Предмет и задачи юридической этики. историческое развитие морали.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов 1-го курса заочного отделения
по выполнению контрольных работ по дисциплине
«Правовая этика»
Доц. Шлыкова И.А.
2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению контрольных работ и изучению курса «Правовая этика»
(для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности « Правоведение » )
ВВЕДЕНИЕ
Программа курса "Правовая этика" для студентов заочного отделения рассчитана на 6 часов лекционных и 4 часа практических занятий. Итоговый контроль-зачет.
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Лекции Кол-во час. Практические
1. Предмет и задачи юридической 2 2 Нравственная допустимость
этики. Историческое развитие правового принуждения в
морали. юридической деятельности.
2. Сущность и структура морали. 2 2 Судебная этика и этика
Проблемы морального выбора следственной работы.
в этике и юридической деятель-
ности.
3.Нравственная культура юриста. 2
Этика деловых отношений и
служебный этикет.
Важнейшим показателем степени усвоения материала лекций и практических занятий, а также эффективности самостоятельной работы студентов-заочников является выполнение ими контрольной работы по выбранной теме. Контрольная работа должна представлять развернутый ответ на теоретический вопрос в соответствии с планом, демонстрировать знание литературы по теме и умение выбирать и выстраивать в логическом порядке аргументы, доказывающие основную мысль рассуждения. В заключительной части должны содержаться выводы или обобщение, отражающие собственную точку зрения на рассматриваемую проблему. Если в формулировке темы есть термины, они должны быть объяснены; если тема посвящена деятельности конкретного мыслителя, то биографические сведения не должны превышать объема введения. Общий объем контрольной работы - 8-10 стр. печатного текста, формат А4, поля слева 30мм, справа- 15мм, нумерация страниц , план и список литературы ( не менее 8-10 источников ) обязательны.
Второй частью контрольной работы является практическое задание, состоящее из краткого описания жизненной ситуации, которую должен проанализировать каждый студент, используя собственный жизненный опыт и нравственные принципы. Результатом успешного анализа ситуации станет принятое им решение, которое одновременно продемонстрирует личностные моральные убеждения студента, его осведомленность о верных и неверных критериях морального выбора, а также укажет на возможные противоречия между моральными ценностями человека и нормами права, которые в конечном счете должны являться для юриста основными при принятии решения.
Все практические задания имеют общее название "Принятие решения" и выполняются по прилагаемой форме:
ЧТО ПРОИЗОШЛО ?
( Ситуация )
Какую информацию вы хотели бы получить, чтобы принять решение.
( Оформить в виде вопросов )
1.
2.
3.
Какие вообще возможны альтернативные решения, и каковы их положительные и отрицательные последствия.
А р 1 А р 2 А р 3
П О С Л Е Д С Т В И Я
+ _ + _ + _
Субъективные и объективные О.р.
факторы, влияющие на Вас Учтя все факторы,
( угрызения совести, чувство гордости, сформулируйте
мнение окружающих и т.п. ) окончательное решение.
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
ТЕМА 1.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ.
ПЛАН
Мораль как предмет этики.
Круг философско-мировоззренческих проблем, которые рассматривает теоретическая этика.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ ХРИСТИАНСКОЙ МОРАЛИ
ЭТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Буржуазная этика 16 – 18 вв. или этика Нового времени стремится дать принципиально другое, новое решение проблемы, над которой безуспешно билась этическая мысль средневековья – проблемы объективности и всеобщности нравственности. Этому периоду мы обязаны возникновением трудовой протестанской этики. Ставится вопрос: каким образом нравственность, будучи продуктом, свойством отдельного индивида, является в то же время общеобязательной социально организующей силой?
С появлением нового класса буржуа перед христианской этикой возникает задача обоснования насущных потребностей человека, теперь хоть и служащего богу, но не забывающего себя. Необходимость соблюдать нравственные законы обосновывается пользой: трудиться и копить, экономить и заниматься благотворительностью.
