Педагогические основы организации художественно-творческих занятий

Как уже отмечалось выше, на современном этапе осо­бенно большое значение придается приобщению любителей к такой деятельности, в результате которой рождаются но­вые, оригинальные ценности. Практически каждая самодея­тельная группа может стать в той или иной мере творческой группой. Работа над фольклорными произведениями и про­изведениями профессиональных поэтов, драматургов, ком­позиторов, если она не сводится к слепому копированию приемов известных исполнителей, режиссеров, хоров и ансамблей, всегда представляет собой занятие, содержащее элементы творчества.

Как в профессиональном, так и в самодеятельном твор­честве существуют такие виды искусства, которые по приро­де своей нуждаются в акте вторичного творческого воссоздания. Если живопись, графика, скульптура, фотогра­фия, кино могут стать предметом эстетического потребле­ния без участия какого-либо посредника, то с театром, музыкой, хореографией дело обстоит иначе. Здесь нельзя обойтись без исполнителя, который играет роль связующего звена между автором и зрителем.

Роль исполнителя во всех видах искусства очень важна и ответственна. Пользуясь текстом пьесы, нотной или хоре­ографической записью, самодеятельное объединение, чаще всего с помощью руководителей, воспроизводит авторское произведение, придает ему реальное звучание и изображе­ние. Соотношение репродуктивных и творческих элементов в общей структуре исполнительской деятельности зависит прежде всего от того, насколько квалифицированно работа­ют любители над исполняемым произведением. Здесь очень валено по-настоящему понять автора, его позицию, замысел, цели. Для этого необходимо хорошо изучить биографию писателя, композитора, драматурга, понять, знать эпоху, в которую создавались произведения, уловить характер ото­браженного в нем времени и событий.

Если любители имеют дело с сочинением, которое не раз уже исполнялось, целесообразно проанализировать и учесть ранее накопленный опыт. Путь к этому - критическое сопоставление трактовок произведения различными испол­нителями, выявление лучших вариантов исполнительского стиля. В отдельных видах искусства наряду с первоначаль­ными авторскими текстами могут существовать различные их редакции и обработки. Ознакомление с ними всегда не только интересно, но и полезно в плане поиска верной интерпретации. Наличие творческих элементов в общей структуре исполнительской деятельности зависит прежде всего от того, насколько квалифицированно работают люби­тели над исполняемым произведением. Здесь очень важно по-настоящему понять автора, его позицию, замысел, цели. Для этого необходимо хорошо изучить биографию писателя, композитора, драматурга, понять, знать эпоху, в которую создавались произведения, уловить характер отображенно­го в нем времени и событий.

Если любители имеют дело с сочинением, которое не раз уже исполнялось, целесообразно проанализировать и учесть ранее накопленный опыт. Путь к этому - критическое сопоставление трактовок произведения различными испол­нителями, выявление лучших вариантов исполнительского стиля. В отдельных видах искусства наряду с первоначаль­ными авторскими текстами могут существовать различные их редакции и обработки. Ознакомление с ними всегда не только интересно, но и полезно в плане поиска верной ин­терпретации.

Возможность творческих исканий в сфере исполни­тельства обусловлена тем, что воспроизведение авторских текстов никогда не делается механически. Здесь очень мно­гое зависит от творческой индивидуальности исполнителя, особенностей его подхода к произведению, стиля исполни­тельской деятельности. Вот почему одно и тоже произведе­ние может быть раскрыто разными людьми по-разному. Собственно, в этом и заключается основная прелесть испол­нительства - оно поистине безгранично, как безгранично в плане реализации человеческих способностей творчество вообще.

В деятельности талантливых исполнителей творческий подход выражается в оригинальной интерпретации автор­ского произведения, в умении создать собственную исполни­тельскую концепцию, в индивидуальном истолковании авторского замысла. Причем все это рождается только на основе глубокого постижения авторских позиций, отходить от которых или принципиально менять их исполнители, ра­зумеется, не вправе.

