Рекреационно-развлекательный досуг: историческая динамика и современное состояние
Приступая к общей характеристике рекреационно- зздекательной деятельности, необходимо прежде всего подчеркнуть, что в основе ее лежат не только духовные, но и биологические потребности людей, которые объективно присущи любому живому существу и являются наиболее мощными по своей побудительной силе. Потребность в отдыхе и развлечениях появилась у людей в те далекие времена, когда о профессиональных организаторах подобных занятий не могло быть и речи. Формы такой деятельности рождались и совершенствовались в процессе обретения общественного опыта. И нельзя не отметить, что достижения на этом пути оказались весьма значительными. Во всяком случае, удалось не просто придумать много интересного, но и создать в результате своеобразную рекреационно-развле- кательную систему, в состав которой вошли игры, веселые праздники, гуляния, хороводы, посиделки, потехи ряженых, ярмарочные балаганы, деревенские братчины, фольклорный театр и многое другое. Некоторые из этих форм настолько прочно укрепились в быту народа, что с успехом используются и сегодня - в век телевидения, компьютеров, Интернета, а также активной деятельности многочисленных центров, призванных заниматься организацией развлекательного досуга уже на профессиональном уровне.
Тон в деле формирования национальной сферы отдыха и развлечений на Руси и в России, естественно, задавала деревня с ее веками отшлифованным укладом. Русский народ сумел создать поистине уникальный празднично-обрядовый календарь и не менее уникальную систему повседневного досуга. Важную роль сыграло здесь и последующее принятие христианства, согласно нормам которого полагалось делать свободными от работы воскресные и праздничные дни. Досуг стал более четко отмежевываться от труда как основной деятельности крестьянина. Это была своеобразная гарантия права трудящегося человека на отдых и развлечения.
В рассматриваемом контексте нельзя не отметить важную роль сельской общины, общинных нравов, норм и правил. Отличные возможности для отдыха и развлечений в летнюю пору представляла деревенская улица. Именно здесь проходили разнообразные гуляния с играми, кадрилями, хороводами, карагодами и т.д. Весьма важное место в сфере сельского досуга занимали традиционные братчины или кануны, как их еще называли. Обычно они проводились по так называемому обету и были связаны с какими-то давними событиями, имевшими счастливую развязку. Деревня приносила своеобразную дань святым, спасшим село от урагана, пожара, наводнения, засухи, града и т.п. В этот день из приходской церкви выносили иконы и хоругви, окропляли дома, поля и скот святой водой.
Осенью, а затем и зимой на смену уличным гуляниям приходили супрядки и посидели. На них собирались в основном девушки и женщины с рукоделием - чесали кудель, пряли, вязали, вышивали. Здесь же неизменно пели, играли, обменивались новостями и т.д. Иначе обстояло дело с вече- ринами или беседами, как их называли в северных и северозападных областях России. Это было уже молодежное веселье, основными участниками которого являлись девушки и парни. Стержень таких вечерин - кадрили, пляски, игры. Очень часто сюда приходила молодежь из соседних деревень. Подобные формы отдыха и развлечений становились средством и местом знакомств, дружеских встреч и способствовали решению важных для молодых людей матримониальных проблем.
Одной из распространенных форм деревенского досуга всегда было гостевание, т.е. хождение в гости и прием гостей. Русский народ с незапамятных времен отличался ярко выраженным хлебосольством. Утверждению этой черты народного характера способствовали и сформировавшиеся еще в древности традиции. Специфической разновидностью гостевания повсеместно являлись престольные храмовые праздники. В эти знаменательные дни хозяева радушно принимали своих родственников, друзей и приятелей из других, чаще всего ближайших, деревень. Обильное угощение за сто- дом неизменно сопровождалось домашним весельем, а затем и традиционным гулянием по улице. Кроме престольных праздников, не менее пышно отмечались и важные семейные события - свадьбы, родины, крестины, именины и т.д.
