Молодежные субкультуры: телесность
Молодежные субкультуры: телесность
Габитус Пьера Бурдье
Тело в человеческом мире тесно связано с функционированием социальной среды, а потому становится объектом культурной регуляции – но также и средством трансляции культурных значений.
П. Бурдье: «обладая (биологическим) свойством быть открытым миру и таким образом подверженным воздействию мира, а потому способное быть обусловленным миром, сформированным материальными условиями существования, в которых оно размещено изначально, оно является объектом процесса социализации, где сама индивидуация является продуктом, самоспецифичность которого оформлена в рамках и посредством социальных отношений» [см.: Bourdieu, P. Pascalian meditations. Cambrdge: Polity Press in association with Blackwell Publishers Ltd., 2000. P.134.].
Моделируя механизм включения тела в процесс социальных взаимодействий, П. Бурдье использует понятие habitus, под которым понимает систему предрасположенностей к определенным видам активности (диспозиций), запечатленных в теле в виде способностей (набора схем восприятия, понимания и действия), инкорпорированных в тело как результат прошлого опыта.
Этот опыт имеет социальную природу, так как формируется в ходе участия в коллективных практиках, характерных для той или иной социальной среды («поля») и определяется положением ее в социальной структуре – доступными ресурсами и накладываемыми ограничениями.
Таким образом, habitus (значимые для общества характеристики тела – способности, желания, ментальные схемы) связывает тело с той социальной средой, в которой оно сформировано.
Habitus рассматривается и как активная сила, имеющая обратное действие на функционирование общества: «Habitus как система предрасположенностей (диспозиций) быть и делать – это потенциальные возможности, желание быть, которое, определенным образом, стремится создавать условия своего осуществления и таким образом создавать условия, наиболее благоприятные для того, чем он является.
В отсутствие каких-либо важных сдвигов (смены позиции, например) условия его формирования являются также условиями его реализации. Но в любом случае агент делает то, что в его силах, чтобы сделать возможной актуализацию возможностей, запечатленных в его теле в форме способностей и предрасположенностей, сформированных условиями существования» [см.: Bourdieu, P. Pascalian meditations. Cambrdge: Polity Press in association with Blackwell Publishers Ltd., 2000. P. 150.].
Таким образом, запечатлевая себя (свои влияния и практики) в теле индивида, социальная среда создает условия для своего воспроизводства.
Тело: его внешние особенности, физические состояния, положения и движения – регламентируются культурой и становятся знаками, используются в практике взаимодействий для выражения идентичности (ср.: волосатый, бритоголовый – в качестве самоназваний, указаний на принадлежность к общности).
Совокупность таких знаков в рамках исследования субкультур мы будем рассматривать как «телесный код».
Таким образом, предметом исследования в рамках изучения субкультур должны стать следующие аспекты телесности: Тело как знак – те проявления телесности, служат знаками (внешний облик, состояния, положения, движения, отправления тела);
Практики формирования тела в культуре:
· способы трансформации и регламентации телесности (практики придания формы, украшения, ограничений и проч.);
· процессы интерпретации – придания и считывания значений;
· знаковые функции тела в (со)обществе: социальные контексты, в которых тело выступает в своей знаковой роли, как элемент культуры.
Тело и питание
Пищевые ограничения как условие духовного продвижения: посты, вегетарианство (у кришнаитов и в ряде других ориенталистских культов).
Веганство, полный отказ от всех продуктов животного происхождения (в том числе и молочных, допустимых другими вегетарианскими диетами).
Движение стрэйт-эдж (straight edge), практикующее веганство в ряду других форм здорового образа жизни. Веганство как протест и «прямое действие» против «экологически агрессивной» современной цивилизации – в контексте борьбы против «спешизма» (т.е. дискриминации животных видов) и связанного с ним употребления в пищу и для изготовления одежды продуктов и материалов животного происхождения.
Пищевые ограничения у панков-веганов - как форма отказа от насилия по отношению к природе.
Веганская пища считается здоровой пищей, а поддержание здоровья своего тела – формой борьбы за свое и планеты будущее.
Ограничения в питании являются и следствием самого образа жизни, характерного для некоторых субкультур.
Нарративы автостопа: когда в путь без денег.
Телеги (рассказы) – о скудости пищи на трассе (в пути) и вписках (в местах временного жительства путешественников).
Пища- хавка (что выдает ее непритязательность) и ништяки (буквально – остатки еды на тарелках в общепите).
