Телесность и холистический подход

В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Сложившееся в настоящее время отождествление понятия – «личность» исключительно с «внутренними», интеллектуально-психическими характеристиками и их противопоставление телу и телесности порождает существенные негативные последствия как теоретического, так и практического характера [11]. Разъединения телесности, душевной организации и духовного мира индивидуума, разведение «внутреннего» мира человека и его внешней данности влечет за собой также и целый ряд психосоциальных проблем. Например, это – формирование «одномерной», «частичной» (нецелостной) личности, у которой «голова», «душа» и тело находятся в дисгармонии, при этом Духу, вообще, «не находится места».

Личность – это «телесно-данное-для-себя-бытие». «По телу только мы и можем судить о личности, тело – не мертвая механика неизвестно каких атомов. Тело – живой лик души, неотъемлемая стихия личности»[5].

Для психотерапевтической практики важно определять и разделять понятия «тело» и «телесность». Представления психотерапевта (психолога-консультанта) о теле и телесности формируются в зависимости от того, в какой «системе координат» он рассматривается себя и своего клиента – в холистической или дихотомической. Представляется важным то, трактуется ли им собственное тело и собственная телесность, а также тело и телесность клиента, как равноправный элемент в единой (целостной) системе, во взаимосвязи с другими атрибутами человеческого бытия, или же утверждается отдельность и обособленность тела и телесности.

Как известно, слово «телесность» появилось в словарях русского языка в первой половине XX века. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл. Даля статья «тело» не выделялась, но была представлена статья «плоть», в которой плоть отождествлялась с понятием «тело животного и человека; все вещество, из коего состоит животное тело…».

Выделяют [9] четыре основных типологических подхода к проблеме человеческой телесности.

Первый подход связан с представлением о первичности тела по отношению к душе, то есть тело служит фундаментом человеческой психики. Такой подход наиболее полно представлен в трудах 3. Фрейда и его последователей.

Вторая группа исследователей настаивает на примате души по отношению к телу. При этом тело рассматривается как простое вместилище духа, которое «облагораживает» тело и позволяет человеку отличаться от животных. Элементы такого подхода можно выявить в философских работах М. Шелера.

Третий подход к проблеме телесности связан с представлением о дуализме души и тела, который наиболее ярко прослеживается в трудах Спинозы.

Наконец, последняя четвертая группа учёных утверждает, что и тело и душа не обладают статусом полной суверенности, первичности или автономности. Тело одушевлено, а душа телесна. Иначе, тело и душа – это взаимосвязанные, конвергентные (слитые воедино) начала единого человеческого существа – индивидуума, единой человеческой целостности.

Анализируя сущность человеческого тела и телесности, М. Мерло-Понти рассматривает их не как объективную вещь, не как внешнюю реальность, а как особый чувственно-смысловой феномен, который в христианстве именовали плотью. Каким образом, в исследованиях телесного бытия в конце XX – начале XXI века было установлено, что телесность не вполне идентична телу, что она «шире» и «больше» тела, а в телесно-метафорических проявлениях способна выражать психологические проблемы человека [7].

Человеческая плоть – это сложный природно-культурный феномен, особая точка пересечения внешнего мира с внутренним миром, в которой осуществляется не просто их соприкосновение, но и осмысление сосуществования. Плоть – это чувственно-смысловая материальная оболочка человека, благодаря которой осуществляются рефлексия и ментальность путём предания всему временности и пространственной ориентации.

Плоть позволяет человеку воспринимать мир и переживать эту вовлечённость как своё теперешнее бытие [9]. В.А. Подорога пишет: «субъективность, или то, что мы иногда называем суверенностью человеческой личности, появляется из множества следов, оставленных на человеческих телах» [10].

Физическая ограниченность (кожей и слизистыми) тела человека не совпадает с ощущением и пониманием своего тела. Как правило, рассматривая свое физическое тело в качестве «ядра», человек воспринимает себя как телесное существо больше, чем реально занимает его тело.

