Рефинансирование как инструмент ЦБ.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от ЦБ. ЦБ может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя). В случае повышения ЦБ ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть, изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики ЦБ. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банко получить кредит в ЦБ влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно - кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в ЦБ, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

2 Региональная политика государства.Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. Методы проведения региональной политики:выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику;«реанимация» депрессивных районов; «стимулирующая» политика; «компенсирующая» политика.Элементы региональной политики:Налоговая политика — определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.Бюджетная политика — механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами. Ценовая политика — государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.Инвестиционная политика — мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.Структурная политика — система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.

Социальная политика — определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.

Билет18

1. Эмиссионая деятельность ЦБ.За Банком России, как представителем государства, законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.Эмиссия наличных денег – это выпуск центральным банком денежных знаков в оборот для удовлетворения дополнительной потребности экономических агентов в наличности, возникшей в результате превышения выдач наличных денег над их поступлением в банки в целом по стране. Эмиссия денег имеет три функции: обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления; покрытие в критической ситуации дефицита госбюджета; регулирующая: путем увеличения или уменьшения в различных пределах эмиссии денег государство может способствовать либо оживлению экономики, либо торможению перегрева конъюнктуры, ограничению роста цен.Эмиссия наличных денег осуществляется ЦБ в целях удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и населения в дополнительных средствах обращения и платежа. Когда на депозитных счетах коммерческих банков увеличивается объем безналичных денежных средств вследствие экономического роста, развития инфляции или мультипликации депозитов, соответственно возрастает и потребность их клиентов в наличных деньгах.

2 социальная и демографическая политика Демографическая политика — целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и пола.В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, Меры демографической политики:: экономические (оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале;ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости;преимущества для малодетных семей — для понижения рождаемости)

административно-правовые(законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин).Политика занятости - Функциональная роль - обеспечение рациональной включенности трудоспособного населения в сферу занятости (независимо от форм хозяйствования), регионального распределения рабочей силы на территории в соответствии с количеством и качеством рабочих мест; поддержание занятости на максимально возможномуровн. В России политика занятости в современных условиях пока не имеет четкой стратегической ориентации, не подкреплена комплексом мер, обеспечивающих рациональную занятость, направлена в основном на сокращение уровня и продолжительности безработицы, оказание социальной помощи безработным.

Билет 19

1. Операции ЦБ на открытом рынке.заключаются в купле-продаже ЦБ ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейства и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей). Этот метод заключается в том, что ЦБ осуществляет операции купли - продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот.

ЦБ, продавая КБ государственные ценные бумаги, ограничивает кредитную экспансию КБ, снижает денежную массу в обращении, ослабляет давление платежных средств на рынок и повышает курс рубля.

2. Издержки труда, профсоюзы.Профсоюзы — объединения работников, об­ладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. При анализе экономи­ческой деятельности профсоюзов исходят из того, что их целью является максимизация заработной платы и занятости. Рассмот­рим несколько моделей рынка труда с участием профсоюзов. Российские профсоюзы — неотъемлемая часть мирового профсоюзного движения. В России профсоюзы начали созда­ваться в 1905 г Их роль заключается в том, чтобы соединить предпочтения работников непосредственно с интересами управления и, участвуя в определении правил установления заработной платы и продвижения по служебной лестнице, способствовать снижению конкуренции на внутренних рынках труда.

20 билет

20.) Регулирование ден.оборота. Валютный баланс страны.

Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы — это и есть девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп) национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа Центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала.

41)

21 билет

21) Варианты устройства банковской системы. Пути реформирования банковской системы РФ. Банк.система РФ вкл.в себя Банк России, рос.кредитныеорг-ции, филиалы и представительства иностранных банков.

Правовое регулирование банк.деят-ти осуществляется Конституцией РФ, ФЗ «О банках и банк.деят-ти», ФЗ«О ЦБ РФ (Банке России)», др.ФЗ, нормат.актами Банка России.

Кред.орг-ция - это юр.лицо, кот.для извлечения прибыли имеет право осуществлять банк.операции, предусмотренные законодательством.

