Рекреационно-развлекательный досуг: историческая динамика и современное состояние

Приступая к общей характеристике рекреационно- зздекательной деятельности, необходимо прежде всего подчеркнуть, что в основе ее лежат не только духовные, но и биологические потребности людей, которые объективно присущи любому живому существу и являются наиболее мощными по своей побудительной силе. Потребность в от­дыхе и развлечениях появилась у людей в те далекие време­на, когда о профессиональных организаторах подобных занятий не могло быть и речи. Формы такой деятельности рождались и совершенствовались в процессе обретения об­щественного опыта. И нельзя не отметить, что достижения на этом пути оказались весьма значительными. Во всяком случае, удалось не просто придумать много интересного, но и создать в результате своеобразную рекреационно-развле- кательную систему, в состав которой вошли игры, веселые праздники, гуляния, хороводы, посиделки, потехи ряженых, ярмарочные балаганы, деревенские братчины, фольклорный театр и многое другое. Некоторые из этих форм настолько прочно укрепились в быту народа, что с успехом использу­ются и сегодня - в век телевидения, компьютеров, Интерне­та, а также активной деятельности многочисленных центров, призванных заниматься организацией развлекательного до­суга уже на профессиональном уровне.

Тон в деле формирования национальной сферы отдыха и развлечений на Руси и в России, естественно, задавала де­ревня с ее веками отшлифованным укладом. Русский народ сумел создать поистине уникальный празднично-обрядовый календарь и не менее уникальную систему повседневного досуга. Важную роль сыграло здесь и последующее принятие христианства, согласно нормам которого полагалось делать свободными от работы воскресные и праздничные дни. До­суг стал более четко отмежевываться от труда как основной деятельности крестьянина. Это была своеобразная гарантия права трудящегося человека на отдых и развлечения.

В рассматриваемом контексте нельзя не отметить важ­ную роль сельской общины, общинных нравов, норм и пра­вил. Отличные возможности для отдыха и развлечений в летнюю пору представляла деревенская улица. Именно здесь проходили разнообразные гуляния с играми, кадрилями, хороводами, карагодами и т.д. Весьма важное место в сфере сельского досуга занимали традиционные братчины или кануны, как их еще называли. Обычно они проводились по так называемому обету и были связаны с какими-то давними событиями, имевшими счастливую развязку. Деревня прино­сила своеобразную дань святым, спасшим село от урагана, пожара, наводнения, засухи, града и т.п. В этот день из при­ходской церкви выносили иконы и хоругви, окропляли дома, поля и скот святой водой.

Осенью, а затем и зимой на смену уличным гуляниям приходили супрядки и посидели. На них собирались в основ­ном девушки и женщины с рукоделием - чесали кудель, пря­ли, вязали, вышивали. Здесь же неизменно пели, играли, обменивались новостями и т.д. Иначе обстояло дело с вече- ринами или беседами, как их называли в северных и северо­западных областях России. Это было уже молодежное веселье, основными участниками которого являлись девушки и парни. Стержень таких вечерин - кадрили, пляски, игры. Очень часто сюда приходила молодежь из соседних дере­вень. Подобные формы отдыха и развлечений становились средством и местом знакомств, дружеских встреч и способ­ствовали решению важных для молодых людей матримони­альных проблем.

Одной из распространенных форм деревенского досу­га всегда было гостевание, т.е. хождение в гости и прием гос­тей. Русский народ с незапамятных времен отличался ярко выраженным хлебосольством. Утверждению этой черты на­родного характера способствовали и сформировавшиеся еще в древности традиции. Специфической разновидностью гостевания повсеместно являлись престольные храмовые праздники. В эти знаменательные дни хозяева радушно при­нимали своих родственников, друзей и приятелей из других, чаще всего ближайших, деревень. Обильное угощение за сто- дом неизменно сопровождалось домашним весельем, а затем и традиционным гулянием по улице. Кроме престольных праздников, не менее пышно отмечались и важные семейные события - свадьбы, родины, крестины, именины и т.д.