Литаться ништяками бывалые хиппи не советуют, во избежание проблем со здоровьем, хотя наличие этого термина в сленге говорит о бытовании соответствующей реалии (особенно в условиях трассы, бездомности и беспрайсовости, т.е. безденежья).
Жидкий чай: вторяки, друганчик (т.е. вторично заваренный на старой заварке), белые ночи, киндерпис (от нем. Kinder — ребенок и рус. ‘писать’),
Плохое вино: косо’рыловка, вайн (от англ. wine), ботл (от англ. bottle, бутылка), дринк (от англ. drink — питье) и т.д.
То и другое имеет скорее коммуникативную, чем питательную функцию: вино может стать центром случайной компании в скверике или на вокзале; чай — поводом к знакомству (являясь на флэт, можно не сразу проситься на ночлег, а сказать — “чаю зашел попить” и выложить пакетик чаю, а потом уже на ночь остаться).
На вокзалах заходят в диспетчерскую — “попросить кипятка”, а по пути норовят разговориться и пристроиться в попутный товарняк. А. Кротов, описывая питание на трассе (т.е. во время путешествия стопом), упоминает торпеду – пластиковую бутылку из-под лимонада, наполненную крупой.
Пища и вино в традиции хиппи источник не столько телесного, сколько духовного насыщения. Дао плавает в стакане,
Дао плавает везде:
И в Неве, в Оке и в Рейне,
В пиве, водке и портвейне (СПб, 1987 г.).
Заботиться о еде не принято: Бог даст.
Впрочем, навязчивое желание поесть тоскливо проступает в афоризмах типа: “И вечный Пост, кулич нам только снится” (“Сорока”, 9.06.1997).
Пища и хипповские анекдоты
Хипповский анекдот, который был записан на фестивале «Сан-Рейн» под Петербургом в 2004 г. Собрались люди, ориентирующиеся на культуру хиппи, ролевики, реконструкторы, рок-музыканты и поэты в стиле «индастриал».
У костра на этом фестивале шел неторопливый философский разговор о том, имеет ли жизнь какой-нибудь смысл. Потом кто-то сказал: «Давайте-ка за дровами». Тут же поднялись четверо и разбрелись по лесу в поисках дров.
«Ничего себе, как они дружно-то, - удивился один из собеседников. – Обычно на такого рода предложения не реагируют. Это как байка про хиппанов. Сидят такие хиппаны, и кто-то говорит: -- А давайте ништяков заточим (т.е. еду приготовим.). – Давай. И все продолжают сидеть. Через час снова: -- Давайте ништяков заточим. – Давай. Все сидят. Через час: -- ну давайте ништяков заточим. – Давайте. Все сидят. – А давайте в Москву по шоссе пойдем. Все встают и идут» [Кравченя А. Антропологическое исследование: поведение и коммуникация на фестивале «Сан-Рейн» под Санкт-Петербургом. Курсовая работа (рукопись). Научный руководитель Т.Б. Щепанская. Смольный институт свободных искусств и наук при Санкт-Петербургском государственном университете. 1 курс. СПб., 2004.].
Татуировки
Скинхеды татуируют на плече или гладкой коже головы изображение черепа, паука, оружия, а также кельтского креста или разные варианты свастики.
Решение сделать татуировку расценивается как доказательство преданности своему сообществу: «Если человек просто потусоваться, он так не сделает. А если, говорит, он сделает, то это как бы… испытание», - говорил по этому поводу лидер одной из группировок [См.: Щепанская Т.Б. Антропология молодежного активизма // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб.: Изд-во «Норма», 1999. с.272 (по полевым материалам А. Топоровой, 1998 г.).].
Татуировка как средство символической самоидентификации с сообществом особенно важна для неофитов. Некоторые наблюдатели полагают, что татуировка субкультурных символов – «пропуск в мир бритоголовых», поскольку считается, что внедренный представитель правоохранительных органов и вообще идейно неблизкий человек делать ее не будет.
Принадлежность к сообществу считается особенно искренней и прочной, если она запечатлена на теле человека. Наличие татуировок важно и в общении с незнакомыми скин-группами: «Чем больше татуировок имеет бритоголовый, тем больше к нему доверие со стороны любой незнакомой скин-группы» (ПМ: Е.В. П., СПб., 2004 г.).