Своеобразно развивалась городская развлекательная культура. Население российских городов долгое время расширялось в основном за счет притока деревенских переселенцев. Это оказало самое серьезное влияние на формирование городского досуга. На протяжении столетий крестьяне, становясь горожанами, приносили с собой на новое место жительства вековые устои, нравы, обычаи сельской общины. В системе отдыха и развлечений подобное влияние оказывалось особенно заметным. Выходцы из села хорошо знали и помнили, как это делается в деревне, и не торопились отрекаться от прошлого опыта. В сфере организации досуга чаще всего превалировали те же танцы, песни, игровые развлечения, та же привычная «завалинка», те же хождения в гости и т.д. Подобную картину можно было наблюдать не только в уездных городках, но и на окраинах губернских центров, да и самой столицы.
Вместе с тем по мере укрепления городов и соответствующего развития городского образа жизни многое стало меняться. Характерным для второй половины XIX века был усиленный рост среднего класса, ядро которого составляли ремесленники, мелкие торговцы, чиновничество, домовладельцы. В сфере досуга этой части населения, и особенно молодежи, получили широкое распространение городские вечеринки, которые заметно отличались от деревенских вечеров и посиделок. Во всяком случае, тут мы уже видим иные танцы, иные песни, иные игры.
Петровские реформы сориентировали досугово-быто- вую сферу городов на европейские образцы. Примерно с середины XVIII столетия началось российское клубное движение. Зародившись в дворянских кругах, оно затронуло потом буквально все слои общества. В большом количестве стали возникать купеческие клубы, клубы предпринимателей, чиновников, офицерские собрания, клубы интеллигенции, а затем и общедоступные клубные центры типа рабочих клубов, народных домов, изб-читален, сельских культурно-просветительных кружков. Именно они становились основными организаторами отдыха и развлечений в форме танцевальных вечеров, балов, маскарадов, разнообразных игр и других развлекательных занятий.
Своеобразную ветвь в развитии городского развлекательного досуга представляли массовые народные гуляния: загородные, площадные, ярмарочные и т.д. Их подробнейшее описание можно найти в книгах М.Забылина, А. Калмыкова, А. Коринфского, М. Лентовского, М. Пыляева, И. Снегирева, А. Терещенко. Интереснейший материал по этой проблематике содержится в вышедшей в 2001 году книге «Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. Очерки истории и теории».
Отношение к отдыху и развлечениям в советский период было своеобразным. Для него характерен взгляд на эту сферу досуга как на нечто второплановое и даже второстепенное. Широко распространенным являлось суждение о том, что стране рано просто отдыхать и развлекаться - у нее слишком много более серьезных политических, экономических и образовательных проблем. Почти все из области дореволюционной рекреации стало считаться устаревшим и мещанским. На некоторое время из молодежно-комсомольского досуга исчезли даже танцы. Оставшиеся формы развлечений настойчиво окрашивались в «красный цвет» - кумачовые гуляния, политлото, политкарты, политкарнава- лы и т.д. Правда, длилось это сравнительно недолго и осталось лишь как воспоминание.
В послевоенные годы началось шумное противоборство танцевальных стилей. Молодежь тянулась к новым западным танцам. Однако руководство неуклюже и безуспешно насаждало падеграсы и падекатры. Развернулась самая настоящая борьба с тлетворными западными влияниями. Огромные силы были брошены на дело партийно-государственного регулирования ширины штанов и длины юбок и причесок. На обличении стиляг и стиляжничества сосредоточили свои усилия средства массовой коммуникации.
Несколько изменилась рекреационно-развлекательная сфера в последнее десятилетие советского периода. Суровые запреты и ограничения все еще действовали. Однако все ощутимее становилось противостояние им. Засушенный отдых в системе официального культпросвета явно способствовал развитию молодежных форм, возникающих на иной, самодеятельной основе. Изменились ориентации комсомольских комитетов. Они стали всерьез побаиваться, что при такой культурной политике молодежь вообще начнет их игнорировать. Пришлось идти на определенные уступки. Пробились вопреки всему в сферу молодежного досуга дискотеки. Опрокинув все административные барьеры, получили широкое развитие молодежные кафе. Были легализованы, в конце концов, и молодежные любительские объединения, за которые шла самая настоящая битва в течение почти трех десятилетий.
