социальных проблем нашего общества.

Далее для примера приведем две технологии. Это рекомендации по привлечению волонтеров в молодежный волонтерский лагерь (Роберт Латыпов. Изменяя мир или как провести волонтерский лагерь. Пермь, 2006, см. Хрестоматию).

Чтобы осуществить проект необходимо провести основательную подготовку. Подготовительный период может занимать от трех месяцев до одного года. В этот период проводится работа по следующим направлениям:

  • внутренний мониторинг: оцениваются возможности и ресурсы, практический опыт, общественные и личные связи, финансовые возможности;
  • необходимые объемы и пути привлечения дополнительных ресурсов;
  • взаимодействие с местными органами власти, учреждениями и организациями, заинтересованными в реализации проекта;
  • составление бюджета проекта и поиск источников финансирования. Этими источниками могут быть городские и районные бюджеты, целевые молодежные программы местной администрации, спонсоры, грантовая помощь;
  • подбор участников лагеря;
  • подготовка фронта и объема работ, предварительное совещание с заказчиком;
  • подготовка участников: обучение, тренинги, ознакомительные беседы, специальные профессиональные курсы.

Нужно выбрать стратегию набора волонтеров. Стратегия зависит от типа работы: если это проведение массовых мероприятий, где есть разнообразие работ, то можно обратиться через СМИ ко всем желающим. Это наиболее простой способ привлечения добровольцев, но и менее эффективный, чем непосредственное обращение к человеку.

К наиболее эффективным, но и наиболее трудоемким способам, относится непосредственная работа с целевой группой. Для этой работы подготавливаются агитаторы, которые приглашают людей стать добровольцами.

Выбрав стратегию, нужно определиться со способами привлечения волонтеров. Можно использовать различные технологии.

Первая - это так называемый «стихийный» набор: распространение брошюр или плакатов организации, использование служб объявлений (газеты, радио, ТВ, интернет), контакты с большими общественными ассоциациями.

Вторая - целенаправленный набор, включающий информационные встречи в целевых аудиториях (студенты, школьники).

Третья - набор по принципу «концентрических колец», т.е. привлечение добровольцев из групп, которые уже как-то связаны с организацией.

И последняя технология – это привлечение участников из ближайшего окружения. Это особенно эффективно для «замкнутых систем» - школа, клуб, двор, друзья и т. д.

При наборе волонтёров необходимо решить, будете ли принимать добровольцев с ограниченными физическими возможностями, людей разного возраста (скажем, подростков и взрослых), разного социального статуса (например, дети из обеспеченных семей и дети-сироты)? Если да, то нужно позаботиться о приемлемых условиях их трудовой деятельности, досуга, а главное, о создании атмосферы взаимопонимания в коллективе.

Пример. Если вы планируете проведение молодёжного лагеря, то за добровольцами отправляйтесь в близлежащие школы, высшие учебные заведения и, конечно, в молодёжные некоммерческие организации. Объявление о лагере охотно распространят по своим каналам комитеты по молодёжной политике и образованию в вашем регионе. Весьма эффективна в последнее время электронная рассылка информационных писем среди НКО. При составлении объявления о наборе участников помните, что молодых людей увлекает яркая социальная реклама, шоу-программа, возможность побывать в интересном месте, в новом обществе и в новом для себя качестве.

Будет здорово, если вы подготовите информационный буклет для каждого добровольца. Этот буклет должен содержать сведения о вашей организации (учреждении), о целях и задачах лагеря, виды предлагаемых для добровольцев работ, привлекательные стороны лагеря, описание проблемы, которую он сможет решить или будет способствовать разрешению, сведения о предыдущих проектах или опыте работы в этом направлении. Обязательно должна быть информация, касающаяся требований к участникам лагеря, перечень необходимых вещей, которые им нужно иметь с собой.

Далее остановимся на таком важном мероприятии, как собеседование с потенциальными участниками проекта (добровольцами). Ниже приведены десять принципов, на которые желательно опираться при поведении такого собеседования:

1. Прежде всего, обратитесь к себе. Поговорите сначала с собой, агитируйте себя. Будьте честны и искренни.