Кред.орг-ции могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деят-ти, развития межрегиональных и международных связей. Союзам и ассоциациям кред.орг-ций запрещается осуществление банк.операций. Кред.орг-ция может быть банковской и небанковской. Банк – кред.орг-ция, кот.имеетисключ.право на: 1) привлечение во вклады денеж.ср-в физ.июр.лиц, 2)размещение указанных ср-в от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, 3)открытие и ведение банк.счетовфиз.и юр. лиц. Небанк.кред.орг-ция – кред.орг-ция, имеющая право на отдельные банк.операции. Банк.система РФ –двухуровневая: 1ур.-ЦБ(глав.звено); 2ур.кред.орг-ции. ЦБ явл. посредником между гос.и экономикой. Он отражает общенац-ые интересы, проводит полит.в интересах гос. в целом. Функц-ая структура предполагает сущ-ние в банке обособленных подразделений (Департаменты, управления), реализ-х ф-ции Банка Рос.в соответствии с делением его деят-ти на отдел.направления. По рос. закон-вуосн-е виды банк.операций: 1)привлечение ден.ср-в юр.ифиз.лиц во вклады до востребования и на определенный срок; 2)предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств; 3)открытие и ведение счетов физ. и юр.лиц;4) упр-иеден.ср-ми по договору с собственником или распорядителем ср-в;5) осуществление операций с драг.металлами;6) выдача банк.гарантий. Банк.операции осущ-ся в руб., а при наличии соответствующей лицензии Банка Рос. - и в ин-ной валюте.

ЦБ регулирует правоотношения, взаимодействуя с органами высшей законодат. и исп.власти и с кред.учреждениями, защищая интересы клиентов последних.Участникиправоотнош.: Правит-во и Госдума.

42) Ресурсно-эколог.полит.страны

Усиливая антропогенное и техногенное давление на природу, общество сталкивается с многократно воспроизведенным "эффектом бумеранга": разрушение природы оборачивается экономическим ущербом и социальным уроном. Органы упр-я: 1) общей (Президент РФ; Прав-во Рос.; Советы министров республик в составе РФ; администрация др.субъектов РФ, органы местной администрации.); 2)специальной компетенции. Решить дан.проблему за счет рын.механизмов невозможно. Рын. система явл.эффективной при использовании рес-овсден.оценкой, и дает сбои при использовании рес-ов с заниж-ой ценой или бесплатных, к кот.относ.и природные рес-сы,т.к.возникаютэкстерналии (внешние эффекты), т.е.издержки. Цель гос.упр-ия- переход к устойчивому развитиюссбаланс-ным решением соци.-эконом.адач сохранения природно-ресурсного потенциала в интересах удовл-я потребностей нынешнего и будущих поколений.Особенность- нескольких уровней регулирования: общегосударственный, региональный, местный. Данную политику осущ-т: Мин.природныхрес-ов и экологии РФ и Фед.служба Рос. по гидрометеорологии и мониторингу окр.среды.( координац.ф-ции, разрабат. и издают нормат.прав.акты и контр-ют их выполнение). Сейчас в области охраны окр.среды смешанный механизм. Эффективная эко-политика гос-ва - сочетании макроэконом.мер, имеющих собственно эко. направленность. Макроэконом.меры - меры, кот.проводятся в рамках всей экономики или на уровне отдельных секторов.Интрументы: 1)налоги (делают стоимость продукции более соотв-щей затратам,; способствуют компенсации эко. ущерба самим загрязнителем, а не обществом; стимул.и подавляющ роли.) 2) ускор.амортизацииосн-ых фондов(уменьшает налоги и увелич.чистую прибыль предприятия) 3) система штрафов; 4) страхование (часть ден.ср-в идет на природоохр.нужды) Практика : установл.стандарты и нормы выбросов незначительно сокращают размеры экстерналий и не приводят к оптимальному размещению ресурсов, т.к. не учитывают индивид.особенностей вовлеченных в подобные ситуации эконом.субъектов.

22 билет

14) Место и роль ЦБ страны как органа гос-ва по регулированию банковской,денежной и кредитно-заемной сферой рынка.

Центральный банк занимает особое место в экономике страны – это орган

государственно-монопольного регулирования.