С 1981 года стали появляться новые структуры, вплотную занявшиеся организацией отдыха и развлечений. Первыми из них были бюро культурного обслуживания «Досуг» при парках культуры и отдыха, а затем при районных отделах культуры, дворцах и домах культуры.
Весьма интересным оказался опыт появившихся в середине 1980-х годов при комсомольских комитетах молодежных творческих объединений по организации досуга (МТО). Получив право решать молодежные проблемы за счет доходов от собственной хозяйственной деятельности, они сумели существенно укрепить материально-техническую базу захиревшей от безденежья сферы отдыха и развлечений.
В 1987 году было принято «Временное положение о центрах досуга» как новых государственных учреждениях, действующих на основе хозяйственного расчета, имеющих самостоятельный баланс и являющихся самостоятельным юридическим лицом. С 1988 года эта инициатива получила распространение в профсоюзной системе, где стали появляться профсоюзные центры досуга.
Замах был поистине гигантским. В планах предусматривалось наличие в новых учреждениях бассейнов, гостиных, физкультурных, танцевальных и выставочных залов, игротек, кафе и буфетов, студий звукозаписи, мастерских для технических средств, бильярдных баз проката и т.д. Прогнозировалось, что к 1999 году в стране будет 200 таких центров, а к 2000 году - 900. На деле не построили ни одного. Роскошная идея окончательно угасла в связи с начавшимся переходом к рыночной экономике и полным отсутствием денежных средств.
Кстати говоря, мысль о необходимости роскошных досуговых центров возникла у руководителей союзного министерства культуры после того, как они побывали в досуговом центре английского города Свонсе (Юго-Западный Уэльс). Центр успешно функционирует и сегодня. Это образец, который действительно достоин подражания. Не вдаваясь в подробности, отметим, что здесь имеются бассейны с пляжем, бассейны для детей с островом, бассейны для ныряния, глубокий водоем для подводного плавания, сауна, солярий, термический душ, массажная, гимнастический зал, корты для игр в теннис и бадминтон, площадки для футбола и баскетбола, стрельб из лука, крикета, зал для фехтования, зал для игры в шары, кафе, бары, кафетерии, рестораны, дискотека и т.д. На территории перед центром - парк, лужайки, водоемы, амфитеатр на 300 мест для концертов и спектаклей, место для парковки автомашин. Досуговый центр изначально предназначался прежде всего для семейного отдыха и развлечений.
Будем надеяться, что и у россиян со временем тоже появится возможность если не отдохнуть, то хотя бы побывать в досуговом центре, сконструированном по лучшим западнЫМ образцам. Речь идет о начавшемся строительстве в Москве на Воробьевых горах нового жилого комплекса, в рамках которого запроектирован центр досуга, где будет бассейн под большим стеклянным куполом, детский бассейн с горками и аттракционами, турецкие бани и финские сауны, соля- пий и гидромассажные ванны, массажные кабинеты, а также женский клуб, парикмахерская, салон красоты, бутики, бильярдная, компьютерный центр, спортивная зона, кафе, бары, рестораны и т.д.
Замечательным изобретением человечества в рамках организации развлекательного досуга давно уже стали веселые праздники. Их суть великолепно отразил в своем афоризме Демокрит: «Жизнь без праздника - это длинный путь без заезжего двора». В праздники не принято заниматься делами. Праздничные дни приносят людям желанную разрядку от напряженности, накапливающейся в процессе действий и поведения обыденного характера. Эти дни имеют самое прямое отношение к свободе, изобилию, радости и смеху. Они вносят в жизнь человека элементы полноты, удовлетворения и гармонии. Прекрасный знаток народных праздников М.М. Бахтин вполне справедливо называл их очень валсной формой «смеховой» культуры народа. Праздничное время является желанным временем снятия всяческих противоречий и отмены даже самых строгих табу. Оно освобождает человека от утилитарности, практицизма, от социальных запросов, действующих в обыденном пространстве.
Именно на этой основе с незапамятных времен строились на Руси такие праздники, как Новый год, масленица, Иван Купала, осенние земледельческие праздники и т.д. В том лее духе развивались позднее появившиеся веселые театрализованные представления, маскарады и карнавалы.
