Обоснование содержания программы
Организационные формы работы с детьми
· диагностический игровой сеанс;
· игровые психокоррекционные сеансы;
· игровой терапевтический сеанс (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, пескотерапия и др.)
· игровой обучающий сеанс;
· специальные упражнения и тренинги (развитие коммуникативных умений, эмоциональное развитие, взаимодействие),
· здоровьесберегающие техники (дыхательные техники, двигательные, контактные, специальные профилактические упражнения).
· организованные формы взаимодействия (развлечение, досуг, праздник и др.)
Цели и задачи программы реализуются через индивидуальные и групповые формы работы в присутствии родителей. При этом учитывается совместимость детей, общность или специфичность педагогических и коррекционных задач.
Формы взаимодействия с семьей.
· консультация плановая или по запросу родителей;
· лекторий;
· проблемно - ориентированная родительская группа;
· диагностический сеанс (тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседа);
· мастер-класс;
· детско-родительский клуб;
· групповой тренинг родителей;
· участие в творческой мастерской, в проектной деятельности;
· повышение педагогической компетенции родителей (оформление информационно-тематических папок, альбомов, выставок, подборка литературы для родителей и др. наглядные материалы);
Специалисты, сопровождающие семью, ведут работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним, создании атмосферы принятия и безопасности, установления более полного и осознанного контакта (эмоционального, интеллектуального, телесного) между ребенком и родителями.
Умение наладить доверительные отношения с родителями – путь успешного взаимодействия специалистов с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание квалифицированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях. Главное условие – взаимодействие, сотрудничество семьи и специалистов.
Принципы взаимодействия специалистов и семьи:
· Усилия специалистов направлены на поддержку семьи, поскольку именно она играет в жизни ребенка главную роль.
· Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка составляется совместно с родителями, с учетом особенностей развития ребенка.
· Родители знакомятся с необходимым коррекционно- развивающими материалами (игровыми и дидактическими пособиями, игрушками литературой), выполняют рекомендации специалистов в домашних условиях.
· Коррекционное взаимодействие специалистов и родителей с ребенком осуществляется посредством игры.
· Занятия специалистов с ребенком проводятся совместно с родителями.
Работа с родителями проводится в индивидуальной и групповой форме.
Совместно с родителями составляется социальный паспорт семьи.
Каждым специалистом проводится групповое и индивидуальное консультирование родителей. При необходимости, например, когда ребенок долго болеет, консультации могут проводиться дистанционно (по телефону, электронной почте). Вид связи определяется техническими возможностями в семье и её подготовленностью для такой формы общения.
Методы и средства оценки результативности программы
Оценка результативности программы осуществляется путем сопоставления состояния ребенка по всем направлениям работы на момент составления индивидуального маршрута и по окончании учебного года, выявленного при помощи наблюдения, диагностических проб, опроса родителей. Данные обследования заносятся в стандартные формы, позволяющие оценить качественные и количественные изменения в состоянии ребенка и родительско-детского взаимодействия.
Продолжительность программы
Индивидуальная программа для семьи и ребенка пересматривается ежегодно и действует до достижения ребенком возраста 8 лет (при выраженных нарушениях развития) или до поступления в дошкольное учреждение.
Количество занятий в неделю
В условиях ГКП предусматривается гибкий режим посещения, в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья, периода включения в деятельность ГКП, возможностей родителей по транспортировке ребенка, потребностей семьи, оздоровительных процедур во внешних организациях, занятости специалистов и др.
Время активной фазы занятия рассчитывается по нормам СанПиН 2.4.1.3049-13 и в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Структура индивидуального занятия состоит из активной фазы (коррекция, обучение), общения с ребенком и специальных упражнений, способствующих активизации интеллектуальной деятельности ребенка или снятию психоэмоционального и физического напряжения.
Работа ГКП организуется ежедневно, по утвержденному графику работы специалистов и с учетом режима дня, соответствующего СанПиН 2.4.1.3049-1. Длительность пребывания воспитанников 3,5 часа.
Режим дня