Выразительные средства исполнительской деятельнос­ти очень разнообразны. В области музыки это может быть агогика, т.е. небольшие отклонения от заданного темпа и метра в виде замедлений. К этому же относятся различные способы использования голосового аппарата или музыкаль­ного инструмента, обеспечивающие очень связное, отрывис­тое или резко отрывистое исполнение последовательных рядов звуков. В состав выразительных средств входит динамика, основанная на применении различной степени силы звучания, выделении отдельных звуков, их внезапной или постепенной смене и т.д. С целью яркого раскрытия идейно-эмоционального смысла исполняемого произведе­ния применяется фразировка, т.е. разграничение и выделе­ние музыкальных фраз и других небольших частей законченной темы. Очень разнообразны выразительные возможности акцента, основанного на подчеркивании звука путем его усиления, ритмического удлинения, смены тембра и некоторых других приемов.

Исполнительская деятельность во многих случаях раз­вертывается в форме коллективного исполнительства. Это театральное, хоровое, оркестровое, хореографическое и другие виды исполнительства, по самой своей природе пред­полагающие объединение в общий исполнительский ансамбль целого ряда участников самодеятельности. Благо­даря их совместным усилиям рождается та художественная ценность, которую создать в одиночку ни один из любителей не может. Это особая форма исполнительского творчества, требующая умений и навыков группового взаимодействия. Новая художественно-образная целостность возникает в результате творческого объединения различных исполни­тельских индивидуальностей.

На Руси, а затем и в России всегда любили петь. Без песни не обходился ни один праздник, ни одно гуляние, ни одна вечеринка. Эта хорошая традиция сохранилась и до сегодняшнего дня. Русская песня по-прежнему остается гор­достью и жемчужиной нашего отечественного искусства.

Наряду с этим музыкально-песенное исполнительство заметно обогатилось за счет активного развития самодея­тельно-авторской и улично-дворовой песни. Как исполни­тельский материал такие песни по природе своей рассчитаны на широкое пользование: они просты, не требуют особых во­кальных данных, исполнение их доступно буквально всем. В чем-то подобное исполнительство напоминает задушевную беседу: собравшись вместе, люди ведут своеобразный песен­ный разговор о самих себе, о своей собственной жизни. Луч­шие произведения этого жанра живо откликаются на все наиболее волнующие события современности. Это излюб­ленный репертуар в сфере туризма, молодежного отдыха, праздничного российского застолья.

По сравнению с другими формами общения с искусст­вом человек, включившийся в художественно-творческий процесс, всегда занимает наиболее активную позицию. Основное содержание художественно-творческого акта - конкретно-образное воплощение эстетической цели. Мате­риалом, из которого строится новый образ, является запас жизненных и художественных впечатлений, приобретенных любителями в результате непосредственного восприятия действительности, знакомства с искусством, контактов с другими людьми. Вся эта информация творчески прораба­тывается, из нее отбрасывают несущественное, случайное. Творческая фантазия по-новому комбинирует элементы на­копленных впечатлений и представлений, в результате чего и возникает оригинальный художественный образ.

Создание такого образа сопряжено с огромным тру­дом по накоплению материала и непосредственному вопло­щению художественной идеи в красках, звуках, словах, движениях. Как правило, на этом пути возникают многочис­ленные предварительные варианты: эскизы и этюды к карти­нам, черновые рукописные наброски, опробованные и отброшенные актерские и режиссерские решения и т.д. Творческий процесс практически никогда не представляет непрерывного, плавного движения вперед. В нем нередки ос­тановки, тупики, возвраты к старому, мучительные переборы бесчисленных вариантов.

В ходе творческой деятельности происходит актуали­зация всех психических сил личности. Благодаря памяти осуществляется сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Мышление дает возможность производить необходи­мые аналитико-синтетические операции: сравнение, обобще­ние, конкретизация, анализ, синтез и т.д. Вообралсение помогает преобразовывать предшествующий опыт и созда­вать на основе этого преобразования принципиально новые художественные структуры. Важным условием и фактором творческого процесса являются волевые усилия человека, без которых не может быть ни сознательной постановки цели, ни выбора средств ее достиясения, ни сосредоточения на решении поставленной задачи.