Картина развития развлекательного досуга в России была бы неполной, если бы мы опустили еще одно из интереснейших ее направлений - коммерческо-азартные игры, именно они яркой нитью пронизывают общее полотно сво- одного времени. Эту нить не раз пытались оборвать извне, но подобные попытки всегда оказывались безрезультатными. Азарт гулял в крови российского человека, и воевать с ним было просто бессмысленно.
Находки археологов убедительно свидетельствуют, что на Руси с незапамятных времен играли в так называемую зернь - костяные кубики с наметками для подсчета очков и взяток. На рубеже XVI-XVII веков в Россию пришли карты и сразу же завоевали невероятную популярность. Через некоторое время играть в карты стали, казалось, все, азартно и неистово. Ничего не смогло сделать даже суровое Соборное уложение 1649 года, принятое при Алексее Михайловиче. Несколько затихнув при Петре I, карточная страсть снова разгорелась во времена Петра II и Анны Иоанновны. Во времена Екатерины II право продажи карт перешло в ведение императорской канцелярии. Александр I, а затем Николай I предприняли робкие попытки ограничить азартную стихию за счет введения штрафов, но из этого тоже ничего не вышло. Ломберные столы стали неотъемлемой принадлежностью сначала питейных заведений, а затем и российских клубов. Карты широко проникли в домашний быт буквально всех слоев населения. О распространении в России карточных игр наглядно свидетельствуют живописные сюжеты из русской литературы. Достаточно вспомнить в связи с этим Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Лескова, Толстого и других отечественных писателей.
Как уже отмечалось выше, при предельно схематичном и условном делении свободное время распадается на две составные части - время для рекреации и время для культурно- развивающей деятельности. Говоря о последней, мы имеем в виду деятельность, связанную прежде всего с потреблением культурных ценностей. Она сознательно направляется человеком на собственное самосовершенствование. В нее входят разнообразные формы культурно обогащающих занятий. Как любая смена деятельности, такие занятия помогают людям отдыхать, восстанавливать свои силы, но в то же время непременно сопутствуют решению задач, направленных на саморазвитие личности.
Поскольку любой серьезный разговор немыслим без точнения исходных понятий, попытаемся теперь ответить на вопрос, в каком соотношении между собой находятся сновные составляющие рекреационного досуга. Обратимся пежде всего к взаимосвязи процессов отдыха и развлечений В повседневном обиходе мы нередко употребляем эти слова в едином смысле, не пытаясь четко разграничивать используемые термины. Однако в нашем случае более целесообразно пойти другим путем и для начала ответить на вопрос, как соотносятся эти понятия.
В научной литературе есть несколько определений отдыха. Чаще всего они разнятся в зависимости от того, в каком - широком или узком - смысле понимается отдых. Наиболее полным и точным является, на наш взгляд, понимание отдыха как состояния бездеятельности или смены деятельности, имеющего своей основной целью рекреацию (от латинского слова «рекреацио»), т.е. восстановление сил человека. Что касается развлечений, то в их трактовке словари обычно подчеркивают, что это занятия, отвлекающие от чего-то, доставляющие удовольствие, дающие возможность повеселиться, приятно и весело провести время.
Отдых и развлечения относятся к понятиям, которые называют перекрещивающимися. Взаимоотношения между ними определяются в зависимости от того, какой конкретный смысл мы закладываем в основное исходное понятие «отдых».
Если понимать отдых в узкобиологической трактовке - как состояние бездеятельности (пассивный отдых), то деятельное по своей природе «развлечение» становится рядопо- ложенным и самостоятельным. Когда речь идет об активном отдыхе, суть которого составляет измененная деятельность, развлечение выступает в качестве особой разновидности и средства отдыха.
К обозначенному следует добавить, что в тесной взаимосвязи с отдыхом и развлечениями находится еще один понент свободного времени - досуговое общение. Спо- ныи, непринужденный разговор с родными, знакомыми,
соседями, друзьями, обмен новостями, мнениями - это исконный и неизменный элемент повседневной жизни. У многих людей такие связи и отношения давно вошли в привычку и стали устойчивой формой обыденного досуга.