Своеобразно развивалась городская развлекательная культура. Население российских городов долгое время расширялось в основном за счет притока деревенских пере­селенцев. Это оказало самое серьезное влияние на форми­рование городского досуга. На протяжении столетий крес­тьяне, становясь горожанами, приносили с собой на новое место жительства вековые устои, нравы, обычаи сельской общины. В системе отдыха и развлечений подобное влияние оказывалось особенно заметным. Выходцы из села хорошо знали и помнили, как это делается в деревне, и не торопи­лись отрекаться от прошлого опыта. В сфере организации досуга чаще всего превалировали те же танцы, песни, игро­вые развлечения, та же привычная «завалинка», те же хож­дения в гости и т.д. Подобную картину можно было наблюдать не только в уездных городках, но и на окраинах губернских центров, да и самой столицы.

Вместе с тем по мере укрепления городов и соответ­ствующего развития городского образа жизни многое стало меняться. Характерным для второй половины XIX века был усиленный рост среднего класса, ядро которого составляли ремесленники, мелкие торговцы, чиновничество, домовла­дельцы. В сфере досуга этой части населения, и особенно молодежи, получили широкое распространение городские вечеринки, которые заметно отличались от деревенских ве­черов и посиделок. Во всяком случае, тут мы уже видим иные танцы, иные песни, иные игры.

Петровские реформы сориентировали досугово-быто- вую сферу городов на европейские образцы. Примерно с середины XVIII столетия началось российское клубное дви­жение. Зародившись в дворянских кругах, оно затронуло потом буквально все слои общества. В большом количестве стали возникать купеческие клубы, клубы предпринима­телей, чиновников, офицерские собрания, клубы интелли­генции, а затем и общедоступные клубные центры типа рабочих клубов, народных домов, изб-читален, сельских культурно-просветительных кружков. Именно они станови­лись основными организаторами отдыха и развлечений в форме танцевальных вечеров, балов, маскарадов, разнооб­разных игр и других развлекательных занятий.

Своеобразную ветвь в развитии городского развлека­тельного досуга представляли массовые народные гуляния: загородные, площадные, ярмарочные и т.д. Их подробней­шее описание можно найти в книгах М.Забылина, А. Калмы­кова, А. Коринфского, М. Лентовского, М. Пыляева, И. Снегирева, А. Терещенко. Интереснейший материал по этой проблематике содержится в вышедшей в 2001 году кни­ге «Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. Очерки истории и теории».

Отношение к отдыху и развлечениям в советский пери­од было своеобразным. Для него характерен взгляд на эту сферу досуга как на нечто второплановое и даже второсте­пенное. Широко распространенным являлось суждение о том, что стране рано просто отдыхать и развлекаться - у нее слишком много более серьезных политических, экономичес­ких и образовательных проблем. Почти все из области доре­волюционной рекреации стало считаться устаревшим и мещанским. На некоторое время из молодежно-комсомоль­ского досуга исчезли даже танцы. Оставшиеся формы раз­влечений настойчиво окрашивались в «красный цвет» - кумачовые гуляния, политлото, политкарты, политкарнава- лы и т.д. Правда, длилось это сравнительно недолго и оста­лось лишь как воспоминание.

В послевоенные годы началось шумное противоборство танцевальных стилей. Молодежь тянулась к новым западным танцам. Однако руководство неуклюже и безуспешно на­саждало падеграсы и падекатры. Развернулась самая настоя­щая борьба с тлетворными западными влияниями. Огромные силы были брошены на дело партийно-государственного регулирования ширины штанов и длины юбок и причесок. На обличении стиляг и стиляжничества сосредоточили свои усилия средства массовой коммуникации.

Несколько изменилась рекреационно-развлекательная сфера в последнее десятилетие советского периода. Суровые запреты и ограничения все еще действовали. Однако все ощутимее становилось противостояние им. Засушенный от­дых в системе официального культпросвета явно способ­ствовал развитию молодежных форм, возникающих на иной, самодеятельной основе. Изменились ориентации комсо­мольских комитетов. Они стали всерьез побаиваться, что при такой культурной политике молодежь вообще начнет их игнорировать. Пришлось идти на определенные уступки. Пробились вопреки всему в сферу молодежного досуга дис­котеки. Опрокинув все административные барьеры, получи­ли широкое развитие молодежные кафе. Были легализованы, в конце концов, и молодежные любительские объединения, за которые шла самая настоящая битва в течение почти трех десятилетий.