Волосы
У хиппи это длинные волосы, свободно растущие и развевающиеся по ветру – хайр (от англ. hair – ‘волосы’).
В 1980-х гг. последователи хип-культурного образа жизни называли себя чаще не хиппи, а волосатые или хайрастые, а в порядке самоиронии – хайранутые (что подразумвало и характерное смещение психики).
Волосатый – выражение не только групповой принадлежности, но и групповой оценки, синоним слова хиповый: волосатый музон, волосатый флэт, волосатые джинсы – это одновременно и хиповые, и положительно оцениваемые, соответственно, музыка, квартира или штаны.
Волосато как выражение одобрения (ср.: хипово – в том же значении).
Обретение и утрата идентичности описывалась в терминах смены прически: охайреть (т.е. отрастить волосы) означало ‘стать хиппи’, обхайраться (т.е. подстричься) – соответственно, ‘уйти с тусовки, перестать тусоваться’.
Символика короткой стрижки присутствует у бритоголовых.
Самоназвание скинхедов – англ. skinheads, т.е. ‘кожаные головы’, или в русском варианте бритоголовые интерпретируется в контексте практик насилия: чтобы во время драки противник не мог бы схватить за волосы. Ссылка на армейские образцы (короткая стрижка в армии) – также апеллирует к символике силы.
Короткая стрижка как символ верности – партии (в политизированных сообществах) или Богу (в конфессиональных сообществах, например, у кришнаитов: «Я все отдал Богу, даже волосы»).
У панков короткая стрижка или только выбритые виски толкуются как знак «отказа» - пресечения связи с культурой доминирующего большинства.
В некоторых группах мистического направления гладко выбритая или облысевшая голова – знак «непривязанности» к путам материального мира или открытости «космосу», его «энергии», готовности к «восприятию информации» извне повседневности.
Жесты
Приветствия: у хиппи – два пальца (указательный и средний), поднятые и расставленные в виде латинской “V” (“Виктория” – победа Революции Цветов);
Металлисты (слушатели “тяжелого металлического рока”) - энергично выброшенная вперед/вверх рука, пальцы в кулак, указательный и мизинец выставлены вперед (жест связывается с символикой инфернального и носит название “бык” или насмешливо – “коза”).
Панки: показывают кулак с выпрямленным средним пальцем (что воспринимается как непристойность).
Эти жесты служат приветствием и опознавательным знаком в среде “своих”, средством эпатажа “чужих”, а на рок-концертах – выражением поддержки исполнителю знаковой (культовой) музыки.
«Энергия»
Болезненные состояния описывают в терминах «энергии» (понимая под нею мистическую связь между телесным и духовным/телесным состоянием человека).
Это понятие распространено у ролевиков, трансеров, хиппи и др.
Такое определение позволяет использовать телесную боль как повод для вмешательства в отношения между людьми, для манипуляции отношениями, в которые включен данный человек.
Из наблюдений в системе конца 1980-х гг.:
«В Сайгоне, - говорил мне один волосатый, - энергетики крышу двигают. Девушка одна мне говорит: вот, прихожу в Сайгон, голова болит ужасно. Я ей говорю: так уходи отсюда, - она не уходит. Я ее-таки увел. А это там энергетики ведут свои астральные войны. Дикобраз сказал, что от этого никуда не деться. Это политика».
Люди, занимающиеся магическими манипуляциями с «энергиями» (энергеты, в ролевой среде – энергуи или магуи, т.е. маги) могут снять или вызвать головную боль с помощью мысленных ритуалов: «От головной боли как избавляются: покрутят-покрутят (в голове, мысленно), начинают ускорять – был круг, стала змеюка, открываешь шестую чакру и она вылетит. И не дай Бог человеку попадет в это время, и не дай Бог тоже на лоб сюда между глаз – и тоже у него будет та же боль. Один (Ш.) пошутил – и случайно у того, напротив стоящего (за столиком в Сайгоне) тоже голова заболела. И Ш. мне говорит: я не хотел» (ПМА, Л., 1988 г.).
Обвинения в «энергетическом воздействии» используются как способ отрицательной стигматизации и изоляции соперника в конкурентных ситуациях, например, для того чтобы разладить любовные отношения. «Одной девушке подарили фотографию с иконки. Подарил один человек – они случайно встретились… И у нее развился невроз. Параноидальный психоз. Ну, пришел человек один, Д. Он много в этом понимает. Он сказал, что это от иконы болезнь происходит. Надо ее убрать. Такие люди, кто это понимает, они чувствуют: вот так ладони протянут – и чувствуют, откуда идет воздействие. Ауру видят…» (ПМА, Л., 1998).