Философия Нового времени расчленяется в понимании моральной природы на два направления. Одно (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) исходило из идеи, что человеческая природа является изначально испорченной, злой. Другое - (Т. Мор, Ж.Ж. Руссо) считало ее изначально доброй. Классический буржуазный гуманизм рассматривает человека как реально живущее в обществе существо, погрязшее во зле. Гуманность и разум могут его спасти. Р. Декарт (1596-1650 ) « Страсти души », Б. Спиноза ( 1632-1677) « Этика» . Спиноза как и Декарт , не преодолел разрыва между моралью и предметно-практической деятельностью- в его этике практика остается несовершенной формой активности человека, а моральное совершенство личности не связано с ее деятельной практической позицией.
Таким образом преодолевается пессимизм, и пришедшая на смену эпоха Просвещения приходит к мысли о бесконечно моральном, интеллектуальном и социальном совершенствовании человека.
Три основных течения : рационализм, натурализм, пантеизм пытается синтезировать Кант ( 1724- 1804).Рационализм –субъект обретает моральную целостность вопреки внешним условиям его бытия, он противостоит враждебной окружающей среде. Натурализм – не моральный субъект, а индивид умело упорядочивает удовольствия и неудовольствия в целях своей выгоды. Пантеизм стремится осмыслить проблемы в их реальной рассогласованности. В антагонистичности он видит социально-исторический факт, морально развитая личность связывает с грядущим социальным порядком.
Вопросы для самоконтроля :
ПЛАН
Структура и функции морали.
СТРУКТУРА МОРАЛИ
1-й компонент: нравственная практика, реальные нравы, поступки, типичные нравственные ситуации.
2-й компонент: моральное сознание, включающее в себя ценности, нормы, идеалы.
3-й компонент: нравственное самосознание.
Для психически нормального человека способность к самосознании проявляется в сосуществовании нескольких уровней восприятия действительности и самого себя. Если это изобразить структурно, то мы получим многомерное пространство, заключаемое в концентрических кругах.
1. Сознание, внутренний мир человека;
2. Неосознаваемое. Представление человека о мире, других людях, о самом себе. Человек видит "нечто", но не в состоянии это осознать. Непосредственное восприятие действительности.
3. Осознаваемое. Человек воспринимает мир, людей, себя, затем оценивает то, что он видит, что чувствует, как думает, как и что говорит. Это и есть самосознание и рефлексия, после чего становится возможным "присвоение" познанного - как истины или кар проблемы.
ФУНКЦИИ МОРАЛИ
1. Регулятивная функция-главная и важнейшая функция: нравственное регулирование взаимоотношений есть непрерывный процесс приведения реального поведения личностей и коллективов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. Инструменты регулирования нравственных отношений: морально-этические принципы, нормы, общественное мнение, реальный авторитет, традиции, принципы, заповеди, привычки. Регуляция осуществляется при помощи норм - ориентиров, норм-требований, норм - запретов, норм - образцов(этикет).
2. Оценочная (аксиологическая функция -предметом оценки под углом зрения "морально-аморально" являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
3. Ориентирующая функция -выработка системы приоритетов, предпочтения одних моральных ценностей другим.
4. Мотивационная функция -позволяет оценивать поставленные цели и средства с точки зрения намерения; мотивы могут быть моральными и аморальными, благородными и неблагородными.
5. Познавательная функция -этические знания, принципы, нормы, кодексы, являющиеся источником информации об общественно значимых ценностях.
6. Воспитательная функция -приводит в определенную систему нравственные нормы, привычки, нравы, общепризнанные образцы поведения.
7.Коммуникативная функция – обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда -служебное взаимодействие, поддержка и взаимовыручка.
ЛЕКЦИЯ 3.
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЮРИСТА. ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ.
ПЛАН.
1.ПОНЯТИЕ О НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЕ СТРУКТУРЕ.
2.Каналы приобретения нравственных знаний.
3.Этика делового общения и служебный этикет.