С 1981 года стали появляться новые структуры, вплот­ную занявшиеся организацией отдыха и развлечений. Пер­выми из них были бюро культурного обслуживания «Досуг» при парках культуры и отдыха, а затем при районных отде­лах культуры, дворцах и домах культуры.

Весьма интересным оказался опыт появившихся в сере­дине 1980-х годов при комсомольских комитетах молодеж­ных творческих объединений по организации досуга (МТО). Получив право решать молодежные проблемы за счет дохо­дов от собственной хозяйственной деятельности, они сумели существенно укрепить материально-техническую базу захи­ревшей от безденежья сферы отдыха и развлечений.

В 1987 году было принято «Временное положение о центрах досуга» как новых государственных учреждениях, действующих на основе хозяйственного расчета, имеющих самостоятельный баланс и являющихся самостоятельным юридическим лицом. С 1988 года эта инициатива получила распространение в профсоюзной системе, где стали появ­ляться профсоюзные центры досуга.

Замах был поистине гигантским. В планах предусмат­ривалось наличие в новых учреждениях бассейнов, гости­ных, физкультурных, танцевальных и выставочных залов, игротек, кафе и буфетов, студий звукозаписи, мастерских для технических средств, бильярдных баз проката и т.д. Прогнозировалось, что к 1999 году в стране будет 200 таких центров, а к 2000 году - 900. На деле не построили ни одного. Роскошная идея окончательно угасла в связи с начавшимся переходом к рыночной экономике и полным отсутствием денежных средств.

Кстати говоря, мысль о необходимости роскошных до­суговых центров возникла у руководителей союзного мини­стерства культуры после того, как они побывали в досуговом центре английского города Свонсе (Юго-Западный Уэльс). Центр успешно функционирует и сегодня. Это образец, который действительно достоин подражания. Не вдаваясь в подробности, отметим, что здесь имеются бассейны с пля­жем, бассейны для детей с островом, бассейны для ныряния, глубокий водоем для подводного плавания, сауна, солярий, термический душ, массажная, гимнастический зал, корты для игр в теннис и бадминтон, площадки для футбола и бас­кетбола, стрельб из лука, крикета, зал для фехтования, зал для игры в шары, кафе, бары, кафетерии, рестораны, диско­тека и т.д. На территории перед центром - парк, лужайки, водоемы, амфитеатр на 300 мест для концертов и спектаклей, место для парковки автомашин. Досуговый центр изначаль­но предназначался прежде всего для семейного отдыха и развлечений.

Будем надеяться, что и у россиян со временем тоже по­явится возможность если не отдохнуть, то хотя бы побывать в досуговом центре, сконструированном по лучшим запад­нЫМ образцам. Речь идет о начавшемся строительстве в Мос­кве на Воробьевых горах нового жилого комплекса, в рамках которого запроектирован центр досуга, где будет бассейн под большим стеклянным куполом, детский бассейн с горка­ми и аттракционами, турецкие бани и финские сауны, соля- пий и гидромассажные ванны, массажные кабинеты, а также женский клуб, парикмахерская, салон красоты, бутики, би­льярдная, компьютерный центр, спортивная зона, кафе, бары, рестораны и т.д.

Замечательным изобретением человечества в рамках организации развлекательного досуга давно уже стали весе­лые праздники. Их суть великолепно отразил в своем афо­ризме Демокрит: «Жизнь без праздника - это длинный путь без заезжего двора». В праздники не принято заниматься де­лами. Праздничные дни приносят людям желанную разряд­ку от напряженности, накапливающейся в процессе действий и поведения обыденного характера. Эти дни имеют самое прямое отношение к свободе, изобилию, радости и смеху. Они вносят в жизнь человека элементы полноты, удовлетворения и гармонии. Прекрасный знаток народных праздников М.М. Бахтин вполне справедливо называл их очень валсной формой «смеховой» культуры народа. Празд­ничное время является желанным временем снятия всячес­ких противоречий и отмены даже самых строгих табу. Оно освобождает человека от утилитарности, практицизма, от социальных запросов, действующих в обыденном простран­стве.

Именно на этой основе с незапамятных времен строи­лись на Руси такие праздники, как Новый год, масленица, Иван Купала, осенние земледельческие праздники и т.д. В том лее духе развивались позднее появившиеся веселые те­атрализованные представления, маскарады и карнавалы.