В ходе повседневного досуга человек удовлетворяет целый ряд своих потребностей, включая и рекреационные. Здесь мы узнаем о различных интересующих нас событиях. В общении удовлетворяется очень важная потребность в эмоциональном сопереживании. Без общения невозможны столь необходимые для нормальной жизнедеятельности самопознание, самооценка, самореализация. В процессе общения происходит упрочнение старых и завязывание новых знакомств. Короче говоря, полноценный отдых трудно представить вне и помимо взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.
Как известно, человек на отдыхе может быть деятельным и бездеятельным. Это зависит от индивидуальных потребностей, привычек, состояния здоровья, интересов и желания отдыхающих. Бездеятельный отдых осуществляется в самых различных условиях: дома, на улице, во дворе, на природе и т.п. В социокультурных центрах также могут быть случаи, когда уставшие люди предпочитают всем прочим занятиям возможность спокойно отдохнуть, не думая ни о чем серьезном и не вступая в сколько-нибудь активное общение с окружающими. Этот вид отдыха необходим, но целесообразен лишь в разумных пределах. Очень плохо, если на основе пассивного отдыха у людей вырабатывается привычка к досуговому безделью. Чаще всего бездельничающий человек не только не обогащает свою личность, но и по-настоящему не отдыхает. Положение усугубляется тем, что, как правило, безделью сопутствует скука: люди достаточно работоспособны, налицо желание деятельности, но подходящего занятия не находится или оно не возникает по каким-то иным причинам.
В общей системе досуга пассивный отдых в обозначенном виде вполне правомерен. Однако в целом удельный вес его, как показывает опыт, сравнительно невелик.
формы отдыха в социокультурных центрах не могут литься к чисто биологической рекреации. Если бы дело С ключалось только в этом, люди имели бы возможность ог- 33ничиться тем же пассивным отдыхом, о котором шла речь '"ыше> ~~ уличной прогулкой или вылазкой на природу. В просе активного культурного отдыха происходит нечто большее, чем физиологическая подзарядка организма. Понимаемый как перемена деятельности, активный отдых означает и предполагает развитие и другие продуктивные сдвиги в психологической и социально-психологической сфере личности. Для этого требуется уже не просто физическое расслабление, а деятельный досуг, насыщенный интересными развлечениями, увлекательными занятиями и целым рядом других компонентов.
Изучая состояние утомления, ученые установили, что наиболее эффективным способом снятия его служит не просто временный покой уставших органов, а покой, связанный с работой других органов. Эта закономерность легла в основу целостной теории активного отдыха. Психофизиологическая суть такого отдыха заключается в периодическом чередовании разных видов деятельности. Когда одни нервные клетки находятся в сильном возбуждении, другие, наоборот, переходят в заторможенный режим. При смене занятий утомленные участки под влиянием растекающегося возбуждения как бы освежаются. Переход от одного вида деятельности к другому обеспечивает своеобразную подзарядку утративших работоспособность органов и нервных центров дополнительной энергией.
Довольно нелегким остается решение проблем оптимального объема досуговой рекреации. Как известно, увеличение доли отдыха и развлечений осуществляется только за счет перераспределения компонентов свободного времени, н'е' за счет уменьшения доли других занятий. Вполне понят- > что такое перераспределение может иметь как положите, так и отрицательные последствия. го вп ц,елом на отдых люди тратят сегодня достаточно мно- Р мени. Но уровни его функционирования, к сожалению,
еще низки. В видах деятельности, относящихся к этой сфере; встречается очень много неразумных и необоснованных затрат времени. Есть занятия, которые только называются отдыхом, а фактически противоречат его сущности и почти ничего не дают ни для рекреации, ни для развития личности.
Значение и роль специально организованных усилий, направленных на обеспечение полноценного отдыха,в современных условиях становятся все более ощутимыми. Отдых, организуемый на основе точного знания психологии и физиологии человека и учета соответствующих психофизиологических закономерностей, позволяет решать рекреационные задачи с гораздо большей эффективностью.