Нравственная культура- степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества - показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - ЭТО ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ЦЕЛОСТНОГО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ, А ТАКЖЕ СОВОКУПНОСТЬ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ (ЧЕРТ), ПРИСУЩИХ ЛЮДЯМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ОБЩЕСТВА, КЛАССА, ПРОФЕССИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ УРОВЕНЬ ИХ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.
Нравственная культура представляет собой систему следующих элементов: культура этического мышления - способность нравственного суждения, умение применять нравственные знания и нормы к особенностям различных ситуаций.
Культура чувств - способность человека к сочувствию, сопереживанию.
Культура поведения - проявляется в моральности поступков. Этикет - манеры поведения личности в обществе.
Культура человека едина и в то же время многогранна - это сплав в личности, в ее ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЕ, всего того, без чего нельзя жить человеку в социокультурной среде: уровень общего образования, владения языком, общетехнической подготовки, физического развития, ценностных ориентации и т. д. Культура человека-это единство культур: политической, правовой, нравственной, эстетической, профессиональной.
Деление культуры на профессиональную и другие весьма относительно, многие их элементы могут совпадать. Например, для юриста правовая культура является профессиональной культурой, но неотъемлемой ее частью всегда остается нравственная.
Необходимо особо подчеркнуть роль нравственных чувств в формировании нравственных качеств личности (целостных духовно-практических образований). Воспитание культуры чувств - сама по себе наиважнейшая проблема, которую ставит перед собой педагогика, решая задачи нравственного и правового воспитания.
Нравственные чувства - это богатство человека, научившись управлять ими с помощью разума, он будет окружен атмосферой взаимопонимания, любви, дружбы, сможет избежать многих жизненных неурядиц. Возникает вопрос, можно ли воспитать, культивировать в себе эти чувства и каким образом? Существуют известные источники нравственных знаний, раскрывающие одновременно все разнообразие этических чувств: все виды искусства, особенно художественная литература, средства массовой коммуникации - радио и телевидение, общение с людьми, имеющими признанный духовный авторитет, наука, культурные традиции и обычаи народа.
Названные источники нравственных чувств и знаний дают возможность обобщить и выделить формирующиеся на их основе четыре группы нравственных качеств: морально-политические, морально-трудовые, собственно моральные и морально-боевые. Первые три группы присущи представителям всех профессий, а 4-я группа является "достоянием" воинов армии и флота, сотрудников спецслужб, работников правоохранительных органов.
Сотрудникам органов юстиции для осуществления своей многоцелевой профессиональной деятельности необходимо обладать всеми нравственными качествами; воспитанием этих качеств в себе можно заниматься не только в период обучения в вузах, но и на протяжении всей жизни, процессу нравственного самосовершенствования нет предела. Пути нравственных исканий и вопросы для раздумий о том, какой человек достоин этого высокого звания, мы находим в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Франко, Т. Шевченко. Жизнь самих этих писателей и жизнь их литературных героев дает материал для наблюдений, а самое главное, дает ответы на вопросы о нравственной и безнравственной сути поступков, переживаний, размышлений человеческих.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, ПЛАНЫ И СИТУАЦИИ ПО
ВАРИАНТАМ
ПРАВОВАЯ ЭТИКА
Вариант 1.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ.
План.
1. Мораль как предмет этики.
2. Вопросы, рассматриваемые теоретической и нормативной
этикой.
3.Основные этические категории.
4. Разделы науки этики.
Ситуация : Ваш знакомый предложил вам на вечеринке покурить"травки".
Вариант 2.
ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ БУДДИЗМА.
План.
1. Сущность и история учения.
2. Основные положения буддизма, понятие кармы, перерождений.
3. Идеал буддизма. Нирвана.
Ситуация : Вы узнали, что ваш пятнадцатилетний сын в компании с новыми друзьями задержан по обвинению в групповом изнасиловании.
Вариант 3.
КОНФУЦИАНСТВО. СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ " О БЛАГОРОДНОМ МУЖЕ ".
