Металлообрабатывающий инструмент

Молот кузнечный (1 экз.) (рис. 47, 1) сделан в виде прямоугольного бруска длиной 172 мм с грибовидным бойком и квадратным проухом в тыльной части. Обух сделан тоньше и шире, чем бойковая часть. Очевидно, подобный молот использовался для проковки крицы.

Молотки относятся к типу ручных и представлены двумя видами: кузнечными и ювелирными.

Кузнечный молоток (1 экз.) (рис. 47, 2) сделан из железного бруска длиной 214 мм прямоугольной формы, с узким продолговатым проухом в центре. Боек округлый, сделан в виде грибовидной шляпки, тыльная сторона плоская и прямоугольная. Подобные молотки встречаются на памятниках марийцев с VI века (Финно-угры, 1987. Табл. XXX, XLIX).

Ювелирные молотки (7 экз.) для чеканки сделаны из железных брусков в виде конуса и представлены двумя видами.

1. Молотки с чеканом, отходящим под углом от тулова в сторону рукояти (3 экз.) (рис. 47, 3-5). На одном молотке чекан сделан в виде четырехгранной пирамидки. На двух других сечение и навершие чекана круглое, а сам чекан сделан в виде головы медведя (рис. 47, 4) и лося (рис. 47, 5). На чекане с головой лося видны следы стачивания напильником. Тулово в сечении прямоугольное, с квадратным проухом в центре. Боек также прямоугольный и плоский. На молотках с головами животных от проуха к бокам и к чекану сделаны канавки. Все они сделаны местным мастером, тем более, что молотки этого вида были найдены на городище, недалеко друг от друга. Подобные молотки с головами животных встречаются редко и известны лишь на нескольких поселениях Волжской Булгарии, например, на Мурзихинском селище XI-XIV веков (Казаков, 1993. Рис.3, 12) и XIII Алексеевском селище.

2. Молотки с дугообразным прогибом чекана в сторону рукоятки (4 экз.) (рис. 47, 6-9). Площадка бойка круглая, форма проуха прямоугольная. Узкий чекан завершается шаровидной головкой.

Молоточки этого вида встречаются в булгарских и русских средневековых древностях (Культура Биляра, 1985; Колчин, 1953).

Наковальня ювелирная (1 экз.) (рис. 47, 10) сделана из железа в виде квадратного бруска с расширением в верхней части. На рабочей поверхности имеются две параллельные канавки глубиной 8 мм и с краю конусовидная канавка. Наковальни такой формы, но с гладкой рабочей поверхностью были распространены в Поволжье с VI века (Финно-угры, 1987. Табл. XLIX) и в Подонье с IX века (Степи Евразии, 1981. Рис. 36).

Зубила ювелирные (5 экз.) (рис. 47, 11-15) сделаны в основном из круглого стержня, на одном конце которого расположена ударная головка, а на другом – плоское заостренное лезвие. Подобное зубило известно из Новгорода в слое XI века (Колчин, 1959. С. 22). Еще одно зубило сделано из широкой плоской пластины.

Бородок (1 экз.) (рис. 47, 16) представляет собой квадратный стержень с пирамидальным обухом и заостренным концом для пробивания отверстий (Колчин, 1959. С. 19).

Пинцеты (5 экз.) (рис. 47, 17-21) сделаны из длинной бронзовой пластинки с пружинящим соединением на одном конце и захватывающими лапками на другом. По форме губ пинцеты делятся на два вида: с плоскими (2 экз.) (рис. 47, 19, 21) и Г-образными (3 экз.) (рис. 47, 17, 18, 20) губами. На трех пинцетах расположено фиксирующее кольцо для зажима предмета в пинцете. Еще два украшены по краям насечкой. Подобные пинцеты встречены в памятниках X-XIII веков Волжской Булгарии и Руси (Колчин, 1959. С. 22, Табл.107; Смирнов, 1951. Рис. 55). У одного пинцета с плоскими губами к основанию прикреплена при помощи колечка прикреплена цепочка из двух S-образных звеньев.