Картина развития развлекательного досуга в России была бы неполной, если бы мы опустили еще одно из инте­реснейших ее направлений - коммерческо-азартные игры, именно они яркой нитью пронизывают общее полотно сво- одного времени. Эту нить не раз пытались оборвать извне, но подобные попытки всегда оказывались безрезультатны­ми. Азарт гулял в крови российского человека, и воевать с ним было просто бессмысленно.

Находки археологов убедительно свидетельствуют, что на Руси с незапамятных времен играли в так называемую зернь - костяные кубики с наметками для подсчета очков и взяток. На рубеже XVI-XVII веков в Россию пришли карты и сразу же завоевали невероятную популярность. Через не­которое время играть в карты стали, казалось, все, азартно и неистово. Ничего не смогло сделать даже суровое Соборное уложение 1649 года, принятое при Алексее Михайловиче. Несколько затихнув при Петре I, карточная страсть снова разгорелась во времена Петра II и Анны Иоанновны. Во вре­мена Екатерины II право продажи карт перешло в ведение императорской канцелярии. Александр I, а затем Николай I предприняли робкие попытки ограничить азартную стихию за счет введения штрафов, но из этого тоже ничего не выш­ло. Ломберные столы стали неотъемлемой принадлежностью сначала питейных заведений, а затем и российских клубов. Карты широко проникли в домашний быт буквально всех слоев населения. О распространении в России карточных игр наглядно свидетельствуют живописные сюжеты из рус­ской литературы. Достаточно вспомнить в связи с этим Пуш­кина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Лескова, Толстого и других отечественных писателей.

Как уже отмечалось выше, при предельно схематичном и условном делении свободное время распадается на две со­ставные части - время для рекреации и время для культурно- развивающей деятельности. Говоря о последней, мы имеем в виду деятельность, связанную прежде всего с потреблением культурных ценностей. Она сознательно направляется чело­веком на собственное самосовершенствование. В нее входят разнообразные формы культурно обогащающих занятий. Как любая смена деятельности, такие занятия помогают лю­дям отдыхать, восстанавливать свои силы, но в то же время непременно сопутствуют решению задач, направленных на саморазвитие личности.

Поскольку любой серьезный разговор немыслим без точнения исходных понятий, попытаемся теперь ответить на вопрос, в каком соотношении между собой находятся сновные составляющие рекреационного досуга. Обратимся пежде всего к взаимосвязи процессов отдыха и развлече­ний В повседневном обиходе мы нередко употребляем эти слова в едином смысле, не пытаясь четко разграничивать используемые термины. Однако в нашем случае более целе­сообразно пойти другим путем и для начала ответить на воп­рос, как соотносятся эти понятия.

В научной литературе есть несколько определений от­дыха. Чаще всего они разнятся в зависимости от того, в ка­ком - широком или узком - смысле понимается отдых. Наиболее полным и точным является, на наш взгляд, пони­мание отдыха как состояния бездеятельности или смены деятельности, имеющего своей основной целью рекреацию (от латинского слова «рекреацио»), т.е. восстановление сил человека. Что касается развлечений, то в их трактовке слова­ри обычно подчеркивают, что это занятия, отвлекающие от чего-то, доставляющие удовольствие, дающие возможность повеселиться, приятно и весело провести время.

Отдых и развлечения относятся к понятиям, которые называют перекрещивающимися. Взаимоотношения между ними определяются в зависимости от того, какой конкрет­ный смысл мы закладываем в основное исходное понятие «отдых».

Если понимать отдых в узкобиологической трактовке - как состояние бездеятельности (пассивный отдых), то дея­тельное по своей природе «развлечение» становится рядопо- ложенным и самостоятельным. Когда речь идет об активном отдыхе, суть которого составляет измененная деятельность, развлечение выступает в качестве особой разновидности и средства отдыха.

К обозначенному следует добавить, что в тесной взаи­мосвязи с отдыхом и развлечениями находится еще один понент свободного времени - досуговое общение. Спо- ныи, непринужденный разговор с родными, знакомыми,

соседями, друзьями, обмен новостями, мнениями - это исконный и неизменный элемент повседневной жизни. У многих людей такие связи и отношения давно вошли в при­вычку и стали устойчивой формой обыденного досуга.