Смерть
Часто упоминается в граффити Ротонды (1987 – 88 гг.): "Выход – жизнь, вход – смерть"; "Никто не выйдет отсюда живым"; "Все в мире тлен. Мы тленны"; "До встречи там, братья!"; "Все мы гости на этом свете".
Характерно отрицание непреодолимой грани между нею и жизнью: «Мертвые не живы, живые не умрут», «Смерть – жизнь».
Ролевики: мертвятник (проживание своей смерти)
Рок: «умереть молодым». Концерты и фестивали «Памяти…».
Могила Белого Спелеолога
Смерть в песне скинхеда:
Не боюсь я смерти, если надо, что ж,
Пусть воткнется в сердце цунарефский нож.
И на стадионе пусть в любой момент
Мне башку проломит своей палкой мент.
Страх зрачки не сузит. Нас бросала кровь
На шатры арбузников, на щиты ментов [Е.В. Радикальные молодежные сообщества: структуры повседневности практики социализации и коммуникации. Дипломная работа. СПб ГУ, ф-т социологии (рукопись). СПб., 2004.].
Тело силы
Скинхеды: насилие сюжетно.
Формы силовых акций:
Патрулирование – быстрое групповое избиение на котролируемой территории. Группа из 3 – 5 человек обходит определенную территорию, выискивая того, кого можно отнести к числу «врагов». Другая группа следит за обстановкой, предупреждая в случае появления милиции. Найдя «врага», его сбивают с ног, потом все вместе пинают в течение нескольких минут и разбегаются.
Рейд – спланированное нападение несколькими группам на заранее намеченный объект (например, общежитие или рынок). Бритоголовые в этом случае появляются в неприметной одежде (шифруются), чтобы быстро ретироваться.
Погром -- массовый проход по большой улице: собирается несколько команд и быстро идут, запрудив всю ширину улицы, громя по пути ларьки, машины и случайных встречных, которых могут отнести к категории символических «врагов». Затем все разбегаются в разные стороны.
Махач – массовая драка «стенка на стенку», вероятно, между двумя молодежными группировками (это слово используется и у футбольных фанатов).
Тело: фанаты, алисоманы
Обозначение приемов, используемых во время силовых акций:
· шедвел (проникновение группы hooligans в сектор фанатов враждебной команды, провокация драки),
· слэм (куча-мала после гола, нередко как провокация для милиции),
· ретировка (быстрый уход с места потасовки врассыпную или мелкими группами).
· оружие, собирательно называемое
· дерьмо (г…) или аргументы:
· рычаг (рука или нож),
· пряга (тяжелый армейский ремень с пряжкой) и др. используются также цепи, обрезки металлических труб, дубинки.
· свинчатки (дверные пружины, наполненные кусочкам свинца и обмотанные снаружи изолентой) и
· беспальцовки – кожаные перчатки с обрезанными пальцами и металлическими шипами [Николенко Н.С., Указ.соч.; Будько Т. Указ.соч.; Муфтиярова А.А. Современный хулиганизм. Курсовая работа. СПб ГУ, ф-т социологии, 5 курс в/о. Научный руководитель – д.и.н., проф.В.В. Бочаров.].
Гендер и субкультуры
Мужское (символическое) «большинство»
Субкультурная регламентация мужского образа
Мужская структура групп (ключевые фигуры, лидеры)
Маргинальность женского лидерства
Альтернативные женские роли и их легитимация («мать», «тема»)
Женские стратегии самопрезентации
Воспроизводят мужской образ
Самопрезентация по контрасту (не-субкультурный vs мужской=субкультурный) девушки, которые воспроизводят мужской образ (кожаные куртки, грубоватые манеры), зачастую рассматриваются не в качестве женщин, потенциальных возлюбленных, а скорее в качестве «боевых подруг», как «свои парни».
По свидетельству девушки из среды алисоманов, «любовные отношения алисоманы чаще всего строят с представителями других субкультур. На вопрос, почему алисоманы выбирают пару не среди своих, они обычно отвечают: «Ну, мы знакомы с детства, уже как брат и сестра», «Двум аликам вместе не ужиться – начнется борьба за лидерство» [Т.Будько. Алисомания. Реферат студентки 1 курса Смольного института свободных искусств и наук при СПб ГУ. Научный руководитель Т.Б. Щепанская. 2003 г.].