В холистической психотерапии мы обращаемся к феномену телесности (плоти), как к некому избытку тела, к тому, во что оно (физическое тело) простирается в пространстве, становясь материей исполненного желания [10]. Кроме того, временное его измерение «соткано» из разных времён, которые, переплетаясь, нарушают его обычную линейную последовательность, так как одновременно в жизненном пространстве человека может существовать прошлое, настоящее и будущее его телесности. Помимо этого в телесное пространство человека входят явления сознания и самосознания.

Составляющими элементами единства человеческой организации является тождество объективного и субъективного, «природного» и социального, соматического и психического, которое может рассматриваться в качестве внутреннего источника развития целостной телесности человека [9]. Этот постоянно действующий источник делает возможным развитие и саморазвитие телесной человеческой целостности при постоянном обмене ее с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

Тело (слав. tъlo; лат. tellus – основа, почва, земля), по свидетельству словарных описаний, является, с другой стороны, вполне материальным объектом, поскольку одним из важнейших условий образования механизмов, формирующих телесность, являются свойства биологического организма человека и особенности формы тела человека [11]. Тело человека, как отмечают У. Матурана и Ф. Варела, представляет собой живую, открытую, оптимально функционирующую сложнейшую, саморегулирующуюся и самообновляющуюся биологическую систему с присущими ей принципами самосохранения и приспособляемости [6].

В русском языке помимо слова «тело», определяющего безжизненную материю, существовало другое слово – «тель», ныне вышедшее из активного употребления и обозначавшее живого, чувствующего человека. В немецком языке мы также встречаем два этих слова: одно из них обозначает физическое тело, которое «имеют» («Körper»), а другое – динамическую форму, через которую человек «являет себя» («Leib») [3]. В своей работе «Феноменология восприятия» М. Мерло-Понти также обращается к введенному ранее Э. Гуссерлем различию между «физическим телом (Körper)» и «телом-телесностью, моим телом (Leib) [7]. Leib-модель легла в основу целостного («телесно-ориентированного») психотерапевтического подхода немецкого психотерапевта Удо Баера [1].

Таким образом, «телесность», или «тельность» (плоть, живое, одушевленное, динамическое тело, тель) формирует единое пространство, позволяющее наблюдать в естественной целостности природные, психологические и социокультурные манифестации человеческой сущности [16] и восстанавливать утраченную целостность в холистической (цельно-ориентированной) терапии.

Холистический подход подразумевает единство организма человека, его души и духа, причем душа является «связующим мостиком» телесного и духовного в человеке.

Тело дает Духу возможность оформиться, онтологически «оплотниться», выразиться бытийно. Дух ищет материального проводника – форму; тело, будучи формой, ищет содержание, способное полнокровно его наполнить и «оправдать». С. Н. Булгаков писал: «… в теле, с телом и через тело совершается вся наша жизнь, оно есть лаборатория для духа, где он вырабатывает самого себя в своих функциях» [2].

Логика развития интегративной (восполняющей целостность), «биопсихосоциодуховной» модели, предложенного нами ранее [15] «соматотеоэтнопсихологического» подхода (СТЭП-подхода), введение понятия – «тельность» приводит нас к холистическим взглядам в современной психотерапии.

Холистический подход к пониманию человека и его тела, который в отечественной психотерапевтической традиции уходит корнями в работы академика В.М. Бехтерева, в созданное им междисциплинарное направление – «психоневрологию» (психология + неврология) [8], представлен также в трудах современных отечественных мыслителей В.А. Подороги, А.Ш. Тхостова и др. «Близкая к полной» картина описания параметров телесности может быть достигнута только на базе комплекса междисциплинарных, или «интегральных идей» по К. Уилберу, объединенных рамками одной, по нашему мнению, холистической концепцией [11].

Среди существующего в настоящее время многообразия психотерапевтических моделей, позволяющих помогать клиенту целостно, особое место занимают методики и техники холистической психотерапии [12]. Целью холистической психотерапии является повышение осознанности в зоне психической скотомы («слепого пятна») по запросу клиента. Принятие через Осознавание клиентом проблемной ситуации, интеграция личного опыта позволяет восстановить целостное восприятие клиентом «психотравмирующей» ситуации, на которую символически указывали симптомы и жалобы и «разотождествить» себя с этой ситуацией.