В ходе повседневного досуга человек удовлетворяет целый ряд своих потребностей, включая и рекреационные. Здесь мы узнаем о различных интересующих нас событиях. В общении удовлетворяется очень важная потребность в эмоциональном сопереживании. Без общения невозможны столь необходимые для нормальной жизнедеятельности самопознание, самооценка, самореализация. В процессе об­щения происходит упрочнение старых и завязывание новых знакомств. Короче говоря, полноценный отдых трудно пред­ставить вне и помимо взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Как известно, человек на отдыхе может быть деятель­ным и бездеятельным. Это зависит от индивидуальных потребностей, привычек, состояния здоровья, интересов и желания отдыхающих. Бездеятельный отдых осуществляет­ся в самых различных условиях: дома, на улице, во дворе, на природе и т.п. В социокультурных центрах также могут быть случаи, когда уставшие люди предпочитают всем прочим занятиям возможность спокойно отдохнуть, не думая ни о чем серьезном и не вступая в сколько-нибудь активное обще­ние с окружающими. Этот вид отдыха необходим, но целесо­образен лишь в разумных пределах. Очень плохо, если на основе пассивного отдыха у людей вырабатывается привыч­ка к досуговому безделью. Чаще всего бездельничаю­щий человек не только не обогащает свою личность, но и по-настоящему не отдыхает. Положение усугубляется тем, что, как правило, безделью сопутствует скука: люди доста­точно работоспособны, налицо желание деятельности, но подходящего занятия не находится или оно не возникает по каким-то иным причинам.

В общей системе досуга пассивный отдых в обозначен­ном виде вполне правомерен. Однако в целом удельный вес его, как показывает опыт, сравнительно невелик.

формы отдыха в социокультурных центрах не могут литься к чисто биологической рекреации. Если бы дело С ключалось только в этом, люди имели бы возможность ог- 33ничиться тем же пассивным отдыхом, о котором шла речь '"ыше> ~~ уличной прогулкой или вылазкой на природу. В про­се активного культурного отдыха происходит нечто большее, чем физиологическая подзарядка организма. По­нимаемый как перемена деятельности, активный отдых озна­чает и предполагает развитие и другие продуктивные сдвиги в психологической и социально-психологической сфере лич­ности. Для этого требуется уже не просто физическое рас­слабление, а деятельный досуг, насыщенный интересными развлечениями, увлекательными занятиями и целым рядом других компонентов.

Изучая состояние утомления, ученые установили, что наиболее эффективным способом снятия его служит не про­сто временный покой уставших органов, а покой, связанный с работой других органов. Эта закономерность легла в осно­ву целостной теории активного отдыха. Психофизиологи­ческая суть такого отдыха заключается в периодическом чередовании разных видов деятельности. Когда одни не­рвные клетки находятся в сильном возбуждении, другие, на­оборот, переходят в заторможенный режим. При смене занятий утомленные участки под влиянием растекающегося возбуждения как бы освежаются. Переход от одного вида деятельности к другому обеспечивает своеобразную подза­рядку утративших работоспособность органов и нервных центров дополнительной энергией.

Довольно нелегким остается решение проблем опти­мального объема досуговой рекреации. Как известно, увели­чение доли отдыха и развлечений осуществляется только за счет перераспределения компонентов свободного времени, н'е' за счет уменьшения доли других занятий. Вполне понят- > что такое перераспределение может иметь как положи­те, так и отрицательные последствия. го вп ц,елом на отдых люди тратят сегодня достаточно мно- Р мени. Но уровни его функционирования, к сожалению,

еще низки. В видах деятельности, относящихся к этой сфере; встречается очень много неразумных и необоснованных зат­рат времени. Есть занятия, которые только называются от­дыхом, а фактически противоречат его сущности и почти ничего не дают ни для рекреации, ни для развития личности.

Значение и роль специально организованных усилий, направленных на обеспечение полноценного отдыха,в современных условиях становятся все более ощутимыми. Отдых, организуемый на основе точного знания психологии и физиологии человека и учета соответствующих психофи­зиологических закономерностей, позволяет решать рекреа­ционные задачи с гораздо большей эффективностью.