План.
1. Гуманность как закон отношений между людьми в обществе и цель нравственного самосовершенствования с точки зрения Конфуция.
2.Содержание понятия "благородный муж".
3. Закрепление Конфуцием традиционно-патриархальных устоев общества в своем учении.
Ситуация : Вам угрожают физической расправой, если вы не откажетесь от дела, которое ведете.
Вариант 4.
СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ.
План.
1. Идея бога как морального абсолюта в Евангелии.
2. Роль любви как универсальной социально-нравственной связи.
3. Невозможность реализовать себя в миру и оправдание посреднической роли церкви.
Ситуация: Вашему начальнику, которого вы не любите, подбрасывают анонимные оскорбительные письма и вы узнали, кто это делает.
Вариант 5 .
АНТИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРОДЕТЕЛЯХ. План.
1. Попытки обоснования этических норм предэтикой.
2. Гомер, Гесиод, Семь мудрецов.
3. Сократ, Платон о достойных и недостойных человеческих чувствах.
Ситуация: Вы находите на своем служебном столе конверт с крупной суммой денег.
Вариант 6.
ЭТИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЕМОКРИТА.
План.
1. Удовольствие и неудовольствие как граница между полезным и вредным.
2. Демокрит о нравственных ценностях государства.
3. Противоречивость этических взглядов Демокрита.
Ситуация : Вы вдруг почувствовали, что все правонарушители вызывают у вас непреодолимое желание применить оружие.
Вариант 7.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЬИ.
План.
1. Судья как проводник правовых идей нашего общества.
2. Личностные качества судьи, обеспечивающие торжество справедливости и установление истины.
3. Роль культуры речи и внешнего вида судей.
Ситуация : Вам предложили взятку за сокрытие улик в ходе следствия.
Вариант 8.
ЭТИКА СЛЕДСТВЕННОЙ РАБОТЫ.
План.
1. Специфика нравственно-этических отношений следователя с процессуальными лицами на разных стадиях предварительного расследования.
2. Допустимость применения при производстве следственных действий тех или иных тактических приемов.
3. Границы закона как показатель моральности следственных действий.
Ситуация : Вы представляете интересы, нарушившего экологическое право предприятия и знаете, что последствия этого нарушения скажутся на здоровье жителей всего города.
Вариант 9.
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ.
План.
1. Общее понятие делового общения и служебного этикета.
2. Основные принципы и компоненты делового общения, формы вежливости.
3. Требования служебного этикета; документы, регламентирующие служебные формы поведения.
Ситуация:
Вы ведете расследование по делу об убийстве бывшего рецидивиста и первым узнаете, что его убила женщина, мстящая за смерть своего ребенка.
Вариант10.
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА НРАВСТВЕННУЮ НЕОБХОДИМОСТЬ И НРАВСТВЕННУЮ ОПРАВДАННОСТЬ ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ .
План.
1. Понятие правового принуждения в этике и праве.
2. Пределы, условия и формы сопротивления злу силой.
3. Юридическое и нравственное обоснование применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в работе сотрудников милиции.
Ситуация:
Ваш коллега по службе присвоил результаты вашей совместной деятельности и доложил о них как о своих начальству.
Вариант11.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВА ЛИЧНОСТИ.
План.
1. Понятие об общей культуре личности и ее компонентах.
2. Правовая культура общества и личности – основные показатели.
3. Соблюдение прав личности в обществе как показатель его нравственно-правовой культуры.
Ситуация:
Некая женщина, подруга вашего подследственного под видом подруги вашей жены(мужа) узнала о ваших семейных тайнах и угрожает их разглашением.
Вариант12.
ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ В ХРИСТИАНСТВЕ.
План.
1. Смысл новозаветной заповеди любви.
2. Библейская трактовка значения любви в послании К коринфянам.
3. Может ли любовь выступить в качестве закона.