Развитие творческих способностей прежде всего связа­но с формированием перцептивных качеств человека. Эти качества связаны с особенностями его внимания, восприим­чивости, впечатлительности. Для успешной творческой дея­тельности большое значение имеет умение точно и быстро подмечать характерные черты предметов и явлений, видеть и запоминать изменения в наблюдаемых объектах, находить в них общее и различное, улавливать в окружающем мире то, чего не замечают другие люди.

Любой творческий акт - это разрешение проблемной ситуации. В основе ее лежит конфликт между известным и неизвестным. Требуется найти решение, характер которого не подсказывается ни условиями самой задачи, ни имеющим­ся опытом. Это значит, что субъекты творческой деятельнос­ти должны самостоятельно выработать принципиально новую стратегию деятельности.

При решении творческой задачи в голове человека воз­никает так называемая динамическая модель проблемной си­туации. Компонентом ее являются условия задачи, следы отражения объектов в предшествующей практике и цель поиска. Модель имеет свойство доминантного очага. Она притягивает к себе даже те внешние раздражители, которые прямо не связаны с решаемой проблемой. Причем в действие приводится не только область сознательного, но и бессоз­нательного. Динамическая модель обладает уникальной способностью функционировать вне сознательной деятель­ности. Человеку кажется порой, что он совершенно не дума­ет о поставленной задаче. Между тем мозг упорно ищет ее решение. Постоянно действующий очаг возбуждения помо­гает преодолеть косность имеющихся стереотипов и образо­вать новые связи, минуя крайне неперспективную работу по прямому перебору вариантов.

Основная трудность творческого поиска связана с тем, что формированию новых идей и образов серьезно мешают накопившиеся стереотипные представления. В плане направ­ленного формирования творческих способностей очень важ­но воспитать у людей привычку везде и всюду искать свежие, новые подходы к самым обычным явлениям и процессам. Творческая деятельность немыслима без творческого вооб­ражения. Чтобы создать что-то новое, надо хотя бы в самом общем виде мысленно представить себе это новое. В резуль­тате воображения на основе прошлого опыта рождаются принципиально новые мысли, представления, идеи, образы.

В психологическом плане происходит процесс разложения, расчленения старых связей и выработка из получившихся элементов оригинальных, не встречавшихся до сих пор худо­жественных идей, решений, подходов и даже образов целос­тных структур.

Особое место среди личностных качеств, необходимых для плодотворной творческой деятельности, занимает спо­собность к переносу опыта из одной области в другую. Твор­чество - своего рода бег с барьерами, где основным препятствием являются стереотипы мышления. Именно они уводят творческую мысль на проторенную тропу, сбивают ее с истинного пути. Преодолеть эти барьеры можно только с помощью своеобразного прыжка. В свою очередь, для прыж­ка нужен не менее хороший толчок в виде определенного внешнего раздражителя - аналога.

Существует несколько видов аналогии, используемых в процессе творчества. Сущность прямой аналогии составляет непосредственное сравнение сходных фактов, при котором одно подсказывает другое. Второй вид аналогии носит на­звание символическая аналогия. В этом случае для решения задачи подыскивается подсказка из совершенно иной облас­ти деятельности. И, наконец, аналогии третьего вида - лич­ные аналогии - строятся на т.н. отождествлении творца с субъектом. Подобная ситуация особенно часто встречается в сфере художественного творчества, где художник идет от самого себя, ставит себя на место героя, чувственно пережи­вает его действия, колебания, размышления и т.д.

Полезную роль играет способность личности к ассоци­ированию. В психологическом плане ассоциация это отраже­ние в сознании взаимосвязи предметов и явлений, когда одно представление влечет за собой другое, связанное с ним в прошлом опыте. Ассоциирование подталкивает к нахожде­нию оригинального образа, необычного подхода, свежего решения. Легче в этих поисках приходится людям, которые легко запоминают и столь же легко вспоминают увиденное, умеют выстраивать необычную цепь образных сравнений, способны перекинуть мостик от одного к другому и т.д.