Следует особо отметить, что культурная насыщенность отдыха не возникает сама по себе. У любого человека есть естественная потребность в отдыхе и развлечениях. Менеджеры досуга всемерно стремятся перевести эту потребность с относительно низкого уровня, что нередко бывает при стихийной реализации потребностей, на более высокий уровень культурного досуга. Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую направленность и быть нацеленной на повышение культурного уровня личности. Здесь рекреация и развитие не просто сосуществуют, а пронизывают друг друга.
В сфере свободного времени взрослые люди всегда ищут занятия, способные компенсировать то, чего они не дополучают в течение рабочего дня. Для полноценного проведения досуга необходим определенный психологический отрыв от обычной обстановки. В каких бы конкретных видах он не представал, это всегда процесс, повышающий общий тонус человека, возвращающий ему жизненное равновесие.
Одной из задач организаторов отдыха и развлечении является формирование у людей хорошего настроения. И сделать в этом отношении можно очень многое. Особенностью настроения является то, что в отличие от эмоций оно не связано с каким-либо конкретным объектом. Настроение это - общее эмоциональное состояние личности, возникающее под влиянием многих впечатлений.
Элементарную основу настроения составляет биохи- кая жизнедеятельность организма. Исследователями МИЧ новлено, что истощение психофизиологических ресур- УсТЗвсеГда влечет за собой и резкий спад в настроении: повы- соВ тсЯ раздражительность, озабоченность, нервозность. у3 актер и колебания настроения зависят, прежде всего, от корковой деятельности мозга. Дело в том, что внутрен- П и внешние раздражители сначала поступают в подкорко- нИ*Т 0бласть и лишь потом в корковую. Благодаря подкорке ущения получают определенную эмоциональную окраску, этот процесс оказывает самое непосредственное влияние на общий психический тонус личности.
Умело организованный отдых помогает утолить жажду людей ярких, эмоционально насыщенных впечатлений. Общеизвестно, что отсутствие или дефицит их переживается человеком как своего рода эмоциональный голод. В связи с этим очень большое значение имеет удовлетворение естественного желания и стремления к шутке, юмору, веселым забавам.
Правильно организованные развлекательные занятия полезны и тем, что они почти всегда требуют сообразительности, творческой выдумки, находчивости, остроумия, изобретательности. Присущая многим игровым занятиям обстановка состязания воспитывает ценное умение согласовывать свои действия с партнерами, находить наиболее рациональный способ преодоления препятствий и т.д.
Каждый раз, когда человек становится участником совместных развлекательных занятий, у него возникает чувство общности с другими отдыхающими. Наиболее ярко это проявляется в играх, соревнованиях, конкурсах. Такие занятия всегда основаны на обязательной координации усилий, взаимной помощи и взаимной выручке. И хотя игра связана с тан ИМИ видами Деятельности лишь опосредованно, вырабо- Дение'6 Навыки и привычки непременно переносятся на пове- человека во всех жизненных ситуациях.
Да ко С^говые занятия по-настоящему хороши только тогда дают людям множество положительных эмоциональных впечатлений. Они не в силах создать настроение в собственном смысле, но могут стать своеобразным толчком подготавливающим для хорошего настроения соответствующую почву.
Определяющим началом в формировании настроения являются отношения личности с окружающими. Практически любой социокультурный центр способен помочь в завязывании новых знакомств, в укреплении дружеских связей. Возникающие взаимоотношения всегда пронизаны сердечным участием, ободряющим вниманием и в этом смысле являются действенным средством, повышающим общий психический тонус.
Трудно переоценить роль отдыха и развлечений в деле культурного развития личности. Здесь имеются хорошие возможности для выработки и закрепления целого ряда полезных навыков и умений, входящих в так называемый бытовой этикет. Продуманно организованная рекреационная среда неизменно создает предрасположенность к строго определенной манере поведения. Благоприятным фактором для проявления общительности, предупредительности, учтивости и дружелюбия служат чувство отвлеченности от обыденных дел, забот и общее мажорное настроение - в общем, все, что здесь окружает человека. Обстановка культурного отдыха становится сильным тормозом по отношению к любому проявлению неучтивости или грубости. Именно здесь интенсивно формируется то, что в обиходе называют житейским тактом.