2. Как можно чаще используйте непосредственное общение «лицом к лицу». У людей вызывает больше доверия личная беседа с просьбой о помощи или содействии.

3. Будьте энтузиастом. Ваш лучший союзник - уверенность в целях и ценностях организации.

4. Необходимо твёрдо знать, какие навыки необходимы для выполнения волонтёрами их работы.

5. Идите «агитировать» людей туда, где такие навыки и знания в избытке. Используйте целенаправленный набор.

6. Объясняйте, почему зовёте людей стать добровольцами. Будьте откровенны в том, что даст работа людям.

7. Важно поговорить об ожиданиях самих добровольцев. Постоянно занимайтесь поиском дополнительной мотивации для добровольцев.

8. Как можно подробнее отвечайте на вопросы потенциальных добровольцев. Демонстрируйте свой интерес к ним. Не отворачивайтесь, даже если человек вначале ответил «нет» на призыв стать добровольцем, попробуйте найти для него соответствующую мотивацию.

9. Как можно быстрее связывайте новичков с конкретным делом. Сделайте всё возможное, чтобы вовлечь их в деятельность, пока их интерес и энтузиазм высок.

10. Никогда не обещайте того, чего вы не сможете обеспечить. Если вы не предоставите того, что пообещали, это может серьёзно повлиять на репутацию вашей организации.

Целью проведения собеседования является определение опыта и интереса к выполняемой работе, в некотором случае навыков (например, коммуникабельность).

Примерный алгоритм собеседования:

1. Предварительно просмотреть имеющуюся о кандидате информацию и составить список вопросов к нему. Это могут быть вопросы:

Почему доброволец пришел в организацию?

Что он хочет получить от этой работы?

Есть ли у него опыт работы?

Какие он видит перспективы для себя?

Что он любит делать в свободное время?

Какую он видит для себя идеальную работу? и т.п.

2. Собеседование проведите в спокойной обстановке, чтобы никто не мешал вам своим присутствием. На самом первом этапе доброволец должен почувствовать к себе внимание со стороны вашей организации. Для создания обстановки доверительности беседы сядьте рядом с человеком, вас не должны разделять какие либо предметы.

3. Расскажите об истории своей организации, о ее настоящем и перспективах. Узнайте, что интересует добровольца. Почему он к вам пришел? Составьте представление о нем как о человеке.

4. Опишите вслух работу, которая на ваш взгляд, подошла бы добровольцу. Узнайте мнение добровольца.

5. Опишите возможные преимущества и поощрения, которые может получить доброволец от выполняемой работы и от вашей организации.

6. Оставьте время для вопросов и договоритесь о времени будущего контакта.

7. Составьте краткий письменный отчет о проведенном собеседовании, отразив в нем следующее:

-ответы на поставленные вопросы;

-внешность;

-коммуникабельность;

-опытность;

-доброжелательность;

-рекомендации к дальнейшей работе.

Проблемные ситуации во время собеседования:

Любой, проводящий собеседование с потенциальными добровольцами, будете иногда сталкиваться с проблемными ситуациями. Вот некоторые из них, встречающиеся наиболее часто, и то, как из них выходить.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ №1.

Недостаток информации

Потенциальный доброволец может не дать вам достаточно информации для принятия решения. Ему может быть неудобно вести разговор в силу застенчивого характера, или у него есть, что скрывать от вас. Если у вас есть сомнения в том, подходит ли доброволец к рабочему месту, постарайтесь получить дополнительную информацию. Помните, неуспешная работа добровольца не принесет пользы никому.

Возможная тактика

Будьте терпеливы, дайте ему возможность помолчать. Если доброволец не говорит, вновь объясните процесс собеседования. Используйте принципы активного слушателя. Наблюдайте за всеми признаками сомнений или встревоженности, они могут быть ключами к реальной проблеме или замкнутости. Спросите, есть ли кто-нибудь, от кого можно получить больше информации о добровольце. Перенесите собеседование.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ №2.

Наши рекомендации