Следует особо отметить, что культурная насыщенность отдыха не возникает сама по себе. У любого человека есть естественная потребность в отдыхе и развлечениях. Менед­жеры досуга всемерно стремятся перевести эту потребность с относительно низкого уровня, что нередко бывает при сти­хийной реализации потребностей, на более высокий уровень культурного досуга. Организация отдыха и развлечений дол­жна носить развивающую направленность и быть нацелен­ной на повышение культурного уровня личности. Здесь рекреация и развитие не просто сосуществуют, а пронизыва­ют друг друга.

В сфере свободного времени взрослые люди всегда ищут занятия, способные компенсировать то, чего они не дополучают в течение рабочего дня. Для полноценного про­ведения досуга необходим определенный психологический отрыв от обычной обстановки. В каких бы конкретных видах он не представал, это всегда процесс, повышающий общий тонус человека, возвращающий ему жизненное равновесие.

Одной из задач организаторов отдыха и развлечении является формирование у людей хорошего настроения. И сделать в этом отношении можно очень многое. Особеннос­тью настроения является то, что в отличие от эмоций оно не связано с каким-либо конкретным объектом. Настроение это - общее эмоциональное состояние личности, возникаю­щее под влиянием многих впечатлений.

Элементарную основу настроения составляет биохи- кая жизнедеятельность организма. Исследователями МИЧ новлено, что истощение психофизиологических ресур- УсТЗвсеГда влечет за собой и резкий спад в настроении: повы- соВ тсЯ раздражительность, озабоченность, нервозность. у3 актер и колебания настроения зависят, прежде всего, от корковой деятельности мозга. Дело в том, что внутрен- П и внешние раздражители сначала поступают в подкорко- нИ*Т 0бласть и лишь потом в корковую. Благодаря подкорке ущения получают определенную эмоциональную окраску, этот процесс оказывает самое непосредственное влияние на общий психический тонус личности.

Умело организованный отдых помогает утолить жажду людей ярких, эмоционально насыщенных впечатлений. Об­щеизвестно, что отсутствие или дефицит их переживается человеком как своего рода эмоциональный голод. В связи с этим очень большое значение имеет удовлетворение есте­ственного желания и стремления к шутке, юмору, веселым забавам.

Правильно организованные развлекательные занятия полезны и тем, что они почти всегда требуют сообразитель­ности, творческой выдумки, находчивости, остроумия, изоб­ретательности. Присущая многим игровым занятиям обстановка состязания воспитывает ценное умение согласо­вывать свои действия с партнерами, находить наиболее ра­циональный способ преодоления препятствий и т.д.

Каждый раз, когда человек становится участником со­вместных развлекательных занятий, у него возникает чув­ство общности с другими отдыхающими. Наиболее ярко это проявляется в играх, соревнованиях, конкурсах. Такие заня­тия всегда основаны на обязательной координации усилий, взаимной помощи и взаимной выручке. И хотя игра связана с тан ИМИ видами Деятельности лишь опосредованно, вырабо- Дение'6 Навыки и привычки непременно переносятся на пове- человека во всех жизненных ситуациях.

Да ко С^говые занятия по-настоящему хороши только тог­да дают людям множество положительных эмоцио­нальных впечатлений. Они не в силах создать настроение в собственном смысле, но могут стать своеобразным толчком подготавливающим для хорошего настроения соответствую­щую почву.

Определяющим началом в формировании настроения являются отношения личности с окружающими. Практичес­ки любой социокультурный центр способен помочь в завя­зывании новых знакомств, в укреплении дружеских связей. Возникающие взаимоотношения всегда пронизаны сердеч­ным участием, ободряющим вниманием и в этом смысле яв­ляются действенным средством, повышающим общий психический тонус.

Трудно переоценить роль отдыха и развлечений в деле культурного развития личности. Здесь имеются хорошие возможности для выработки и закрепления целого ряда по­лезных навыков и умений, входящих в так называемый быто­вой этикет. Продуманно организованная рекреационная среда неизменно создает предрасположенность к строго оп­ределенной манере поведения. Благоприятным фактором для проявления общительности, предупредительности, учти­вости и дружелюбия служат чувство отвлеченности от обы­денных дел, забот и общее мажорное настроение - в общем, все, что здесь окружает человека. Обстановка культурного отдыха становится сильным тормозом по отношению к лю­бому проявлению неучтивости или грубости. Именно здесь интенсивно формируется то, что в обиходе называют житей­ским тактом.