Необходимые в творчестве интеллектуальные качества предполагают определенный уровень эрудиции человека. Обилие сведений из разных областей благоприятствует выработке множества подходов к предмету. Однако если в целом эрудиция здесь полезна, то перегрузка избыточной информацией может не только помогать, но и мешать твор­ческому мышлению, сбивать его на проторенные дорожки.

Современная любительская деятельность развивается чаще всего в коллективных формах. Это создает особо бла­готворные возможности не только для успеха в поиске, но и для формирования творческого умения. Дело в том, что ре­шение многих творческих задач требует таких разносторон­них качеств, которые практически не могут сочетаться в одном человеке. В поисковой группе вступает в действие принцип комплиментарности - способности не суммируют­ся, а умножаются. Каждый участник творческой деятельнос­ти вносит в общую копилку свой неповторимый вклад. Однако это не происходит само собой. Коллективное творчество надо организовать. Речь идет прежде всего о том, чтобы правильно использовать каждого человека в соответ­ствии с особенностями его творческой индивидуальности. Одни люди обладают уникальным талантом выдвигать новые идеи, другие отличаются завидной способностью к скрупу­лезному критическому анализу, третьи поистине незамени­мы в процессе практической реализации творческого замысла. Условно их называют генераторами, критиками и разработчиками.

Тип первый — люди, склонные и способные к генерации новых идей. У них постоянно рождается масса новых предло­жений, которые они с охотой передают своим товарищам. Среди выдвигаемых генераторами идей могут быть, наряду с действительно талантливыми идеями, спорные, ошибочные, принципиально неприемлемые идеи. «Генератор» чаще всего не особенно интересуется, как и каким образом придется воп­лощать его предложения.

Деятельность «генераторов» плодотворна только в том случае, когда они работают рука об руку с людьми, условно называемыми «критиками», которые представляют второй тип участников творческой деятельности. «Критики» выпол­няют в коллективе очень важную дисциплинирующую функцию. Это своеобразный «отдел контроля», строго под­мечающий слабые стороны выдвигаемых предложений. Дея­тельность «критиков» дает гарантию того, что группа не прельстится внешне привлекательными, но абсолютно нере­альными идеями.

Третий тип - это те, кого заслуженно считают хороши­ми исполнителями. Для них характерно умение быстро заземлять любой проект, видеть его в действии еще до нача­ла воплощения в жизнь. Исполнители-разработчики всегда обладают не только достаточно хорошей теоретической под­готовкой, но и отменным практическим мастерством. Они не­изменно выходят на ведущие позиции в период реализации идеи.

Задача руководителя творческого поиска - создать в группе такую обстановку, при которой генераторы, критики и исполнители не только не вступают друг с другом в конф­ликт, но в тесном единстве решают все поисковые задачи. По аналогичному принципу следует комплектовать и малые группы, которые создаются для решения конкретных творчес­ких задач.

Большое значение имеет правильное определение целей художественно-творческой работы. Они должны с самого начала настраивать любителей не на внешний эффект, а на упорную деятельность по овладению творческими умениями и навыками, на углубленное художественное самообразование и саморазвитие. Это единственно верный путь к высоким творческим результатам.

Не менее важна продуманная организация отношений между участниками художественно-творческого процесса. Исконная человеческая склонность к поиску наилучшим образом реализуется, если в коллективе царит подлинно твор­ческая атмосфера, если руководитель сам на каждом шагу подает пример творческого отношения к делу. Такая атмо­сфера невозможна без заинтересованного внимания к каж­дому новому предложению, идее, находке, совету, от кого бы они ни исходили. Новаторский подход должен поощрять­ся в любом случае, даже когда предложение оказывается по тем или иным причинам неприемлемым или неплодотворным.