Центральный банк – это правительственное агентство, которое наблюдает за

банковской системой и отвечает:за выпуск денег; -проведение денежной политики;

-содержание депозитов, представляющих резервы коммерческих банков;

-проведение сделок, призванных облегчить проведение бизнеса и защитить

общие интересы. Для положительного развития любой системы, в том числе и финансовой,необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений.Центральный банк обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства,развития финансово-кредитной системы России.Гос-ое регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через ЦБ способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы:изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки центрального банка (учетная, или дисконтная, политика);изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, гос.облигаций и др.ценныхбумаг.Ведущим методом регулирования является учетная политика. Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

22) Антиинфляционная политика.

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по гос. регулированию экономики, направленный на подавление инфляции.

1. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса) осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением гос.расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов; реализацией ЦБ гос.ценных бумаг, приносящих фиксированный доход.

2. Политика доходов - установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.

3. Политика индексации - индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, з\п, но из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.

4. Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения.

23 билет

13) Антициклическое регулирование экономики и политика равновесного развития рынка.

Антициклическое регулирование- одно из направлений экономической политики государства, направленное на смягчение экономических циклов. Основано на применении стабилизаторов (подоходный налог с физич. лиц, налог на прибыль корпораций, пособия по безработице, субсидии по поддержанию цен на с.-хоз. продукцию и др.).В условиях реализации целенаправленной правительств, политики при недостаточном совокупном спросе проводится экспансия (ден. и финанс), при чрезмерном спросе или инфляционном «перегреве» осуществляется ограничительная и дефляционная политика. Первой теорией цикличности процесса воспроизводства является теория К. Маркса (1818-83) о неизбежности экономич. циклов продолжительностью около 10-12 лет. В экономич. науке XX в. две осн. т.з. на проблему гос. вмешательства в экономику для преодоления влияния циклических колебаний:классическая(рыночная экономика способна к автоматич. саморегулированию, а конкуренция обеспечивает равенство спроса и предложения.) и кейнсиаиская(Кредитно-денежная политикадолжна играть вспомогательную роль, приспосабливаясь к бюджетной политике. ).Под влиянием резкого усиления темпов инфляции кейнсианская теория была подвергнута критике. =>Неоклассическое направление рассматривало кризисы как случайное, быстро проходящее явление. Значит, место в общем направлении неоконсерватизма (неоклассицизма) занимаетмонетаризм(основатель М. Фридмен. Идея: Деньги являются гл. инструментом, определяющим все развитие экономики. Гос. регулирование должно ограничиваться контролем над денежной сферой. Главный параметр стабилизационной политики - объем ден. предложения. Теория равновесного делового цикла отражает развитие идей монетаризма. Первые шаги в развитиитеории М. Фридмена и Анны Шварц. По их мнению, предприниматели и население в целом настолько рациональны в своем поведении и научились благодаря происходящей информац. революции оценивать и распознавать истинные мотивы тех или иных экономич. решений гос. органов, что могут своевременно реагировать на гос. решения сообразно своей выгоде. В результате цели гос. политики остаются нереализованными, а явления экономич. спада или подъема принимают еще более ярко выраженный характер. Даже небольшие перепады в уровне экономич. активности превращаются в явно циклические. Кризисы зачастую стали протекать не в форме резкого падения объемов произ-ва, а в форме периодов замедленного роста. Это ведет к размыванию четкости понятия классического промышл. цикла, переплетению промышл. цикла с инфляционными процессами. Несмотря на разнообразие циклов и подходов к выработке концепции А.р., все они тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианско-му или неоконсервативному. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения.

27) Равновесный госбюджет. Пути обеспечения равновесия доходной и расходной части госбюджета.

Сбалансированность государственного бюджета – согласование доходной и расходной частей бюджета. Идеальное состояние с исполнением государственного бюджета – полное покрытие государственных расходов доходами, а в оптимальном случае – наличие остатка средств – префицит государственного бюджета. Совершенствование бюджетной политики в России происходит в условиях кризиса государственных финансов и огромного бюджетного дефицита. А государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

24 билет

16) обязательное резервирование как инструмент регулирующей деятельности ЦБ: цели, результат, результаты и проблемы.

Данный инструмент основан на том, что коммерческие банки обязаны отчислять определенную долю привлеченных ими средств в Фонд обязательного резервирования, тем самым сокращая свои кредитные возможности.

Обязательные резервы коммерческих банков – средства кредитных организаций, которые они должны хранить в качестве обязательного резерва на корреспондентском счете в центральных банках. Система обязательного резервирования вводится для обеспечения обязательств банков по размещенным депозитам, а также для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.

Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

30) Налоговая политика(НП) государства и стимулирование экономического роста.

НП содержит в себе научно обоснованные и эконом.целесообразные тактические и стратег-ие правовых действий органов власти и способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходная установка при проведении НП: 1)обеспечение правового порядка взыскания с налогоплат-ков налог.платежей, 2)проведение оценки хоз.-эконом.отношений которые под влиянием налогообложения. НП— это совершенствование налог.законов.

Содержание и цели НП зависят от макроэкономических задач гос. на каждом этапе развития страны. Главные направления НП: важнейший эконом.инструмент стимул-ия и регул-ия производства, обеспечения соц.гарантий. Критерии для налогооблажения: 1) стимулирование эконом.роста; 2) снижение дефицита бюджета, и его баланс.3)обеспечение занятости населения, 4)стимулирования роста доходов и уровня жизни населения 5) достижения паритета между общ-ыми, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.Эконом.ф-цияналогооблож.: 1)обеспечение эконом.роста, 2)ослабление цикличности производства,3) ликвидация диспропорций в развитии, 4)преодоление инфляционных процессов.

25 билет

17) Рефинансирование как инструмент ЦБ.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от ЦБ. ЦБ может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

В случае повышения ЦБ ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть, изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики ЦБ. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в ЦБ влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно - кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в ЦБ, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

30) Налоговая политика(НП) государства и стимулирование экономического роста.

НП содержит в себе научно обоснованные и эконом.целесообразные тактические и стратег-ие правовых действий органов власти и способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходная установка при проведении НП: 1)обеспечение правового порядка взыскания с налогоплат-ков налог.платежей, 2)проведение оценки хоз.-эконом.отношений которые под влиянием налогообложения. НП— это совершенствование налог.законов.

Содержание и цели НП зависят от макроэкономических задач гос. на каждом этапе развития страны. Главные направления НП: важнейший эконом.инструмент стимул-ия и регул-ия производства, обеспечения соц.гарантий. Критерии для налогооблажения: 1) стимулирование эконом.роста; 2) снижение дефицита бюджета, и его баланс.3)обеспечение занятости населения, 4)стимулирования роста доходов и уровня жизни населения 5) достижения паритета между общ-ыми, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.Эконом.ф-цияналогооблож.: 1)обеспечение эконом.роста, 2)ослабление цикличности производства,3) ликвидация диспропорций в развитии, 4)преодоление инфляционных процессов.

26 билет

7) кейнсианская теория гос.регулирования. Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. Кейнсианство возникло в тридцатые годы XX века, как ответ на нужды Большой депрессии. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран. По теории Кейнса, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

27 билет

8) Германская или неолиберальная модель рынка.

Государственное регулирование направлено на устранение препятствий свободной конкуренции, прежде всего таких препятствий, которые создаются самой свободной конкуренцией. Авторы модели исходили изналичии общих интересов товаропроизводителей, конкуренция выступает не только как борьба за место на рынке, но и как взаимодействие различных звеньев общественного разделения труда, дающее толчок росту рынка. Поддержание этой стороны конкуренции и является предметом регулирования в рамках модели рынка. Специфика германской модели проявляется в бюджетно-налоговой политике. Размеры налогов и госбюджета увязываются с ростом экономики. Особое место в германской модели занимает политика доходов и занятости. Государство поощряет доходы всех производителей (собственников и наемных работников), которые вносят вклад в рост рынка, включая его экспортную часть, прогрессивные структурные сдвиги в экономике. Ведется систематическая борьба против чрезмерной дифференциации в уровнях доходов как фактора ограничения рынка.

27) Равновесный госбюджет. Пути обеспечения равновесия доходной и расходной части госбюджета.

Сбалансированность государственного бюджета – согласование доходной и расходной частей бюджета. Идеальное состояние с исполнением государственного бюджета – полное покрытие государственных расходов доходами, а в оптимальном случае – наличие остатка средств – префицит государственного бюджета. Совершенствование бюджетной политики в России происходит в условиях кризиса государственных финансов и огромного бюджетного дефицита. А государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

28 билет

9)

21) Варианты устройства банковской системы. Пути реформирования банковской системы РФ. Банк.система РФ вкл.в себя Банк России, рос.кредитныеорг-ции, филиалы и представительства иностранных банков.

Правовое регулирование банк.деят-ти осуществляется Конституцией РФ, ФЗ «О банках и банк.деят-ти», ФЗ«О ЦБ РФ (Банке России)», др.ФЗ, нормат.актами Банка России.

Кред.орг-ция - это юр.лицо, кот.для извлечения прибыли имеет право осуществлять банк.операции, предусмотренные законодательством.

Кред.орг-ции могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деят-ти, развития межрегиональных и международных связей. Союзам и ассоциациям кред.орг-ций запрещается осуществление банк.операций. Кред.орг-ция может быть банковской и небанковской. Банк – кред.орг-ция, кот.имеетисключ.право на: 1) привлечение во вклады денеж.ср-в физ.июр.лиц, 2)размещение указанных ср-в от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, 3)открытие и ведение банк.счетовфиз.и юр. лиц. Небанк.кред.орг-ция – кред.орг-ция, имеющая право на отдельные банк.операции. Банк.система РФ –двухуровневая: 1ур.-ЦБ(глав.звено); 2ур.кред.орг-ции. ЦБ явл. посредником между гос.и экономикой. Он отражает общенац-ые интересы, проводит полит.в интересах гос. в целом. Функц-ая структура предполагает сущ-ние в банке обособленных подразделений (Департаменты, управления), реализ-х ф-ции Банка Рос.в соответствии с делением его деят-ти на отдел.направления. По рос. закон-вуосн-е виды банк.операций: 1)привлечение ден.ср-в юр.ифиз.лиц во вклады до востребования и на определенный срок; 2)предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств; 3)открытие и ведение счетов физ. и юр.лиц;4) упр-иеден.ср-ми по договору с собственником или распорядителем ср-в;5) осуществление операций с драг.металлами;6) выдача банк.гарантий. Банк.операции осущ-ся в руб., а при наличии соответствующей лицензии Банка Рос. - и в ин-ной валюте.

ЦБ регулирует правоотношения, взаимодействуя с органами высшей законодат. и исп.власти и с кред.учреждениями, защищая интересы клиентов последних.Участникиправоотнош.: Правит-во и Госдума.

29 билет

3) Гос.регулирование рыночных процессов. Государственное регулирование рынка — это деятельность госу­дарственных органов по выполнению следующих двух основных функций: обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма; воздействие на экономику в областях, где рыночные механизмы несостоятельны. Государственное вмешательство в функционирование рыночной экономики реализуется через государственное регулирование экономики. Наиболее общая функция государства в процессе регулирова­ния экономики — обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития. С этой целью государство проводит антициклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение населения и субъектов хозяйственной деятельности для вывода экономики из кризисного состояния, а также сдерживание стадии экономического бума.Направления деятельности гос.(цели)Стабилизация производства,Выравнивание уровней экономического развития регионов,Государственная поддержка конкуренции,Финансирование научно-технического прогресса,Дотация социально значимых отраслей,Стабилизация и оздоровление денежной системы,Преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения и тд.

37) Научно-техническая политика государства(НТПГ) и политика инноваций.

Определяется рядом законов, международных соглашений, постановлений Правительства РФ, указами Президента РФ. Примером является ФЗ РФ «О науке и НТПГ»- регулирует отношения между субъектами научной и научно-техн. деят-ти, органами гос.власти и потребителями научной и научно-техн. продукции. Цели НТПГ: 1)развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-техн.потенциала; 2)увеличение вклада науки и техники в развитие экономики гос-ва; 3)реализация важнейших соц. задач; 4)повышение эффективности и конкурентоспособности продукции материального производства; 5)улучшение эколог.обстановки; 6) защита инф-ных ресурсов гос-ва; 7)укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и гос-ва. Научная деят-ть – это работа, направл-я на получение и применение новых знаний: 1)фундамент. научные исследования из экспериментальной и теор.деят-ти, для получение новых знаний. 2) прикладные науч. исследования, направленные на применение нов. знаний для достижения практических целей. Направления НТПГна среднес<

Наши рекомендации