Ситуация:
Вы стали свидетелем того, как законный владелец, избивавший свою собаку, подвергся нападению: был отброшен в сторону, собака забрана и уводится в неизвестном направлении.
Вариант 13.
ФАКТОРЫ – ПОКАЗАТЕЛИ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
План.
1. Причины, приводящие к профессиональным заболеваниям и специфическим проявлениям профессиональной деформации.
2. Уровни проявления профдеформации.
3. Высокая нравственная культура коллектива и морально ответственная, морально устойчивая линия поведения личности – основные условия преодоления профдеформации в работе сотрудников ОВД.
Ситуация:
В вашем присутствии находящийся при исполнении ваш коллега нагрубил пришедшему по повестке подозреваемому.
Вариант 14.
НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА АДВОКАТА.
План.
1. Понятие имиджа, имидж как коммуникативная единица.
2. Нравственно-психологические основы деятельности адвоката.
3. Внешние проявления профессионализма адвоката , составляющие его имидж ( прическа, мимика, жесты, одежда, речь, манера поведения - стиль ).
Ситуация:
В коллективе, где вы работаете постоянно распространяются всякие слухи и сплетни.
Вариант15.
КОМПРОМИССНЫЙ ХАРАКТЕР ЭТИКИ ФОМЫ АКВИНСКОГО.
План.
1. Фома Аквинский - христианский мыслитель средневековья.
2. Попытка Фомы Аквинского переосмыслить этику Аристотеля с точки зрения морального идеала христианства.
3. Структура этики Фомы Аквинского.
Ситуация:
Ваш начальник постоянно требует от вас различных одолжений, не входящих в круг ваших обязанностей.
Вариант 16.
СОЦИАЛЬНО-ДОГОВОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ НРАВСТВЕННОСТИ Т. ГОББСА.
План.
1. Томас Гоббс-крупнейший философ Нового времени.
2. Утверждение буржуазных моральных ценностей в этической концепции Т. Гоббса.
3. Распространение механического материализма на учение о праве, политику и этику.
Ситуация:
Вы узнаете, что ваш лучший друг связан с преступной группировкой .
Вариант 17.
ЭТИКА ЛИЧНОСТИ СПИНОЗЫ.
План
1. Рационалистический взгляд философа на мораль.
2. "Этика"-основное произведение Спинозы.
3. Понимание человека как комплекса естественных влечений и интересов в свете объективно каузуальной взаимосвязи.
Ситуация:
Поставьте себя на место Шарапова из кинофильма "Место встречи изменить нельзя"; как сложились бы ваши отношения с Жегловым ?
Вариант18.
ВКЛАД ФРАНЦУЗСКИХ МОРАЛИСТОВ В ЭТИКУ.
План.
1. Моралистические эссе Мишеля Монтеня.
2. Этическое мышление просветителя Ж. Ж. Руссо.
3. Этические взгляды Вольтера.
Ситуация:
Вы вдруг осознаете, что после службы не можете расслабиться без помощи алкоголя.
Вариант 19.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И. КАНТА.
План.
1. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант.
2. Основные труды и основные этические положения Канта.
3. Кантовский категорический императив как попытка выйти за горизонт скованного частными интересами сознания индивида и подчинить его интересам рода.
Ситуация:
В вашей нотариальной конторе очень пожилая клиентка плохо видит и слышит, с трудом понимает смысл даваемых ей советов. Молодая секретарша предлагает сказать, что вы не занимаетесь ее вопросами и отправить в другую юридическую консультацию.
Вариант 20.
Ф. НИЦШЕ: "ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА".
План.
1. Общая характеристика творчества знаменитого философа Х1Х век Ф.Ницше.
2. Попытка преодолеть христианский догматизм в работе « Антихристианин».
3. Идея сверхчеловека и возможности не зависеть от моральных норм.
Ситуация:
К вам как к адвокату обращается человек , очень нуждающийся в помощи, ставший жертвой чьих-то интриг, но не имеющий возможности оплатить услуги адвоката.
Вариант 21.
ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА В ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ.