Опыт показывает, что отдых становится по-настояще- му эффективным лишь в том случае, если нам удается выст­роить продуманную рекреационную систему, строго приспособленную к особенностям основных групп отдыхаю­щих. Как и в других сферах деятельности, при организации отдыха мы сталкиваемся не с одним ярко выраженным типом людей, а с их множеством. В своих субъективных представ­лениях об отдыхе и объективной потребности в различных его видах люди неодинаковы. Однако при всем этом они со­ставляют определенное число групп, внутри которых обна-

Бается значительное сходство, руяси явНое, от чего зависит Характер физического и пси- оГо утомления человека, это содержание его произ- хИЧе^венно-труДОвой деятельности. Каждому хорошо В°ДС но правило - отдых должен контрастировать с рабо- и3®е в СТоль общем виде эта формула еще не проясняет Т°И иной сути дела. Труд в наши дни стал разнохарактер- ИСТ и в различных случаях приходится учитывать не одно, а НЫМ'кество сугубо конкретных обстоятельств и факторов. М Там, где труд не обеспечивает более или менее равно- ной загрузки различных органов чувств человека, он на­чинает испытывать своеобразный недостаток в ощущениях. Специально организованная система досуга помогает уто­лить потребность личности в определенной дозе ощущений и впечатлений, дефицит которых всегда переживается людьми как ярко выраженная неудовлетворенность. Для страдаю­щих от сенсорной недостаточности особенно необходим от­дых и развлечения, отличающиеся яркостью, красочностью, разнообразием.

Условия труда в современной индустрии и сельском хозяйстве нередко ведут к полной или относительной изоля­ции производственников друг от друга. Вполне понятно, что особую ценность и привлекательность для человека, занято­го на подобных участках, представляет отдых, построенный на непосредственном и активном общении.

Менеджерам досуга нельзя забывать, что можно уста­вать не только на работе, но и дома. Определенная часть лю­дей среднего возраста вынуждена тратить много сил на домашний труд. Потребности в отдыхе у них, естественно, не уменьшаются, а вот возможности удовлетворения из-за малого количества времени сокращаются. Отдыхать прихо­дится урывками, в короткие паузы между домашними дела­ми- Такой отдых преимущественно пассивен, культурное значение его невелико.

Неодинаковое отношение к различным видам отдыха и Do Лечений во многом определяется физиологической при- и основных свойств нервной системы человека. Имеют­ся занятия, для участия в которых особенности нервной сис­темы не имеют сколько-нибудь существенного значения. В такие развлечения с одинаковым желанием, интересом и успехом могут включаться практически все. Однако наряду с этим есть и занятия, не обладающие подобной «всепригод- ностью». Ваясная задача организаторов досуга состоит в том, чтобы помочь человеку выбрать наиболее рациональ­ные виды отдыха, соответствующие его индивидуальным ка­чествам.

Наблюдения и исследования показали, что в поведении на отдыхе существуют определенные особенности, присущие людям с инертными и подвижными нервными процессами. У тех, кто входит в группу «инертных», заметно стремление к спокойным, размеренным занятиям; они несколько кон­сервативны в своих досуговых пристрастиях, не любят ни менять, ни ломать привычные виды развлечений, отличаются несуетливостью, основательностью поведения.

Для людей с ярко выраженной подвижностью нервных процессов характерна быстрота переключения с одного вида деятельности на другой, склонность к повышенному темпу деятельности, умение хорошо ориентироваться в новой об­становке. Эти люди горячо включаются в предлагаемые заня­тия, но зато очень часто раньше других теряют к ним интерес.

Немаловажный фактор, влияющий на работу по орга­низации отдыха, - национальные и региональные традиции. Надо иметь в виду, что эти традиции имеют особый автори­тет и отличаются исключительной устойчивостью. Большин­ство традиционных праздничных и повседневных занятии ценны в социальном и культурном плане, и отношение к ним должно быть уважительным. Они дают менеджерам культу­ры готовые, освященные вековым опытом и поддерживаемые общественным мнением формы проведения досуга. Одни из таких форм в своем неизменном виде соответствуют ДУХУ нашего времени, другие, как свидетельствует опыт, сравни тельно легко модернизируются, наполняются новым жанием, обогащаются и переживают вторую молодость.