Первостепенную роль играет работа по целенаправлен­ному формированию художественно-творческой индивиду­альности участников самодеятельности. Это предполагает тщательное изучение способностей, соотнесение их с сово­купностью качеств, необходимых для успешного творчества в избранном виде искусства. В индивидуальном плане значи­тельное место отводится развитию качеств, которые чрезвы­чайно важны, но пока еще у данного человека недостаточно развиты.

В числе других здесь используются такие приемы, как систематический анализ лучших художественных произведе­ний, участие в построенных по игровому принципу занятиях на отбор оригинальных метафор, эпитетов, сравнений; инди­видуальные задания, выполнение которых непременно требу­ет богатых и смелых ассоциаций.

Творческий процесс в сфере любительства не всегда эк­вивалентен профессиональному творчеству, отличающемуся объективной новизной своих результатов. Очень часто люби­тельская деятельность имеет лишь субъективный эффект, но от этого ее значимость нисколько не уменьшается. Менед­жеры досуга ставят перед собой благородную цель сделать способным к творчеству каждого. И если профессиональная творческая деятельность дает обществу принципиально новые и материальные, и духовные ценности, любительские занятия обогащают его массой новых творческих личностей.

Особой формой проявления художественно-творческой активности человека способна стать художественно-кри­тическая деятельность любителей искусства. Она самым непосредственным образом связана с художественным вос­приятием и художественным образованием, но представляет собой вполне самостоятельное явление. Как и любое отноше­ние к осознаваемым явлениям, рождающиеся здесь суждения включают в себя не просто понимание и знание воспринима­емого объекта, но и ярко выраженные эмоциональные и воле­вые компоненты. Эта форма деятельности ценностного созна­ния человека, в результате которой формируются ориентации и установки личности по отношению к объектам художествен­ной культуры.

Применительно к сфере любительства художественно- критическая активность может проявляться на нескольких различных уровнях. Первый и наиболее элементарный из них - уровень повседневного общения. Контакты такого рода все­гда представляют информационный процесс, включающий обработку, накопление и выдачу определенной информации. Определенное место в этом процессе занимает обмен мнени­ями и оценками по поводу явлений художественной жизни. Возникающее взаимодействие отличается практическим отсутствием какой-либо регламентации и большим равнопра­вием собеседников.

Следует особо отметить, что рождающиеся здесь сужде­ния отличаются особой авторитетностью: очень часто люди неукоснительно придерживаются их в своей художественной практике - смотрят или отвергают определенные кинофиль­мы и спектакли, читают или, наоборот, отказываются от тех или иных книг и т.д. Все это заставляет серьезно подумать о возможностях превращения стихийно развивающейся оценочно-практической деятельности в орудие направленно­го эстетического воспитания. Здесь могут быть использованы самые разнообразные средства: продуманная работа по обогащению общего содержания досуговых контактов, при­влечение внимания к наиболее значимым явлениям художе­ственной жизни (ставится задача - сделать эти явления предметом обсуждений), влияние на содержание повседнев­ного общения через механизм лидерства и т.д.

Второй уровень функционирования художественно- критической деятельности связан с организацией специаль­ных встреч, имеющих целью серьезное и всестороннее обсуждение определенных произведений. Такие обсуждения принимают чаще всего форму читательских и зрительских конференций, где аудитория выступает одновременно и как объект, и как субъект формирующего воздействия. Эти встречи немыслимы без активного участия всех присутствую­щих. Публично отстаивая свои эстетические позиции, люди приобретают ценные навыки художественно-критического анализа. Человек получает отличную возможность сопоста­вить, сравнить свое понимание произведений с тем, что дума­ют по этому поводу другие. Практически каждое выдвигаемое предложение проходит здесь через своеобразный коллектив­ный фильтр: оно рассматривается, взвешивается, обсуждает­ся. Обстановка творческой дискуссии и неизменное наличие оппонентов подталкивают к максимальной доказательности, убедительности, четкости. Перед участниками предстают не истины в конечной инстанции, а напряженный поиск верно­го решения проблемы. Суждения, победившие в такой борь­бе, отличаются особой авторитетностью и значимостью.