Так как, тельность (телесность) актуализируется в результате «касания» (Ж.-П. Сартр) и/или «взгляда» (В.А. Подпорога), то в нашей практике в равной степени представлены контактные и бесконтактные техники и методики взаимодействия с тельностью (телесностью) клиента [16].

Тельность в нашем подходе проявляется через четверосоставность (телесные ощущения, эмоционально-чувственные переживания, образы телесных ощущений и когнитивно-поведенческие паттерны). «Симфония четверосоставности» позволяет через интендирование жизненных событий, ситуаций, объектов, реинтерпретацию и комплексирование разнородных данных клиента восстановить цельность, как часть органического процесса холистической психотерапии [14].

Возникающее в ходе терапии Осознавание [13], не только помогает клиенту освободиться от симптома, но и открывает неосознаваемые ранее причины возникновения невротического нарушения, или психосоматического расстройства.

В заключении, проиллюстрируем холистический подход к проблеме человеческой телесности словами В.Л. Круткина: «… тело не часть человека, а весь человек. Быть – это значит быть телесным» [4].

Быть целостным – это характеристика человеческой телесности (тельности), которая проявляется в ходе холистической психотерапии!

Литература.

1. Баер У. Творческая терапия – Терапия творчеством (теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности) / Пер. с нем. Е.Климовой и В.Комаровой. – М.: Независимая фирма «Класс», 2013. – 552 с.,

2. Булгаков С.Н. Философский смысл троичности // Вопросы философии. – 1989. – №2. – С. 90 – 98,

3. Зинченко В.П., Леви Т.С. Психология телесности. Между душой и телом. – М.: АСТ МОСКВА, 2011. – 736 с.,

4. Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности: (философские очерки). – Ижевск: КГУ, 1993. – 169 с.,

5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Мысль, 2001. – 422 с.,

6.Матурана У., Варела Ф. Древо познания / Пер. с англ. Ю. А. Данилова. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 224 с.,

7. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия. 1945. – СПб.: «Ювента», «Наука», 1999. – 605 с.,

8. Незнанов Н.Г., Акименко М.А. Холистический подход В.М. Бехтерева в современной неврологии и психиатрии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2012. – №1. – С. 3 – 6,

9. Некрасова, Н.А. Феномен человеческой телесности / Н.А. Некрасова, А.А. Горяинов // Аналитика культурологии. Тамб. гос. Универ. Им. Г.Р.Державина – 2008. – №11. – С. 182 – 185,

10. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992 – 1994. – М.: «Ad Marginem», 1995. – 340 с.,

11. Романов А.А. Вербо- и психосоматика телесного бытия человека / Романов А. А., Сорокин Ю. А. // Вербо- и психосоматика: две карты человеческого тела: монография. – М.:ИЯ РАН – Тверь: АГРОСФЕРА ТГСХА, 2008. – С. 17–56.,

12. Старостин О.А. Методы холистической психотерапии как модели современной целостной психокоррекции и терапии // Психотерапия. – 2013. – №2(122). – С.23–26,

13. Старостин О.А. Осознавание с опорой на тело как основной действующий фактор в холистической психотерапии и реабилитации невротических нарушений и психосоматических расстройств / «Психологические, естественно - научные и философские проблемы современного общества» 27 декабря 2012 // Материалы межвузовской научно-практической конференции. – СПб.: МИЭП, 2012. – С.79–83,

14. Старостин О.А. Феномен «тельности» и холистический подход в психотерапии психосоматических расстройств. / Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике, Санкт-Петербург, ноябрь, 2013 г. – Вып. ХII. // Под ред. В.И. Мазурова. – СПб.: Изд-во Виктория плюс. – 2013. – С. 227 –230,

15. Старостин О.А. Холистический подход в диагностике и психотерапии соматоформных расстройств // Вестник психотерапии. – №47(52). – 2013, – С.23–29,

16. Цветус-Сальхова Т.Э. К определению понятий «тело» и «телесность» // Профессиональное образование в современном мире. – Новосибирск: Новосиб. гос. агр. универ. – 2010. – № 2(5). – С. 101 – 107.

Наши рекомендации