Основные пути достижения необходимой структуры
Подготовленности: физической, технической, тактической
И психической
Подготовка спортсмена – сложный многосторонний процесс, включающий спортивную тренировку, спортивные соревнования и другие факторы: общий режим жизни, специальное питание, отдых, средства восстановления и др. Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая, техническая, тактическая, психическая и теоретическая подготовка.
Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижение высокого уровня физического развития, воспитание необходимых спортсмену физических качеств. Ее принято разделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СПФ).
Цель ОФП – достижение высокой работоспособности занимающегося. Ее средствами являются разнообразные физические упражнения (ходьба, бег, передвижения на лыжах, плавание, спортивные игры, гимнастика, упражнения с отягощениями и др.). СФП направлена на воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта. Она проводится систематически и помогает спортсмену подготовиться к соревнованиям. Средствами ее являются специальные упражнения и элементы избранного вида спорта. Соотношение ОФП и СФП в процессе спортивной тренировки меняется – по мере роста спортивного мастерства постепенно возрастает удельный вес СФП.
Техническая подготовка спортсмена направлена на изучение и совершенствование техники движений, свойственных данному виду спорта. В основе ее лежит рациональное использование физических ресурсов спортсмена, направленное на достижение высокого результата.
Тактика это совокупность способов применения технических приемов в соответствии с условиями и задачами соревновательной деятельности. Тактика имеет свои особенности в каждом виде спорта, что обусловливается его спецификой. В таких видах спорта, как лыжный спорт, легкая атлетика и в других видах спорта циклического характера возможности тактики ограничены. Это объясняется тем, что спортсмен выполняет заученные движения, соревнуясь в основном с собой и отсутствием контакта с соперником. Тем не менее, и в этих видах спорта спортсмены используют некоторые тактические приемы, заключающиеся в характере прохождения дистанции. Наиболее широкие возможности для тактики имеются в игровых видах спорта, единоборствах.
Для построения тактического плана спортивной борьбы необходимо изучать своих соперников и их тактические приемы, знать и правильно распределять свои силы, применять такие маневры, которые могут принести успех. План тактической борьбы должен быть подчинен интересам коллектива и команды.
Психическая подготовка спортсмена направлена на воспитание у него нравственных и волевых качеств. Воля – это сознательная активность спортсмена, направленная на преодоление препятствий и достижение поставленной цели. Воля воспитывается в процессе преодоления трудностей, возникающих в процессе тренировок и соревнований: страха перед трудным элементом, болезненных ощущений или неблагоприятных условий внешней среды (жары, холода, высокой влажности и др.); соблюдения установленного режима дня, подчинения правилам спортивных соревнований, выполнения дисциплинарных требований на учебно-тренировочных занятиях и др. Волевые усилия всегда носят осознанный характер. Наиболее отчетливо они проявляются, когда спортсмен встречается с серьезными трудностями. Так, например, требуется большая сила воли, чтобы преодолеть состояние так называемой «мертвой точки». В этих случаях рекомендуется использовать методы «настройки», «самопробуждения», «самоприказа» и т.д.
Воспитание воли, прежде всего, зависит от самих занимающихся. Каждый спортсмен, заботясь о своей волевой подготовке, должен изучать природу объективных и субъективных трудностей, с которыми может встретиться на соревнованиях, воспитывать у себя способность к их преодолению. Важно отметить, что морально-волевые качества, воспитанные в процессе занятий спортом, потом становятся постоянными чертами личности человека.
Непосредственная подготовка к спортивному соревнованию должна нести в основном психологическую направленность, так как именно психическая готовность в короткое время непосредственной подготовки в большей мере подвержена изменениям, чем функциональная и техническая. Именно изменения в психической готовности становятся причиной нарушения технической и функциональной готовности спортсмена.
Одним из способов непосредственной подготовки к соревнованиям является идеомоторная тренировка. Суть ее заключается в умении сознательно, преднамеренно вызывать кинестезические представления и комплекс тех ощущений и восприятий, от которых зависит успех выполнения реального действия.
Использование идеомоторной настройки перед соревнованием в течение 10–15 занятий подготавливает спортсмена к успешному выступлению. Все это происходит только в том случае, если спортсмен путем усиленной тренировки развивает у себя способность в нужный момент вызывать мышечно-двигательные представления о движении. Этому способствуют следующие приемы:
- систематическое индивидуальное планирование предстоящих действий;
- проговаривание заданий;
- мысленное выполнение упражнений с применением волевых усилий, мышечным напряжением и расслаблением, имитационными движениями;
- умение разделять движение на части и находить в них основные фазы двигательных действий;
- сравнение и анализ мышечно-двигательных ощущений реального действия с представляемым;
- внушение и самовнушение;
- выполнение упражнения после сокращенной специальной разминки.
8.5. Специальные зачетные требования и нормативы
В избранном виде спорта
В конце каждого семестра для получения зачета студенты помимо общепринятых нормативов по ОФП сдают специальные, специфичные нормативы по избранному виду спорта.
В волейболе принимаются следующие нормативы: подача мяча, нападающий удар, передачи мяча, постановка блоков.
В баскетболе используются обводка на время, штрафной бросок, передачи мяча, передача и бросок в корзину.
В футболе сдают обводку, набивание, передачи, удар по воротам.
В лыжном спорте и легкой атлетике – бег на различные дистанции.
У пловцов применяется плавание на 50, 100 м различными стилями.
В тяжелой атлетике – приседание со штангой, жим лежа, становая тяга. Борцы демонстрируют броски, подсечки.
В аэробике оценивается силовая подготовка, выполнение связок.
Список рекомендуемой литературы
1. Аэробика: В 2-х т. Т.1. Теория и методика. – М.: Федерация аэробики России, 2002. – 232 с .
2. Раменская, Т.И., Баталов, А.Г. Лыжный спорт: Учебник. – М.: ФиС, 2005. – 320 с.
3. Железняк, Ю.Д., Портнов, Ю.М. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учебник. – М.: Академия, 2007. – 520 с.
4. Железняк, Ю.Д., Портнов, Ю.М. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учебник. – М.: Академия, 2008. – 400 с.
5. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 231 с.