Матрицы-штампы (9 экз.) (рис. 48) отлиты из бронзы и использовались для тиснения и штамповки. На лицевой стороне – рельефный растительный орнамент, а оборотная сторона гладкая. По краям, как правило, идет окантовка из линий и точек. По форме выделяется несколько типов:

1. Круглые матрицы (3 экз.) (рис. 48, 1, 2, 7) с орнаментом в виде: а) плетенки с острыми углами; б) листиков из точек; в) четырех лепестков.

2. Четырехлепестковая розетка (1 экз.) (рис. 48, 3) с точечным орнаментом и двумя кругами из точек в центре.

3. Лавролистная (1 экз.) (рис. 48, 8) с растительным орнаментом и кругами в центре.

4. Каплевидная (1 экз.) (рис. 48, 4) с точечным орнаментом и солнышком с лучами в центре.

5. Подпрямоугольная (1 экз.) (рис. 49, 7) с тремя выступами сверху и растительным орнаментом.

6. Коронообразная (1 экз.) (рис. 48, 5) с зонным растительным орнаментом.

7. Квадратная (1 экз.) (рис. 48, 6) с зонным орнаментом.

Большинство матриц-штампов имеет диаметр 5-7 см при толщине пластин 2-5 мм. Аналогичные матрицы представлены в булгарских древностях домонгольского периода (Культура Биляра, 1985. Табл. 37). Особо можно выделить матрицы типа 3 и 4, на которых изготавливали решмы, что не характерно для булгарских древностей. В то же время необходимо отметить, что ни одна матрица из Биляра и Золотаревки не схожа по орнаментации. Изготовленные тиснением на подобных матрицах накладки из тонкого медного листа встречены в большом количестве на Старомайнском городище X-XIII веков (Матвеева, 1993. Рис. 3), а также в единичных экземплярах на других булгарских городищах, да и то в сломанном виде (Культура Биляра, 1985. Табл. 37; Казаков, 1982. Рис. 3; Рыбаков,1948. Рис. 75, 76). Особый интерес представляет накладка со Старомайнского городища, абсолютно идентичная матрице типа 1а с Золотаревского поселения (Матвеева, 1993. Рис. 3, 40). Вполне возможно, что она попала туда по торговому пути из Булгара в Киев, который проходил мимо Старомайнского городища. Здесь же располагалась и переправа через Волгу (Моця, Халиков, 1997. С. 164).

К сожалению, практически никто не интересовался вопросами происхождения этого вида матриц, тем более их не так уж и много. В раннебулгарских древностях прообразов матриц не наблюдается. Прообразами форм могут служить тисненые и литые накладки Копенского чаатаса VI-VIII веков (Киселев, 1949. С. 353), схожие по форме и орнаменту с булгарскими матрицами XI-XIII веков и китайскими блюдами VI-VIII веков. В целом происхождение и истоки матриц можно связывать с тюркским миром Южной Сибири.

Матрицы (2 экз.) (рис. 49, 1, 6) представлены толстыми (17 мм) квадратными пластинами с полушаровидными углублениями (от 6 до 14 мм) различного диаметра (от 7 до 30 мм) на одной стороне. Железная матрица сохранилась полностью, а бронзовая – лишь наполовину. Наиболее характерный размер углублений –- 13 мм, а диаметр – 20 мм. На нижней стороне бронзовой матрицы имеется одно полушаровидное углубление глубиной 6 мм и диаметром 10 мм. Кроме того, верхняя сторона этой матрицы сильно разбита молотком по краям и вокруг отверстий, вплоть до деформации отверстий. Подобные матрицы встречены в материалах Билярского городища (Культура Биляра, 1985. Табл. 37).

Пуансоны (2 экз.) (рис. 49, 2, 4) сделаны из железа в виде круглых цилиндров с грибовидным навершием сверху и полушаровидным окончанием снизу. Оба пуансона плотно входят в углубления на матрицах и, очевидно, являются составной частью набора для выдавливания полых металлических бус (рис. 49, 3).

Литейная форма (1 экз.) (рис. 49, 5) в виде трапеции с вогнутыми боками сделана из бронзы. Толщина пластины – 4 мм, и это лишь половинка литейной формы. Наружная сторона гладкая. На внутренней стороне расположено 5 гнезд для отливки небольших фигурных накладок. К каждому гнезду подведен литник.

Наши рекомендации