Индеанисты
В мужчине ценятся качества воина: физическая сила, ловкость, агрессивность (в ситуации противоборства); поощряются соответствующие практики: воинские искусства, охота, верховая езда [Година А. Взаимодействие субкультуры и культуры (на примере движения индеанистов)//Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб., 1999. С.51 – 66. С. 58,59.].
Женщине – скво – отводится роль его подруги, хранительницы очага, провожающей его на подвиг и ожидающей в типи.
При этом женским занятиям и качествам приписывается более низкий статус, что отпечаталось в сленге, словообразования от скво обозначают одновременно «женское» и «несовершенное»:
· скворост – принесенные женщиной дрова, которые плохо рубятся, и хворост, который не горит;
· скворум или скворечник – сборище женщин.
Для большинства известных к настоящему времени молодежных субкультур характерны:
(1) символическое разведение мужских и женских практик;
(2) значение «мужских» практик как идентификаторов «настоящего» носителя субкультурных ценностей;
(3) оценка «мужских» практик как более престижных, чем женские.
Молодежные субкультуры: телесность
Габитус Пьера Бурдье
Тело в человеческом мире тесно связано с функционированием социальной среды, а потому становится объектом культурной регуляции – но также и средством трансляции культурных значений.
П. Бурдье: «обладая (биологическим) свойством быть открытым миру и таким образом подверженным воздействию мира, а потому способное быть обусловленным миром, сформированным материальными условиями существования, в которых оно размещено изначально, оно является объектом процесса социализации, где сама индивидуация является продуктом, самоспецифичность которого оформлена в рамках и посредством социальных отношений» [см.: Bourdieu, P. Pascalian meditations. Cambrdge: Polity Press in association with Blackwell Publishers Ltd., 2000. P.134.].
Моделируя механизм включения тела в процесс социальных взаимодействий, П. Бурдье использует понятие habitus, под которым понимает систему предрасположенностей к определенным видам активности (диспозиций), запечатленных в теле в виде способностей (набора схем восприятия, понимания и действия), инкорпорированных в тело как результат прошлого опыта.
Этот опыт имеет социальную природу, так как формируется в ходе участия в коллективных практиках, характерных для той или иной социальной среды («поля») и определяется положением ее в социальной структуре – доступными ресурсами и накладываемыми ограничениями.
Таким образом, habitus (значимые для общества характеристики тела – способности, желания, ментальные схемы) связывает тело с той социальной средой, в которой оно сформировано.
Habitus рассматривается и как активная сила, имеющая обратное действие на функционирование общества: «Habitus как система предрасположенностей (диспозиций) быть и делать – это потенциальные возможности, желание быть, которое, определенным образом, стремится создавать условия своего осуществления и таким образом создавать условия, наиболее благоприятные для того, чем он является.
В отсутствие каких-либо важных сдвигов (смены позиции, например) условия его формирования являются также условиями его реализации. Но в любом случае агент делает то, что в его силах, чтобы сделать возможной актуализацию возможностей, запечатленных в его теле в форме способностей и предрасположенностей, сформированных условиями существования» [см.: Bourdieu, P. Pascalian meditations. Cambrdge: Polity Press in association with Blackwell Publishers Ltd., 2000. P. 150.].
Таким образом, запечатлевая себя (свои влияния и практики) в теле индивида, социальная среда создает условия для своего воспроизводства.
Тело: его внешние особенности, физические состояния, положения и движения – регламентируются культурой и становятся знаками, используются в практике взаимодействий для выражения идентичности (ср.: волосатый, бритоголовый – в качестве самоназваний, указаний на принадлежность к общности).
Совокупность таких знаков в рамках исследования субкультур мы будем рассматривать как «телесный код».
Таким образом, предметом исследования в рамках изучения субкультур должны стать следующие аспекты телесности: Тело как знак – те проявления телесности, служат знаками (внешний облик, состояния, положения, движения, отправления тела);
Практики формирования тела в культуре:
· способы трансформации и регламентации телесности (практики придания формы, украшения, ограничений и проч.);
· процессы интерпретации – придания и считывания значений;
· знаковые функции тела в (со)обществе: социальные контексты, в которых тело выступает в своей знаковой роли, как элемент культуры.