Опыт показывает, что отдых становится по-настояще- му эффективным лишь в том случае, если нам удается выстроить продуманную рекреационную систему, строго приспособленную к особенностям основных групп отдыхающих. Как и в других сферах деятельности, при организации отдыха мы сталкиваемся не с одним ярко выраженным типом людей, а с их множеством. В своих субъективных представлениях об отдыхе и объективной потребности в различных его видах люди неодинаковы. Однако при всем этом они составляют определенное число групп, внутри которых обна-
Бается значительное сходство, руяси явНое, от чего зависит Характер физического и пси- оГо утомления человека, это содержание его произ- хИЧе^венно-труДОвой деятельности. Каждому хорошо В°ДС но правило - отдых должен контрастировать с рабо- и3®е в СТоль общем виде эта формула еще не проясняет Т°И иной сути дела. Труд в наши дни стал разнохарактер- ИСТ и в различных случаях приходится учитывать не одно, а НЫМ'кество сугубо конкретных обстоятельств и факторов. М Там, где труд не обеспечивает более или менее равно- ной загрузки различных органов чувств человека, он начинает испытывать своеобразный недостаток в ощущениях. Специально организованная система досуга помогает утолить потребность личности в определенной дозе ощущений и впечатлений, дефицит которых всегда переживается людьми как ярко выраженная неудовлетворенность. Для страдающих от сенсорной недостаточности особенно необходим отдых и развлечения, отличающиеся яркостью, красочностью, разнообразием.
Условия труда в современной индустрии и сельском хозяйстве нередко ведут к полной или относительной изоляции производственников друг от друга. Вполне понятно, что особую ценность и привлекательность для человека, занятого на подобных участках, представляет отдых, построенный на непосредственном и активном общении.
Менеджерам досуга нельзя забывать, что можно уставать не только на работе, но и дома. Определенная часть людей среднего возраста вынуждена тратить много сил на домашний труд. Потребности в отдыхе у них, естественно, не уменьшаются, а вот возможности удовлетворения из-за малого количества времени сокращаются. Отдыхать приходится урывками, в короткие паузы между домашними делами- Такой отдых преимущественно пассивен, культурное значение его невелико.
Неодинаковое отношение к различным видам отдыха и Do Лечений во многом определяется физиологической при- и основных свойств нервной системы человека. Имеются занятия, для участия в которых особенности нервной системы не имеют сколько-нибудь существенного значения. В такие развлечения с одинаковым желанием, интересом и успехом могут включаться практически все. Однако наряду с этим есть и занятия, не обладающие подобной «всепригод- ностью». Ваясная задача организаторов досуга состоит в том, чтобы помочь человеку выбрать наиболее рациональные виды отдыха, соответствующие его индивидуальным качествам.
Наблюдения и исследования показали, что в поведении на отдыхе существуют определенные особенности, присущие людям с инертными и подвижными нервными процессами. У тех, кто входит в группу «инертных», заметно стремление к спокойным, размеренным занятиям; они несколько консервативны в своих досуговых пристрастиях, не любят ни менять, ни ломать привычные виды развлечений, отличаются несуетливостью, основательностью поведения.
Для людей с ярко выраженной подвижностью нервных процессов характерна быстрота переключения с одного вида деятельности на другой, склонность к повышенному темпу деятельности, умение хорошо ориентироваться в новой обстановке. Эти люди горячо включаются в предлагаемые занятия, но зато очень часто раньше других теряют к ним интерес.
Немаловажный фактор, влияющий на работу по организации отдыха, - национальные и региональные традиции. Надо иметь в виду, что эти традиции имеют особый авторитет и отличаются исключительной устойчивостью. Большинство традиционных праздничных и повседневных занятии ценны в социальном и культурном плане, и отношение к ним должно быть уважительным. Они дают менеджерам культуры готовые, освященные вековым опытом и поддерживаемые общественным мнением формы проведения досуга. Одни из таких форм в своем неизменном виде соответствуют ДУХУ нашего времени, другие, как свидетельствует опыт, сравни тельно легко модернизируются, наполняются новым жанием, обогащаются и переживают вторую молодость.