План.
1. Понятие морального выбора и условия его осуществления.
2. Структура морального выбора.
3. Трактовка долга и свободы при осуществлении морального выбора в юридической деятельности.
Ситуация:
В вашем присутствии молодые коллеги постоянно грубо критикуют слова и действия руководителя.
Вариант 22.
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ПРОГРЕССА. МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА.
План.
1. Обоснование необходимости нравственного прогресса условиями общественного бытия, социальной практикой людей.
2. Роль отдельных институтов ( трудовые коллективы, семья, школа, церковь,
СМИ и т.д.) в организации нравственного совершенствования общества.
3. Соотношение морали и политики как показатель нравственности государства и общества.
Ситуация: Ваши подчиненные отказываются выполнять ваши распоряжения.
Вариант 23.
СОВЕСТЬ И ДОЛГ КАК МЕХАНИЗМЫ САМОКОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ.
План.
1. Совесть и долг как категории этики.
2. Роль данных категорий в формировании сознания и самосознания личности.
3. Понятие самоконтроля в этике и его нравственно-психологическая основа.
Ситуация.
Вы замечаете, что настроение ваших коллег изменилось в худшую сторону.
Они перестали общаться друг с другом, ограничивая контакты сугубо профессиональными обязанностями. Все формы вежливости сменила корректность.
Вариант 24.
СМЫСЛ ЖИЗНИ, ИДЕАЛ, СЧАСТЬЕ.
План.
1. Смысл жизни – философско -этическое толкование.
2. Возможность-невозможность построения индивидуальной и всеобщей идеальной модели жизни.
3. Понимание счастья в этике и философии.
Ситуация:
Ваш начальник использует авторитарные методы руководства, унижает чувство собственного достоинства подчиненных.
Вариант 25.
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЮРИСТА , ЕЕ КОМПОНЕНТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ.
План.
1. Общее понятие нравственной культуры.
2. Специфические требования, предъявляемые к нравственной культуре представителей юридических профессий.
3. Показатели нравственной культуры.
Ситуация: Вы получили анонимное письмо об измене вашей(вашего) жены, мужа .
ЧТО ПРОИЗОШЛО ?
( Ситуация )
Какую информацию вы хотели бы получить, чтобы принять решение.
( Оформить в виде вопросов )
1.
2.
3.
Какие вообще возможны альтернативные решения, и каковы их положительные и отрицательные последствия.
А р 1 А р 2 А р 3
П О С Л Е Д С Т В И Я
+ _ + _ + _
Субъективные и объективные О.р.
факторы, влияющие на Вас Учтя все факторы,
( угрызения совести, чувство гордости, сформулируйте
мнение окружающих и т.п. ) окончательное решение.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. Предмет и задачи правовой этики. Этика и мораль.
2.Философско-мировоззренческие проблемы этики.
3.Этика и психология. Психологические "механизмы" индивидуального морального сознания.
4.Проблемы нормативной этики.
5. Понимание истины в этике.
6. Основные исторические этапы развития морали.
7. Этическое учение буддизма.
8. Конфуцианство: учение о "благородном муже".
9. Античная этика как учение о добродетелях.
10. Семь мудрецов о морали.
11. Императив труда в поэме Гесиода "Труды и дни".
12.Этико-политические взгляды Демокрита.
13.Этический рационализм Сократа.
14 . Эпикур: связь счастья с гедонизмом.
15. Мораль и право-общие и отличительные признаки.
16. Мораль и право как формы общественного сознания и дисциплины
17. Этическое значение библейской заповеди любви.
18. Христианская мораль- основа средневековой этики.
19. Фома Аквинский: попытка соединить этику Аристотеля с христианской
догматикой.
20. Эразм Роттердамский о высоком предназначении человека.
21. Социально-договорная концепция нравственности Т. Гоббса.
22. Этика Нового времени. Скептицизм.
23. Естественно-научное психологическое обоснование морали
в трудах Декарта.
24. Дж. Локк о естественных моральных свойствах человека.
25. Руссо о причинах неравенства между людьми.
26. Соотношение морали и других сфер общественной жизни
по И. Канту.
27. Вклад Гегеля в философию морали.
28. Ф. Ницше и его попытка встать "по ту сторону добра и зла".
29. Происхождение морали. Мораль как социальное явление.
30. Структура морального сознания.
31. Нравственная сущность служения государству. Мораль и политика.
32. Проблема морального выбора этике.
33. Понятие о морально-психологическом климате в коллективе.
34. Личность руководителя и стиль руководства.
35. Нравственная культура. Структура нравственной культуры.
36. Взаимосвязь нравственной и правовой культуры с другими видами культуры личности.
37. Проблемы нравственной оправданности и нравственной допустимое в правовой этике.
38. Норма-мера и норма-идеал, их сущность и роль в профессионально деятельности юриста.
39. Моральный поступок как свободное волеизъявление личности.
40. Составные элементы морального поступка.
41. Нравственность личности и правонарушение.
42. Безнравственная сущность преступления.
43. Каналы приобретения нравственных знаний.
44. Золотое правило нравственности.
45. Счастье как этическая категория.
46. Современные исследования об основных источниках человеческого счастья.
47. Цели, задачи и методы нравственного и правового воспитания.
48. Нравственно-правовая культура личности.
49. Факторы-показатели профессионально-нравственной деформации личности юриста.
50. Специфика этики оперативно-розыскной деятельности.
51. Совесть и долг как механизмы самоконтроля личности.
52. Нравственные качества юриста, характеризующие его высокий профессиональный и моральный уровень.
53. Роль нравственных чувств в моральном выборе.
54. Роль юристов в формировании нравственной и правовой культуры населения.
55. Значение личного примера в формировании нравственной и правовой культуры сотрудников органов юстиции.
56. Описать разработанную Вами модель нравственного самовоспитания.
57. Основные принципы и формы служебного этикета.
58. Особенности делового общения с иностранными гражданами.
59. Этические Кодексы сотрудников правоохранительных органов разных
стран.
60. Этика следственной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. ред. И вступ. ст. М.В.Кларина.- М.: Прогресс, 1990.- 336с.
2. Берд П. Продай себя! Эффективная тактика улучшения вашего имиджа / Пер.с англ. Т.А.Сиваковой- Мн.: Амалфея, 1997.-208с.
3. Вайт Э.Г. Великая борьба между Христом и Сатаной в течение Христианского Века ( История протестантизма ).- К.: Джерело життя , 1996.- 384с.
4. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Вступ. ст., сост. И коммент. В.В. Сапова.- М.: Республика, 1994,-368с
5. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения.- М.: Прогресс,1986.- 396с.
6. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М.: Мысль, 1987,-580с.
7. Діловий етикет: К.: « Альтерпрес », 1998,- 320 с.
8. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие и Практикум.- Мн.: « Тетра- Системс » ,1997,-320с
9. Етика ділового спілкування: Курс лекцій / Т.К. Чмут, Г.Л.Чайка та інш. –К.: МАУП.1999.- 208.
10. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов.-М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА . М,1999,-168с.
11. Крижан Є.- Орлик Ю . Как себя вести. О правилах приличия. Перевод со словацкого В.С.Андрусовой. – Братислава. : Изд-во ОБЗОР, 1968, -302 с.
12. Криксунова И. Создай свой имидж.- С.-Петербург.: ЛАНЬ, 1997.-173с.
13. Кузнецов, И.П.Левченко и др.; Под ред. Проф. Ю.В.Наумкина.- М.: Закон и право,1999.- 350с.
14. М.Мак-Кей, П.Роджерс, Ю.Мак-Кей.Укрощение гнева- СПб.: Питер Пресс,1997.-352с.
15. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие / Под ред. А.В.Опалева и Г.В. Дубова.-М.: « Щит – М »,1997,-327с.
16. Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов / О.В. Афанасьева, В.Ю. 17. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих,1929-1938. В 2 т. Мн.: ПРАМЕБ, Т.1.- 1991.-432с.,Т.2.-1992.- 432с.
18. Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. И авт. Вступ. ст. В.П. Шестаков; Коммент. А.Н. Богословского.-М.: Прогресс, 1991.-448с.
19. Словарь по этике / Под. Ред. И.С.Кона.-4-е изд.-М.: Политиздат, 1981,-430 с.
20. Современная энциклопедия. Этикет/ Авт. Сост. Гусев И.Е.- Мн.: Харвест, 1999,-352с.
21. Сумерки богов / Сост. И общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод.- М.:Политиздат,1990.-398с.
22. Таранов П.С. Золотая книга руководителя.-М.: ФАИР-ПРЕСС,1999.-496с.
23. Толстой Л. Воскресение.- Кишинев.: « Картя Молдовеняскэ », 1969.-451с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов 1-го курса заочного отделения
по выполнению контрольных работ по дисциплине
«Правовая этика»
Доц. Шлыкова И.А.
2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению контрольных работ и изучению курса «Правовая этика»
(для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности « Правоведение » )
ВВЕДЕНИЕ
Программа курса "Правовая этика" для студентов заочного отделения рассчитана на 6 часов лекционных и 4 часа практических занятий. Итоговый контроль-зачет.
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Лекции Кол-во час. Практические
1. Предмет и задачи юридической 2 2 Нравственная допустимость
этики. Историческое развитие правового принуждения в
морали. юридической деятельности.
2. Сущность и структура морали. 2 2 Судебная этика и этика
Проблемы морального выбора следственной работы.
в этике и юридической деятель-
ности.
3.Нравственная культура юриста. 2
Этика деловых отношений и
служебный этикет.
Важнейшим показателем степени усвоения материала лекций и практических занятий, а также эффективности самостоятельной работы студентов-заочников является выполнение ими контрольной работы по выбранной теме. Контрольная работа должна представлять развернутый ответ на теоретический вопрос в соответствии с планом, демонстрировать знание литературы по теме и умение выбирать и выстраивать в логическом порядке аргументы, доказывающие основную мысль рассуждения. В заключительной части должны содержаться выводы или обобщение, отражающие собственную точку зрения на рассматриваемую проблему. Если в формулировке темы есть термины, они должны быть объяснены; если тема посвящена деятельности конкретного мыслителя, то биографические сведения не должны превышать объема введения. Общий объем контрольной работы - 8-10 стр. печатного текста, формат А4, поля слева 30мм, справа- 15мм, нумерация страниц , план и список литературы ( не менее 8-10 источников ) обязательны.
Второй частью контрольной работы является практическое задание, состоящее из краткого описания жизненной ситуации, которую должен проанализировать каждый студент, используя собственный жизненный опыт и нравственные принципы. Результатом успешного анализа ситуации станет принятое им решение, которое одновременно продемонстрирует личностные моральные убеждения студента, его осведомленность о верных и неверных критериях морального выбора, а также укажет на возможные противоречия между моральными ценностями человека и нормами права, которые в конечном счете должны являться для юриста основными при принятии решения.
Все практические задания имеют общее название "Принятие решения" и выполняются по прилагаемой форме:
ЧТО ПРОИЗОШЛО ?
( Ситуация )
Какую информацию вы хотели бы получить, чтобы принять решение.
( Оформить в виде вопросов )
1.
2.
3.
Какие вообще возможны альтернативные решения, и каковы их положительные и отрицательные последствия.
А р 1 А р 2 А р 3
П О С Л Е Д С Т В И Я
+ _ + _ + _
Субъективные и объективные О.р.
факторы, влияющие на Вас Учтя все факторы,
( угрызения совести, чувство гордости, сформулируйте
мнение окружающих и т.п. ) окончательное решение.
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
ТЕМА 1.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ.
ПЛАН
Мораль как предмет этики.