Наивысшего развития художественная критическая ак­тивность достигает на третьем уровне своего функционирова­ния - в рамках специальных любительских объединений. В широко распространенных ныне объединениях любителей музыки, кино, театра, живописи, литературы художественно- критическая деятельность приобретает уже целый ряд допол­нительных качеств. Прежде всего эта деятельность базируется на достаточно хорошем знании теории и истории искусств. По сравнению с обсуждениями художественных произведе­ний на массовых дискуссионных мероприятиях работа люби­телей отличается большей глубиной, основательностью, разнообразием. Здесь могут использоваться такие формы, как аналитические обзоры, доклады, письменные и устные рецен­зии, отклики, отзывы и т.д. У объединений этого типа есть возможности подключиться к организации художественно- образовательной деятельности: освещать художественную жизнь в местной печати, принимать участие в подготовке и проведении литературных вечеров и презентаций художе­ственных новинок, выпускать специальные бюллетени, рек­ламные материалы и т.п.

Особое значение имеет содружество любителей литера­туры и искусства с любительскими творческими группами.

Как правило, у профессиональной художественной критики о этих групп просто-напросто не доходят руки. Между тем квалифицированный критический разбор самодеятельных спектаклей, концертных программ, художественно-публици­стических выступлений необходим.

Организация объединений для тех, кто склонен к искус­ствоведческим и художественно-критическим занятиям, важ­на еще по одной причине. Значительное число людей, страстно любящих и понимающих искусство, не имеют ярко выраженных способностей ни к исполнительской, ни к худо­жественно-творческой деятельности. Дать им какие-то актив­ные, творческие и в то же время посильные занятия - значит приобщить к полезному во всех отношениях коллективному досугу еще значительную группу интересующихся искусст­вом.

Одна из первостепенных задач на пути дальнейшего совершенствования этой работы - сделать художественно- творческие коллективы, с одной стороны, и объединения любителей музыки, театра, кино, изоискусства - с другой, не параллельно существующими, а взаимодополняющими друг друга. При такой постановке дела художественная самодеятельность получила бы по-настоящему квалифициро­ванную аудиторию истинных знатоков и поклонников опре­деленных видов и жанров искусства. Именно на этом пути легче всего замкнуть в единую цепь основные системообразу­ющие звенья полновесной эстетической деятельности: непос­редственное общение с искусством, художественное образование и художественное творчество в собственном смысле слова.

Анализ современного состояния художественно-твор­ческой деятельности показывает, что она переживает период кризисного развития и нуждается в серьезных преобразова­ниях. Новые подходы требуют определенного переосмысле­ния традиционных представлений о природе, назначении и функциях самодеятельного искусства. Необходима обновлен­ная концепция, которая учитывала бы требования времени и содержала целостную совокупность предложений о путях дальнейшего развития народного художественного творче­ства.

Сохранившиеся до сих пор ориентации и установки сло­жились более полувека назад и несут на себе груз представ­лений и идей того нелегкого и противоречивого времени. Административно-командная система упорно стремилась тогда утвердить свой суровый и жесткий контроль во всех об­ластях общественной жизни и пуще всего опасалась самоде­ятельности не в обюрокраченном, а в точном и подлинном смысле этого слова. Гораздо проще было управлять тем, что спокойно укладывалось в рамки театрально-концертной мо­дели и шло только через официальное курирование. В соот­ветствии с этим подходом праздники начали превращаться в вымуштрованные парад-демонстрации, «живые газеты» стали парткомовскими рупорами, обряды приобрели вид мер­творожденных «звездин», «октябрин» и прочей так и не при­жившейся советской обрядности.

Глубоко ошибочным было тогда решение проблемы о соотношении профессионального и художественного творче­ства. В соответствии с исходящими свыше директивами само­деятельности была уготована роль элементарного дублера профессионального искусства, своеобразного второго эшело­на, популяризирующего то, что наработано профессионала­ми.

Одним из немаловажных обстоятельств, повлиявших на формирование концепции художественной самодеятельности в 1930-е годы, был разгром так называемого жизнестроитель- ного направления в эстетике, литературе и искусстве. Сторон­ники жизнестроения выступали с резкой критикой старой, оторванной от жизни художественной культуры. Слов нет, в этих воззрениях было много элементов максимализма и фантазерства. Общественно-созидательные функции искусст­ва нередко преувеличивались. Однако в яростной критике жизнестроительной концепции погибло и содержащееся в ней рациональное зерно. Оно заключалось в ориентации искусст­ва, в первую очередь самодеятельного творчества, не просто на создание художественных произведений, а на формирова­ние добротной художественно-эстетической среды для по­вседневной жизнедеятельности людей. К сожалению, очень важная идея начисто выпала в дальнейшем из системы воз­зрений на сущность и функции художественной самодеятель­ности.

В теоретической и практической деятельности на совре­менном этапе нельзя забывать, что самодеятельное творче­ство, в отличие от профессионального искусства, интенсивно выходит и должно выходить за рамки чисто эстетических структур. Очень значительная часть его вообще функциони­рует на границе искусства и неискусства, художественного и нехудожественного.

Трансформация функций народной художественной культуры во многом стимулируется сегодня общим характе­ром проводимого реформирования. Интенсивное развитие национального самосознания и активное возрождение досу- гово-бытовых традиций вызвали к жизни феномен, который квалифицируется как нью-трайбализм. В городской и сельс­кой среде идет своеобразный возврат к живой культуре, с ее обычаями, обрядами, праздниками. Возрождающееся на этой основе искусство, непосредственными субъектами которого становятся буквально все, представляет плодотворный пово­рот к истокам народного творчества, к самодеятельности в подлинном смысле слова. В реальной жизни уже возникло множество совершенно новых организационных форм, явно не укладывающихся в институциональные схемы художе­ственной самодеятельности прошедших времен. Мы имеем в виду домашнее, семейное исполнительство, спонтанно воз­никающие группы дворового и уличного любительства, импровизированные ансамбли, участвующие в обрядово-праз- дничных торжествах, и другие объединения, которые не ставят перед собой задачи обязательного участия в концер­тах, смотрах, фестивалях и не хотят идти по пути привычной сценической ориентации. Однако нельзя не отметить, что здесь тоже есть свои трудности. Довольно многое оказалось озабытым. Заметно поблекла культура исполнения. В аутен- ные фольклорные структуры вносятся порой досадные искажения. В этих условиях особенно необходимо подкреп­ление полезных инициатив участников самодеятельности ква­лифицированной помощью со стороны профессионалов. Спонтанный творческий энтузиазм становится эффективным только тогда, когда он подкрепляется высоким уровнем худо­жественного мастерства.

До сих пор еще дают о себе знать рецидивы концепции, характерными чертами которой являлось явное преобладание трансляционных функций самодеятельного искусства над творческими. Эта концепция плохо связывается с развитием народного творчества как целостной, относительно самосто­ятельной и самореализующейся системой. В ней нет опоры на исконные фольклорные традиции, не учитывается синкрети­ческая природа традиционного искусства, игнорируется его неразрывная связь с локальной повседневной культурой раз­нообразных социальных групп и общностей. Реальная само­деятельная практика рассматривается в отрыве от таких компонентов низовой культуры, как обрядность, праздники, отдых, развлечения, игровые занятия и т.д.

Одной из наиболее важных причин кризисного развития самодеятельного художественного творчества в нашей стра­не стало то, что мы не сумели найти этому творчеству истин­ное, подлинное место и, таким образом, заставили его «рядиться в чужие костюмы». Явно не учитывалось, что меж­ду жизнью, с одной стороны, и большим профессиональным искусством и подражающей ему самодеятельностью - с дру­гой, реально существует огромное поле массовых досугово- бытовых занятий, которые не могут обходиться без насыщения их особыми художественными средствами и поза­рез нуждаются в них.

Продуктивные попытки обозначить контуры новой кон­цепции самодеятельного художественного творчества прояв­ляются в целом ряде публикаций последнего времени. Здесь можно прежде всего сослаться на таких авторов, как Е.И. Смирнова, Т.И. Бакланова, B.C. Цукерман, А.С. Каргин, Н.Т. Михайлова, Л.И. Михайлова, Н.А. Хренов и др. Однако реши­тельного прорыва к новой парадигме пока еще не произошло.

Рекомендуемая литература к главе IV

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Ин­новационный курс / В. И. Андреев. - Казань: КАЗГУ, 1996.

2. Аникин В. П. Русское устное народное творчество / В. П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2004.

3. Бакланова Т. И. Педагогика художественной самодеятель­ности/Т. И. Бакланова. - М., 1992.

4. Бибарцева Т. С. Методика стимулирования творческих способностей игровыми средствами/ Т. С. Бибарцева. - СПб., 1995.

5. Бондаренко С.М. Педагогика творчества / С. М. Бондарен- ко. - М.: Знание, 1976.

6. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству /И. П. Волков.-М., 1982.

7. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура (те­оретические очерки) / В. Е. Гусев. - СПб., 1993.

8. Дранков В. А. Психология творчества / В. Л. Дранков. - СПб., 1992.

9. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельно­сти/А. Д. Жарков. - М., 2001.

10. Железовская Г. И. Педагогика развития творческой лич­ности / Г. И. Железовская, А. Р. Елисеев. - Саратов, 1997.

11. Зуева Т. В. Русский фольклор/ Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. - М.: Флинта, Наука, 2002.

12. Каргин А. Г. Народная художественная культура /А. Г. Каргин. -М., 1997.

13. Круглов Ю. Г. Русский фольклор / Ю. Г. Круглов. - М.,

14. Лаврентьева А. С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор / Л. С. Лаврентьева, Ю. И. Смирнов. - СПб.: Паритет, 2004.

15. Лилов А. Природа художественного творчества / А. Ли­лов. - М.: Искусство, 1981.

16. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. - М., 1978.

17. Махлина С. Т. Язык искусства в контексте культуры / 1. Махлина. - СПб., 1995.

18. Михайлова Л. И. Народная художественная культура: / Л тГЛНанты' тенДенции, закономерности социодинамики

19. Михайлова. - М.: Вузовская книга, 2005. (1917-1 ч'/мгА. В. Историография русской фольклористики/А. В. Морозов. -Минск, 1999.

20. Народная художественная культура / под ред. Т. И. Бак­лановой, Е. Ю. Стрельцовой. - М., 2000.

21. Петрушин В. И. Музыкальная психология / В. И. Петпу шин.-М„ 1997.

22. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. - М., 1997.

23. Психология творческих способностей. - М.: Academia, 2002.

24. Психология творчества. - М.: Наука, 1990.

25. Психология художественного творчества. - Минск: Хар- вест, 1999.

26. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Пу­тилов. - СПб., 1994.

27. Русский народный календарь: пословицы, приметы, обы­чаи, обряды, имена / сост. Н. И. Решетников. - М.: ОЛМА-ПрЕСС 2005.

28. Смирнова Е. И. Теория и методика организации самодея­тельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях/ Е. И. Смирнова. - М., 1983.

Вопросы и задания к главе IV

1. Раскройте сущность понятия «культурно-творческая дея­тельность».

2. Опишите основные виды культурного творчества человека в сфере свободного времени.

3. Сформулируйте требования к организации творческих за­нятий в культурно-досуговых центрах.

4. Как оптимизировать работу по развитию творческих спо­собностей личности?

5.Расскажите о роли и технологии стимулирования творчес­кого отношения человека к художественной, научно-технической, социальной деятельности в сфере досуга.

6. Каковы основные исторические и современные тенденции развития самодеятельного творчества?

7. Дайте обоснование системы социально-педагогических функций самодеятельных художественных коллективов.

8.Охарактеризуйте взаимосвязь фольклора, постфольклора, любительского искусства и массовой художественной самодеятель­ности.

9.

Наши рекомендации