2. Организационно-педагогические проблемы развлекательной деятельности
Особая необходимость умелого педагогического регу- ования развлекательного досуга связана на современном этапе с целым рядом специфических обстоятельств. Сфера этого досуга все больше и больше попадает у нас под влияние частных инициатив. Соответственно усиливается роль сугубо коммерческих интересов, отодвигающих задачи культурного развития личности, в лучшем случае, на второй план. Пока не удалось выправить характерные для периода перестройки и реформирования сбои в области ценностного ориентирования. Налицо ослабление нравственных устоев общественной жизни. Не восстановилась до сих пор угасшая сила молодежных организаций, ранее довольно много занимавшихся вопросами удержания развлекательного досуга в рамках культурогенного пространства. В современных условиях на авансцену жизни начинает выходить поколение с несколько другой культурой, другой моралью, другими представлениями о допустимом и недопустимом. Это дети кризисного времени с его неустойчивостью, туманными ориентирами, тревогой за завтрашний день, идейными разочарованиями и т.д. Для их досуга действительно характерен эскапизм как желание убежать от жесткой действительности в иллюзорный, придуманный, карнавальный мир.
все это еще более осложняет и без того нелегкую проему организации молодежных развлечений, одно егодня в совокупности разнообразных развлечений игровь? -мых почетных мест, без сомнения, принадлежит Явление* Развлечениям- Игра - сложное социокультурное нить Л ' 'ЭОЛЬ кот°Рого в жизни личности трудно переоце- вались у'на*6 В^емя Развлекательно-игровые занятия тракто- Нас как специфическая детская форма деятельности и исследовались только в связи с задачами формирование подрастающего поколения. Между тем игры сопровождаю^ человека на протяжении всех возрастных этапов, и смотре^ на них как на некую младенческую забаву было бы глубоко неверно.
Вполне понятно, что в жизни взрослого человека по сравнению с детьми игра занимает во многом иное место Существенно изменяются ее мотивы и функции. Однако это не означает, что у людей совершенно исчезает потребность в этом виде досуговой деятельности, а сама игра перестает влиять на развитие личности.
Игра исключительно емка по своему содержанию. В процессе ее происходит удовлетворение познавательных, коммуникативных, эстетических, рекреационных потребностей человека. Посредством направленного использования игровых форм досуга решаются важные задачи воспитания и распространения культурных ценностей.
По природе и сути своей игра является деятельностью, обладающей целым рядом особенностей. Для игры характерна своеобразная мотивация. Включение в нее не диктуется ни практической необходимостью в достилсении вещных результатов, ни общественными обязанностями. Человек смотрит в данном случае на употребление своих сил не как на необходимость, а как на источник радости и наслаждения. Если закономерной причиной трудовой деятельности слулсит стремление людей удовлетворить определенные материальные потребности, то игра не имеет столь утилитарного значения и не направлена на получение каких-либо материальных продуктов. Труд, даже когда он доставляет человеку наслаждение, остается общественной обязанностью и неизбежно связан со строгой ответственностью за качество и количество производимого продукта. В игре нет ни принудительных элементов, ни традиционно понимаемых обязанностей. Человек сам решает вопрос - вступать ему в это занятие или нет, столь лее он волен и в своем праве выхода из игры. Далее самое поверхностное соотнесение игры с деятельностью производственно-трудового типа показыва
о игровые занятия не только менее жестко детермини- ет, чТ° ^сходными задачами, но и не так строго регламенти- Р°Ват"я внешней организацией.
РУ10 р^гровой деятельности чужды сложные опосредования хождения между мотивами и поведением. Она пред- Й ^аСяет собой совокупность действий, которые значимы СТ человека по их прямому назначению. Активность в дан- ДЛЯ случае рождается из непосредственных побуждений - "еловек играет потому, что это ему нравится. 4 У любой игры есть свое содержание. Игровые занятия всегда связаны с достижением определенной цели посредством преодоления каких-то препятствий. В ходе их человек совершает разнообразные умственные и физические операции. Как и любая деятельность, игра предполагает обязательное овладение определенными способами практического действия.
Не менее своеобразны результаты игровой деятельности. В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспиты<