Трансформации насилия: замещение
· практики замещения: физическое насилие замещается его символическими аналогами. Заменой может служить:
· атрибутика (агрессивная символика в одежде, украшениях – например, шипы и цепи у металлистов;
· изображения черепов, ножей, скрещенных копий, оскалившихся животных, хищных птиц),
· вербальная агрессия (оскорбительные выкрики и надписи на стенах), а также ритуальные и игровые аналоги поединков и сражений.
Гендер и субкультуры
Мужское (символическое) «большинство»
Субкультурная регламентация мужского образа
Мужская структура групп (ключевые фигуры, лидеры)
Маргинальность женского лидерства
Альтернативные женские роли и их легитимация («мать», «тема»)
Женские стратегии самопрезентации
Воспроизводят мужской образ
Самопрезентация по контрасту (не-субкультурный vs мужской=субкультурный) девушки, которые воспроизводят мужской образ (кожаные куртки, грубоватые манеры), зачастую рассматриваются не в качестве женщин, потенциальных возлюбленных, а скорее в качестве «боевых подруг», как «свои парни».
По свидетельству девушки из среды алисоманов, «любовные отношения алисоманы чаще всего строят с представителями других субкультур. На вопрос, почему алисоманы выбирают пару не среди своих, они обычно отвечают: «Ну, мы знакомы с детства, уже как брат и сестра», «Двум аликам вместе не ужиться – начнется борьба за лидерство» [Т.Будько. Алисомания. Реферат студентки 1 курса Смольного института свободных искусств и наук при СПб ГУ. Научный руководитель Т.Б. Щепанская. 2003 г.].
Идеология гипермаскулинности
Футбольные фанаты «Зенита»:
Девочка Маша – нет!
Манная каша – нет!
Телефонная будка – нет!
Жена-проститутка – нет!
Женщина, которая поет – нет!
Женщина, которая дает – нет!
Женщина, которая родит – нет!
«Зенит», который победит – да!!! [ Муфтиярова А.А. Современный хулиганизм. Курсовая работа. СПб ГУ, ф-т социологии, 5 курс в/о. Научный руководитель – д.и.н., проф. В.В. Бочаров.]
В футбольных кричалках женщинам приписывается, в основном, сексуальный интерес к игрокам:
Полюбила футболиста –
Добрый он и нежный,
И красивый, и речистый
Дмитриев Олежек [Смена. Спорт: Специальный выпуск для болельщиков «Зенита». 25.04.1998 г. № 92 (21964), С.3.].
Невинные девушки и уличные субкультуры
Анжела Мак-Робби: в работах коллег по Бирмингемскому Центру Современных культурных исследований – недооценка роли гендерных отношений, по ее мнению, центральной в функционировании молодежных субкультур.
В литературе по субкультурам девушки и молодые женщины представлены явно недостаточно, точнее, практически отсутствуют [Обзор на эту тему см.: Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000. С.39.].
Вопрос: является ли это проблемой репрезентации в текстах или самого феномена субкультур?
Предположение особой девичьей «культуры спальни» [ McRobbie, A. Feminism and Youth Culture: From Jackie to Just Seventeen. Boston: Unwin Hyman, 1991. P.ix.].
Субкультурный статус женщины определяется статусом мужчины, с которым она символически связана.
Пример из диалогов в системе: «Женщина входит в тусовку – в основном, приходит со своим другом, мужем, братом – я ее привел, сказал одному, другому: «Катя. Моя сестра» или – «любовница», - и он будет относиться к ней как ко мне: если меня уважают, то и ее точно так же будут уважать. Если презирают – то и ее будут презирать» (ПМА. Л., 1987 г.).
Ту же модель переноса мужского статуса на женщину описывают и индеанисты: «Как правило, девушки в движение приходят вслед за мужчиной. Напрмер, жена Б. К. так опосредованно пришла в двжение. Она как бы разделила его увлечение, шила одежду т.д., но она так и говорила – для меня лично это ничего не значт. Когда они развелись, она ушла индеанистики. Это очень типичный случай» (Ловец заката. См.: А.Г. Никитина, СПб., 2000 г.).
Индеанисты
В мужчине ценятся качества воина: физическая сила, ловкость, агрессивность (в ситуации противоборства); поощряются соответствующие практики: воинские искусства, охота, верховая езда [Година А. Взаимодействие субкультуры и культуры (на примере движения индеанистов)//Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб., 1999. С.51 – 66. С. 58,59.].
Женщине – скво – отводится роль его подруги, хранительницы очага, провожающей его на подвиг и ожидающей в типи.
При этом женским занятиям и качествам приписывается более низкий статус, что отпечаталось в сленге, словообразования от скво обозначают одновременно «женское» и «несовершенное»:
· скворост – принесенные женщиной дрова, которые плохо рубятся, и хворост, который не горит;
· скворум или скворечник – сборище женщин.
Для большинства известных к настоящему времени молодежных субкультур характерны:
(1) символическое разведение мужских и женских практик;
(2) значение «мужских» практик как идентификаторов «настоящего» носителя субкультурных ценностей;
(3) оценка «мужских» практик как более престижных, чем женские.