2. Организационно-педагогические проблемы развлекательной деятельности

Особая необходимость умелого педагогического регу- ования развлекательного досуга связана на современном этапе с целым рядом специфических обстоятельств. Сфера этого досуга все больше и больше попадает у нас под влия­ние частных инициатив. Соответственно усиливается роль сугубо коммерческих интересов, отодвигающих задачи куль­турного развития личности, в лучшем случае, на второй план. Пока не удалось выправить характерные для периода перестройки и реформирования сбои в области ценностного ориентирования. Налицо ослабление нравственных устоев общественной жизни. Не восстановилась до сих пор угасшая сила молодежных организаций, ранее довольно много зани­мавшихся вопросами удержания развлекательного досуга в рамках культурогенного пространства. В современных усло­виях на авансцену жизни начинает выходить поколение с несколько другой культурой, другой моралью, другими представлениями о допустимом и недопустимом. Это дети кризисного времени с его неустойчивостью, туманными ори­ентирами, тревогой за завтрашний день, идейными разоча­рованиями и т.д. Для их досуга действительно характерен эскапизм как желание убежать от жесткой действительнос­ти в иллюзорный, придуманный, карнавальный мир.

все это еще более осложняет и без того нелегкую про­ему организации молодежных развлечений, одно егодня в совокупности разнообразных развлечений игровь? -мых почетных мест, без сомнения, принадлежит Явление* Развлечениям- Игра - сложное социокультурное нить Л ' 'ЭОЛЬ кот°Рого в жизни личности трудно переоце- вались у'на*6 В^емя Развлекательно-игровые занятия тракто- Нас как специфическая детская форма деятельности и исследовались только в связи с задачами формирование подрастающего поколения. Между тем игры сопровождаю^ человека на протяжении всех возрастных этапов, и смотре^ на них как на некую младенческую забаву было бы глубоко неверно.

Вполне понятно, что в жизни взрослого человека по сравнению с детьми игра занимает во многом иное место Существенно изменяются ее мотивы и функции. Однако это не означает, что у людей совершенно исчезает потребность в этом виде досуговой деятельности, а сама игра перестает влиять на развитие личности.

Игра исключительно емка по своему содержанию. В процессе ее происходит удовлетворение познавательных, коммуникативных, эстетических, рекреационных потребнос­тей человека. Посредством направленного использования игровых форм досуга решаются важные задачи воспитания и распространения культурных ценностей.

По природе и сути своей игра является деятельностью, обладающей целым рядом особенностей. Для игры характер­на своеобразная мотивация. Включение в нее не диктуется ни практической необходимостью в достилсении вещных ре­зультатов, ни общественными обязанностями. Человек смот­рит в данном случае на употребление своих сил не как на необходимость, а как на источник радости и наслаждения. Если закономерной причиной трудовой деятельности слулсит стремление людей удовлетворить определенные ма­териальные потребности, то игра не имеет столь утилитар­ного значения и не направлена на получение каких-либо материальных продуктов. Труд, даже когда он доставляет человеку наслаждение, остается общественной обязаннос­тью и неизбежно связан со строгой ответственностью за качество и количество производимого продукта. В игре нет ни принудительных элементов, ни традиционно понимаемых обязанностей. Человек сам решает вопрос - вступать ему в это занятие или нет, столь лее он волен и в своем праве выхо­да из игры. Далее самое поверхностное соотнесение игры с деятельностью производственно-трудового типа показыва

о игровые занятия не только менее жестко детермини- ет, чТ° ^сходными задачами, но и не так строго регламенти- Р°Ват"я внешней организацией.

РУ10 р^гровой деятельности чужды сложные опосредования хождения между мотивами и поведением. Она пред- Й ^аСяет собой совокупность действий, которые значимы СТ человека по их прямому назначению. Активность в дан- ДЛЯ случае рождается из непосредственных побуждений - "еловек играет потому, что это ему нравится. 4 У любой игры есть свое содержание. Игровые занятия всегда связаны с достижением определенной цели посред­ством преодоления каких-то препятствий. В ходе их человек совершает разнообразные умственные и физические опера­ции. Как и любая деятельность, игра предполагает обяза­тельное овладение определенными способами практического действия.

Не менее своеобразны результаты игровой деятельнос­ти. В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспиты<

Наши рекомендации